По охране труда для водителя автомобиля
ТИ Р ПР-008-2006
1. Общие требования охраны труда.
1.1. Настоящая инструкция устанавливает безопасные методы и приемы работы, а также технические и организационные мероприятия, обеспечивающие безопасность труда водителя автомобиля.
I.2. На водителя автомобиля могут воздействовать следующие опасные и вредные факторы:
- движущиеся автотранспортные средства;
- повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны;
- возможность отравления этилированным бензином, выхлопными газами;
- возможность обжечься горячей водой или паром из радиатора;
- повышенный уровень шума и вибрации на рабочем месте;
- эмоциональные нагрузки, обусловленные возможностью дорожно-транспортного происшествия, а также личной материальной ответственностью за автомобиль;
- неблагоприятные климатические условия.
1.3. К самостоятельной работе водителем допускаются лица не моложе 18 лет, имеющие профессиональную подготовку и прошедшие:
- медицинский осмотр. При уклонении работника от прохождения медицинского осмотра или невыполнении им рекомендаций по результатам проведенных обследований, работник к выполнению трудовых обязанностей не допускается;
- вводный инструктаж (при приеме на работу);
- обучение безопасным методам и приемам труда и проверку их знания;
- первичный инструктаж на рабочем месте по охране труда в объеме настоящей Инструкции, стажировку (в объеме до 14 рабочих смен) на основании приказа или распоряжения по структурному подразделению.
К работе с электрифицированным инструментом допускаются водители, имеющие 1 квалификационную группу по электробезопасности в соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 13.01.03 .№ 6.
1.4.Водитель обязан:
- проходить обязательные предварительный (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования). Сроки периодических медицинских осмотров установлены: для работников до 55 лет – 1 раз в 3 года, для работников с 55 лет до 70 лет – 1 раз в 2 года, для работников свыше 70 лет – ежегодно;
- проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктажи по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда; соблюдать требования охраны труда и Правила дорожного движения;
- иметь полис обязательного страхования гражданской ответственности;
- правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;
- немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья;
- выполнять только порученную работу;
- ежедневно проходить предрейсовый медицинский осмотр. Допускается ведение медицинского самоконтроля при соблюдении соответствующих требований процедуры его оформления;
- при возникновении возгорания автомобиля водитель приступить к тушению очага пожара средствами пожаротушения, сообщить в пожарную охрану, а также своему непосредственному или вышестоящему руководителю;
- при травмировании (или заболевании) на работе сообщить об этом своему непосредственному руководителю и обратиться в лечебное заведение.
1.5. Водителю бесплатно выдаются специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты (в соответствии с типовыми отраслевыми нормами).
- комбинезон хлопчатобумажный,
- рукавицы комбинированные двупалые;
зимой по климатическим поясам дополнительно:
- куртка хлопчатобумажная на утепляющей прокладке,
- брюки хлопчатобумажные на утепляющей прокладке,
- валенки;
- перчатки хлопчатобумажные (при управлении легковым автомобилем);
- водителям автомобилей, работающих на этилированном бензине, на время работы на линии выдаются дежурные фартук резиновый с нагрудником, перчатки резиновые и нарукавники хлорвиниловые.
1.6. За невыполнение требований и норм законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда, инструкций по охране труда работник привлекается к дисциплинарной, а в соответствующих случаях - к материальной и уголовной ответственности в порядке установленном законодательством РФ.
2. Требования охраны труда перед началом работы.
2.1. При подготовке автомобиля к выезду водитель обязан проверить:
- наличие у себя удостоверения на право вождения автомобилем (в случае его изъятия – временного разрешения), путевого листа, полиса обязательного страхования гражданской ответственности, а также регистрационных документов на автотранспорт (лицензионная карточка, документы на перевозимый груз);
- наличие запасного колеса, буксирного троса, аптечки первой помощи, домкрата с подкладкой под пяту, огнетушителя, противооткатных упоров (не менее двух штук), знака аварийной остановки или мигающего красного фонаря, инструментов и иного инвентаря;
- заправку автомобиля топливом, маслом, водой, тормозной жидкостью, антифризом и уровень электролита в аккумуляторной батарее;
- исправность уплотнений дверей и окон, препятствующих проникновению отработанных газов в кабину (пассажирский салон) и в кузов автомобиля;
- техническое состояние автомобиля: исправность тормозной системы, рулевого управления, приборов освещения и сигнализации, электрооборудования, стеклоочистителей, установку зеркал, чистоту и видимость номерных знаков, отсутствие протекания топлива, масла, воды, давление воздуха в шинах.
Система питания, смазки и охлаждения не должны иметь течи. Диски колес должны надежно крепиться на ступицах. Замочные кольца дисков колес должны быть исправны и правильно установлены на своих местах. Не допускается наличие трещин и погнутости дисков колес. Техническое состояние электрооборудования автомобиля должно обеспечивать пуск двигателя при помощи стартера, безотказную работу приборов освещения, сигнализации и электрических приборов, а также исключать возможность искрообразования в проводах и зажимах. Провода электрооборудования должны иметь надежную, неповрежденную изоляцию. Не допускается течь электролита из моноблока аккумуляторной батареи.
При осмотре автомобиля в темное время суток необходимо пользоваться переносным электрическим светильником напряжением не выше 42 В с предохранительной сеткой или электрическим фонарем с автономным питанием.