Категорически запрещается при чистке автомата пользоваться песком, известью, кирпичом, наждаком, кислотами и т. п.
Для чистки и смазки автоматов и механизмов установки применяются:
· керосин или бензин для чистки частей автомата, подвергающихся действию пороховых газов (газовая камера, газовый поршень, пламегаситель), для промывки деталей автоматов и установки с целью удаления смазки и грязи из пазов и углублений и удаления ржавчины; керосин или бензин после чистки необходимо тщательно удалить, чтобы предохранить металл от ржавления; керосин для смазки механизмов в чистом виде и в смеси с другими смазками не применять;
· раствор РЧС для чистки каналов стволов;
· содовый раствор и мыльная вода для промывки и чистки только кадмированных деталей автомата: ползуна, затвора, поводка подачи, движка подачи и противоотскока;
· смазка МС-70 для всех частей и механизмов автомата, смазка ГОИ-54п для погона, подъемного, поворотного и спускового механизмов, механизмов перезаряжания и балки хода в течение всего года. Разрешается смазку механизмов установки производить также смазкой МС-70. Смазки МС-70 и ГОИ-54п обеспечивают надежную работу механизмов при низких и высоких температурах;
· жидкая ружейная смазка, применяемая в случае отсутствия смазки МС-70; она используется только для смазки частей механизмов автоматов, находящихся в эксплуатации при температуре от +5 до -50°С; при переходе на жидкую ружейную смазку надо тщательно удалить с частей автомата старую смазку;
· ЦИАТИМ-201 ГОСТ 6267-74 для смазки прицела;
· смазка ПВК ГОСТ 19537-74 для неокрашенных металлических нерабочих поверхностей установки в целях защиты их от коррозии и для смазки запасных частей, инструмента и принадлежности;
· смазка 1-13 жировая для подшипников колес в течение всего года;
· ветошь тонкая хлопчатобумажная для протирания каналов стволов, механизмов и частей автоматов;
· пакля для чистки каналов стволов;
· ветошь бельевая для смазки каналов стволов, деталей установки и обтирания их;
· ветошь грубая для удаления толстых слоев загрязненной смазки с наружных частей автоматов и механизмов спаренной установки;
· фланель для чистки оптики;
· деревянные палочки для чистки пазов и углублений.
Применять какие-либо смазочные и протирочные материалы, кроме перечисленных, запрещается.
12.13. Чистка и смазка узлов и механизмов спаренной установки
Чистка и смазка автоматов
Чистку каналов стволов после стрельбы производить химическим путем (раствором РЧС) в соответствии с указаниями Руководства по хранению и сбережению артиллерийского вооружения и боеприпасов в войсках.
Канал ствола чистить шомполом со стороны патронника. В тех случаях, когда чистка автоматов будет производиться без снятия с установки и без отделения ствола от ствольной коробки, канал ствола чистится с дульной части. При этом перед чисткой необходимо подвижные части поставить на шептало и убедиться, что автомат разряжен.
В полевых условиях для закрепления отделенного от автомата ствола при чистке можно использовать кронштейн б (рис. 89). При этом необходимо предварительно снять с установки щиток 4.
При чистке нужно продеть в обе прорези шомпола столько пакли, чтобы шомпол входил в канал ствола с небольшим усилием и пакля равномерно заполняла нарезы. Шомпол с паклей, пропитанной раствором РЧС, продвигать по всей длине канала ствола 7-10 раз вперед и назад, не изгибая шомпол и не выводя его конец с паклей наружу. Затем переменить паклю, снова пропитать ее раствором РЧС и продолжать чистку.
После этого очистить шомпол от грязи и раствора РЧС, протереть канал ствола и патронник чистой сухой ветошью и осмотреть ее. Если на ветоши будут обнаружены следы нагара или ржавчины, то вновь протереть канал ствола пропитанной раствором паклей, а затем сухой ветошью. Если ветошь из канала ствола вышла чистой (допускается слабый синеватый налет металла), то осмотреть канал ствола с дульной и казенной части на свет, медленно поворачивая ствол; при этом особое внимание обращать на углы нарезов, проверяя, не осталось ли в них неочищенного нагара.
В местах сколов хрома нагар при чистке удаляется значительно труднее и поверхность канала ствола может подвергнуться коррозии, поэтому чистить такие стволы следует особо тщательно.
Чистку газовой камеры производить аналогично чистке канала ствола.
Закончив чистку канала ствола и газовой камеры, обтереть ствол снаружи сухой ветошью. Затем равномерно тонким слоем смазать нарезную часть канала ствола, патронник и газовую камеру; снаружи ствол протереть ветошью, слегка пропитанной смазкой.
Повторная чистка стволов после стрельбы должна производиться не позже чем через 3-4 дня после первой чистки.
Ствольную коробку и крышку коробки чистить пропитанной керосином ветошью.
Удалить грязь и следы порохового нагара, после чего насухо протереть и смазать изнутри смазкой.
Кадмированные детали - ползун, затвор, поводок подачи, движок подачи и противоотскок - чистить пропитанной содовым или мыльным раствором ветошью. После чистки насухо протереть и смазать смазкой.
Чистить ползун, затвор, поводок подачи, движок подачи и противоотскок керосином запрещается.
Все остальные детали автомата чистить пропитанной керосином ветошью, после чего насухо протирать и смазывать.
Откатники и затыльник для чистки не разбирать, а насухо протирать снаружи чистой ветошью и смазывать.
Промывать откатники и затыльник в собранном виде керосином запрещается. Разборку, промывку и смазку откатников и затыльника производить только в случае необходимости (при ремонте, подготовке к длительному хранению и т. п.).
Автомат надо содержать в чистоте, не допускать ржавчины; появившуюся ржавчину на деталях нельзя выводить напильником, наждаком, кирпичом или каким-либо химическим составом, а необходимо оттирать ветошью, смоченной керосином. Если ржавчина проникла глубоко, то пораженное место надо смочить керосином, оставить деталь в теплом месте на 2-3 ч и оттереть ржавчину кусочком мягкого дерева.
Оставшуюся после выведения ржавчины раковину ни в коем случае не запиливать, а держать всегда смазанной.
Смазывание деталей производить с помощью ершика или промасленной ветошью.
Поверхности деталей, подлежащие смазыванию, должны быть тщательно очищены от ржавчины и грязи и непосредственно перед нанесением смазки насухо протерты. Ни в коем случае нельзя наносить смазку на влажную поверхность металла.
Смазывание очищенных поверхностей деталей необходимо производить сразу же после их чистки и протирки.
Смазку наносить так, чтобы вся поверхность металла была покрыта сплошным тонким и ровным слоем смазки.
Чистка и смазка установки и прицела
Чистку платформы со стрелой, верхнего станка, люльки, прицела и механизма перезаряжания производить после каждой стрельбы, похода и учения, а также после того, как установка была под дождем или снегом.
Части механизмов установки обтереть сухой ветошью, а пазы и отверстия чистить с помощью деревянных палочек и ветоши, после чего смазать соответствующей смазкой.
При сильном загрязнении платформы, верхнего станка и люльки комья приставшей грязи удалить деревянными скребками, а затем платформу, верхний станок и люльку обмыть водой. После мытья платформу, верхний станок и люльку насухо протереть. Если в платформу попала вода, то через сливную пробку спустить воду.
Осмотреть и протереть инструмент, находящийся в багажнике платформы.
Резину колес промыть и обтереть сухой ветошью. Крашеные места установки обтереть сухой ветошью и не смазывать. На окрашенных поверхностях смазывать только те места, на которых стерлась краска.
Смазку наносить тонким слоем с помощью ветоши, пропитанной смазкой. Излишняя смазка способствует загрязнению механизмов. При смазке отверстий промасленную ветошь пропускать насквозь. Для смазки углублений, пазов и щелей наматывать промасленную ветошь на деревянную палочку. Все внутренние механизмы (на ходовой части и верхнем станке) смазывать через масленки с помощью шприца; овальные отверстия рычагов 56 (рис. 109) и концы стопоров 55 протереть насухо и смазать смазкой жировой 1-13.
Чистку зенитного прицела производить в следующем порядке:
· протереть весь прицел снаружи чистой сухой ветошью; налипшую на окрашенных частях и засохшую грязь стереть ветошью, слегка смоченной водой;
· открытые трущиеся части (направляющие, шток и т. п.) тщательно протереть сухой чистой ветошью; засохшую на них грязь стереть ветошью, слегка смоченной бензином;
· удалить пыль с оптических деталей коллиматора и оптического наземного прицела; для чистки оптических деталей от пыли, грязи, смазки, льда и т. п. никаких предметов, кроме салфетки или беличьей кисти, не применять. Чистка отражателя коллиматора допускается только авиационным бензином, при этом не допускается затекания бензина на оправы линз во избежание растворения уплотнительной смазки. Открыть щитки л, 145, м (рис. 118, 119 и 121) сливных отверстий; прочистить их, следя за тем, чтобы грязь не попала внутрь прицела, и снова закрыть их. Через эти же сливные отверстия после дождя сливать из прицела воду.
Для обеспечения нормальной работы прицела при эксплуатации необходимо производить через масленки (рис. 138 и 139) периодическое смазывание механизмов после марша, учений.
Перед смазыванием механизмов масленки должны быть тщательно обтерты, так как грязь и пыль могут проникать со смазкой внутрь.
Для смазывания прицела применяется смазка ЦИАТИМ-201 ГОСТ 6267-74.
Смазывание находящихся внутри прицела механизмов производится шприцем через шариковые масленки, расположенные снаружи различных частей прицела.
Для смазки шприцем через масленки необходимо:
· вывинтить обойму шприца;
· надеть обойму на масленку и повернуть ее так, чтобы выступы масленки вошли в пазы обоймы;
· вращая шприц, зажать конус масленки в обойме;
· вращая винт шприца, нагнетать смазку в прицел.
Для смазки редуктора механизма стабилизации нужно:
· вывинтить резьбовую пробку на корпусе;
Рис. 138. Точки смазки прицела ЗАП-23:
76 — выключатель; 78 — барашек разрезного кронштейна закрепления наземного прицела; 83 — ручка; 104 — барашек закрепления коллиматора; 125 — масленка; 126 — масленка; 128 — винт; 129 — масленка; 130 — масленка; 131 — масленка
· ввинтить в резьбовое отверстие переходный наконечник, взятый из ЗИП, после чего смазку производить так же, как и через масленки.
Для смазки привода дальности необходимо:
· вывинтить стопор на головке винта 128 червячного колеса;
· вывинтить винт 128 на торце червячного колеса;
· ввинтить в резьбовое отверстие переходный наконечник, взятый из ЗИП, после чего смазку производить так же, как и через масленки. В масленки 126, 127, 129 смазка набивается шприцем до полного удаления отработанной смазки через зазоры механизма.
При смазывании прицела через масленки 125, 126, 129, 131 производить проворачивание качающейся части установки подъемным механизмом.
При смазывании прицела в точках 127, 128, 130, 132 производить проворачивание механизма ввода дальности.
Для смазывания редуктора стабилизации необходимо отвернуть заглушку в верхней части корпуса редуктора, поставить переходный наконечник и производить смазку так же, как и через масленки, проворачивая при этом механизм горизонтального наведения установки.
Примечание. После смазки через переходный наконечник его нужно немедленно вывинтить, не меняя установок на прицеле, и уложить в ЗИП.
Рис. 139. Точки смазки прицела ЗАП-23:
99 — муфта; 102 — стяжка; 111 — вилка; 127 — масленка; 132 — заглушка;
134 — масленка; 135 — масленка
Разборку, сборку и чистку курсовой головки производить в следующем порядке:
· нанести риску на штоке 30 (рис. 119) и обойме 138; риски определяют взаимное расположение этих деталей;
· снять со штока 30 палец 139, вывинтив винт 140; снять визирную линейку 22;
· снять крышку со шторкой 55, вывинтив шесть винтов 141;
· заменить сальники 142 и 158 в шторке, для чего:
· снять планку 143, вывинтив три винта М2,5;
· снять шторку 144 с шестерней;
· снять сальники 142 и 158.
Промыть снятые детали бензином ГОСТ 1012-72 с помощью кисточки и просушить;
— собрать крышку со шторкой в последовательности, обратной порядку разборки, поставив при этом новые сальники.
При сборке детали смазать смазкой ЦИАТИМ-201.
Открыть сливное отверстие, отодвинув щиток 145.
Промыть внутреннюю полость курсовой головки бензином с помощью кисточки.
Установить крышку, визирную линейку в порядке, обратном разборке.
Снять с корпуса курсовой головки:
крышку 146, вывинтив четыре винта МЗ;
палец 147, ослабив гайку 148 ключом Сб 23 56-ЦЗУ-562, вывинтив винт вместе с гайкой 148 и отжав рычаг 44.
Промыть палец и сектор 41 в бензине с помощью кисточки.
Установить на шкалах 150 и 47 (рис. 120) нулевые положения.
Снять с корпуса курсовой головки:
крышку 151 (рис. 119), вывинтив три винта М2,5;
маховик 48, вывинтив четыре винта М4;
шкалу 150.
Промыть снятые детали, а также конус 52 бензином.
Установить на курсовую головку шкалу, маховик, крышку и собрать в порядке, обратном разборке. Соединения ставить на смазке ЦИАТИМ-201.
Развернуть шкалу, совместив нулевое положение шкалы с риской индекса.
Снять с корпуса курсовой головки:
клапан 49 (рис. 120), вывинтив винт МЗ (клапан имеет левую резьбу);
корпус с шарикоподшипника 152, шайбу 153, вывинтив три гайки М4 ключом Сб 23 56-ЦЗУ-562;
крышку 154, вывинтив три винта М2,5;
маховик 48, вывинтив винты М4;
шкалу 47.
Отжать пальцы 155 храповика 46 и промыть бензином ГОСТ 1012-72 с помощью кисточки образовавшиеся зазоры.
Отпустить храповик, промыть кисточкой пружину 156.
Произвести сборку в последовательности, обратной разборке.
Смазывание открытых трущихся поверхностей прицела производить щетинной кистью; смазку наносить тонким слоем.
После чистки и смазки поставить автоматы на установку и осмотреть ее в собранном виде.
12.14. Особенности ухода за установкой в различных условиях
В летнее время шины колес предохранять от воздействия солнечных лучей, для чего колеса закрывать брезентом или щитами, изготовленными из подручных материалов (досок, фанеры и т. п.).
Спаренная установка перевозится, если это допускается условиями обстановки, с надетым чехлом. При этом на прицел надевается отдельный чехол и ставится предохранительный каркас.
Коллиматор и наземный прицел перевозятся в ящике-футляре.
Не допускается перевозка установки в обычных условиях без закрепления ее стопорами по-походному, при этом тормоза качающейся и вращающейся частей должны быть освобождены.
По железной дороге спаренные установки перевозить в собранном виде с закрепленными механизмами, ставить на полу платформы или вагона, оберегая их от толчков и ударов; каждое колесо установки укреплять двумя деревянными брусками, прибитыми к платформе, и проволочными растяжками.
Кроме того, при необходимости спаренную установку можно перевозить с отделенными автоматами, которые размещаются в ящиках.
На походе периодически проверять состояние подшипников, торсионов, крепежных болтов и гаек, шин колес, правильность зачехления и своевременно устранять выявленные неисправности.
Перед выходом на занятия или стрельбу осмотреть автоматы и установку и обтереть снаружи металлические части от смазки.
Перед стрельбой нарезная часть каналов стволов и патронники протираются насухо. В походе и на занятиях по возможности оберегать спаренную установку от загрязнения.
При обращении со спаренной установкой, при проверке работы ее частей, а также при заряжании, разряжании и устранении задержек во время стрельбы не применять чрезмерных усилий, приводящих к повреждению или поломке частей.
Для предупреждения случаев раздутия и порчи стволов перед стрельбой осматривать каналы стволов, проверяя, не засорены ли они.
Крышки коробок опускать на ствольные коробки осторожно.
Запрещается производить спуск подвижных частей с шептала при снятом с автомата стволе.