Контактные системы зажигания
В контактных системах зажигания, катушка замыкается и размыкается от «массы» с помощью контактов. Электрическая схема контактной системы зажигания (рис.5.) состоит из аккумуляторной батареи АБ, замка зажигания ЗЗ, катушки зажигания КЗ, распределитель зажигания РЗ, первичной обмотки катушки зажигания 1, вторичной обмотки катушки зажигания 2, кулачка распределителя зажигания 3, контактной группы 4 (состоящей из подвижных и неподвижных контактов), конденсатора 5, бегунка 6, крышки распределителя зажигания 7, высоковольтных проводов 8, свеч зажигания 9.
Рис. 5. Электрическая схема контактной системы зажигания.
Распределитель зажигания приводится в движение двигателем автомобиля и вращается со скоростью распределительного вала. На валу распределителя закреплены кулачок 3 и бегунок 6 (рис.5). Кулачок имеет выступы, количество которых соответствует количеству цилиндров двигателя. При вращении кулачка один из его выступов перемещает подвижный контакт, размыкая или замыкая контакты.
В момент размыкания контакта бегунок 6 распределителя подходит к одному из контактов в крышке распределителя, и электрический ток высокого напряжения от катушки зажигания передается к свече зажигания по цепочке: вторичная обмотка катушки зажигания - центральный высоковольтный провод - бегунок, контакт крышки распределителя - высоковольтный провод с наконечником - свеча зажигания и «масса».
Для резкого исчезновения тока при размыкании первичной обмотки катушки зажигания от массы и уменьшения искрения между контактами параллельно им включается конденсатор 5 (рис. 4)
На рисунке (6) представлены осциллограммы токов и напряжений в первичной и вторичной цепях катушки зажигания при работе контактов без конденсатора. Из осциллограммы токов видно, что при размыкании контактов (точка 4) и отсутствии конденсатора ток падает медленно, так как э.д.с. самоиндукции, индуцируемая в первичной обмотке, направлена в сторону движения тока и будет стремиться задержать его исчезновение. Это приведет к возникновению сильного искрения между контактами прерывателя (ток продолжает идти через открывающейся зазор), и в первичной цепи на некоторое время сохраняется ток, что препятствует резкому уменьшению магнитного потока, в результате чего во вторичной обмотке индуктируется э.д.с, не превышающая 4–6 кВ. Такое низкое напряжение приводит к возникновению слабой искры и, как следствие, к плохому сгоранию топлива. Кроме того, ввиду сильного искрения между контактами прерывателя происходит их пригорание (окисление).
Рис. 6. Осциллограмма первичной и вторичной обмоток катушки зажигания при работе контактов без конденсатора.
Для уменьшения искрения между контактами параллельно им включается конденсатор 5 (рис. 5). В начальный момент размыкания контактов конденсатор заряжается, что уменьшает искрение между контактами. А после зарядки конденсатор будет разряжаться через первичную обмотку катушки, создавая ток обратного направления, что приведет к резкому снижению тока в первичной обмотке, и, следовательно, ускорит исчезновение магнитного потока в ней. Вследствие этого, э.д.с индуктируемая в цепях катушки зажигания резко повышается.
Диагностическим параметром контактной системы зажигания является УЗСК. Величина УЗСК, например, для автомобилей ВАЗ с контактной системой зажигания должен составлять составляет 54-58 градусов. Если УЗСК выше или ниже нормы, то искра начнет слабеть.
УЗСК регулируется путем изменения зазора между контактами. Чем больше зазор, тем меньше УЗСК и, следовательно, остается меньше времени для накопления энергии, т. е. ток не успевает достигнуть максимального значения, что приводит к снижению напряжения во вторичной обмотке. При увеличении оборотов УЗСК остается таким же, но времени на накопление энергии остается еще меньше. Поэтому при малом значении УЗСК и больших оборотах коленчатого вала двигатель может давать сбои из-за пропусков искрообразования, так как катушка не успевает запастись энергией.
С уменьшением зазора между контактами увеличивается УЗСК, и ток успевает достигать максимальной величины. Однако из-за малого зазора между контактами наблюдается искрение, следовательно, нет резкого исчезновения тока в первичной цепи, и поэтому вторичное напряжение уменьшается.
Измерение УЗСК производится с помощью специального прибора, который подключается между выводами «–» катушки зажигания и «массой» автомобиля. Угол измеряется в градусах или процентах. На современных стробоскопах также имеется функция измерения УЗСК.
Изменение УЗСК приводит к изменению угла опережения зажигания. Чем больше УЗСК, тем позже произойдет замыкание контактов, и, следовательно, будет более позднее зажигание, и наоборот. Поэтому, после регулировки УЗСК проверяется и корректируется угол опережения зажигания.
При увеличении частоты вращения до 3000 об\мин изменение УЗСК не должно превышать 2-3 градусов. Если оно больше, то возможны следующие неисправности: ослабление пружины подвижного контакта; люфт подвижной пластины прерывателя; большое биение валика распределителя.