По охране труда для оператора связи по сопровождению
И обмену почты с использованием автомобильного транспорта
ТИ Р ПР-005-2006
1.Общие требования охраны труда.
1.1. Настоящая инструкция устанавливает безопасные методы и приемы работы, а также технические и организационные мероприятия, обеспечивающие безопасность труда оператора связи по сопровождению и обмену почты с использованием автомобильного транспорта (далее - работник).
1.2. При сопровождении и обмене почты с использованием автомобильного транспорта на работника могут воздействовать следующие вредные и опасные производственные факторы:
- движущиеся транспортные средства (в том числе движущиеся части и элементы конвейера, транспортера), наличие других участников дорожного движения;
- повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны;
- повышенный уровень шума, вибрации и толчков, вызванные движущимся автотранспортным средством;
- эмоциональные (нервно-психические) перегрузки, обусловленные возможностью: дорожно-транспортного происшествия; личной материальной ответственностью сопровождающего при вероятности нападения с целью захвата почты и материальных ценностей; применения в соответствии со специальной инструкцией огнестрельного оружия;
- падение грузов при их транспортировке в кузове машины;
- неблагоприятные климатические условия.
1.3. К работе по сопровождению и обмену почты с использованием автомобильного транспорта допускаются работники (мужчины и женщины) не моложе 18 лет:
- прошедшие медицинский осмотр (освидетельствование) и не имеющие медицинских противопоказаний;
- прошедшие вводный и первичный на рабочем месте инструктажи по охране труда, а также обучение и проверку знаний Правил по охране тpуда в учреждениях и на предприятиях почтовой связи и Роспечати и настоящей Инструкции, а также Правил дорожного движения Российской Федерации, Правил по охране труда при ношении и применении огнестрельного оружия;
- прошедшие обучение и проверку знаний на соответствующую квалификационную группу по электробезопасности на основании требований Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 13.01.03 .№ 6;
- имеющие практические навыки оказания первой доврачебной помощи пострадавшим;
1.4. Перед началом работы работник должен быть ознакомлен работодателем с условиями труда на своем рабочем месте и правилами внутреннего трудового распорядка.
1.5. Работник обязан:
- соблюдать требования правил внутреннего трудового распорядка, а также режимов труда и отдыха;
- выполнять требования правил, норм и инструкций по охране труда;
- соблюдать правила пожарной безопасности;
- о случаях травмирования, неисправности оборудования, приспособлений и инструмента своевременно докладывать непосредственному руководителю.
1.6. Работнику бесплатно выдаются специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты (в соответствии с типовыми отраслевыми нормами).
-плащ непромокаемый с капюшоном (дежурный),
- рукавицы комбинированные;
при работе на маршрутах зимой дополнительно по поясам:
- полушубок,
- тулуп,
- куртка на утепленной подкладке,
- валенки,
- галоши,
- рукавицы теплые,
- шапка-ушанка.
1.7. За невыполнение требований и норм законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда, инструкций по охране труда работник привлекается к дисциплинарной, а в соответствующих случаях - к материальной и уголовной ответственности в порядке установленном законодательством РФ.
Требования охраны труда перед началом работы.
2.1. Перед началом работы работник должен:
2.1.1.Надеть и привести в порядок спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты с учетом погодных условий и времени года.
2.1.2.Осмотреть и убедиться в технической готовности кузова-фургона автомобиля кдоставке почты. Должна быть проверена исправность:
- запорных устройств дверей, не допускающих самопроизвольного открывания их при движении;
- фиксаторов, удерживающих двери в открытом крайнем положении;
- лестницы или подножки для входа в фургон (поверхность ступенек и подножек должна быть горизонтальной, рифленой и исключать возможность соскальзывания; высота нижней ступеньки или подножки должна быть не более 0,5 м);
- сигнализации "кузов-кабина";
- внутреннего освещения и вентиляции фургона, а также наличие легкосъемного огнетушителя и медицинской дорожной аптечки.
При перевозке почтовых отправлений, требующих сопровождения в кузове-фургоне, следует проверить наличие и исправность:
- специального огражденного места с мягким сидением, оборудованного поручнями для каждого работника;
- устройства для защиты работника от возможного смещения груза;
- устройства для открывания двери фургона изнутри кузова;
- аварийного (эвакуационного) люка или окна.
2.1.3. Работник должен иметь при себе удостоверение на право сопровождения почты (форма 81), удостоверение на право ношения оружия, само оружие и патроны к нему, сумку для хранения документов и другие приспособления для хранения и переноски материальных ценностей.
2.2. В случае обнаружения каких-либо нарушений охраны труда работник должен сообщить об этом своему непосредственному руководителю для принятия мер к их устранению.
Требования охраны труда во время работы.
3.1. Загрузка, предназначенной для сопровождения почты и материальных ценностей в кузов-фургон, должна производиться с соблюдением требований охраны труда при работе с транспортерами и выдвижными секциями (в соответствии инструкциями по охране труда).
3.2. Погрузка и выгрузка почтовых отправлений должна производиться в соответствии с предельно допустимыми нормами переноски и поднятия тяжестей (для женщин: постоянно в течение рабочей смены - до 7 кг, при чередовании с другой работой (до 2 раз в час) - до 10 кг; для мужчин постоянно в течение рабочей смены - до 10 кг, при чередовании с другой работой (до 2 раз в час) - до 30 кг.).
Перемещение почтовых отправлений, вес которых превышает предельно допустимые нормы подъема и перемещения грузов вручную, должно производиться двумя работниками.
3.3. Перевозимый груз должен быть уложен и укреплен так, чтобы исключалась возможность его смещения или падения.
3.4. Для обеспечения устойчивости многооборотную тару с корреспонденцией, посылки, пачки с печатью и мешки следует укладывать равномерно вплотную, снизу - в жесткой упаковке, более габаритные и более тяжелые.
3.5. При погрузке и разгрузке посылок, пачек с печатью не допускается брать их за перевязь.
3.6. По окончании загрузки и разгрузки двери кузова-фургона следует запереть на запорное устройство.
3.7. С момента приема почты и других отправлений до их сдачи по месту назначения работник должен обеспечивать их целостность и сохранность. В пути сопровождающий работник должен сидеть рядом с водителем (при двух сопровождающих работниках - один из них должен находиться в кузове-фургоне на специально оборудованном месте). Сопровождающий работник (работники) должен находиться в кабине или в кузове-фургоне автомобиля до полной его остановки.
3.8. Сопровождающий работник обязан:
- соблюдать установленный маршрут следования почты;
- не допускать непредусмотренных остановок;
- не допускать нахождения в автомобиле посторонних лиц и (или) постороннего груза.
3.9.При сопровождении особо ценного груза, если работнику выдается оружие, он должен держать его в готовности на всем пути следования.
3.10. При движении автомобиля к люковому окну водитель должен убедиться в отсутствии людей на пути следования. Скорость движения автомобиля не должна превышать 5 км/час. Размещать автомобиль у вертикальной ориентировочной полосы слева от окна и горизонтальной на покрытии подъездного пути для точной установки и на расстоянии не менее 750 мм между бортами рядом стоящего автомобиля. При движении автомобиля к люковому окну задним ходом запрещается:
- стоять, проходить, пробегать, пролезать между автомобилем и окном обмена;
- залезать в кузов автомобиля во время его движения или выпрыгивать из него;
-открывать или поправлять двери кузова, борта, лесенки, выдвигать секцию транспортера до полной остановки автомобиля.
3.11. Вызов работника для обмена почты должен быть произведен только после полной остановки автомобиля и после того, как сопровождающий работник откроет двери кузова и войдет в него.
3.12. Секция транспортера должна выдвигаться после полной остановки автомобиля и получения сигнала от сопровождающего работника о готовности к обмену почты.
3.13. Выдвижная секция транспортера должна иметь устройство сигнализации (о выдвижении секции транспортера) и перекрывать зазор между стеной здания и задним бортом автомобиля и заходить в кузов не менее чем на 150 мм. Выдвижная секция должна иметь приемный столик, окрашенный в красные и белые полосы, и конструкцию, которая исключает попадание пальцев рук между ним и концевым барабаном.
3.14. Выдвижная секция транспортера должна, быть возвращена в исходное положение только после окончания обмена почты по сигналу сопровождающего работника.
3.15. Автомобиль должен отправляться в рейс только после того,как сопровождающий работник войдет в кабину (фургон) и даст согласие (подаст сигнал) водителюна отправку автомобиля.
3.16. В темное время суток место обмена почты должно быть освещено в соответствии с нормами освещенности (не менее 150 лк при люминесцентных лампах или не менее 75 лк при лампах накаливания). Светильники должны быть брызго-пылезащищенного исполнения, иметь удобное и безопасное расположение, исключающее возможность случайного прикосновения работников к их арматуре и к токоведущим частям.
3.17. В холодное время года у окон обмена почты должна работать тепловая завеса.
Требования охраны труда в аварийных ситуациях.
4.1.При вынужденной остановке автомобиля работник обязан обеспечивать сохранность перевозимых материальных ценностей:
- организовать охрану почтового автомобиля в соответствии с инструкцией;
- сообщить дежурному или руководителю о вынужденной остановке;
- обратиться (при необходимости) к местным органам власти за помощью.
4.2. При вынужденной остановке автомобиля на железнодорожном переезде работник обязан выполнять указания водителя, направленные на предотвращение аварии.
4.3. При несчастном случае или ухудшении здоровья оказать пострадавшему первую доврачебную помощь, сообщить о происшедшем дежурному или непосредственному руководителю, принять меры к отправке пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.
5. Требования охраны труда по окончании работы.
5.1. Доложить непосредственному руководителю о результатах поездки, о замечаниях по состоянию автомобиля, кузова-фургона, о состоянии подъездных путей, других нарушениях, а также обо всех недостатках охраны труда, обнаруженных во время работы.
5.2. Сдать оружие, патроны к нему, сделав соответствующую запись в журнале (если это оружие ему выдавалось).
5.3. Снять спецодежду, специальную обувь и другие средства индивидуальной защиты, убрать их в шкаф или повесить для просушки в сушилке. Сдать дежурную спецодежду.
5 4. Принять душ или другие меры личной гигиены.
ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ