Управление исполнительными механизмами
В режиме «Параметры» можно управлять исполнительными механизмами и проводить для некоторых типов ЭБУ регулировки, связанные с топливоподачей. Для этого необходимо выбрать в программе режим «Управление» (рис. 30).
Рис. 30. Вид окна управления исполнительными механизмами.
Рис. 31. Пример управления для коррекции СО.
Проверка давления в топливной системе (проверка работоспособности регулятора давления и топливного насоса). При включенном зажигании давление примерно 280 - 310 кПа, а при отключении безонасоса давление снизится примерно до 250 кПа. На холостом ходу давление примерно 230 - 250 кПа. Если снять вакуумный шланг с регулятора давлениян на заведенном двигателе, то давление должно возрасти до 280 - 310 кПа.
На 16-ти клапанных ВАЗ с двигателем 1,6л и ЭБУ «BOSCH M7.9.7» давление в топливной рампе примерно 380 кПа, а не 250 кПа. Регулятор давления топлива находится на самом насосе, в бензобаке.
Для проверки работоспособности насоса необходимо пережать обратку - давления должно подняться до 500 - 600 кПа. Давление должно подняться быстро и без пульсаций. Если это нет, то возможно загрязнены топливные фильтры.
Для проверки герметичности форсунок создается давление в топливной рампе и пережимается подающий трубопровод. Если давление падает, то негерметичны форсунки.
Диагностика форсунок. Закоксовывание форсунок происходит из-за некачественного топлива. Проверить можно, установив обороты 2500 об/мин и поочередным отключением форсунок, проверяя при этом насколько падают обороты двигателя. Для нормально работающего двигателя обороты должны падать на 100 - 120 оборотов.
Баланс форсунок. Для проверки подачи топлива форсунками, отключаем разъемы со всех форсунок, кроме проверяемой. Включаем бензонасос и создаем давление. Отключаем насос и подаем импульс с мотор-тестера на форсунку и наблюдаем падение давления: примерно 100 кПа. Проверяем операции для каждой форсунки. Малое падение давления или большая разница в падении между форсунками связано с засорением форсунок.
Исправные форсунки имеют практически одинаковые разности начального и конечного значений давления. Если отклонения от среднего значения трех других форсунок в большую или меньшую сторону более 20%, то форсунки нужно заменить или промыть.
Пример записи результатов тестирования баланса форсунок приведены в таблице 5.
Результаты теста «Баланс форсунок»
Таблица 5
Форсунка | ||||
Начальное давление, кПа | ||||
Давление после теста, кПа | ||||
Разность давлений, кПа | ||||
Среднее по остальным, кПа | (40+60+15)/3=48,3 | (55+60+45)/3=53,3 | (40+55+45)/3=46,6 | (40+60+55)/3=51,6 |
Отклонение,% | (55-48,3)/48,3*100 = 13,8 | (53,3-40)/53,3*100 =24,9 | (60-46,6)/46,6*100 =28,7 | 51,6-45)/51,6*100 =12,7 |
Результат | Норма | Заменить | Заменить | Норма |
Если отклонения от средних величин более 5%, то наблюдается плохой пуск двигателя расход топлива.
Если по результатам теста более одной форсунке не в допуске, следует поменять все форсунки.
Диагностика системы зажигания. Обычно все проблемы лежат в высоковольтной части этой системы: модуль зажигания, высоковольтные провода, свечи. Первоначальную проверку их работы проводят с помощью осциллографа.
Диагностика модуля зажигания. Неисправность катушек зажигания и высоковольтных проводов наблюдается, когда при резком нажатии на газ наблюдается звук подобный детонации (стучат клапана) или наблюдается «ступенька» провал. Причина: не работает один из контуров модуля. Ухудшается запуск двигателя. Для проверки системы зажигания двигателя необходимо заглушить двигатель и включить зажигание. Устанавливается разрядник на высоковольтные провода. Выбирается в меню «Параметры» пункт «Зажигание 1,4», четырехкратным нажатием подаются четыре импульса. Наличие искры указывает на исправность контура модуля зажигания, высоковольтного провода первого цилиндра и исправность свечи четвертого цилиндра. Снимается разрядник с высоковольтного провода первого цилиндра, поставить высоковольтный провод на место, а затем разрядник переставляется на высоковольтный провод четвертого цилиндра. Так же подаются четыре импульса. Наличие искры говорит об исправном контуре, высоковольтном проводе четвертого цилиндра и исправности свечи первого цилиндра. В той же последовательности проверяется 2 – 3 цилиндры. Как правило, у модуля зажигания из строя выходит только контур 1 - 4, либо 2 - 3. При этом ухудшается «тяга», появляются провалы при увеличении оборотов, затрудняется запуск двигателя.
Проверяем сопротивление высоковольтных проводов, оно должно быть в пределах 5 - 10 кОм.
Состояние свечей, снятых с двигателя, помогает определить неработающие или плохо работающие цилиндры. Если плохо работают 1 - 4 или 2 - 3, то возможно не работает одна из катушек модуля зажигания.
Если есть сигнал от датчика частоты вращения, а искры нет, то проверяем наличие питания на модуле зажигания (катушках) и замыкания на массу управляющих проводов. Возможной причиной замыкания на массу управляющего провода может быть пробитый выходной транзистор ЭБУ.
Регулировка СО на автомобиле ВАЗ.Регулировка СО на автомобиле проводится после проверки давление топлива в системе, очистке свечей зажигания и установки зазора на электродах свечей зажигания.
Регулировка СО проводится путем изменения коэффициента
коррекции топливоподачи на холостом ходу и малых нагрузках. Заводская установка RCO соответствует – 0,004. Увеличение RCO в плюс привод к увеличению топливоподачи и СО возрастает и наоборот уменьшение в минус - уменьшает.
Значение СО должно быть в пределах 0,6 - 0,9 %.
Если газоанализатора нет, то можно приблизительно ориентироваться на параметры лямбда (отношение воздух/топливо FAVAL = 1,020 - 1,023), параметры JQT (часовой расход топлива) = 0,7 л/час и INJ (время впрыска) = 2,0 – 2,2 мсек.
Если установить нормативное значение СО получается только при установке RCO близким к своим граничным значениям (- 0,250 или + 0,250), то скорее всего ДМРВ потерял свою чувствительность.
По работе системы зажигания (автоматическая установка УОЗ на холостом ходу) можно судить о стабильности работы системы и двигателя в целом. Если УОЗ имеет частые отклонения от своего среднего положения более 4 гр. п.к.в., то это говорит о нестабильности рабочего процесса в цилиндрах двигателя. Нужно выставить коэффициент RCO таким, чтобы, с одной стороны, время открытия форсунки было минимальным, а с другой, добиться стабильности параметра угла опережения зажигания.
В отдельных случаях можно вернуть на автомобиль СО - потенциометр. На ЭБУ без катализатора 44 контакт связан с колодкой диагностики и его соединяют с СО - потенциометром. Другой провод с СО - потенциометра соединяют с массой.
Регулировка СО на автомобиле ГАЗ.Регулировка СО производится изменением параметров RCOD и RCOK.
RCOD – коэффициент коррекции СО на холостом ходу. Отражает величину сигнала с потенциометра, преобразованную в смещение относительно нуля. Коэффициент RCOD изменяется в пределах от - 0,05 до + 0,05.
RCOK - коэффициент коррекции топливоподачи. Коэффициент служит для компенсации отклонений параметров двигателя и автомобиля, вызванных факторами, которые не определяются блоком управления; например загрязнение топливных форсунок.
Регулировка СО производится в следующей последовательности:
1. Устанавливается RCOK = 0.
2. Путем изменения коэффициент RCOD выставляется содержание СО на «холостом» ходу 0,8 - 1,0 %.
3. Для ДМРВ проволочного типа RCOD изменяется вращением винта на корпусе, а для ДМРВ пленочного типа – сканером. Содержание СО контролируется газоанализатором.
4. С помощью сканера, войти в режим управления РДВ и установить устанавливают частоту вращения коленчатого вала на «холостом» ходу 2000 об/мин. Содержание СО при этом должно снизится примерно до 0,2 - 0,3 %
5. Увеличивается постепенно значение параметра RCOK до такой величины, при которой СО будет равно 3,0 - 3,5 %. При этом частота вращения может измениться, но это не имеет значения.
6. Сбрасываются обороты до 880 об/мин и уменьшается значение RCOK на 0,10 - 0,12 затем полученную величину вводят в долговременную память ЭБУ.
7. С помощью коэффициента RCOD устанавливаем СО = 0,8 - 1,0 %. При этом коэффициент лямбда должен находится в пределах VALF = 1,02 - 1,03, а часовой расход топлива JQT = 1,2 л/час.
8. Проверяется содержание СО при нажатой педали акселератора на оборотах коленчатого вала 3000 об/мин. Концентрация СО должна упасть с исходного уровня 0,8 - 1,0 % до 0,2 - 0,3 %. При этом СН должно быть 200-300 ppm.
Тесты «Испытания».
Испытание – Разгон.Во время этого испытания определяются время, за которое двигатель набирает обороты, с указанной минимальной величины до указанной максимальной. также определяются расход воздуха и топлива. Крайние величины частоты вращения коленчатого вала задаются пользователем.
Действие оператора: Резко нажать до упора на педаль привода дроссельной заслонки, дождаться увеличения частоты вращения выше верхней границы и отпустить заслонку. Дождаться стабилизации частоты вращения холостого хода и повторить действие не менее двух раз.
Данные испытания можно проводить при движении автомобиля, задав соответствующие пороги скорости разгона.
Данные испытания двигателя ГАЗ: нижняя границы частоты вращения 2000 об/мин, верхняя граница - 5000 об/мин. Средняя время разгона меньше 0,75 сек.
Результаты испытаний «Разгон» 8-ми клапанного двигателя ВАЗ с блоком «Январь 7.2 Е2» представлены в таблице 6.
Таблица 6
Параметры | Начало | Окончание |
Частота вращения коленчатого вала, об/мин | ||
Скорость автомобиля, км/час | ||
Расход топлива, л/ч | 5,3 | 19,5 |
Расход топлива, л/100 км | ||
Расход воздуха, кг/час | 71,9 | 219,5 |
Температура охлаждающей жидкости, 0С | ||
Время разгона, сек | 0,59 | |
Ускорение частоты вращения коленвала, об/мин/сек | ||
Ускорение автомобиля, км/час/сек |
Баланс индикаторной мощности. Оценивает время разгона и торможения двигателя. Можно проводить как на холостом ходу, так и в движении (обычно на второй передаче).
Действие оператора: Резко нажать до упора на педаль привода дроссельной заслонки, дождаться увеличения частоты вращения выше верхней границы и отпустить заслонку. Дождаться стабилизации частоты вращения и повторить действие не менее двух раз.
Данные испытания двигателя ГАЗ: нижняя граница частоты вращения 2000 об/мин, верхняя граница – 5000 об/мин. Среднее время разгона меньше 6,0 сек.
Цилиндровый баланс прогретого двигателя. Показывает относительный вклад каждого цилиндра.
Действие оператора: Установить частоту холостого хода 2000 об/мин (в режиме «исполнительные механизмы). Отключая последовательно одну форсунку, записать частоту вращения при работе двигателя без одной форсунки. Определить разницу в падении частоты вращения при отключении каждой форсунки. Разница падений оборотов (FREQX) между отдельными цилиндрами для двигателя ГАЗ должна составлять 60 - 80 об/мин.
Полезно также использование показаний газоанализатора при проведении испытания. По изменениям уровня СН можно судить об эффективности системы топливоподачи.
ПРИМЕЧАНИЕ: На автомобилях с электроприводом вентилятора системы охлаждения перед проведением испытания рекомендуется включить салонный отопитель (печку) на максимальную мощность, т.к. включение вентилятора во время проведения испытания сильно искажает результаты.
Результаты испытаний «Цилиндровый баланс» 8-ми клапанного двигателя ВАЗ с блоком «Январь 7.2 Е2» представлены в таблице 7.
Таблица 7
Цилиндры | ||||
Изменение оборотов, об/мин | -150,0 | -140,0 | -180,0 | -200,0 |
Параметр | Состояние | - | - | - |
Положение РХХ, шаг | - | - | - |
Испытание - Определение механических потерь.Во время этого испытания определяется время торможения двигателя после резкого отпускания дроссельной заслонки. Необходимо установить максимальную и минимальную частоту вращения коленчатого вала для замеров перед проведением испытания (гл. меню – «Настройка» - «Параметры испытаний» - «Механические потери»). Испытание проводят на прогретом двигателе.
Результаты испытаний «Механических потерь» 8-ми клапанного двигателя ВАЗ с блоком «Январь 7.2 Е2» представлены в таблице 8.
Таблица 8
Параметры | Начало | Окончание |
Частота вращения коленчатого вала, об/мин | ||
Скорость автомобиля, км/час | ||
Длительность впрыска, мс | ||
Расход воздуха, кг/час | 13,7 | 9,9 |
Время торможения, сек | - | 1,58 |
Ускорение частоты вращения коленвала, об/мин/сек | - | |
Ускорение автомобиля, км/час/сек | - |