Процедура «Управления несоответствующей продукцией».
Организация должна гарантировать, что продукт, которые не соответствуют требованиям, идентифицирован и находится под управлением с целью предотвращению непреднамеренного использования или поставки. Должна быть установлена документированная процедура определяющая управление и соответствующие ответственность и полномочия по обращению с несоответствующим продуктом.
Процедура управление несоответствующей продукцией это процедура которая определяет кто и как должен действовать если в ходе работы организации возникли несоответствия. Под несоответствующей продукцией в стандарте понимается не только продукция, но и услуги и другие результаты работы. Например результатом работы газоперекачивающего агрегата является транспортировка газа, тогда процедура управление несоответствующей продукцией необходимо выделить какие несоответствия могут возникать ходе работы газоперекачивающего агрегата, и как необходимо действовать при обнаружение этих несоответствий.
Действующий на предприятии порядок управления несоответствующей продукции гарантирует превращение непреднамеренного использования. Документированной процедурой определены ответственность и полномочия по обращению с несоответствующей продукцией.
Процедура является обязательной для всех подразделений организации. Процедура предусматривает введение идентификацию, документирование и маркировку несоответствующей продукции, её дальнейшую изоляцию изготовку данных для программы для планирования корректирующих и предупреждающих действий.
Данная процедура состоит из шести этапов:
1) обнаружение несоответствующей продукции;
2) изолирование идентификации несоответствующей продукции;
3) исследование несоответствующей продукции;
4) принятие решений по управлению несоответствующей продукцией;
5) разработка и реализация корректирующих действий;
6) контроль и оценка эффективности корректирующих действий.
Решение о несоответствии продукции принимает лицо контролирующие данный процесс производства контроль и испытания с фиксацией несоответствия в сопроводительной документации. При неоднократном обнаружении несоответствия продукции одного вида оператор процесса немедленно информирует старшего мастера, информация о несоответствии продукции предприятий фиксируется в протоколе приемо-сдаточных испытаний и сопроводительном листе.
Инженер ответственный за данный вид продукции предлагает одно из следующих решений
- продукция может быть подвергнута ремонту и при положительном результате приемочного контроля реализована как соответствующая;
- доступ к продукции которая не может быть в дальнейшем использовать должен быть ограничен до дальнейших действий с ней.
Решение по управлению несоответствующей продукцией утверждает владелец процесса.
Для устранения причин выявленных несоответствий вводится корректирующее действия.
Для устранения причин потенциальных несоответствий вводится предупреждающее действие. Руководство должно планирует предупреждение потерь в организации. С этой целью необходимо систематически выявлять потенциальные несоответствия и поддерживать все объекты системы менеджмента качества в соответствии установленным требованиям.
Потенциальные несоответствия основываются на данных полученных в результате:
- анализа со стороны руководства;
- соответствующих записей системы менеджмента качества;
- анализа рынка;
- использование средств анализа риска.
Необходимо создать в организации условия способствующие вовлечению всех работников в активный поиск возможностей улучшения показателей касающихся всех объектов системы менеджмента качества.
Выявленные потенциальные несоответствия необходимо идентифицировать путем определения принадлежности к процессу системы менеджмента качества, к продукции или системе целом. Руководители подразделений самостоятельно должны исследовать причины потенциальных несоответствий и фиксировать результаты исследований.
Для разработки предупреждающих действий потенциальное несоответствие можно классифицировать по степени предполагаемой значимости, формы проявления, частоте появления, по степени сложности устранения несоответствий с целью выработки наилучшего варианта.
Несмотря на то что название процедуры "Управление несоответствующей продукцией" действие данной процедуры должны распространяться на все несоответствия возникающие в процессах работы организации.
Рекомендации по улучшению процедуры «Управление несоответствующей продукцией»
Каждое предприятие работает в своей сфере производства продукции либо оказания услуг, поэтому невозможно разработать единую схему включающую в себя все возможные варианты управления несоответствующей продукцией. Но в стандарте iso 9001 требование сказано что после идентификации несоответствующей продукции и предотвращения ее дальнейшего использования необходимо провести анализ несоответствующей продукции и принять решение о дальнейших действиях с ней.
Так же в стандарте указаны общие возможные варианты решения управления несоответствующей продукцией такие как:
- Ремонт или изменение конструкции для устранения несоответствий;
- Принятие использование или выпуск если имеется разрешение на отклонение от уполномоченного органа либо лица ответственного за данную продукцию с оформлением карты разрешения;
- Использование по другому отличному от первоначального назначению;
- Направление на утилизацию.
В ООО «Газпром трансгаз Самара» внедрена и функционирует процедура «Управление несоответствующей продукцией». Разработан стандарт СТО-01-229-2010 в котором описана данная процедура. Но в стандарте имеются некоторые упущения либо недоработки. А именно ни в тексте стандарта, ни на схеме представленной в нём Рисунок (СХЕМЫ) не указаны варианты устранения несоответствующей продукцией.