Расчётно-технологический раздел
ВВЕДЕНИЕ
1. Роль автомобильного транспорта
2. Назначение ТО и ремонта автомобилей
3. Проблемные вопросы по теме проекта
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АТП
Выполнить в указанной последовательности нижеследующее:
1.1 Тип АТП, списочный состав его автомобильного парка, условия
эксплуатации автомобилей
1.2 Принятый режим работы автомобилей, суточный график выпуска и
прихода автомобилей с линии, время выполнения ТО и ТР на суточном
графике
1.3 Принять способ хранения автомобилей, способы облегчения пуска
двигателя в холодное время года
1.4 Производственно - техническая база АТП, ее службы и производства (основное, вспомогательное, обслуживающее)
1.5 Материально - техническое снабжение АТП
Примечание:1. Изучи материал по учебнику Г.М. Напольский«Технологическоепроектирование автотранспортных предприятий и станций технического обслуживания» М., «Транспорт» 1993, 271 с; а также на страницах 287….289, 364 учебника «Техническое обслуживание иремонт автомобилей» под редакцией д-ратехн. наук, профессора В.М.Власова, М. «ACADEMA» 2004, 480 с.
2. Изучи учебный материал на стр. 7... 15 «Учебного пособия» автор Гевло В.Н.
РАСЧЁТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Перечень исходных и нормативных данных
Таблица 2.1
Наименование | Условное обозначение | Един. измер. | Величина по модели автомобиля | Всего | ||||
1. Количество автомобилей | Ас1 | ед. | ||||||
Ас2 | « | |||||||
Ас3 | « | |||||||
Ас4 | « | |||||||
Ас5 | « | |||||||
2. Общее количество автомобилей | Ас | ед. | ||||||
3. Кол-во авт. по пробегу с начала эксплуатации в долях от нормативного пробега до капремонта до 0,25 | Ас1 | « | ||||||
от 0,25 до 0,5 | Ас2 | « | ||||||
от 0.5 до 0,75 | Ас3 | « | ||||||
от 0,75 до 1,0 | Ас4 | « | ||||||
от 1,0 до 1,25 | Ас5 | « | ||||||
от 1,25 до 1,50 | Ас6 | « | ||||||
от 1,50 до 1,75 | Ас7 | « |
Продолжение таблицы 2.1
от 1,75 до 2,00 | Ас8 | ед. | ||||||
свыше 2,00 | Ас9 | « | ||||||
4.Среднесуточнпробег автомобилей | L cc | км | ||||||
5. Дни рабочие в году автомобилей | Д рг | дни | ||||||
6. Число смен работ автомобилей на линии | nсм | ед. | ||||||
7. Продолжительность одной рабочей смены автомобиля | tсм | Ч | ||||||
8. Плановое время работы автомобиля на линии или время в наряде | Тн | « | ||||||
9. Категория условий эксплуатации | ||||||||
10. Природно- климатический район или зона |
Примечание.Таблица 2.1 составляется на основании задания, выданного на проект
Выбор основных исходных нормативов ТО и ремонта автомобилей
Основные исходные нормативы ТО и ремонта автомобилей выбираются по основным исходным данным согласно задания на проект из таблиц 2.1, 2.2, 2.3, 2.6 «Положения о ТО и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта», утвержденного Министерством автомобильного транспорта РСФСР от 20 сентября 1984г. (в дальнейшем – «Положение-84»).
Кроме «Положения-84» можно использовать таблицы «ОНТП» или «Гипроавтотранса», а также рекомендации заводов-изготовителей автомобилей.
Для наглядности основные исходные нормативы ТО и ремонта автомобилей помещаются в таблицу 2.2
Таблица 2.2
Наименование | Единица измерен. | Условное обозначе- ние | Величина по модели автомобиля | ||||
Периодичность ЕО | км | Lcc | |||||
« ТО-1 | « | LнТО-1 | |||||
« ТО-2 | « | LнТО-2 | |||||
« СО | ед. | Lco | Два раза в год | ||||
Норма пробега до КР | км | LнКР | |||||
Простой в ТО и ТР | дни/ 1000км | dнТО,ТР | |||||
Простой в КР | дни | Дкр | |||||
Трудоемкость ЕО | чел-ч | tнЕО | |||||
« ТО-1 | « | tнТО-1 | |||||
« ТО-2 | « | tнТО-2 | |||||
« ТР | чел-ч/ 1000км | tнТР |
2.3 Выбор коэффициентов корректирования К1…К5
Основные исходные нормативы ТО и ремонта автомобилей, размещенные в таблице 2.2 дипломного проекта, должны корректироваться коэффициентами К1…К5,так как величина этих нормативов выбрана из таблиц «Положение-84» для следующих условий и факторов работы автомобилей:
– первая категория условий эксплуатации
– базовая модель автомобиля (это: бортовые, грузовые, легковые и автобусы);
– умеренный климатический район с умеренной агрессивностью окружающей среды;
– пробег подвижного состава с начала эксплуатации, равный 50…75% от пробега до первого капитального ремонта;
– АТП, на которых производятся ТО и ремонт 200…300 ед. подвижного состава, составляющих три технологически совместимые группы.
Если условия и факторы работы автомобилей другие, то основные исходные нормативы ТО и ремонта необходимо корректировать коэффициентами К1…К5,величина которых приводится в таблицах 2.8, 2.9, 2.10, 2.11, 2.12 «Положения-84».
Из указанных таблиц и выбирается величина коэффициентов корректирования К1…К5, для «своих» условий и факторов работы автомобилей.
Для наглядности выбранные величины коэффициентов корректирования К1…К5 заносится в таблицы 2.3, 2.4, 2.5, 2.6 данного проекта.
Выбор коэффициентов корректирования К1, К2, К3, К5
Таблица 2.3
Наименование | Коэффициент корректирования | |||||
Обозна- чение | Величина по автомобилю | |||||
1.Коэффициент корректирования в зависимости от условий эксплуатации - Периодичности ТО | К1 | |||||
- Трудоемкости ТР | К1 | |||||
- Нормы пробега до КР | К1 | |||||
2. Коэффициент корректирования в зависимости от модификации подвижного состава: 2.1 Для базовой модели автомобиля при корректировании: - Трудоемкости ТО и ТР | К2 | |||||
- Нормы пробега до КР | К2 | |||||
2.2 Для седельного тягача при корректировании: - Трудоемкости ТО и ТР | К2 | |||||
- Нормы пробега до КР | К2 | |||||
2.3 Для бортового грузового автомобиля, работающего с одним прицепом при корректировании: - Трудоемкости ТО и ТР | К2 | |||||
- Нормы пробега до КР | К2 | |||||
2.4 Для автомобиля – самосвала, работающего на плече свыше 5 км, при корректировании: - Трудоемкости ТО и ТР | К2 | |||||
- Нормы пробега до КР | К2 |
Продолжение таблицы 2.3
2.5 Для специализированного подвижного состава при корректировании: - Трудоемкости ТО и ТР | К2 | |||||
3. Коэффициент корректирования в зависимости от природно-климатических условий - Периодичности ТО | К3 | |||||
- Трудоемкости ТР | К3 | |||||
- Нормы пробега до КР | К3 | |||||
4. Коэффициент корректирования в зависимости от количества автомобилей в АТП и количества технологически совместимых групп подвижного состава - Трудоемкости ТО и ТР | К5 | |||||
При количестве автомобилей в АТП _____________ (согласно задания) и количестве технологически совместимых групп |
2.3.2 Выбор коэффициентов корректирования К4 и К41
Примечание: 1. Величина этих коэффициентов выбирается из таблицы2.11 «Положения – 84» отдельно по каждому типу (модели) автомобиля с указанием их количества.
2.Выбранные величины этих коэффициентов занести в нижеследующие таблицы 2.4, 2.5 и 2.6 данного проекта.
2.3.2.1 Для грузовых автомобилей
Таблица 2.4
Корректируемый исходный норматив | Условие для корректирования | Модель автомобиля | Коэффициент и его величина | ||||
Количество автомобилей | К4 | К41 | |||||
Трудоемкость ТР Простой в ТО и ТР | Пробег с начала эксплуатации в долях от пробега до КР: до 0,25 | 0,4 | 0,7 | ||||
от 0,25 до 0,50 | 0.7 | 0.7 | |||||
от 0,50 до 0.75 | |||||||
от 0,75 до 1,00 | 1.2 | 1.2 | |||||
от 1,00 до 1,25 | 1.3 | 1.3 | |||||
от 1,25 до 1,50 | 1.4 | 1.3 | |||||
от 1,50 до 1,75 | 1.6 | 1.3 | |||||
от 1,75 до 2,00 | 1.9 | 1.3 | |||||
свыше 2,00 | 2.1 | 1.3 |
Для автобусов
Таблица 2.5
Корректируемый исходный норматив | Условие для корректирования | Модель автомобиля | Коэффициент и его величина | ||||
ПАЗ-3205 | |||||||
Количество автомобилей | К4 | К41 | |||||
Трудоемкость ТР Простой в ТО и ТР | Пробег с начала эксплуатации в долях от пробега до КР: до 0,25 | 0,5 | 0,7 | ||||
от 0,25 до 0,50 | 0.8 | 0.7 | |||||
от 0,50 до 0.75 | |||||||
от 0,75 до 1,00 | 1.3 | 1.3 | |||||
от 1,00 до 1,25 | 1.4 | 1.4 | |||||
от 1,25 до 1,50 | 1.5 | 1.4 | |||||
от 1,50 до 1,75 | 1.8 | 1.4 | |||||
от 1,75 до 2,00 | 2.1 | 1.4 | |||||
свыше 2,00 | 2.5 | 1.4 |
Для легковых автомобилей
Таблица 2.6
Корректируемый исходный норматив | Условие для корректирования | Модель автомобиля | Коэффициент и его величина | ||||
Количество автомобилей | К4 | К41 | |||||
Трудоемкость ТР Простой в ТО и ТР | Пробег с начала эксплуатации в долях от пробега до КР: до 0,25 | ||||||
от 0,25 до 0,50 | |||||||
от 0,50 до 0.75 | |||||||
от 0,75 до 1,00 | |||||||
от 1,00 до 1,25 | |||||||
от 1,25 до 1,50 | |||||||
от 1,50 до 1,75 | |||||||
от 1,75 до 2,00 | |||||||
свыше 2,00 |
Далее производится расчет производственной программы по ТО и ТР автомобилей в человеко-часах, которую будут выполнять основные и вспомогательные ремонтно-обслуживающие рабочие (по другому – исполнители работ) автотранспортного предприятия (АТП).
Для облегчения вышеуказанного расчета составлены 5 алгоритмов по 38 формулам (выражениям).
Каждая формула из каждого алгоритма применяется для каждой модели автомобиля, согласно таблице 2.1 дипломного проекта.
Для исключения написания параллельных расчетов по 38-и формулам все их результаты вписываются в соответствие таблицы дипломного проекта.
2.4 Корректирование основных исходных нормативов ТО и ремонта автомобилей, выбранными коэффициентами К1…К5.
Алгоритм №1
(2.1) |
↓
(2.2) |
↓
(2.3) |
↓
(2.4) |
↓
(2.5) |
↓
(2.6) |
↓
(2.7) |
↓
(2.8) |
↓
(2.9) |
↓
(2.10) |
Результаты расчетов по алгоритму №1 для наглядности сведены в таблицу 2.7
Таблица 2.7
Наименование | Условное обозначе- ние | Единица измере- ния | Расчетная величина по модели автомобиля | ||||
Скорректированная периодичность ТО-1 | LСКТО-1 | км | |||||
ТО-2 | LСКТО-2 | « | |||||
Скорректированная норма пробега автомобиля до КР | LСККР | « | |||||
Средневзвешенный коэффициент корректирования простоя автомобиля в ТО и ТР в зависимости от пробега с начала эксплуатации | К41(СВ) | - | |||||
Скорректированная продолжительность простоя автомобиля в ТО и ТР | dСКТО,ТР | дни / 1000 км | |||||
Скорректированная нормативная трудоемкость ЕО | TСКЕО | чел-ч | |||||
ТО-1 | tСКТО-1 | « | |||||
ТО-2 | tСКТО-2 | « |
Продолжение таблицы 2.7
Средневзвешенный коэффициент корректирования трудоемкости ТР | К4СВ | - | |||||
Скорректированная нормативная трудоемкость ТР | tСКТР | чел-ч / 1000 км |
Таблица 2.8
Наименование | Условное обозначе-ние | Единица измере-ния | Расчётная величина по модели автомобиля | |||||||||||
Дни постановки автомобиля в ТО-1 | дни | |||||||||||||
Фактическая периодичность постановки автомобиля в ТО-1 | км | |||||||||||||
ТО-2 | « | |||||||||||||
Количество ТО-2 для возможной постановки автомобиля в капремонт | ед. | |||||||||||||
Фактическая норма пробега автомобиля до капитального ремонта | км | |||||||||||||
Расчет коэффициентов технической готовности (КТГ), использования автомобилей (КИП) и годового пробега автомобилей
КТГ, КИПявляются основными технико-эксплуатационными показателями для оценки исправного и работоспособного технического состояния автомобилей.
Вычисления КТГ, КИП и годового пробега автомобилей производятся по алгоритму №3.
Алгоритм №3
принять | (2.16) |
↓
(2.17) |
↓
принять | (2.18) |
↓
(2.1) |
↓
(2.20) |
↓
(2.21) |
Примечание: 1. Дни простоя в ТО-2 практически в АТП равны одному дню, т.е. Дто-2 =1. Это значит, что автомобиль в день его постановки в ТО-2 , не выпускается на линию и в течение целого рабочего дня по автомобилю выполняются работы ТО-2 в полном объеме совместно с сопутствующим ТР
2. Дни транспортирования (ДТР) автомобиля на АРЗ (авторемзавод) и обратно в АТП можно принять равным четырем.
3. При вычислении КТГ надо принять:
3.1 КТО-2 = 1, т.к. Дто-2 =1, т.е. весь объем работ ТО-2 выполняется в рабочее время автомобиля.
3.2 КТР = 0,7 , т.е. 70% объема работ ТР выполняется в рабочее время автомобиля, а остальные 30% - вне рабочего времени автомобиля, т.е. после прихода с линии – вечером или ночью.
3.3 nu =2 (число циклов эксплуатации автомобиля в его амортизационном периоде (или пробеге до списания), а цикл-это пробег автомобиля до капитального ремонта.
4. Ки = 0,97, т.е. 0,3% автомобилей технически готовых выйти на линию будут простаивать в гараже (АТП) по таким причинам, как: отсутствие водителей, топлива, работы сильные морозы, бездорожье.
5. ДРГ принять согласно таблице 2.1 данного проекта.
Таблица 2.9
Наименование | Услов- ное обозна- чение | Единица измере- ния | Расчетная величина по модели а/м | ||||
Скорректированный простой автомобиля в ТО-2 на 1000 км пробега | dСКТО-2 | дни / 1000 км | |||||
Скорректированный простой автомобиля ТР на 1000 км пробега | dСКТР | « | |||||
Простой автомобиля в капремонте с учетом транспортирования на АРЗ и обратно | ДТРКР | дни | |||||
Коэффициент технической готовности автомобилей | αт | - | |||||
Коэффициент использования автомобилей | αu | - | |||||
Годовой пробег автомобиля | LГ | км |
Алгоритм №4
(2.25) |
↓
(2.26) |
↓
(2.27) |
(2.28) |
↓
(2.29) |
↓
Принять 6дней | (2.30) |
↓
(2.31) |
Примечание: 1. Принять nц = 2 (смотри алгоритм №3)
2. ДРГ – дни рабочие в году зон ТО-1 и ТО-2, принять самостоятельно
3. Дм – это дни постановки автомобиля на моечные работы ЕО, если Дм = 6 дней, то это значит, что автомобиль в среднем через 6 дней подвергается работам
Вычисление по алгоритму №4 сводятся в таблицу 2.10
Таблица 2.10
Наименование | Условное обозначе- ние | Един. измер. | Расчетная величина по модели автомобиля | Всего по АТП | ||||
Годовое количество КР | NГКР | ед. | ||||||
Годовое количество ТО-2 | NГТО-2 | « | ||||||
Суточное количество ТО-2 | NСТО-2 | « | ||||||
Годовое количество ТО-1 | NГТО-1 | « | ||||||
Суточное количество ТО-1 | NСТО-1 | « |
Продолжение таблицы 2.10
Годовое количество моек при ЕО | NГМ | ед. | ||||||
Суточное количество моек, исходя из количества автомобилей вышедших на линию | NСМ | « |
Алгоритм №5
T =N ∙t ∙K | (2.32) |
↓
T =N ∙t ∙K | (2.33) |
↓
T =N ∙t ∙K | (2.34) |
↓
∙ ∙2∙А /100 | (2.35) |
↓
∙ /1000 | (2.36) |
↓
(2.37) |
↓
∙ /100 | принять согласно §2.11.3 «Положения-84» | (2.38) |
Примечание: Коэффициент Км, учитывающий механизацию работ, принять для ЕО равным 0,3; а для ТО-1 и ТО-2 равным 0,8
Вычисленные годовые трудоемкости ТО и ТР автомобилей по алгоритму №5 округлить по правилу математики до целых чисел и разместить в таблицу 2.11 данного проекта.
Таблица 2.11
Наименование | Условн. обозна- чение | Ед. Изме-рения | Расчетная величина по модели автомобиля | Всего по АТП | ||||
Годовая трудоемкость Моечных работ ЕО | ТЕО | чел-ч | ||||||
Годовая трудоемкость ТО-1 | ТТО-1 | « | ||||||
Годовая трудоемкость ТО-2 | ТТО-2 | « | ||||||
Для трудоемкости сезонных работ от трудоемкости ТО-2 согласно §2.11.2 «Положения-84» | КСО | % | ||||||
Годовая трудоемкость СО | ТСО | чел-ч | ||||||
Годовая трудоемкость ТР | ТТР | « | ||||||
Годовая трудоемкость ТО и ТР | ТТО,ТР | « | ||||||
Доля вспомогательных работ, выполняемых обязательно при ТО и ТР автомобилей, согласно §2.11.3 «Положения-84» | Квсп.р. | % | ||||||
Годовая трудоемкость вспомогательных работ | Твсп.р. | чел-ч |
Таблица 3.1
Наименование | Тип, модель | Кол-во | Габаритные размеры, мм | Удельная площадь, м2 | Nэд кВт | |||
Длина | Ши-рина | Ед. обор. | Общ. | |||||
Итого |
Технологическая карта
Таблица 4.1
№ работ | Наименование и содержание работы | Кол-во мест или воздействий | Место выполняе- мых работ | Приборы, инструмент, приспособле-ния, модель | Норма времени чел-ч. | Технические требования и указания | |
ВВЕДЕНИЕ
1. Роль автомобильного транспорта
2. Назначение ТО и ремонта автомобилей
3. Проблемные вопросы по теме проекта
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АТП
Выполнить в указанной последовательности нижеследующее:
1.1 Тип АТП, списочный состав его автомобильного парка, условия
эксплуатации автомобилей
1.2 Принятый режим работы автомобилей, суточный график выпуска и
прихода автомобилей с линии, время выполнения ТО и ТР на суточном
графике
1.3 Принять способ хранения автомобилей, способы облегчения пуска
двигателя в холодное время года
1.4 Производственно - техническая база АТП, ее службы и производства (основное, вспомогательное, обслуживающее)
1.5 Материально - техническое снабжение АТП
Примечание:1. Изучи материал по учебнику Г.М. Напольский«Технологическоепроектирование автотранспортных предприятий и станций технического обслуживания» М., «Транспорт» 1993, 271 с; а также на страницах 287….289, 364 учебника «Техническое обслуживание иремонт автомобилей» под редакцией д-ратехн. наук, профессора В.М.Власова, М. «ACADEMA» 2004, 480 с.
2. Изучи учебный материал на стр. 7... 15 «Учебного пособия» автор Гевло В.Н.
РАСЧЁТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ