Распределение полного веса по осям
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра "Автомобильное хозяйство и двигатели"
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
на тему " Проектирование междугороднего автобуса длиной 10,5 м
и максимальной скоростью 100 км/ч
Выполнил:.
Шифр: 703445
Преподаватель:
Кондратьев А.В.
Москва 2014 год
Содержание
стр.
1.Выбор и расчет параметров автобуса и его агрегатов………………. 3
1.1. Определение массы автобуса……………………………………….. 3
1.2. Распределение полного веса по осям………………………………. 3
1.3. Определение размер шин и радиус качения……………………….. 3
1.4. Расчет параметров двигателя……………………………………….. 4
1.5. Определение силы сопротивления движению автобуса…………… 5
1.6. Выбор параметров трансмиссии…………………………………….. 9
2. Тяговый и топливно-экономический расчет автомобиля…………… 11
2.1. Расчет и построение характеристики мощностного баланса
автобуса…………………………………………………………………… 11
2.2.Расчет и построение характеристики силового баланса
автобуса………………………………………………………………….. 12
2.3.Расчет и построение характеристики времени разгона
автобуса до заданной скорости…………………………………………. 13
2.4.Расчет и построение топливно-экономической характеристики
автобуса…………………………………………………………………… 16
Литература………………………………………………………………… 19
1.Выбор и расчет параметров автобуса и его агрегатов
Определение массы автобуса
Для междугородних автобусов длинной 11 метров принимаем коэффициент собственной массы Ко= 1000 кг/м [1], стр.150
Определяем снаряженную массу автобуса по формуле:
mсн = КО · А = 1000 · 10,5 = 10500 кг,
где А - длина автобуса.
Нагрузка для междугороднего автобуса задана количеством мест (сидений) и не меняется.
Определим нагрузку автобуса по формуле:
mг = 150 · А · В = 150·10,5·2,5 = 3940 кг,
где В = 2,5 м – габаритная ширина автобуса.
Полная масса автобуса:
mа = mсн + mг = 10500 + 3940 = 14440 кг
Вместимость междугороднего автобуса определим по формуле:
nп = (mг -75)/95 = (3940-75)/95 = 40 места,
где 75 кг – масса водителя;
95 кг – масса одного пассажира с 25 кг багажа.
Распределение полного веса по осям
Принимаем распределение полного веса автобуса по осям на примере автобуса ЛиАЗ-5256 при условии равномерного износа шин [1] стр.149. На переднюю ось автобуса приходится 35,5% веса автобуса, на заднюю 64,5%.
Определение размер шин и радиус качения
Принимаем для автобуса шины размером 320R508 [2]. Нагрузка на одинарное колесо составляет 26,85 кН, на сдвоенные колёса 48,78. Давление в шинах 8,5 бар, радиус качения 546 мм.
Расчет параметров двигателя
Принимаем для междугороднего автобуса тип двигателя – дизельный.
Для междугородных автобусов мощность двигателя рассчитываем на заданной максимальной скорости Vmax, лежащей в пределах 100-125 км/ч по формуле [2]:
где Кз =1,05…1,10 - коэффициент запаса;
f = 0,016 -коэффициент сопротивлению качения;
hт = 0,85 - КПД трансмиссии;
А - 6,9 м2 - площадь лобового сопротивления автобуса;
Ga = ma · g = 14440 · 9,8 = 141512 Н
Сх = 0,80 - коэффициент сопротивления воздуха
Число оборотов двигателя при максимальной мощности по рекомендациям [2] принимаем равным
nр = 2200 об/мин.
Зная максимальную мощность и число оборотов при этой мощности рассчитываем внешнюю скоростную характеристику крутящего момента двигателя Tе = f(nд) и мощности двигателя Ре = f(nд). Для этого построения используем безразмерную характеристику прототипного дизельного двигателя по табл. 3,4 из [2] с коэффициентом приспособляемости Кт = 1,14. Расчет ведем по формулам
nд = n0 · nр Те = Т0 · Тер Pe = Т0 · n0 · Pemax
где n0 – безразмерная частота вращения вала двигателя;
Т0 – безразмерный крутящий момент.
Крутящий момент при максимальной мощности определим по формуле
.
Результаты расчетов приведены в таблице 1.
Расчет внешней скоростной характеристики двигателя Таблица 1
n0 | 0,4 | 0,5 | 0,6 | 0,7 | 0,8 | 0,9 | 1,0 | 1,1 |
T0 | 1,084 | 1,128 | 1,14 | 1,13 | 1,106 | 1,104 | 1,0 | |
nд, об/мин | ||||||||
Te, Н·м | ||||||||
Ре, кВт |
Внешние скоростные характеристики двигателя приведены на рис.1, 2.
Рабочий объем двигателя рассчитываем по формуле
где ре – среднее эффективное давление
ре = (2,07-1,03·Кт)·(1+e) = (2,07*-1,03·1,14)·(1+16) = 15 бар
e = 16 – степень сжатия для дизелей.
Баланса автобуса
Мощностной баланс автомобиля представляет собой кривые мощности двигателя, приведенные к колесам автомобиля, в зависимости от скорости его движения на всех передачах в коробке передач.
Скорость автомобиля без учета скоростных потерь определим по формуле
Таблица 7
nд, об/мин | |||||||||
Ре, кВт | |||||||||
Ре·hт, кВт | 61,2 | 79,9 | 96,9 | 113,5 | 126,6 | 138,5 | 141,9 | ||
1-я передача | V, км/ч | 5,5 | 6,8 | 8,2 | 9,6 | 10,9 | 12,3 | 13,7 | 14,3 |
2-я передача | V, км/ч | 9,2 | 11,4 | 13,7 | 16,0 | 18,3 | 20,6 | 22,9 | 23,9 |
3-я передача | V, км/ч | 15,3 | 19,2 | 23,0 | 26,8 | 30,6 | 34,5 | 38,3 | 40,1 |
4-я передача | V, км/ч | 25,7 | 32,1 | 38,5 | 44,9 | 51,4 | 57,8 | 64,2 | 67,1 |
5-я передача | V, км/ч | 43,0 | 53,7 | 64,4 | 75,2 | 85,9 | 96,7 | 107,4 | 112,3 |
На основании этих расчетов строим графики мощностного баланса (рис.7).
Характеристики автобуса
Топливно-экономическая характеристика автобуса строится при движении на пятой передаче.
Путевой расход топлива автобуса определим по формуле [1] стр.76-80.
, л/100 км
где beр = 220 г/(кВт·ч) – удельный расход топлива при работе двигателя на максимальной мощности;
kр – коэффициент, учитывающий степень использования мощности двигателя;
kn – коэффициент, учитывающий степень использования числа оборотов двигателя;
rТ = 0,86 г/см3 – плотность дизельного топлива.
Степень использования мощности определим по формуле
Степень использования числа оборотов двигателя определим по формуле
Коэффициенты kр, kn определим по формулам
kр = 1,98 – 2,61·Ир+1,63·Ир2 kn = 1,14 – 0,71·Иn+0,57·Иn2
Таблица 11
V, км/ч | 43,0 | 53,7 | 64,4 | 75,2 | 85,9 | 96,7 | 107,4 |
Ре, кВт | |||||||
РК+В, кВт | |||||||
Ир | 0,294 | 0,338 | 0,423 | 0,513 | 0,624 | 0,808 | 1,014 |
Иn | 0,43 | 0,54 | 0,64 | 0,75 | 0,86 | 0,97 | 1,07 |
kр | 1,353 | 1,284 | 1,167 | 1,070 | 0,986 | 0,935 | 1,010 |
kn | 0,929 | 0,906 | 0,894 | 0,894 | 0,906 | 0,930 | 0,966 |
ВS, л/100 км | 15,8 | 17,6 | 20,0 | 22,2 | 24,7 | 30,3 | 39,3 |
Литература
1. Петров В.А. Теория автомобиля: Учебное пособие для Вузов. – МГОУ, 1996.
2. Методические указания по выполнению курсового проекта. МГОУ.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра "Автомобильное хозяйство и двигатели"
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
на тему " Проектирование междугороднего автобуса длиной 10,5 м
и максимальной скоростью 100 км/ч
Выполнил:.
Шифр: 703445
Преподаватель:
Кондратьев А.В.
Москва 2014 год
Содержание
стр.
1.Выбор и расчет параметров автобуса и его агрегатов………………. 3
1.1. Определение массы автобуса……………………………………….. 3
1.2. Распределение полного веса по осям………………………………. 3
1.3. Определение размер шин и радиус качения……………………….. 3
1.4. Расчет параметров двигателя……………………………………….. 4
1.5. Определение силы сопротивления движению автобуса…………… 5
1.6. Выбор параметров трансмиссии…………………………………….. 9
2. Тяговый и топливно-экономический расчет автомобиля…………… 11
2.1. Расчет и построение характеристики мощностного баланса
автобуса…………………………………………………………………… 11
2.2.Расчет и построение характеристики силового баланса
автобуса………………………………………………………………….. 12
2.3.Расчет и построение характеристики времени разгона
автобуса до заданной скорости…………………………………………. 13
2.4.Расчет и построение топливно-экономической характеристики
автобуса…………………………………………………………………… 16
Литература………………………………………………………………… 19
1.Выбор и расчет параметров автобуса и его агрегатов
Определение массы автобуса
Для междугородних автобусов длинной 11 метров принимаем коэффициент собственной массы Ко= 1000 кг/м [1], стр.150
Определяем снаряженную массу автобуса по формуле:
mсн = КО · А = 1000 · 10,5 = 10500 кг,
где А - длина автобуса.
Нагрузка для междугороднего автобуса задана количеством мест (сидений) и не меняется.
Определим нагрузку автобуса по формуле:
mг = 150 · А · В = 150·10,5·2,5 = 3940 кг,
где В = 2,5 м – габаритная ширина автобуса.
Полная масса автобуса:
mа = mсн + mг = 10500 + 3940 = 14440 кг
Вместимость междугороднего автобуса определим по формуле:
nп = (mг -75)/95 = (3940-75)/95 = 40 места,
где 75 кг – масса водителя;
95 кг – масса одного пассажира с 25 кг багажа.
Распределение полного веса по осям
Принимаем распределение полного веса автобуса по осям на примере автобуса ЛиАЗ-5256 при условии равномерного износа шин [1] стр.149. На переднюю ось автобуса приходится 35,5% веса автобуса, на заднюю 64,5%.