Следующие марки алюминиевых сплавов: АМг5П; Д18П; В65; В94.
Следующие марки алюминиевых сплавов: АМг5П; Д18П; В65; В94.
Сплав АМг5П нестареющий, остальные сплавы расклепываются после старения.
Наиболее важными заклепочными сплавами являются Д18 (одна точка
Головки заклепки выступал над
поверхностью листа на 0,1¼0,2 мм.
Рис.Схема клепанного
соединения:
1 - обшивка;
2 - заполнитель;
3 - соединительная лента
Шаг заклепочного соединения определяется по приближенным формулам:
t = 3·d мм (для односрезного шва); t = 5·d мм (для двухсрезного шва).
Расстояние оси заклепки от края листа
с1= 2·d + 2 мм.
При ремонте герметических кабин применяют двухрядный заклепочный
шов, шаг которого определяется по формуле:
t = (4¼5)·d мм,
а расстояние между рядами по формуле:
с2= (0,6¼0,8)·t.
Зазор между стыкуемыми элементами а £ 1 мм.
Длину подкладки L находят из выражения:
L = L1+ 2(а + 2 с1(n1- 1) с2),
где L1- длина вырезанного участки; n1- число рядов заклепок в шве.
Рис.
Сверление отверстий по
Разметка отверстий под заклепки, болты, винты производится одним
из следующих способов: • по старым отверстиям в
остающихся элементах;
• по аналогии с остающимися
участками элементов конструкции;
• по размерам аналогичных конструкций таких же типов
самолетов;
• по шаблонам;
направляющим отверстиям:
• по чертежам или эскизам.
1 - стрингер; 2 - обшивка; 3 - дрель;
4 - отверстие
Если возможно, отверстия сверлят по старым отверстиям,
как по кондуктору (рис. ). В этих случаях разметка не
требуется, а трудоемкость сверления сокращается на 30%.
Заклепки в соединениях конструкции самолета работают на срез, смятие и в ряде случаев (крепление обшивки к каркасу) на отрыв головки.
Точно определить силу трения в заклепочном соединении довольно трудно. Поэтому считают, что нагрузка равномерно распределена между всеми заклепками. На самом деле, чем больше заклепок в ряду, тем неравномернее они работают, причем больше всего нагружены крайние заклепки за счет недогрузки средних.
Усилие, приходящееся на одну заклепку Р0, определяется но формуле:
Р0= (zpd2/4)·tср,
где z — число одновременно срезающихся сечений;
d— диаметр отверстий под заклепку, см;
tср— допустимое напряжение на срез, кГ/см2.
Отсюда количество заклепок в шве п будет равно
п ³ Р/Р0,
где Р — усилие на узел.
Если считать, что заклепки могут работать не только на срез, но и на
смятие, то число их п должно быть:
п ³ Р/(smin·d·sсм),
где sсм —допускаемое напряжение на смятие, кГ/см2, smin —наименьшая толщина соединяемых листов, см.
Инструменты для ручной клепки
Поддержка - массивный цилиндрический
стержень с лункой по форме закладной головки, который служит опорой для заклепки и должна быть в 3¼5 раз массивнее молотка.
Натяжка - стержень с отверстием в рабочей части, который служит для сжатия соединяемых листов перед клепкой.
Обжимка - стержень с лункой на рабочей части. Имеет цилиндрическую и конические рабочую и ударную части. Служит для
оформления вновь образуемой
(замыкающей) головки, придания ей
правильной формы.
Деформация стержней заклепок
производится прессованием или при
помощи молотка. Прессовая клепка
позволяет получать заклепочные
соединения более высокой прочности и более гладкую поверхность, но она требует хороших подходов к объекту клепанных работ.
Выбор молотка при клепке
Диаметр стержня заклепки, мм 2¼3 4¼5 6¼8
Масса молотка, г 200 400 500
На качество заклепочного
соединения оказывает влияние вес молотка.
Излишне тяжелый или легкий молоток приводит к снижению прочности шва и
ухудшению гладкости
склепываемой
поверхности.
Рис. Виды
Поддержек,
Используемых при
Клепке
Рис.Виды заклепочных соединений:
а - внахлестку; б - встык с одной накладкой ((подкладкой); в - встык с
двумя накладками (подкладкой и накладкой)
Способы ручной клепки
Прямой Обратный (открытый) (закрытый)
Рис.Схема ручной прямой
клепки: а - просверленное
отверстие; б - установка
заклепки; в - прижатие листов; г -
осадка стержня молотком; д -
расклепывание стержня обжимкой
с оформлением полукруглой
головки
Рис.Схема ручной обратной
клепки:
1 - сверление отверстия; 2 -
постановка заклепки; 3 - клепка
Рис. Ориентировочные размеры длины стержня и замыкающей головки в
заклепочном соединении
Рис.Влияние дефектов клепки на прочность заклепочных
Соединений
Несоответствие размеров замыкающих головок
установленным к ним требованиям значительно
понижает механические свойства заклепочного соединения.
Рис.Шаблоны для
Контроля замыкающих
Головок заклепок
Рис.Проверка выступания головок
Гамма-снимок нижней обшивки
полученный при
центроплана, на котором обнаружено ослабление помощи гамма-
заклепочного соединения дефектоскопии.
Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации
Кафедра № 24 - «Авиационной техники»
Использованная литература:
Можайского, 1978. - 322 с.
следующие марки алюминиевых сплавов: АМг5П; Д18П; В65; В94.