Не допускается езда ЗУ-23 с незапертым замком крюка автомобиля.
3. Для наблюдения за установкой (особенно за сцепным устройством) выделяются из расчета орудийные номера.
4. Начинать движение с места необходимо плавно, без рывков и на самой малой скорости, так чтобы в это время водитель мог в любой момент остановить автомобиль по сигналу расчета.
5. При движении в колонне необходимо, строго соблюдать дистанцию и интервалы и быть готовым в любой момент остановиться.
6. Допустимые скорости движения для ЗУ-23 за автомобилем ГАЗ-66:
по асфальтовому шоссе до 70 км/ч; по булыжному шоссе до 40 км/ч; по грунтовым дорогам до 35 км/ч; по бездорожью до 20 км/ч.
Допустимая скорость движения за автомобилем ГАЗ-69 не выше 40 км/ч.
7. При температуре окружающего воздуха +25° С и выше, если позволяет обстановка, через каждые 100-150 км пути делать остановки продолжительностью 20-30 мин для охлаждения шин.
8. Запрещается движение задним ходом, так как это может привести к поломке стрелы ЗУ-23.
9. Пни, камни и другие препятствия, высота которых не превышает клиренс автомобиля, пропускать между колесами. Препятствия, превышающие клиренс автомобиля, следует объезжать, а если это невозможно, то преодолевать наездом на них колесами, предварительно выровняв наезд и съезд подручными материалами (землей, хворостом, досками).
Преодоление препятствий наездом производить на минимальной скорости.
10. Преодоление препятствий: канав, рвов, насыпей - допускается только после осмотра их и на тихом ходу, при этом автомобиль следует вести перпендикулярно к препятствию.
11. Перед началом крутого подъема или спуска командир расчета и водитель должны осмотреть состояние дороги и характер грунта (наличие выбоин, канав); проверить состояние тормозов.
12. На подъемах и спусках двигаться на первой или второй скорости, при этом не допускается резкое торможение и езда с неисправными тормозами.
13. При попытках подъем взять с разгона надо иметь в виду, что, если подъем преодолеть не удастся, автомобиль может пойти назад под уклон и поломать ЗУ-23.
14. В случае вынужденной остановки автомобиля на подъеме необходимо затормозить его, подложив под колеса автомобиля
15. Брод разрешается преодолевать глубиной до 80 см. После преодоления брода при первой возможности удалить воду с механизмов чистой ветошью. Воду из платформы слить через сливную пробку; осмотреть и протереть инструмент, находящийся в багажнике платформы.
16. Перед тем, как преодолеть брод, необходимо:
· разведать глубину брода, состояние грунта дна и состояние берегов; места;
· отметить вехами ширину брода и наиболее глубокие;
· подготовить въезды и выезды.
17. Перед началом движения вброд произвести общий осмотр ЗУ-23.
18. Преодолевать брод следует на одной скорости (по условиям грунта и крутизны берегов), избегая поворотов и остановок.
19. При прохождении болотистой местности путь движения следует выбирать наикратчайший, без поворотов и не двигаться по следу впереди идущей машины.
20. Переправляться по льду следует только после тщательной разведки толщины льда, глубины снега на льду и берегах, состояния льда, спуска на лед и подъема на противоположный берег. На колеса автомобиля надеть цепи. Двигаться по льду необходимо на малой скорости, без поворотов и остановок.
Если толщина льда недостаточна для движения, то следует буксировать ЗУ-23 на длинном тросе или использовать лебедку.
21. При езде в гололедицу, по скользким и грязным дорогам нужно соблюдать осторожность, чтобы не забрасывало автомобиль или установку в сторону; повороты следует производить очень плавно и не развивать больших скоростей.
22. После установки ЗУ-23 на указанное место водитель должен слегка осадить автомобиль назад для облегчения расцепки, внимательно наблюдая за сигналами руководящего расцепкой; расцепив автомобиль с установкой, отъехать по прямой на расстояние не менее 3 м, после чего развернуть его и отвести на место.
23. Во всех случаях запрещается начинать движение, когда между автомобилем и ЗУ-23 находятся люди.
Перед началом движения и при остановке водитель обязан подавать предупреждающие сигналы.
24. Запрещается во время движения автомобиля с ЗУ-23:
· смазывать, исправлять и регулировать механизмы автомобиля или ЗУ-23;
· переходить с автомобиля на установку;
· влезать на автомобиль или установку и слезать с них.
25. Строго соблюдать правила уличного движения, а также правила при движении по населенным пунктам и переездам через железнодорожные пути, мосты и т. п.
Установка может транспортироваться в самолетах и в парашютных контейнерах. Погрузка и крепление установки в самолет, а также в контейнер для сбрасывания на парашютах производится по специальной инструкции.
11.5. Возможные неисправности платформы с ходом на
марше и их устранение
При правильной подготовке ходовой части и соблюдении всех правил транспортирования ЗУ-23 неисправностей платформы с ходом на марше не должно быть.
Однако на марше возможны следующие неисправности:
· поломка торсиона, обнаруживаемая по отсутствию зазора между шипом рычага и упором платформы. В этом случае нужно заменить торсион;
· подтекание стеола из буферов перевода хода вследствие ослабления или отвинчивания пробок. В этом случае следует затянуть плотнее пробку, а при необходимости, кроме того, заменить под пробкой медную прокладку.
11.6. Осмотр спаренной установки после марша
При осмотре ЗУ-23 после марша необходимо:
· произвести общий осмотр установки. Наружные части обтереть ветошью, где необходимо смазать, шины колес обмыть водой;
· если во время марша шел дождь, преодолевались броды, канавы с водой или движение ЗУ-23 проходило по грязным дорогам, то слить воду из платформы через сливную пробку, осмотреть и протереть инструмент, находящийся в багажнике платформы;
· удалить грязь из овальных отверстий рычагов 56 (рис. 109), отверстия и концы стопоров 55 протереть ветошью и смазать смазкой жировой;
· осмотреть каналы стволов, очистить их от пыли и грязи и смазать;
· осмотреть чехлы, очистить их от грязи и пыли, а если нужно, вымыть и просушить;
· проверить наличие гаек, шплинтов и прочих крепежных деталей;
· проверить, имеется ли зазор в торсионном подрессоривании между шипами рычагов колес и упорами платформы;
· осмотреть колеса, сцепную петлю стрелы;
· проверить, нет ли подтекания в уплотнениях буферов перевода хода;
· отремонтировать поврежденные части и механизмы установки;
· для равномерного износа протекторов шин после каждых 1000 км пробега рекомендуется менять колеса (без ступиц) местами (правое на место левого и левое на место правого).
12. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ
ХРАНЕНИЯ СПАРЕННОЙ УСТАНОВКИ
12.1. Общие указания
Продолжительность службы спаренной установки и готовность ее к немедленному боевому использованию в значительной степени зависит от умелого обращения с ней, тщательного и своевременного технического обслуживания, а также от правильного ее хранения.
Поддержание установки в постоянной исправности и готовности к боевому использованию обеспечивается системой осмотров должностными лицами и проведением в установленный срок в полном объеме технического обслуживания.
Техническое обслуживание установки заключается в проверке ее укомплектованности и исправности, чистке и мойке, регулировке, смазке и дозаправке эксплуатационной жидкостью, а также устранении обнаруженных неисправностей.
Высокое качество работ по техническому обслуживанию и сокращение сроков их выполнения могут быть достигнуты тщательной предварительной подготовкой, которая должна предусматривать:
· изучение личным составом методик выполнения операций по техническому обслуживанию;
· приобретение практических навыков по правильному и быстрому выполнению операций по техническому обслуживанию непосредственно на установке.
Категорически запрещается нарушать периодичность или сокращать объем работ по техническому обслуживанию, предусмотренный настоящим Руководством, а также сокращать время, отведенное на проведение технического обслуживания, в ущерб качеству.
Отсутствие или недостаток средств технического обслуживания не должны служить основанием для изменения объема работ и периодичности обслуживания установки.
При осмотре и техническом обслуживании установки должны применяться штатные исправные инструмент и принадлежности. Категорически запрещается пользоваться неисправными, изношенными и нештатными инструментом и принадлежностями.
Перед применением всех видов смазочных материалов и жидкостей следует убедиться, что в них отсутствуют песок, грязь и другие посторонние предметы. Смазочные материалы необходимо наносить на хорошо очищенную поверхность с помощью кисточек, деревянных лопаточек или ветоши.
Масленки необходимо заполнять шприцем.
При смазке механизмов для лучшего проникновения смазочных материалов по возможности нужно провернуть механизм.
При смазке необходимо помнить, что излишек смазочных материалов так же вреден, как и их недостаток. Хранить смазки необходимо в чистых и закрытых емкостях.
После проведения работ по техническому обслуживанию необходимо сделать соответствующие записи в формуляре на установку.
Система технического обслуживания установок, находящихся в эксплуатации, предусматривает следующие виды технического обслуживания:
· контрольный осмотр (КО);
· текущее обслуживание (ТеО);
· техническое обслуживание № 1 (ТО-1);
· техническое обслуживание № 2 (ТО-2);
· сезонное обслуживание (СО).
Контрольный осмотр и текущее обслуживание не планируются, а проводятся по мере необходимости в процессе эксплуатации установки. Сезонное и номерные технические обслуживания планируются.
Работы по техническому обслуживанию (кроме ТО-2) выполняются расчетом установки под руководством командира подразделения. В случае обнаружения неисправностей, которые нельзя устранить силами расчета и средствами, имеющимися в ЗИП (одиночный и групповой комплекты), используются средства и привлекаются мастера ремонтной мастерской.
Работы по техническому обслуживанию № 2 выполняются специалистами ремонтной мастерской части с привлечением расчета обслуживаемой установки.
Техническое обслуживание установок, находящихся на длительном хранении, проводить в сроки и в объеме Руководства по хранению и сбережению ракетно-артиллерийского вооружения и имущества на центральных и окружных складах и базах.
При проведении технического обслуживания № 1 необходимо выполнять все работы, проводимые при текущем обслуживании, а при проведении технического обслуживания № 2 - все работы, проводимые при техническом обслуживании № 1.
При проведении технического обслуживания необходимо строго соблюдать меры безопасности, изложенные в подразд. 1.4 настоящего Руководства.
Расход запасных частей и материалов при проведении технического обслуживания производить с учетом их наличия в составе одиночного и группового комплектов ЗИП, а также с учетом норм годового отпуска материалов для эксплуатации артиллерийского вооружения в войсках.
Осмотр установки необходимо начинать с внешнего осмотра, при этом обращать внимание на наличие и надежность крепления составных частей установки, на отсутствие ржавчины, наминов, забоин, трещин, а также погнутостей деталей.
12.2. Контрольный осмотр
Контрольный осмотр установки проводится перед выходом из парка, на марше (привалах, остановках), перед стрельбой, занятиями и учениями.
Контрольный осмотр проводится на месте стоянки (остановки).
При контрольном осмотре необходимо произвести осмотры, проверки и работы, перечисленные в подразд. 9.1-9.7, 10.11-11.3 настоящего Руководства.
12.3. Текущее обслуживание
Текущее обслуживание установки проводится после ее использования (стрельб, учений, занятий), а также не реже одного раза в две недели, если она не использовалась.
Текущее обслуживание проводится на пункте (площадке) технического обслуживания и ремонта и в хранилищах.
При текущем обслуживании необходимо произвести осмотры, проверки и работы, указанные в табл. 1.
Таблица 1
№ по пор. | Содержание работ и методика их проведения (ссылка на подразделы настоящего Руководства) | Технические требования | Приборы, инструмент, приспособления и материалы, необходимые для выполнения работ |
Произвести чистку, осмотр и смазку автоматов без снятия с установки * (подразд. 12.8, 12.12, 12.13) Произвести чистку, осмотр и смазку установки в собранном виде (снаружи) ** (подразд. 12.8, 12.12, 12.13) Произвести чистку, осмотр и смазку прицела в собранном виде (снаружи) (подразд. 12.9, 12.12, 12.13) Проверить зазор в торсионном подрессоривании между шипами рычагов колес и упорами платформы (наружный осмотр) Проверить течь жидкости через уплотнения буферов перевода хода (наружный осмотр) Проверить работу автоматов, всех механизмов установки и прицела (подразд. 12.8, 12.9) Проверить уровень электролита и степень разряженности аккумулятора; при необходимости долить электролит и произвести подзарядку Проверить состояние клеммных зажимов аккумулятора; при необходимости удалить нагар и окислы (наружный осмотр) Смазать через масленки все внутренние механизмы установки и прицела Осмотреть, почистить и смазать снаружи вторые стволы и ящик для них (наружный осмотр) Проверить состояние ЗИП автоматов, установки и прицела; при необходимости вычистить и смазать ЗИП (наружный осмотр) Осмотреть чехлы, очистить их от пыли и грязи; при необходимости вымыть их и просушить (наружный осмотр) | Все доступные для осмотра детали автоматов должны быть чистые, исправные и смазаны тонким слоем смазки Установка снаружи должна быть чистой; все доступные для осмотра детали установки должны быть исправные; неокрашенные детали должны быть смазаны тонким слоем смазки. Все доступные детали механизмов должны быть чистые, исправные и смазаны тонким слоем смазки Зазор должен быть Течь жидкости не допускается Все механизмы автоматов установки и прицела должны работать безотказно. Все обнаруженные неисправности должны быть устранены Аккумулятор должен быть заполнен электролитом до нормы; напряжение на клеммах 2,5 В, емкость 9 А • ч Клеммные зажимы должны быть чистые и исправные Все механизмы должны быть полностью заполнены смазкой Ящик для вторых стволов и сами стволы должны быть чистые и смазаны Установка должна быть полностью укомплектована ЗИП. Все детали и механизмы ЗИП должны быть исправные, чистые и смазаны Чехлы должны быть чистые, сухие и исправные | Шомпол, ершик, деревянные палочки, ветошь, пакля, керосин или бензин, содовый раствор, мыльная вода, смазка Ветошь, деревянные палочки, смазка Ветошь, деревянные палочки, смазка — — — Нагрузочная вилка, стеклянная палочка, электролит Ветошь, шкурка Шприц, смазка Ветошь, смазка Ветошь, смазка — |
* Если из установки велась боевая стрельба, то чистку автоматов производить с неполной разборкой и снятием их с установки, после чего произвести выверку автоматов и прицела.
** Для равномерного износа протекторов шин после каждых 1000 км пробега менять колеса (без стуниц) местами (правое на место левого и левое на место правого).
12.4. Техническое обслуживание № 1
Техническое обслуживание № 1 установки проводится при настреле 1000 выстрелов, но не реже одного раза в год, а также при постановке ее на кратковременное хранение.
ТО-1 проводится на пункте (площадке) технического обслуживания и ремонта и в хранилищах.
При проведении ТО-1 необходимо произвести работы, перечисленные в табл. 1 и 2.
Таблица 2
№ по пор. | Содержание работ и методика их проведения (ссылка на подразделы настоящего Руководства) | Технические требования | Приборы, инструмент, приспособления и материалы, необходимые для выполнения работ |
Произвести полную разборку автоматов для чистки, осмотра и замены негодной смазки со снятием их с установки (подразд. 4.4-4.6, 6.3, 12.11) Проверить количество и качество жидкости в буферах перевода хода; при необходимости заменить или долить жидкость (подразд. 12.8) Произвести выверку автоматов и прицела (подразд. 9.6) Подкраска оголенных мест установки | Все детали должны быть исправные, негодная смазка полностью заменена Уровень стеола не должен быть ниже отверстия для боковой пробки более чем на 10 мм Отклонение ствола правого автомата от перекрестия не более одного малого деления ТХП. Отклонение перекрестия коллиматора от перекрестия К не более ±2 тыс. Отклонение вертикальной нити перекрестия наземного прицела от перекрестия НП не более ±1 тыс. (5 см) Все оголенные места установки должны быть окрашены | Выколотка, молоток, специальный стержень, приспособление для разборки и сборки подающих пальцев, приспособления для разборки и сборки механизма перезарядки, комбинированный ключ Выколотка 2,5 мм, ветошь Квадрант, щит, трубка холодной пристрелки (ТХП), отвертка Краска, кисть |
12.5. Техническое обслуживание № 2
Техническое обслуживание № 2 установки проводится не реже Таблица 2 одного раза в 3 года, а также при постановке ее на длительное хранение.
ТО-2 проводится в ремонтной мастерской части. При проведении ТО-2 необходимо произвести работы, перечисленные в табл. 2 и 3.
Таблица 3
№ по пор. | Содержание работ и методика их проведения (ссылка на подразделы Руководства службы) | Технические требования | Приборы, инструмент, приспособления и материалы, необходимые для выполнения работ |
Транспортирование установки в ремонтную мастерскую Очистить установку снаружи от пыли, грязи и смазки Произвести дефектацию установки в собранном виде (ч. I, подразд. 12.8, 12.9) Разобрать установку в объеме, необходимом для замены негодной смазки (ч. I, подразд. 6.1-6.15) Разобрать прицел в объеме, необходимом для замены негодной смазки (ч. II, подразд. 15.1-15.31) Заменить негодные детали автоматов, установки и прицела годными из ЗИП * Произвести сборку, регулировку и проверку работы автоматов, прицела и установки в целом в собранном виде (ч. I, подразд. 6.1-6.15, 12.8, 12.9; ч. II, разд. 16) Окрасить в один слой установку (окраску производить согласно действующей Инструкции по окраске вооружения) | — Установка снаружи должна быть очищена от пыли, грязи и смазки Все составные части установки должны быть исправны. Все обнаруженные неисправности должны быть устранены Все механизмы установки должны быть исправны, негодная смазка полностью заменена Все механизмы прицела должны быть исправны, негодная смазка полностью заменена Все негодные детали должны быть заменены годными, взятыми из ЗИП Все узлы и механизмы спаренной установки должны функционировать нормально и полностью удовлетворять требованиям Руководства службы, ч. I Качество окраски должно соответствовать требованиям действующей Инструкции по окраске вооружения | — Ветошь, деревянные палочки — Комплект специнструмента приспособлений, смазка, ветошь Комплект специнструмента и приспособлений, смазка, ветошь Комплект специнструмента и приспособлений, ЗИП Комплект специнструмента и приспособлений — |
*При настреле автоматом 3000 выстрелов необходимо заменить возвратную пружину 5-3.
12.6. Сезонное обслуживание
Сезонное обслуживание проводится два раза в год в целях подготовки установки к осенне-зимнему или весенне-летнему периоду эксплуатации.
При сезонном обслуживании выполняются работы, предусмотренные для очередного технического обслуживания, и дополнительно работы, обеспечивающие надежную работу механизмов установки в весенне-летний и осенне-зимний периоды эксплуатации:
· замена смазки с переборкой узлов и механизмов в необходимых случаях;
· промывка и зарядка аккумулятора, замена или доведение до требуемой плотности электролита.
12.7. Объем и последовательность осмотра спаренной установки
Осмотр спаренной установки включает:
· осмотр автоматов и установки в собранном виде;
· осмотр и проверку прицела в собранном виде;
· осмотр автоматов в разобранном виде.
В полном объеме осмотр спаренной установки производить для определения технического состояния установки.
При осмотре спаренной установки в собранном виде обращать главное внимание на состояние и исправность основных частей (автомата, механизмов прицела, правильную работу частей и механизмов люльки, верхнего станка и платформы с ходом.
Степень разборки автоматов перед осмотром определяется в зависимости от условий содержания и эксплуатации установки.
Неисправности спаренной установки устранять немедленно. Если устранить неисправность в подразделении нельзя, то установку отправить в артиллерийскую мастерскую. При всех осмотрах проверять исправность крепежных деталей и отсутствие ржавчины.
Следить за состоянием контрольных площадок на крестовине люльки и качалке прицела, предохранять их от повреждений.
12.8. Осмотр автоматов и установки в собранном виде
При осмотре автоматов, прицела и установки в собранном виде необходимо проверить и убедиться:
· нет ли на металлических частях ржавчины и трещин;
· правильно ли собраны все части и механизмы автоматов и установки;
· надежно ли крепятся автоматы на установке; не наблюдается ли ослабление переднего крепления из-за износа эксцентрика рукоятки; в случае ослабления крепления произвести регулирование ручки эксцентриков, как указано в подразд. 9.3;
· свободно ли поворачиваются крышки коробок и надежно ли фиксируются они в закрытом положении;
· свободно ли перемещаются фиксаторы крышек коробок при их открывании;
· перемещается ли клин ствола при сдвиге и повороте рукоятки клина;
· свободно ли сдвигается ствол при выдвинутом клине ствола;
· свободно ли вращается передаточный рычаг механизма блокировки автомата (проверяется при открытой крышке коробки);
· надежно ли фиксируются наметки разъемного хомута на кронштейне люльки;
· свободно ли продвигаются патронные коробки по лоткам коробкодержателей и нормально ли действуют защелки патронных коробок;
· нет ли помятостей на стенках, горловине и крышке патронных коробок;
· не изогнут ли рычаг подавателя и подаватель патрона в патронных коробках; энергично ли действует пружина рычага подавателя;
· свободно ли вращаются и возвращаются в исходное положение под действием пружин рукоятки копиров на коробкодержателях;
· свободно ли перемещается рамка с рычагом и досылателем подающего механизма патронной коробки;
· удерживаются ли на боевом взводе подвижные части каждого автомата и энергично ли возвращаются в крайнее переднее положение под действием возвратной пружины при освобождении их с боевого взвода; при этом одновременно проверяются механизмы перезаряжания и спусковой механизм с ножным и ручным спусками, а также проверяется одновременность спуска автоматов, как указано в подразд. 9.6;
· исправно ли работают подъемный и поворотный механизмы; они должны работать плавно и без заеданий;
· безотказно ли действуют тормоза и стопоры качающейся и вращающейся частей;
· исправность торсионов; по наличию зазоров между шипами рычагов колес и упорами на платформе;
· нет ли течи стеола в буферах перевода хода;
· исправность буфера перевода хода (проверяется переводом установки из походного положения в боевое и из боевого положения в походное, при этом резкое падение или очень медленное опускание установки на грунт при переводе из походного положения в боевое указывает на неотрегулированность или неисправность буфера перевода хода).
Для регулировки буферов перевода хода необходимо:
· проверить полноту заполнения стеолом буферов перевода хода, для чего:
· перевести установку в боевое положение;
· отвинтить верхнюю и боковую пробки, пробку на корпусе иглы, снять прокладки;
· опустить выколотку диаметром 2,5 мм в отверстие и проверить уровень стеола; в случае если уровень стеола ниже отверстия для боковой пробки более чем на 10 мм, необходимо:
· долить стеол до уровня сливного отверстия;
· поставить новые прокладки из ЗИП и завинтить верхнюю, на корпусе иглы и затем боковую пробки;
· проверить правильность регулировки буфера перевода хода. Резкое падение установки на грунт при переводе ее в боевое положение (при достаточном количестве стеола в буферах) или слишком медленное опускание свидетельствует о необходимости регулировки положения иглы в буферах хода.
Для регулировки положения иглы нужно:
· отвинтить колпачок иглы и снять прокладку;
· отвинтить контргайку иглы и снять прокладку;
· ввинтить (при резком падении установки) или вывинтить (при слишком медленном опускании установки) иглу до обеспечения нормального перевода установки в боевое положение (время опускания не менее 4 с);
· поставить новую прокладку и завинтить контргайку иглы;
· поставить прокладку и завинтить колпачок иглы;
· исправны и имеются ли в наличии принадлежность, запасные части, патронные ленты, патронные коробки и чехлы, положенные к установке.
В случае обнаружения каких-либо неисправностей по перечисленным выше пунктам выявить причину неисправности и устранить ее.
12.9. Осмотр прицела
После осмотра автоматов и установки производится осмотр прицела.
Осмотр прицела включает внешний осмотр, проверку безотказности действия всех его механизмов, проверку нулевых установок и выверку автоматов и прицела.
При внешнем осмотре прицела необходимо убедиться в наличии всех частей прицела и исправности его механизмов.
Проверить безотказность действия всех механизмов прицела следующим образом:
· поставить все шкалы на нулевые деления, при этом риски шкал должны совпадать с индексами;
· проверить правильность и прочность крепления прицела на установке, а также крепления на прицеле коллиматора и наземного прицела;
· проверить работу механизма шкалы дальности и каретки дальности с визирной линейкой путем вращения маховика привода дальности в ту и другую сторону; при этом вращение маховика должно быть легким, плавным и без заеданий; каретка дальности должна легко передвигаться по направляющим линейки; щуп механизма сведения зенитного баланса должен свободно перемещаться по криволинейному пазу визирной линейки; обойма должна плавно ходить по визирной линейке;
· проверить работу механизма ввода скорости цели; скорость вводить от 0 до 300 м/с и обратно, при этом усилие при вращении рукоятки должно быть небольшим и одинаковым на всем диапазоне; фиксация установки скорости должна быть четкая и надежная; клапан должен вращаться без заеданий;
· проверить работу механизма ввода углов пикирования или кабрирования, для чего взяться за указатель курса, нажать педаль и наклонить указатель несколько раз в ту и другую сторону; при этом прилагаемое к педали усилие должно обеспечивать безотказное отключение зубчатой гребенки от зубчатого сектора и быть достаточным для предохранения от самовыключения; фиксация нулевого положения должна быть четкой и надежной; при освобождении педали она должна вернуться в исходное положение под действием пружины;
· проверить работу механизма ввода курса цели, для чего нажать до отказа на педаль и вращать курсовую головку на 360° в ту или другую сторону; вращение курсовой головки должно быть плавным, без рывков и заеданий; при нажатии на педаль отключение механизма стабилизации курса цели должно быть надежное, а при отпускании педали включение механизма стабилизации курса должно быть четким; при этом педаль должна вернуться в исходное положение;
· проверить исправность осветительной части;
· проверить освещение сетки коллиматора; изображение перекрестия сетки должно быть резким и хорошо видным на фоне цели. При нарушении контакта в розетке необходимо часовой отверткой осторожно развести перья штырьков в штепсельной вилке.
Проверить параллелограмм, для чего необходимо:
· установить на прицеле нулевые установки;
· придавать по квадранту стволам последовательно углы возвышения 0-00, 2-50, 5-00, 7-50, 10-00, 12-50, 14-00 и обратно; при этом разность в показаниях углов возвышений квадрантов, установленных на контрольную площадку люльки и контрольную площадку прицела, для угла возвышения 0-00 и любого другого не должна превышать 0-04.
Если разности показаний квадранта выходят за пределы 0-04 и тяга параллелограмма не погнута, то за счет ввинчивания или вывинчивания наконечника на тяге параллелограмма отрегулировать вертикальный параллелограмм.
Проверить установки нуля дальности в следующем порядке:
· убедиться, что установка отгоризонтирована;
· придать по квадранту, установленному на контрольную площадку прицела, с помощью подъемного механизма горизонтальное положение качающейся части;
· проверить квадрант, для чего повернуть квадрант на контрольной площадке прицела на 180°, пузырек уровня при этом не должен смещаться от среднего положения больше, чем, на половину малого деления ампулы уровня; если смещение пузырька будет больше, значит, уровень сбит; в этом случае, вывинчивая или ввинчивая регулировочные винты, выбрать половину смещения уровня, а затем подъемным механизмом установки вывести пузырек уровня на середину; снова повернуть квадрант на 180°; если при этом пузырек уровня не установится посредине между рисками, то повторить все действия вновь;
· установить на всех шкалах прицела (кроме дальности) нулевые значения;
· совместить маховичком дальности индекс каретки дальности с контрольной риской на квадратной направляющей, подводя каретку со стороны меньших значений дальности;
· при несовпадении индекса с нулем шкалы дальности (выходе за пределы красных допусковых штрихов, расположенных вправо и влево от нуля шкалы дальности) необходимо:
· вывинтить четыре винта и снять защитное стекло шкалы дальности;
· вывинтить часовой отверткой на три-четыре оборота стопорный винт гайки индекса;
· вставить на шлиц оси индекса отвертку и, удерживая ось от проворота, отвернуть гайку индекса шлицевым ключом на два-три оборота;
· ослабить посадку индекса на конусе, оттягивая индекс за закраину его втулки;
· развернуть индекс до его точного совмещения с нулевой риской шкалы дальности;
· затянуть гайку индекса до отказа, вставив отвертку в шлиц оси индекса, и, удерживая ось от проворота, следить, чтобы не сбилась установка индекса относительно шкалы;
· завернуть часовой отверткой стопорный винт гайки индекса до отказа;
· поставить на место защитное стекло дальности и закрепить его винтами;
· проверить совпадение индекса на каретке с риской на квадратной направляющей и индекса дальности с нулевой риской шкалы дальности; несовпадение индекса дальности допускается в пределах красных штрихов, расположенных вправо и влево от нуля дальности.
Выверку автоматов и прицела производить по контрольно-выверочной мишени, как указано в подразд. 9.6.
12.10. Проверка боя установки и приведение ее к нормальному бою
Проверка боя установки и при необходимости приведение ее к нормальному бою производятся после капитального ремонта установки, а также в случае необходимости.
Для стрельбы используются патроны с БЗТ снарядами. Использование патронов с ОФЗТ и ОФЗ снарядами запрещается.
Проверку боя установки и приведение ее к нормальному бою производить в такой последовательности:
1. Выровнять площадку огневой позиции (при наличии снега очистить ее до грунта).
2. Перевести установку из походного положения в боевое и подавить ее на ровной площадке стрелой назад так, чтобы шипы тарелей домкратов вошли в грунт; для этого произвести осадочную стрельбу непрерывным огнем по 5 выстрелов одновременно из обоих автоматов.
3. Отгоризонтировать установку по уровню.
4. Произвести проверку нулевых установок прицела и выверку автоматов и прицела по контрольно-выверочной мишени, как указано в подразд. 9.6 и 12.9.
5. Поставить вертикально на расстоянии 100 м от дульного среза стволов автоматов контрольно-пристрелочную мишень (рис. 137).
Рис. 137. Контрольно-пристрелочная мишень для дальности 100 м (размеры в мм)
Перекрестие для правого автомата делается наклонным, чтобы отличить его от перекрестия левого автомата.
6. Навести установку так, чтобы перекрестие коллиматора совпало с перекрестием на контрольно-пристрелочной мишени.
7. Закрепить качающуюся и вращающуюся части тормозами. Зарядить каждый автомат лентой, снаряженной десятью патронами. Для того чтобы отличить на щите пробоины снарядов одного автомата от пробоин снарядов другого автомата, следует снаряды патронов одного из автоматов окрасить краской.
Не сбивая наводки, произвести стрельбу непрерывным огнем одновременно из обоих автоматов (во время стрельбы на установке находятся наводчик и прицельный).
8. Определить среднюю точку попадания (СТП-О) и радиус круга, описанного из средней точки попадания, вмещающего 16 пробоин из 20, т. е. 80% (R80), а также СТП правого и левого автоматов, отличая пробоины по окраске (СТП-П и СТП-Л).
Для определения средней точки попадания установки необходимо:
· провести вертикальную линию через площадь рассеивания таким образом, чтобы справа и слева было одинаковое число пробоин, т. е. по 10 пробоин с каждой стороны горизонтальной линии;
· провести горизонтальную линию через площадь рассеивания таким образом, чтобы сверху и снизу было одинаковое число пробоин, т. е. по 10 пробоин с каждой стороны вертикальной линии.
Пересечение вертикальной и горизонтальной линий и даст среднюю точку попадания - СТП-О.
Среднюю точку попадания каждого автомата (СТП-П и СТП-Л) определять аналогично (по 5 пробоинам с каждой стороны линий).
Для определения радиуса круга, вмещающего 80% пробоин, т. е. R80, необходимо:
· отбросить 4 пробоины, наиболее удаленные от найденной средней точки попадания установки;
· замерить расстояние от средней точки попадания (СТП-О) до наиболее удаленной из оставшихся 16 пробоин.
Это расстояние и будет являться радиусом круга, вмещающего 16 пробоин (80% пробоин), т. е. R80.
9. Произвести вторую очередь аналогично предыдущей с определением СТП и R80 для очереди и СТП каждого автомата.
При необходимости (неудовлетворительных результатах) производится аналогично третья очередь.
Перед каждой очередью проверять наводку установки и в случае ее сбиваемости поправлять.
Бой установки считается нормальным, если средний радиус R80 из двух очередей (в крайнем случае, из двух последних из трех) не превышает 75 см при грунте средней плотности и 90 см при мерзлом грунте, а фактическое положение СТП-О (средней из двух очередей или из двух последних из трех), которое получено стрельбой, отклоняется от кон