Кронштейн 66 отделять воспрещается.
Разобрать погон, для чего:
· установить верхний станок основанием вверх;
· вывинтить ключом 10 двадцать четыре болта 47 (рис. 90), отделить шестерню 52, регулировочные шайбы 45, шарики 49, сепаратор 50, регулировочное кольцо 40;
· снять наружные 48 и внутренние 51 проволочные кольца.
Разобрать стопор по-походному вращающейся части, для чего:
· снять отверткой кольцо 80 (рис. 96);
· вынуть стержень 109 и пружину 110.
Разобрать ограничитель поворота верхнего станка, для чего выбить штифт 43 (рис. 90), отделить гнеток 42 и пружину 41.
Вывинтить торцовым ключом три масленки 16 (рис. 89).
Сборка верхнего станка
Перед сборкой верхнего станка для сборки погона и цапф необходимо подготовить 24 штыря - отрезка проволоки диаметром 3-4 мм и длиной 50 мм.
Сборку верхнего станка производить в следующем порядке:
Собрать стопор по-походному вращающейся части, для чего:
· вложить стержень 109 (рис. 96) с пружиной 110;
· надеть кольцо 80.
Собрать погон, для чего:
· вложить проволочные кольца 51 (рис. 90) в проточку основания к верхнего станка и проволочные кольца 48 в проточки регулировочного кольца 40 и шестерни 52;
· прикрепить к шестерне 52 тремя витками мягкой проволоки манжету 44, если она была снята;
· установить верхний станок основания вверх и вложить в него регулировочное кольцо 40, сепаратор 50 и шарики 49;
· вставить штыри в каждое резьбовое отверстие регулировочного кольца и надеть на них регулировочные шайбы 45;
· установить шестерню 52 погона так, чтобы штыри проходили через соответствующие отверстия в шестерне;
· вынимать поочередно штыри и взамен их ввинчивать болты 47, надевая предварительно на них пружинные шайбы 46.
Собрать ограничитель горизонтального поворота, для чего:
· вложить пружину 41, гнеток 42;
· закрепить упор 10 штифтом 43.
Собрать правую цапфу, для чего:
· вложить в проточку основания 68 (рис. 91) правой цапфы проволочные кольца 57, в проточки кольца 69 и регулировочного кольца 61 — проволочные кольца 56;
· вложить в основание 68 кольцо 69, сепаратор 60 и шарики 59;
· вставить штыри (как и при сборке погона) в резьбовые отверстия кольца 69;
· надеть на штыри регулировочные шайбы 55;
· заполнить внутреннюю полость цапфы смазкой ГОИ-54п;
· надеть на штыри регулировочное кольцо 61;
· вынимать поочередно штыри и взамен их ввинчивать болты 62, надевая на них пружинные шайбы 63;
· вставить правую цапфу изнутри в правую станину и закрепить ее винтами 39 (рис. 89).
Собрать левую цапфу, для чего:
· вложить в проточку основания левой цапфы проволочные кольца 57 (рис. 91);
· вложить проволочные кольца 56 в проточку корпуса левой цапфы — станину м и в регулировочное кольцо 61;
· поставить верхний станок на правый бок;
· вложить основание 58 левой цапфы в станину м, вложить сепаратор 60, шарики 59;
· вставить штыри в резьбовые отверстия станины;
· надеть на штыри регулировочные шайбы 55;
· заполнить внутреннюю полость цапфы смазкой ГОИ-54п;
· надеть на штыри регулировочное кольцо 61;
· вынимать поочередно штыри, ввинчивая взамен их болты 62 с пружинными шайбами 63.
Собрать привод к механизму стабилизации курса цели, для чего:
· вложить нижний шарикоподшипник 141 (рис. 98) в стакан 144, вставить шестерню-валик 143, вложить внутреннюю 146 и наружную 145 втулки;
· вложить верхний шарикоподшипник 141, навинтить отверткой кольцо 139 сальника;
· навинтить на шестерню-валик 143 шарнир 137 с вилкой, забить штифт 138;
· вставить стакан 144 с собранными деталями во втулку верхнего станка, забить штифт 147 (при постановке стакана 144 в установках более поздних выпусков, где штифт 147 заменен отгибной шайбой, поставленной между торцами стакана 144 и стакана, приваренного к станку, необходимо совместить керны, поставленные при разборке);
· прикрепить к кронштейну 134 редуктор стабилизации;
· надеть на вал редуктора стабилизации шарнир 136, забить штифт 135;
· прикрепить двумя болтами 21 (рис. 89), пользуясь ключом 12-14, кронштейн 134 (рис. 98) к перемычке станин верхнего станка, предварительно введя в зацепление вилку шарнира 136 с соединительной вилкой шарнира 137 и установив кожух 148.
Собрать ручной тормоз вращающейся части, для чего:
· вложить втулку 84 (рис. 94) и колодку 85, предварительно вложив в соответствующие отверстия штифты 72 и 77 и пружины 76;
· навинтить муфту 82 на колодку 55;
· надеть на муфту 82 пружину 83 и рукоятку 81;
· закрепить рукоятку 81 болтом 86 с шайбой 87.
Собрать стопор качающейся части, для чего вложить стержень 78 (рис. 93) с пружиной 79, надеть кольцо 80.
Собрать тормоз качающейся части, для чего:
· вложить втулку 70 (рис. 92) и колодку 71, предварительно вложив в соответствующие отверстия штифты 72 и 77 и две пружины 76;
· навинтить муфту 74;
· надеть на муфту рукоятку 73, закрепив ее болтом 86 с шайбой 87.
Собрать ножной тормоз вращающейся части и привод спуска, для чего:
· вложить втулку 104 (рис. 95) и колодку 105, предварительно вложив в соответствующие отверстия штифты 72 и 77 и две пружины;
· навинтить гайку 102;
· присоединить осью предохранитель 126 (рис. 97) с пружиной;
· вставить ось 96 (рис. 95), рычаг 97, забить штифты 32 и 35 (рис. 89) и ввинтить винт 95 (рис. 95);
· вставить рычаг спуска 123 (рис. 97), забить штифт 34 (рис. 89);
· надеть на рычаг 97 (рис. 95) винт 98;
· навинтить на винт 98 тягу 100, надеть на тягу муфту 101, присоединив к ней конец пружины 107, и посадить муфту на шлицы гайки 102;
· закрепить муфту 101 болтом 106 с шайбой;
· прикрепить с помощью оси 36 (рис. 89) дугу 1 спуска, навинтить и зашплинтовать гайку 3;
· надеть на тягу 118 (рис. 97) шайбу 727, пружину 125;
· ввинтить тягу 118 в серьгу 122;
· надеть рукоятку 112 ручного спуска, поставить шайбу 116 и шплинт 117;
· соединить тягу 118 с рукояткой 112 осью 115;
· присоединить пружину 107 (рис. 95) к левой станине;
· вставить и зашплинтовать валик 30 (рис. 89).
Прикрепить осью 156 (рис. 101) тягу параллелограмма, поставив шарикоподшипник 155, кольца 157; зашплинтовать ось.
Поставить сиденья 19 и 26 (рис. 89), прикрепив их осями 17 к кронштейнам д, отрегулировать положение сидений винтами 152 (рис. 99), затянув контргайки 151 ключом 17-22.
Поставить щитки 29 (рис. 89), закрепив зажимы 12 винтами 14.
Поставить щиток 4 предохранения от пламени.
Поставить аккумулятор, прикрепить распределительную коробку 5 с электропроводкой.
Ввинтить торцевым ключом три масленки 16.
6.11. Разборка и сборка платформы
Разборка платформы
Платформу разбирать только при ремонте. Степень разборки определяется необходимым объемом ремонта. Перед разборкой установить платформу в походное положение, подложив под платформу деревянные брусья так, чтобы колеса вывесить над землей. Разборку платформы производить в следующем порядке:
Снять буфера 17 (рис. 107) перевода хода, для чего:
· вывинтить на несколько оборотов стопорный винт 108 (рис. 111);
· надеть на шток приспособление для разборки буфера и присоединить шток к буферу;
· нажатием на поршень буфера перевода хода несколько поджать пружину и выбить палец 15 (рис. 107), платформа при этом должна стоять на колесах;
· расшплинтовать и вынуть палец 77 (рис. 109), отделить буфер перевода хода; поджатие поршня буфера производить приспособлением для разборки буфера со штоком (рис. 134).
Снять колеса, как указано в подразд. 6.4.
Снять тяги 72 (рис. 109), для чего расшплинтовать и вынуть по два (с правой и левой стороны) пальца 76.
Снять правый и левый рычаги 56, для чего:
· заметить рисками взаимное положение секторов 61 и 64 и кронштейна 57 для обеспечения правильной сборки; риски нанести на секторе 64 и балке а хода (рис. 107), на секторе 64 (рис. 109) и на кронштейне 57, на торце сектора 61 (после свинчивания гайки 63) и на кронштейне 57. На установках более поздних выпусков на платформе с правой и с левой стороны и на секторах 64 имеются контрольные риски, окрашенные в красный цвет;
· вывинтить торцовым ключом масленки из шипов рычагов 56, вывинтить на несколько оборотов стопорные винты 62;
· свинтить рожковым ключом 38 гайки 63;
· вывинтить винты 58, отделить крышку 60;
· оттянуть ручку 9 (рис. 107) до выхода стопоров 55 (рис. 109) из отверстий рычагов и вынуть рычаги 56 из отверстий в кронштейнах 57;
· вынуть секторы 61.
Вынуть торсионы 2 (рис. 107), для чего:
· вывинтить стопорные винты 16;
· ввинтить в резьбовое отверстие торсиона шток с гайкой, имеющийся в ЗИП, надев на шток съемник, и навинчивать гайку ключом 27-30, по мере навинчивания гайки будет извлекаться торсион. На установках более поздних выпусков вместо штока с гайкой и съемника применяется приспособление.
Вынуть торсионный вал 23 (рис. 107), для чего вывинтить на несколько оборотов болты 69 (рис. 109), снять правый и левый рычаги 71 и вынуть торсионный вал.
Расшплинтовать и вынуть шесть пальцев 47, отделить правую 3 (рис. 107) и левую 18 тяги, тягу 14, ручку 9, правую серьгу 4, для чего:
· расшплинтовать и вынуть ось 94 (рис. 110), отделить рычаг 96 с шайбой 74;
· вывинтить стержень 10 (рис. 107), отделить пружину 13 и шток 12.
Вынуть кронштейны 57 (рис. 109), для чего:
· вывинтить на несколько оборотов стопорные винты 46 и с помощью выколотки диаметром 5 мм свинтить гайки 45;
· вынуть кронштейны 57, крюки 52, пружины 51;
· вывинтить ключом 12-14 на несколько оборотов винты 53, вынуть стопоры 55.
Снять с балки хода секторы 64.
Вывинтить торцовым ключом масленки 26 (рис. 107).
Отделить и разобрать стрелу, для чего:
· вывинтить на несколько оборотов стопорные винты 31 и 33 (рис. 108), свинтить ключом для круглых гаек 55-62 гайку 30 (и рожковым ключом - гайку 32), выбить ось 5 и замок 6, отделить стрелу;
· расшплинтовать и вынуть палец 42, отделить защелку 35 и пружину 34;
· вывинтить на несколько оборотов два стопорных винта 36, вывинтить ключом 17-22 оси 37 ручек, отделить поручни 8;
· выбить собранный в стакане 41 фиксатор;
· закрепить стакан 41 в тисках и выбить выколоткой диаметром 2,5 мм штифт 39, отделить фиксатор 38 и пружину 40.
Вывести за пределы выступа кольца и снять ограничители 19 (рис. 107) поворота вращающейся части.
Расшплинтовать и вынуть ось (палец) 92 (рис.110), отделить ручку 87, вынуть фиксатор 86, пружину 85.
Снять и разобрать домкраты в следующем порядке:
· установить платформу на какие-либо опоры и освободить домкраты;
· выбить выколоткой диаметром 2,5 мм штифт 134 (рис. 112) и свинтить наконечник 118, придерживая от вращения рукоятку 131 ключом 12—14;
· снять пружину рукоятки;
· вывинтить на несколько оборотов стопорный винт 119;
· свинтить ключом для круглых гаек 55-62 гайку 133;
· отогнуть шайбу 88 (рис. 110), вывинтить на несколько оборотов стопорный винт 89 и вынуть домкрат из втулки к платформы;
· снять шарикоподшипник 120 (рис. 112);
· вывинтить два винта 124, отделить шпонку 123, вывинтить внутренний стакан 128, снять наружный стакан 121;
· вывинтить рожковым ключом на 56 мм гайку 126, вынуть два полукольца 127 и отделить тарель 130, внутренний стакан 128, рукоятку 131;
· вывинтить стопорный винт 150, отвинтить гайку 149 и отделить от тарели 130 пяту 129 и буфер 151;
· выбить выколоткой диаметром 2,5 мм два штифта 135, свинтить гайку 125, свинтить резьбовую втулку 122.
Разобрать буфера перевода хода, для чего:
· вывинтить пробки 102 (рис. 111) и 116, слить стеол;
· вывинтить рожковым ключом 38 гайку 107 и вынуть прижимное кольцо 104, манжету 103 и упорное кольцо 110;
· свинтить ключом 17-22 колпачок 99, гайку 100;
· вывинтить ключом 9-11 иглу 101.
Дальнейшую разборку нужно производить в приспособлении для разборки буфера хода со штоком, с помощью которого можно поджать пружину 111, и после вывинчивания ключом 68-72 гайки 106 постепенно разжать пружину 111. После отделения пружины 111 и поршня 109 вывинтить с помощью отвертки гайку 115, отделить пружину 114, стаканчик 113, шарик 112.
Разобрать колеса. Разборка каждого колеса производится в следующем порядке:
· отжать отверткой стопорное кольцо 146 (рис. 113) и накидным ключом свинтить колпак 145;
· свинтить торцовым ключом пять гаек 148 и отделить колесо 140 от ступицы 136;
· вынуть шплинт 144;
· свинтить ключом 27-30 гайку 143, удерживая от вращения ось 139 (если колесо снято с установки);
· вынуть ось 139;
· вынуть из ступицы внутреннее кольцо роликоподшипника 141;
· снять плоскогубцами распорное кольцо 151 и вынуть роликоподшипник 137 с кольцом 149, сальником 138 и заслонкой 150;
· вынуть наружное кольца роликоподшипника 141;
· снять ступицу 136 с роликоподшипником 141 и наружной обоймой роликоподшипника 137;
· снять с оси 139 внутреннюю обойму роликоподшипника 137 и сальник 138;
· вынуть роликоподшипник 141 из ступицы.
Снять с платформы задние фонари и электропроводку к ним, для чего:
· вывинтить два винта крепления наружного кожуха вилки;
· открыть наружный кожух вилки;
· отвернуть четыре винта крепления проводов и отделить вилку;
· свинтить гайки 48 (рис. 109) крепления заднего фонаря, отделить задний фонарь с проводом (провод отсоединить от клемм и вытянуть из трубы).
Сборка платформы
Собрать колесо, для чего:
· вставить в ступицу последовательно роликоподшипник 137 (рис. 113), кольцо 149, сальник 138, заслонку 150 и зафиксировать распорным кольцом 151;
· вставить в ступицу роликоподшипник 141 и ось 139;
· поставить шайбу 142 и навинтить ключом 27-30 гайку 143 до тугого вращения ступицы от руки, после чего отпустить гайку на 1/6 оборота и зашплинтовать;
· внутреннюю полость подшипников заполнить смазкой 1-13 жировой;
· надеть колесо 140 на болты 147, навинтить пять гаек 148;
· вложить стопорное кольцо 146 и, придерживая его отверткой, ввинтить накидным ключом колпак 145.
Собрать буфер перевода хода, для чего:
· ввинтить ключом 9-11 в корпус л иглы (рис. 111) иглу 101;
· навинтить ключом 17-22 гайку 100 и колпачок 99, поставив две прокладки 117;
· надеть на поршень 109 гайку 106, упорное кольцо 110, манжету 103, прижимное кольцо 104 и ввинтить рожковым ключом 38 гайку 107;
· вложить в гнездо клапана шарик 112, стаканчик 113, пружину 114 и ввинтить с помощью отвертки гайку 115,
· вложить в цилиндр н пружину 111, вставить поршень 109 и с помощью приспособления, использовавшегося для разборки буфера перевода хода, поджимать пружину 111 до тех пор, пока окажется возможным ввинтить гайку 106 (ключом 68-72) с уплотнительным кольцом 105;
· ввинтить пробки 116 и 102 с прокладками 117. Заполнение буфера перевода хода стеолом М производится после его закрепления на установке.
Собрать домкраты, для чего:
· вложить винт 132 (рис. 112) в наружный стакан 121;
· навинтить резьбовую втулку 122 на винт 132 до упора;
· навинтить на винт 132 гайку 125 до совмещения по торцам;
· забить два штифта 135 и закернить их;
· навинтить внутренний стакан 128 на резьбовую втулку 122 до упора;
· совместить окно под шпонку в наружном стакане 121 со шпоночной канавкой во внутреннем стакане 128;
· вложить шпонку 123, ввинтить два винта 124 и закернить их;
· вставить во внутренний стакан 128 со стороны шаровой пяты рукоятку 131;
· надеть на шаровую пяту внутреннего стакана 128 гайку 126;
· вложить внутренний стакан 128 шаровой пятой в гнездо пяты 129;
· вложить два полукольца 127 и навинтить рожковым ключом 56 гайку 126;
· закернить гайку 126;
· вложить в тарель 130 буфер 151, наложить сверху буфера пяту 129 и закрепить пяту на тарели 130 гайкой 149 со стопорным винтом 150;
· надеть шарикоподшипник 120 на винт 132; при сборке все неокрашенные поверхности деталей домкрата смазать, а подшипник заполнить смазкой ГОИ-54п;
· вложить домкрат во втулку к (рис. 110) платформы;
· навинтить ключом для круглых гаек 55-62 гайку 133 (рис. 112) до обеспечения свободного вращения домкрата во втулке;
· ввинтить стопорный винт 119;
· навинтить на рукоятку 131 наконечник 118, подложив под него пружину, придерживая рукоятку от вращения ключом 12-14;
· забить и закернить штифт 134;
· совместить паз в наружном стакане 121 с отверстием под стопорный винт 89 (рис. 110);
· ввинтить стопорный винт 89 с шайбой 88;
· отогнуть шайбу 88 на грань винта и втулки.
Собрать фиксатор верхнего стакана, для чего:
· вложить фиксатор 86 с пружиной 85 снаружи в предназначенное для него гнездо в платформе;
· поджав пружину 85, утопить фиксатор и надеть ручку 87, закрепив ее пальцем 92;
· зашплинтовать ось, поставив шайбу 91.
Собрать и присоединить стрелу, для чего:
· вложить в стакан 41 (рис. 108) пружину 40 и фиксатор 38;
· закрепить стакан 41 в тисках и забить штифт 39;
· вставить стакан 41 с фиксатором во втулку стрелы;
· вставить в поручни 8 оси 37 и ввинтить их ключом 17-22 до упора;
· ввинтить стопорные винты 36;
· прикрепить к платформе осью 5 (рис. 107) стрелу 7, навинтить ключом 55-62 гайку 30 (рис. 108), ввинтить стопорный винт 31;
· вставить замок 6, навинтить ключом 45-52 гайку 32, ввинтить стопорный винт 33;
· прикрепить с помощью пальца 42 защелку 35, вложив пружину 34;
· зашплинтовать палец 42, поставив шайбу 44.
Надеть на концы балки хода секторы 64 (рис. 109).
Прикрепить осью 94 (рис. 110) рычаг 96, надеть шайбу 74, зашплинтовать ось, для чего:
· вставить два крюка 52 (рис. 109) с пружинами 51;
· вставить шток 12 (рис. 107) с пружиной 13, ввинтить стержень 10;
· прикрепить шестью пальцами 47 (рис. 109) тягу 14 (рис. 107), левую тягу 18, правую тягу 3, свинченную (предварительно) с правой серьгой 4;
· ввинчивая тягу 14 в шток 12, обеспечить заход левого стопора 55 (рис. 109) в гнездо рычага 56 на длину не менее 13 мм, при этом при выведенном стопоре 55 (при оттянутой ручке 9 (рис. 107) зазор между торцом стопора и соответствующим торцом рычага 56 (рис. 109) должен быть не менее 0,5 мм).
После отладки левой стороны отрегулировать с помощью тяги 3 (рис. 107) и серьги 4 одновременность выхода стопоров 55 (рис. 109) из гнезд рычагов 56.
Проверку одновременности выхода стопоров 55 из гнезд произвести следующим образом:
— поставить платформу без колес на землю (стопоры 55 находятся в гнездах рычагов 56). Оттянуть ручку 9 (рис. 107), при этом стопоры 55 (рис. 109) должны строго одновременно выйти из своих гнезд. Если одновременности выхода стопоров нет, необходимо платформу перевести в исходное положение, подрегулировать правую тягу и произвести проверку вновь.
После окончательной регулировки тягу 3 (рис. 107) с серьгой 4 зашплинтовать (на установках раннего выпуска) или законтрить гайкой (на установках более позднего выпуска).
Примечание. Регулировку одновременности выхода стопоров 55 (рис. 109) из рычагов 56 производить после полной сборки платформы;
— зашплинтовать пальцы 47, поставив шайбы.
Вставить торсионный вал 23 (рис. 107), надеть рычаги 71 (рис. 109), для чего ввинтить ключом 10 болты 69 с шайбами 70.
Вставить торсионы 2 (рис. 107), обращая внимание на клеймение (торсион с клеймом л - на левую сторону, с клеймом п - на правую), для чего:
· дослать ударами молотка торсионы за резьбовые отверстия под стопорные винты 16, надев на торсионы по две гайки 45 (рис. 109);
· ввинтить стопорные винты 16 (рис. 107).
Вложить в кронштейны 57 (рис. 109) с полуосями стопоры 55, для чего:
· вставить кронштейны 57 полуосями в балки хода, введя выступы стопоров 55 в пазы крюков 52;
· навинтить с помощью выколотки диаметром 5 мм по две гайки 45, ввинтить стопорные винты 46.
Вставить рычаги 56 в кронштейны 57, надев на шипы рычагов 56 секторы 61, одновременно отведя ручку 9 (рис. 107) до утапливания стопоров 55 (рис. 109), для чего:
· рычаг 56 устанавливается в соответствии с положением секторов 61 и 64, которые устанавливаются по рискам, нанесенным перед разборкой. Секторы 61 вводятся через окна в кронштейнах 57 (на установках более поздних выпусков на платформе с правой и левой стороны и на секторах 64 имеются контрольные риски, окрашенные в красный цвет);
· навинтить рожковым ключом 38 гайки 63, присоединить винтами 58 крышки 60;
· ввинтить стопорные винты 62.
Прикрепить с помощью пальцев 76 тяги 72, зашплинтовать пальцы 76, поставив шайбы 74.
Присоединить колеса, как указано в подразд. 6.13.
Установить буфера перевода хода на платформу, для чего:
· прикрепить к платформе корпус буфера перевода хода пальцем 77, зашплинтовать палец, поставив шайбу 78;
· утопить поршень 109 (рис. 111), несколько поджав пружину 111 с помощью приспособления;
· вставить ось 15 (рис. 107), ввинтить стопорный винт 108 (рис. 111).
Наполнить буфер перевода хода стеолом М (после окончательной сборки установки), для чего:
· перевести установку в боевое положение, вывесить колеса над грунтом;
· отгоризонтировать установку по уровню;
· вывинтить ключом 17-22 верхнюю наливную и боковые пробки 102 и пробку на корпусе иглы;
· свинтить ключом 17-22 колпачок 99 и гайку 100;
· вывинтить отверткой иглу 101 на три оборота;
· медленно заливать стеол М через наливное отверстие резервуара-наполнителя до тех пор, пока стеол не потечет через боковое контрольное отверстие;
· завернуть до отказа пробки наливного корпуса иглы и бокового отверстия, завернуть отверткой до отказа иглу, затем отвернуть на один оборот;
· перевести установку в походное положение.
Проверить плавность опускания установки на домкраты под действием собственного веса, поставив при этом в коробкодержатели снаряженные патронные коробки.
Регулируя иглой 101 проходное отверстие, отладить плавность опускания установки на домкраты; при этом опускание установки должно быть плавным, без ударов о грунт, время опускания - не менее 4 с.
Завернуть до отказа гайку 100 на игле и навернуть колпачок 99.
Установить задние фонари 24 (рис. 107) и электропроводку к ним, для чего:
· провести с помощью проволоки шнур 28 в платформе от коробки л до заднего фонаря;
· присоединить провод к соответствующим клеммам заднего фонаря 24;
· прикрепить задний фонарь гайками с шайбами, обеспечив соединение контакта «массы» с корпусом установки;
· надеть на провод со стороны коробки л кожух вилки, присоединить провод к соответствующим клеммам вилки;
· надеть на вилку кожух, закрепив его двумя винтами.
Ввинтить масленки.
Присоединить ограничители к кольцу платформы.
6.12. Присоединение верхнего станка с люлькой к платформе
Верхний станок с поставленной на стопор по-походному вращающейся частью поставить на кольцо платформы так, чтобы ограничитель горизонтального поворота (упор) 10 (рис. 89) совпал с указателем е (рис. 107) на платформе, после чего повернуть верхний станок в горизонтальной плоскости против хода часовой стрелки до защелкивания фиксатора 86 платформы (рис, 110).
6.13. Присоединение колес
Для присоединения колеса необходимо:
· установить платформу установки домкратами на опоры;
· вставить ось 139 колеса (рис. 113) во втулку рычага 56 (рис. 109);
· нажать до отказа на защелку 68, повернуть фиксатор 50 на 180° и отпустить защелку.
6.14. Постановка автоматов
Постановку автоматов рекомендуется производить с отделенным стволом (порядок присоединения к автомату ствола приведен в подразд. 4.3) и в такой последовательности:
· взять ствольную коробку за рукоятки на затыльнике и хомуте и установить на люльке так, чтобы направляющие ствольной коробки оказались сзади заднего крепления автомата на люльке, а хомут лег на люльку;
· продвинуть энергичным движением ствольную коробку вперед до упора;
· поворотом рукоятки эксцентрика на 180° закрепить хомут. Проверить зазор между кромками звеньеотвода и боковыми поверхностями крышек коробок автоматов, который должен быть 0,3-1,5 мм. Указанный зазор обеспечить перемещением регулировочных козырьков.
6.15. Постановка прицела и присоединение к нему
коллиматора и оптического наземного прицела
Постановка прицела производится в следующем порядке:
· открыть эксцентриковый зажим, повернув рукоятку 6 (рис. 89) вниз на себя;
· взяться одному номеру расчета правой рукой за ручку 83 (рис. 118), а левой рукой за вилку 111 (рис. 123), другому - левой рукой за ручку, а правой за корпус привода дальности;
· поставить прицел на площадку кронштейна г (рис. 89) так, чтобы палец 82 (рис. 118) и упор 84 на основании прицела вошли в соответствующие отверстия площадки;
· повернуть рукоятку 6 (рис. 89) эксцентрикового зажима от себя вверх и зафиксировать в этом положении;
· подключить привод механизма стабилизации курса цели, установив скобу 99 (рис. 120) шарнира в паз валика привода;
· повернуть рукоятку 112 (рис. 123) зажима вилки прицела, снять вилку со стяжки, присоединить тягу параллелограмма к вилке прицела и закрепить ее зажимом;
· снять стяжку с прицела и уложить ее в ящик ЗИП;
· поставить коллиматор и наземный прицел, закрепить их барашками;
· установить патрон с проводом 117 (рис. 126) на патрубок коллиматора и, повернув по ходу часовой стрелки, закрепить его;
· подсоединить к реостату разъем патрона 117 с проводом и разъем системы электроосвещения шкал прицела;
· надеть чехол, поставить ограждение прицела.
7. УСТРОЙСТВО ЗЕНИТНОГО АВТОМАТИЧЕСКОГО ПРИЦЕЛА ЗАП-23
7.1. Назначение и принцип устройства прицела
Зенитный автоматический прицел ЗАП-23 (рис. 116) служит для решения задачи встречи снаряда с целью при стрельбе по воздушным и наземным целям.
Рис. 116. Прицел ЗАП-23
Сущность работы зенитного автоматического прицела ЗАП-23 заключается в том, что при введении в прицел входных данных он автоматически строит угол между линией визирования и направлением осей каналов стволов. При изменении входных данных угол автоматически изменяется. Если после введения или в процессе изменения введенных в прицел входных данных, пользуясь механизмами наведения установки, удерживать перекрестие коллиматора на цели, то стволы установки все время будут направлены так, что средняя траектория снаряда пересечется с целью в определенной точке пространства (упрежденной точке).
В прицел при стрельбе вводятся следующие входные данные: курс цели, скорость цели и дальность до нее. При негоризонтальном полете цели в прицел вводятся углы пикирования или кабрировании.
Дальность до цели определяется на глаз или с помощью стереодальномера. Остальные данные определяются на глаз.
Углы места цели и азимуты вводятся непосредственно визированием на цель.
Прицел позволяет вводить текущую дальность при курсе цели 0° и скорости 300 м/с до 3000 м и решает задачу встречи снаряда с целью на дальности до 2000 м.
Прицел ЗАП-23 задачу встречи снаряда с целью решает методом последовательных приближений.
В основу схемы прицела положено условие, что цель за время полета снаряда до упрежденной точки движется прямолинейно и равномерно и независимо от угла пикирования или кабрирования, скорость цели не изменяется и равна скорости цели при горизонтальном полете.
Углы прицеливания строятся при изменении дальности. Каретка дальности 1 (рис. 117), перемещаясь от привода дальности по наклонным направляющим 70 орудийной линейки, перемещает направляющую 24 с крышкой визирной линейки 22, которая, скользя по визирной линейке, поворачивается и вращает вал 2 с малым звеном 3 и коллиматором 4. Линия визирования коллиматора получает угол наклона.
Изменение угла прицеливания также происходит при изменении угла места цели. При придании углов возвышения стволам установки автоматически изменяется первоначальный угол наклона направляющих каретки (за счет двух эксцентриков 10 и 71) и тем самым изменяется угол рассогласования между визирной линейкой 22 и направляющей 70 от его максимального значения в горизонте до нуля при угле места цели 90°.
Автоматический прицел строит треугольник, подобный пространственному упредительному треугольнику.
Сторона треугольника, параллельная направлению полета цели, называется курсовой линейкой, сторона, соответствующая текущей дальности, - визирной линейкой и сторона, соответствующая упрежденной дальности, - орудийной линейкой.
Курсовая линейка устанавливается всегда параллельно направлению полета цели, визирная линейка направлена на цель, а орудийная линейка всегда находится в плоскости стрельбы.
Для обеспечения меткой стрельбы по наземным целям на прицеле ЗАП-23 смонтирован оптический наземный прицел, имеющий независимую от зенитного прицела линию визирования.
7.2. Устройство частей и механизмов прицела
Зенитный автоматический прицел ЗАП-23 состоит из основания прицела (рис. 118), курсовой головки (рис. 119 и 120), каретки дальности с визирным параллелограммом и механизмом сведения зенитного баланса (рис. 121 и 122), орудийной линейки с компенсатором и вилкой (рис. 123 и 124), качалки с механизмом привода дальности (рис. 125), коллиматора КВ-Л (рис. 126), оптического наземного прицела (рис. 127) и системы электроосвещения шкал (рис. 128).
Основание прицела
Основание прицела (рис. 118) представляет собой литой кронштейн 79, служащий для сборки всех частей прицела и для крепления прицела на установке.
Рис. 118. Основание прицела:
58 — ось; 64 — механическая сборка шестерен; 79 — кронштейн с ручкой; 80 — пружина; 81 — масленка; 82 — палец; 83 — ручка; 84 — упор; a — отверстие для предохранительной стяжки; б — паз; л — щиток сливного отверстия
В проушинах кронштейна закреплена ось 58, на которую надета качалка с механизмом привода дальности и задний кронштейн орудийной линейки с задним эксцентриком.
Справа кронштейн имеет полость, в которой смонтирована механическая сборка шестерен 64 привода дальности.
В основании кронштейна закреплен палец 82 с пазом б, в который входит эксцентрик крепления прицела на установке.
Само крепление смонтировано на кронштейне г (рис. 89) верхнего станка установки. Палец 82 (рис. 118) поджимается двумя пружинами 80.
К передней части основания прицела прикреплен упор 84, а к задней приварена ручка 83 для удобства снятия и постановки прицела. На боковой стенке передней части основания прицела имеется отверстие а, в которое при снятии и установке прицела вставляется стяжка для запирания прицела.
В правой проушине находится масленка 81.
Курсовая головка
Курсовая головка (рис. 119 и 120) служит для ввода в прицел скорости цели, курса цели, углов пикирования или кабрирования. Она состоит из механизма ввода скорости цели, механизма ввода курса цели, механизма ввода углов пикирования или кабрирования, механизма стабилизации курса цели. Основные механизмы курсовой головки смонтированы в корпусе 94 с кольцами. В патрубке в корпуса курсовой головки собрана часть деталей механизма привода дальности. Корпус имеет фланец г с отверстиями для крепления курсовой головки к основанию прицела. Все механизмы головки защищены от загрязнения снизу состоящим из двух частей кожухом 88, сверху - крышкой 55 со шторкой.
Механизм ввода скорости цели предназначается для ввода в прицел скорости цели. Он состоит из двух маховиков 48, один из которых имеет клапан 49, храповика 46, который входит в зацепление с зубчатым сектором 50, закрепленным на правом указателе 89 курса цели, двух пар цилиндрических шестерен 43 и 51, малой шестерни 39, рейки 37, каретки 36 с направляющими, штока 30, шкал 47 с делениями от 0 до 300 м/с (цена одного деления шкалы 5 м/с). Шкалы для пользования ими в ночных условиях имеют электроосвещение.
Механизм ввода курса цели предназначен для ввода в прицел курса цели. Он состоит из правого указателя 89, двуплечевого рычага с пальцами 44, конуса 52, пальца 54 с подшипником, сектора 53, сборки 91 стакана, спирального колеса 35 с внутренним зубчатым венцом и наружной червячной нарезкой.
Наружная нарезка колеса (спирального) служит для сцепления с червяком механизма стабилизации курса цели.
На сборке стакана помещена шкала курса с нанесенными делениями от 0 до 360° (цена одного деления шкалы 1°). Для ориентирования установок во взводе шкала курса может поворачиваться относительно корпуса курсовой головки при нажатии на рукоятку фиксатора 57. Шкала для пользования ею в ночное время имеет электроосвещение.
На крышке со шторкой находится самолетик 96. При вводе курса цели самолетик устанавливается параллельно курсу цели. На корпусе курсовой головки имеется индекс 86.
Рис. 119. Курсовая головка:
22 — визирная линейка; 30 — шток; 33 — маховик с ручкой; 35 — спиральное колесо; 36 — каретка с направляющими; 37 — рейка; 38 — зубчатый сектор; 39 — малая шестерня; 41 — зубчатый сектор; 43 — шестерня; 44 — рычаг с пальцами; 48 — левый и правый маховики; 51 — шестерня; 52 — конус; 53 — сектор; 54 — палец с подшипником; 55 — крышка со шторкой; 57 — фиксатор с рукояткой; 85 — правая и левая шкалы; 86 — индекс; 87 — индекс; 88 — кожух; 89 — правый указатель; 90 — пружина; 91 — сборка стакана; 92 — направляющая; 94 — корпус с кольцами; 96 — самолетик; 138 — обойма; 139 — палец; 140 — винт; 141 — винт; 142 — сальник; 143 — планка; 144 — шторка с шестерней; 145 — щиток; 146 — крышка; 147 — палец; 148 — гайка; 149 — винт; 150 — левая шкала; 151 — левая крышка; 158 — сальник; в — патрубок
Рис. 120. Курсовая головка:
31 — конические шестерни; 32 — валик; 33 — маховик с рукояткой; 34 — червяк; 38 — зубчатый сектор; 46 — храповик; 47 — левая и правая шкалы; 48 — левый и правый маховики; 49 — клапан; 50 — сектор; 72 — поводок; 84 — переходная втулка; 88 — левый и правый кожуха; 89 — правый шарнир; 97 — валик; 98 — конические шестерни; 99 — шарнир; 100 — корпус с осью; 152 — шарикоподшипник; 153 — шайба; 154 — крышка; 155 — палец; 156 — пружина; г — фланец
Механизм ввода углов пикирования или кабрирования служит для ввода в прицел угла пикирования или кабрирования цели.
Он состоит из правого указателя 89 (он же служит и для ввода курса цели), зубчатого сектора 41, зубчатого сектора 38, шкал 85 и индексов 87 (индексы служат также и для установки скорости цели).
Шкала углов пикирования имеет деления от 0 до 90°, а шкала углов кабрирования - от 0 до 60° (цена одного деления шкал 5°). Зубчатый сектор 41 служит для фиксации указателя курса в установленном положении. Выключение сектора производится с помощью рычага 44 с пальцами.
Механизм стабилизации курса цели служит для сохранения введенного в прицел курса цели при горизонтальной наводке установки.
Углы поворота зенитной установки снимаются с погона установки с помощью специального привода, соединенного с механизмом стабилизации курса цели.
Механизм стабилизации курса цели состоит из сектора 53 (выключающегося при нажатии педали рычага с пальцами), соединенного с внутренним зубчатым венцом спирального колеса 35, червяка 34, соединенного с наружной нарезкой спирального колеса, двух конических шестерен 98, валика 32, шарнира 99 и корпуса 100 с осью.
Редуктор механизма стабилизации состоит из двух конических шестерен 31 и переходной втулки 84.
Маховик 33 с рукояткой служит для ввода в прицел дальности. Он посажен на валик 97 с поводком 72. Поводок соединен с тремя промежуточными шестернями привода дальности, помещенными в основании прицела.
Каретка дальности (рис. 121 и 122)
Каретка дальности совместно с курсовой головкой, механизмом привода дальности и орудийной линейкой с компенсатором служит для выработки упрежденной дальности.
Каретка дальности состоит из механизма шкалы дальности, механизма сведения зенитного баланса и визирного параллелограмма.
К корпусу каретки дальности прикреплен штырь для соединения е