Анализ современного состояния рынка товара «Автомобили легковые и прочие транспортные средства»
Мировое производство автомобилей характеризуется стремительным ростом производства продаж (рис. 7). За 15 лет, с 1999 по 2014 год, мировое производство автомобилей возросло почти на 50%. В 2014 году было выпущено около 87,5 млн машин (сюда относятся как легковые, так и коммерческие), что на 2,6% больше, чем в 2013 г. Крупнейшими странами по продажам автомобилей являются Китай (27%), США (19%), Япония (6%), Бразилия (4%), Германия (4%) и Индия (4%).[5]
Рис. 7 Мировое производство автомобилей
Рынок РФ достаточно высоко расположен в мировом рейтинге. Россия занимает 8 место в мире по продажам новых автомобилей и 11 место по количеству произведенных автомобилей, занимая доли в продажах и в производстве в 2,9 и 2,1% соответственно. В настоящее время в российском сегменте производителей автомобилей действуют четыре типа предприятий:
1) Традиционные Российские производители (ОАО «АВТОВАЗ», предприятия группы «ГАЗ», ОАО «КАМАЗ», АМО «ЗИЛ», и др.) характеризуются изношенной производительно – технологической базой, нехваткой современных технологий, недостатком выпускаемых автомобилей и профессионального менеджмента;
2) Российские сборочные предприятия (ОАО «Иж – авто», ООО «Тагаз», предприятия группы «Соллерс» и др.) имеют относительно современные технологии, западный стиль управления, но не развитый инжиниринг и недостаточные масштабы производства для увеличения локализации;
3) Иностранные автопроизводители (ООО «Дженерал Моторс Авто» и т.д.) имеют ограниченный масштаб производства и уровень локализации, не имеют местных научных – исследовательских центров;
4) Прямые импортеры действуют во всех сегментах авторынка и зависят
от государственных мер тарифного и нетарифного регулирования.
Лидерами по производству автомобилей являются Китай, США, Япония, Германия и Южная Корея (рис. 8). Так в Китае в 2014 году было произведено 23,7 млн автомобилей, на 7,3% больше чем в 2013 г. В целом на долю Китая приходится более 26% всех произведенных автомобилей.[6]
Рис. 8 Доли основных стран – производителей автомобилей в мировом производстве автомобилей
Рыночная доля легковых машин российского производства составляет около 70%. Из них на традиционные российские марки приходится около 16%, а на иностранные – 54%.
Российский рынок легковых автомобилей отличается высоким уровнем фрагментации по моделям, что характеризует развитость рынка, но создает проблемы конкурентоспособности по масштабам производства. Основным традиционным производителем легковых автомобилей в России является ОАО «АВТОВАЗ», производственные мощности которого составляют около 1 млн шт. в год. Другими крупными производителями легковых автомобилей являются ООО «Автотор – Холдинг», ОАО «Автофорамос», ООО «Хендэ Моторз Мануфактуринг Рус» и ООО «Фольсваген Рус». Средний объем производства на модель в России значительно ниже уровня лучших мировых компаний. Если средний объем производства на платформу в США, странах восточной Европы составляет около 119 тыс. единиц в год, в Китае и Бразилии – около 61 тыс. единиц в год, то в России – лишь 27 тыс. единиц в год.
Тенденции в структуре продаж легковых автомобилей состоит в том, что доля российских марок по объему продаж легковых автомобилей в России постепенно снижается, уменьшается и доля продаж импортных автомобилей, в то время как продажи иномарок российской сборку растут. Существующая отрицательная динамика импорта и продаж импортных автомобилей обусловлена в частности тем, что импорт постепенно замещается локальным производством. Многие автомобили иностранных брендов производятся на территории РФ в режиме промышленной сборки. Режим был введен в 2005 г. И предусматривал льготные пошлины на ввоз комплектующих для сборки автомобилей компаниями, подписавшим соглашения Минэкономразвития. Взамен они обязались создать в России сборочные заводы мощностью не менее 25 тыс. автомобилей в год в течении 4,5 лет сократить список импортируемых автокомпонентов на 30% за счет их локализации в России. В 2011 году были утверждены новые условия соглашений о промсборке. В соответствии с ними, к окончанию срока действия соглашений иностранный производитель должен довести годовой выпуск до 300 – 350 тыс. автомобилей, а уровень локализации – до 60%, наладить на предприятиях штамповку, сварку и окраску кузовов, установление на машинах 30% двигателей и коробок передач российского производства, создать в России центры научно – исследовательских разработок. Так как данные условия противоречили принципам ВТО, они были изменены после присоединения России к данной организации. В соответствии с достигнутыми договоренностями, заключенные соглашения расторжению не подлежат. В отношении нового нового режима уровень локализации снижен о 35%. Кроме того все соглашения о промсборке прекратят действие к 1 июля 2018 года., после чего в течении 2-ух лет российские власти намеренны компенсировать автопроизводителям финансовые потери от отмены льгот в размере, равным ввозным пошлинам.[7]
Основными странами экспортерами товаров «Автомобили легковые и прочие транспортные средства» из Российской Федерации за 2015 год являются (данные приведены в рис. 9):
Рис. 9 Доли стран импортеров товаров «Автомобили легковые и прочие транспортные средства» из РФ.
Как видно на диаграмме (рис. 9) ввиду того, что в 2015 году экспорт автомобилей в страны СНГ сократился на 30% (рис. 11), на фоне общего падения экспорта того же товара на 25% по сравнению с 2014 годом (рис. 10, табл. 3) львиной долей потребителей нашего товара были граждане Казахстана, в которую поставлялось более 50% всего экспорта. Самая же малая часть товара «Автомобили легковые и прочие транспортные средства» поставлялось в Азербайджан.
Таблица 3
Структура экспорта автомобилей (в млн. долл.)
Структура экспорта | 483,1 | 995,1 |
Рис. 10 Показатели экспорта товара «Автомобили легковые и прочие транспортные средства» из РФ во весь мир.
В средствах массовой информации выделяется несколько основных причин спада экспорта в 2015 году – это падение спроса на данный товар в странах СНГ в частности, в Казахстане и Азербайджане из-за ослабления национальных валют. Другая же причина заключается в том, что начало расти численность частных перекупщиков, которые скупали авто на территории нашей страны и переправляли их уже в свои страны.
Рис. 11 Показатели экспорта автомобилей во весь мир и страны СНГ.
Основными странами импортерами товаров «Автомобили легковые и прочие транспортные средства» в Российскую Федерацию являются (данные приведены в рис. 10):
Рис. 10 Доли стран экспортеров товаров «Автомобили легковые и прочие транспортные средства» в РФ (в млн дол.)
Как видно на диаграмме наибольшим спросом у потребителей пользуются автомобили с японской маркой. На мой взгляд, оправданно. Потому что у японских автомобилей, например, имея пробег, составляющий более или менее одну сотню тысяч миль, они не теряют привлекательности для покупателя из-за своего долгого времени службы, надежности и высокого качества. Они, во многом, не уступают новым моделям и продаются по довольно демократичным ценам.
Дальше мы рассмотрим такой количественный показатель, как объем импорта товара «Автомобили легковые» в Российскую Федерацию за период 2011 – 2015 гг. (в млрд. долл.). Данные представлены в таблице 4 и построены на графике, рис. 11.
Таблица 4
Структура импорта автомобилей (в млрд. долл.)
Импорт | 18,6 | 6,5 | 13,15 | 20,25 |
Рис. 11 Показатели импорта автомобилей в РФ (в млрд. долл.)
Сделаем вывод, что после того как в 2012 году импорт автомобилей резко упал в 3 раза, начиная с 2013 года годовой объем импорта стал расти с каждым годом. А к 2015 году его отметка преодолела и обогнала максимум 2011 года. Это связано, прежде всего, с повышением спроса у потребителей к автомобилям с иностранной маркой.
Рис. 12 Динамика цен на автомобили с иностранной маркой за 2015 – 2016 гг. (в руб.)
На рис. 12 представлены топ-10 марок на российском рынке, которые пользуются наибольшим спросом у покупателей. Как уже раннее было отмечено, автомобили с японской маркой пользуются самым большим спросом у потребителей среди всех других, это же мы наблюдаем и на рисунке. На диаграмме видно, что за два года показатели продаж падают. Исходя из этого рисунка, можно сделать вывод, что это падение вызвано с увеличением цен на автомобили.
Также это связано с тем, что: «С января 2016 года в России вступает в силу экологический стандарт Евро-5, а значит, все локально выпускаемые и импортируемые в страны Таможенного союза автомобили должны иметь двигатели не ниже этого экокласса. По оценкам консультанта департамента исследований автомобильного рынка Frost & Sullivan Анны Озделен, переход на Евро-5 увеличит стоимость автомобилей на 2–5%. «Помимо обновления двигателя для соответствия данному стандарту прибавим сюда расходы на НИОКР, сертификацию и т.д. Общие затраты на технологии контроля выбросов будут выше для дизельных автомобилей», — говорит она»[8].
Таблица 5
Динамика курса валют
доллар | 32,2 | 30,37 | 32,6 | 56,3 | 72,9 |
евро | 41,6 | 40,2 | 45,05 | 68,36 | 79,36 |
Рис. 13 Соотношение курса рубля к евро и доллару за 2012 – 2016 гг.
Как видно на рисунке, курс рубля по отношению к евро и доллару резко вырос после 2013 года. Это связано с незаконным свержением власти и силовым захватом власти на Украине. Но казалось бы, причем тут Россия? Дело в том, что ряд Западных стран считают, что в связи с данными событиями Россия может ввести свои войска на территорию Украины, чем нарушит ее суверенитет. Дальше на рисунке видно, что курс продолжает расти. Дело в той же Украине. Дальнейшие события на территории этой страны развивались не в лучшую сторону. От нее решили отделиться Луганск и Донецк, в следствии чего на этой территории стали разворачиваться военные столкновения. Автономная республика Крым также решила выйти из состава Украины и войти в состав Российской Федерации. Из-за всего перечисленного много Западных стран, в частности и новое украинское руководство, необоснованно стали обвинять РФ во всех этих событиях и ввели санкции в отношении нашей страны.
На данный момент, а именно на второй квартал 2017 года, курс рубля к доллару и евро стабильно держится на отметке 56,5 и 61,9 соответственно, а санкции продолжают ужесточаться, но на нашу экономику это слабо влияет.
2.2. Специфика таможенного оформления товарной группы «Автомобили легковые и прочие транспортные средства»
Необходимость отдельного порядка таможенного оформления автомобилей, перемещаемых физическими лицами для личного пользования обусловлена спецификой товара и необходимостью их государственной регистрации.
Таким образом, декларирование автомобилей:
– вывозимых с таможенной территории Российской Федерации в несопровождаемом багаже;
– ввозимых на территорию Российской Федерации, производится в таможенных органах, в регионе деятельности которых временно пребывают или постоянно проживают лица, вывозящие (ввозящие) автомобили.
Перемещение упомянутых автомобилей производится в соответствии с таможенной процедурой внутреннего таможенного транзита.
Автомобили, вывозимые с таможенной территории Российской Федерации в несопровождаемом багаже, а также ввозимые на эту территорию (за исключением ввозимых временно), подлежат декларированию путем представления в таможенный орган физическими лицами, перемещающими эти автомобили, таможенной декларации на автомобиль, форму и порядок заполнения которой устанавливает федеральное министерство, уполномоченное в области таможенного дела.
При этом сведения об оформленных таможенными органами автомобилях вносятся в соответствии с порядком, установленным федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела, в электронные базы данных, используемые таможенными органами для учета перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации транспортных средств.
При прибытии автомобиля на таможенную территорию Российской Федерации физическое лицо, следующее на нем через таможенную границу Российской Федерации, представляет таможенному органу сведения об этом автомобиле, внося их в соответствующие графы пассажирской таможенной декларации, а также транспортные, товаросопроводительные и иные документы, в том числе:
-документы, содержащие сведения, позволяющие идентифицировать автомобиль;
-документы, подтверждающие право собственности или владения на автомобиль лица, его перемещающего;
-документы, подтверждающие предназначение автомобиля.
Таможенное оформление автомобилей, временно ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, в случае их перемещения через таможенную границу Российской Федерации следующими на них физическими лицами производят таможенные органы, расположенные в местах прибытия этих автомобилей.[9]
При ввозе легковых автомобилей на территорию нашей страны, и таможенное оформление юридических лиц, для которых ввозится данный транспорт, зависит от того, к какой из групп ввозимых товаров они определяются. Таких групп есть всего четыре: в качестве товара, в качестве ввозимого имущества, для собственных нужд или в качестве инвестиции.
При оформлении легкового автомобиля на таможне в качестве товара необходимо оплатить все таможенные сборы, акциз, пошлину по ввозу и НДС. При расчете последнего цена автомобильного транспорта, предварительно оговоренная в сопроводительных документах, не будет окончательной. Окончательной информацией для итогового определения цены, влияющей на НДС, являются указанные в техническом паспорте автомобиля его марка и год выпуска, который тоже влияет на процент износа. Пошлина и акциз не связаны с ценой автомобиля и начисляются к оплате в зависимости от того, какой объем двигателя и вид топлива, что используется.
Для таможенного оформления юридическим лицом легкового автомобиля как имущества необходимо:
- чтобы автомобиль состоял на учете в той стране, с которой прибыл, о чем может свидетельствовать технический паспорт;
- чтобы был в наличии договор о временной передаче автомобиля иностранной фирмой;
- чтобы имелись транспортные документы о пересечении границы;
- чтобы было в наличии гарантийное письмо на имя руководителя таможни о гарантии обратного вывоза с указанием паспортных данных ответственного лица или первого лица фирмы;
- чтобы было оформлено платежное поручение о перечислении таможенного сбора на счет таможни, оплаты ввозной пошлины, акциза и НДС.
Во время ввоза легкового автомобиля в качестве инвестиций он попадает под категорию подакцизных товаров, поэтому все платежи должны проводиться в полном объеме и какие-либо льготы и скидки во время этого оформления отсутствуют.
Таможенное оформление юридических лиц при растаможке автомобилей и грузов для собственных нужд организация сразу же сопровождается освобождением от НДС. Для этого к уже перечисленным документам, необходимых для оформления на таможне, надо подготовить и завизировать руководством таможенного органа гарантийное письмо о том, что данный автомобиль будет использован исключительно для собственных нужд. Затем максимум через 12 дней после оформления таможенных документов автомобиль необходимо поставить на баланс предприятия, о чем последнее предоставит отчет на таможню.[10]
Пример расчета таможенной стоимости
Из Японии в РФ поставляется партия автомобилей Toyota Rav 4, которая будет поставлена во Владивосток морским транспортом. Размер партии составляет 10 машин. Цена одного автомобиля составляет 39 300 долларов. 1 ен по отношению к доллару составляет 0,09 доллара. Курс доллара составляет 56,25 рублей. Стоимость транспортировки до Владивостока из Японии составляет 724 500 долларов. Ставка пошлины равна 18%. Ставка НДС равна 18%. Таможенные сборы составляют 3000 рублей.
Расчет таможенной стоимости
Данные:
Инвойсная стоимость товара | x | 393 000 | доллар |
Стоимость доставки до границы | y | 724 500 | доллар |
Ставка пошлины | a | % | |
Ставка НДС | b | % | |
Курс доллара | c | 56,25 | рубль |
Таможенные сборы | sb | рубль |
Расчет:
Таможенная стоимость (s) | S=(x+y)*c | 628 593,75 | рубль |
Пошлина (p) | P=s*a | 113 146,875 | рубль |
НДС (n) | N=(s+p)*b | 133 513,312 | рубль |
Итого (Т) | T=sb+p+n | 249 660,187 | рубль |