Бортовая диагностическая система OBD-II
В 1988 г. в США был разработан первый автомобильный экологический стандарт «OBD-1 (Onboard diagnostic-I), который предусматривал наличие диагностического разъема на борту автомобиля и обязательного наличия светового индикатора на щитке приборов автомобиля «CHECK ENGINE», предупреждающего о появлении неисправностей в одной из систем управления двигателем.
Применение стандарта OBD-I на практике не было эффективным, так как не был предусмотрен контроль за работой каталитического нейтрализатора, отсутствовал контроль утечек паров бензина и пропусков воспламенения смеси. Кроме того, стандарт OBD-I не предъявлял требований к унификации диагностических систем, что привело к разработке большого числа вариантов бортовых диагностических систем для разных моделей автомобилей.
В 1996 году в США вступил в действие экологический стандарт OBD-II, а в Европе стандарт стал действовать с 2000 г и получил название EOBD.
Требования этих стандартов предусматривают:
- стандартный диагностический разъем;
- стандартное размещение диагностического разъема;
- стандартный протокол обмена данными между сканером и ЭБУ автомобиля;
- стандартный список кодов неисправностей;
-единый перечень терминов, сокращений, определений, используемых для элементов электронных систем автомобиля и кодов ошибок.
На рис. 2 показан 16-контактный диагностический разъем, являющийся стандартным на автомобилях, соответствующих требованиям OBD-II. В таблице 1 поясняется назначение отдельных контактов.
Рис. 2. Стандартный диагностический разъем OBD-II.
Диагностический разъем размещается в пассажирском салоне, обычно под приборной панелью, открыто и обеспечивает доступ к системным данным. К разъему может быть подключен любой сканер.
Семь из 16 контактов имеют установленное стандартом назначение. Остальные находятся в распоряжении производителя. Контакты 7 и 15 используются в европейских системах диагностики для передачи данных по стандарту ISO 9141, Для передачи данных по стандарту SAE JI850 используются контакты 2 и 10.
Таблица 1.
Назначение контактов диагностического разъема
Контакт | Назначение |
Определяется производителем | |
Линия шины +, SAE - J1850 | |
Определяется производителем | |
Земля «масса» автомобиля | |
«Масса» для сигналов | |
Определяется производителем | |
Линия-К, ISO- 9141 | |
Определяется производителем | |
Определяется производителем | |
Линия шины -, SAE - J1850 | |
Определяется производителем | |
Определяется производителем | |
Определяется производителем | |
Определяется производителем | |
Линия-L, ISO- 9141 | |
Плюс аккумуляторной батареи |
В соответствии со стандартом OBD-II коды ошибок являются алфавитно-цифровыми и содержат пять символов, например, P0113. Первый символ — буква, которая указывает на систему, в которой произошла неисправность. Второй символ — цифра, которая указывает, как определен код: с помощью SAE или производителем автомобиля. Остальные три цифры указывают характер неисправности.
Стандартом OBD-II используются четыре буквы для обозначения основных электронных систем автомобиля:
В - для корпусной электроники (body);
С- для электроники на шасси (chassis);
Р - для электронных систем управления силовым агрегатом (powertrain);
U - тип системы не определен (undefined).
Не все возможные комбинации кодов использованы, многие зарезервированы на будущее за SAE.
Второй символ (цифра) принимает значения 0, 1, 2, 3. Цифра 0 означает, что код ошибки введен с помощью SAE (Society of Automobile Engineers — Международное общество автомобильных инженеров); цифра 1 указывает на то, что код введен производителем; цифры 2 и 3 зарезервированы для последующего использования за SAE. Третий символ (цифры от 0 до 9) указывает на подсистему, где произошла неисправность. Например, для систем управления силовым агрегатом (Р):
1, 2 — системы подачи топлива и воды;
3— система зажигания;
4 — система контроля за токсичными выбросами;
5 — система контроля оборотов двигателя;
6 – ЭБУ;
7, 8 - трансмиссия;
9, 0 — зарезервировано за SAE.
Последние две цифры в коде ошибки указывают на конкретную причину неисправности. Коды неисправностей различных датчиков, исполнительных механизмов, электронных и электрических цепей организованы в блоки по значениям левой цифры из двух. Правая цифра в блоке соответствует более специфической информации. Например, низкое или высокое напряжение, сигнал вне допустимого диапазона значений и т.д.
Таким образом код Р0113 расшифровывается с учетом сказанного следующим образом:
Р — неисправность систем управления силовым агрегатом, 0 - код установлен SAE, 1 — система подачи топлива и воды, 13 — высокий уровень сигнала датчика температуры воздуха во впускном коллекторе.
Назначение сканера МТ-10
Сканер МТ-10 позволяет:
- автоматически определять тип ЭБУ (только для автомобилей ВАЗ, ГАЗ, ИЖ, ЗАЗ);
- просматривать в динамике все контролируемые параметры ЭБУ и напрямую устройств ЭСУД, просматривать как в цифровом, так и в графическом виде до 16-ти параметров одновременно;
- вести долговременную запись поступающей информации. Запись может быть включена в любой момент во время просмотра. Время записи ограничено только свободным местом на жестком диске компьютера;
- получать сведения об ошибках ЭБУ, паспортах ЭБУ, двигателя, калибровках, таблицах коэффициентов топливоподачи;
- управлять исполнительными механизмами двигателя в процессе отображения интересующих параметров (если это позволяет ЭБУ);
- проводить испытания для определения механических потерь, скорости прогрева двигателя и другие (в зависимости от типа ЭБУ).
Сканер МТ-10 обеспечивает диагностику практически всех типов ЭБУ автомобилей российского производства и ряда марок иностранного производства. При появлении новых версий программы список поддерживаемых автомобилей может быть расширен.