При эксплуатации запрещается ввинчивать наконечник или вывинчивать его из тяги параллелограмма.
Рис. 101. Тяга параллелограмма:
66 — кронштейн правой цапфы; 153 — шплинт; 154 — тяга параллелограмма; 155 — шарикоподшипник; 156 — ось; 157 — кольцо
5.3. Устройство и действие подъемного механизма
Подъемный механизм (рис. 102) служит для придания качающейся части углов возвышения или склонения при вертикальном наведении.
В подъемном механизме имеется ручной тормоз для торможения качающейся части при отпускании рукоятки маховика.
Рис. 102. Подъемный механизм:
1 — маховик; 2 — запорное кольцо; 3 — крышка; 4 — запорное кольцо; 5 — втулка; 6 — шайба; 7 — гайка; 8 — стопорная шайба; 9 — болт; 10 — пружина; 11 — опорная шайба; 12 — рычаг рукоятки; 13 — палец; 14 — основание рукоятки; 15 — пружина; 16 — чека; 17 — гайка; 18 — стопорный диск; 19 — пружинная шайба; 20 — прокладка; 21 — внутренняя втулка; 22 — чека; 23 — корпус; 24 — шарикоподшипник; 25 — сальник; 26 — шестерня валик; 27 — шестерня; 28 — масленка; 29 — сальник; 30 — рычаг; 31 — клин; 32 — ось
Подъемный механизм представляет собой редуктор с двумя цилиндрическими шестернями, выполненными за одно целое с валиками.
На шестерню-валик 26 снаружи корпуса посажен маховик 1 с рукояткой, снабженной пальцем 13, выключаемым при охватывании рукой и нажатии рычага 12. При отпущенном рычаге ручки палец под действием пружины 10 поджимается к конусной канавке стопорного диска 18 и этим препятствует провороту люльки.
Вращение от маховика передается на коренную шестерню редуктора и через паразитную шестерню 27 на сектор левой цапфы верхнего станка.
Валики шестерен вращаются в шарикоподшипниках, которые крепятся в корпусе крышками и запорными кольцами. Для смазки подшипников в корпусе имеются две масленки 28. Для предотвращения попадания пыли и влаги в стопорном диске и корпусе имеются сальники 25 и 29.
Маховик крепится на валу гайкой 7 со стопорной шайбой 8. Рукоятка удерживается гайкой 17, которая стопорится чекой 16, поджимаемой пружиной 15 в прорезь гайки.
В конструкции подъемного механизма последних выпусков аннулированы бронзовые втулки, запрессовываемые в основание рукоятки 14.
5.4. Уравновешивающий механизм
Уравновешивающий механизм служит для уравновешивания качающейся части при любых углах возвышения или склонения.
Уравновешивающий механизм (рис. 103) состоит из наружного стакана 3, внутреннего стакана 1, пружины 2. Уравновешивающий механизм имеет устройство ограничения углов склонения, которое состоит из упора 4 и фиксатора 7, поджимаемого пружиной 8.
На установках более поздних выпусков вместо пружины 2 поставлены две пружины, соединенные между собой соединительной втулкой, а между опорной плоскостью серьги а и пружиной для обеспечения уравновешивания качающейся части возможна постановка регулировочных шайб толщиной 5 мм до двух штук.
На установках последних выпусков пружины, имеющие прямоугольный профиль витка, заменены пружинами, изготавливаемыми методом навивки из проволоки.
Серьга а внутреннего стакана соединена посредством пальца с вилкой люльки, а наружный стакан пазами б муфты надет на буртики пальцев кронштейнов р (рис. 89) верхнего станка.
Работа уравновешивающего механизма сводится к тому, что пружина 2 (рис. 103), действуя через серьгу и палец на люльку, стремится повернуть переднюю ее часть вверх, благодаря чему устраняется перевес качающейся части.
Необходимое ограничение углов склонения устанавливается передвижением упора до соответствующей отметки шкалы углов, нанесенной на поверхности упора.
Для выдвижения упора его надо предварительно расстопорить, для чего оттянуть фиксатор 7 и, передвинув упор, отпустить.
Дополнительно уравновешивающий механизм сзади имеет подпружиненную защелку 5, а упор 4 - соответствующий под нее вырез (паз) в. (На установках более поздних выпусков защелка 5 с проушинами аннулирована, а упор 4 имеет резиновый амортизатор.)
При постановке защелки в паз упора 4 происходит ограничение углов склонения установки до —3°.
При угле склонения установки ниже - 3° при введенных входных данных в прицел может происходить утыкание коллиматора в штурвал подъемного механизма.
5.5. Устройство и действие поворотного механизма
Поворотный механизм служит для поворота вращающейся части при горизонтальной наводке.
Поворотный механизм (рис. 104) представляет собой двухскоростной редуктор с цилиндрической зубчатой передачей. Переключение скоростей производится ручкой 1 маховика. При вытягивании ручки вверх посредством рычага 4 и толкателя 8 включаются шестерни с большим передаточным отношением, при опущенной рукоятке - с меньшим передаточным отношением.
Рис. 104. Поворотный механизм:
1 — ручка; 2 — штифт; 3 — ось ручки; 4 — рычаг; 5 — ось планки; 6 — стопорный винт; 7 — валик; 8 — толкатель; 9 — крышка; 10 — прокладка; 11 — сальник; 12 — полукольцо; 13 — кольцо; 14 — шестерня; 15 — штифт; 16 — шайба; 17 — шарикоподшипник; 18 — кольцо; 19 — шарикоподшипник; 20 — валик-шестерня; 21 — шайба; 22 — втулка; 23 — корпус; 24 — шестерня; 25 — щиток; 26 — кольцо; 27 — полукольцо; 28 — прокладка; 29 — крышка; 30 — пружинная шайба; 31 — болт М6Х16; 32 — гайка; 33 — предохранительная шайба; 34 — шарикоподшипник; 35 — шарик; 36 — палец; 37 — пружина; 38 — стакан; 39 — маховик; 40 — штифт; 41 — винт М6Х10; 42 — масленка
Это дает возможность в зависимости от условий и необходимой скорости поворота вращающейся части получить либо меньшую скорость с меньшим усилием на рукоятке маховика, либо большую скорость с большим усилием на рукоятке.
Толкатель удерживается в двух положениях шариковым фиксатором, состоящим из пальца 36, пружины 37 и шарика 35.
Валик 7 и валик-шестерня 20 редуктора вращаются в шарикоподшипниках, удерживаемых стопорными кольцами и крышками, в крышке 9 находится сальник.
Вращение маховика 39 передается через валик 7 на шестерню 14, от нее на шестерню 24, которая посажена на шлицах валика-шестерни 20, находящейся в зацеплении с шестерней погона, неподвижно прикрепленной к платформе. Обкатываясь по шестерне погона, валик-шестерня поворачивает вращающуюся часть.
5.6. Устройство коробкодержателей с патронными коробками
Коробкодержатели служат для крепления в них патронных коробок.
Корпус 1 коробкодержателя (рис. 105) представляет собой стальной штампованный лоток, который своим фланцем прилегает к цапфам верхнего станка и крепится болтами.
Коробкодержатель имеет направляющие е для патронных коробок и боковой копир 2 для подачи ленты при постановке патронной коробки в коробкодержатель. Копир прикреплен к стенке коробкодержателя на оси г и может принимать два положения — горизонтальное и наклонное. Поворот копира производится рукояткой 3, конец которой входит в паз б или в, при этом рукоятку надо отжимать в сторону патронной коробки.
Отпущенная рукоятка фиксируется пружиной 14.
Наклонное положение копира обеспечивает подачу ленты из патронной коробки при ее движении по коробкодержателю и подачу первого патрона под фиксаторы крышки приемника автомата.
Горизонтальное положение копира обеспечивает постановку патронной коробки в коробкодержатель без подачи первого патрона под фиксаторы крышки приемника автомата. Для подачи необходим поворот рукоятки копира.
Нижняя планка а копира предохраняет от самопроизвольного выхода ленты из патронной коробки при тряске во время движения установки. На боковой стенке коробкодержателя находится защелка 4, фиксирующая установленную патронную коробку.
Снизу на коробкодержателе смонтирована рукоятка 5 ручного раздельного спуска автомата, выполненного в виде поворотного рычага с предохранителем 9. Наружная часть рычага является рукояткой спуска, при нажатии на которую, предварительно отжав предохранитель 9, второй конец рычага действует непосредственно на рычаг спуска автомата, минуя механизм блокировки.
На конце рукоятки 5 имеется регулировочная пластина, которая привертывается к рукоятке винтами. Смещением пластины в продольном и поперечном направлениях обеспечивается необходимое сцепление рычага спуска автомата с рукояткой раздельного спуска.
Ручные раздельные спуски служат для спуска подвижных частей автоматов при заряжании, при выстреле последним патроном, задержках или осечке одного из автоматов. На дне каждый коробкодержатель имеет окно д и фиксатор, состоящий из планки 6, штифта 7 и пружины 8, служащих для установки ствольной коробки автомата для неполной разборки и чистки ее частей в полевых условиях.
Рис. 105. Коробкодержатель:
Патронные коробки (рис. 106) служат для помещения в них патронных лент.
Патронные коробки выполнены правыми и левыми соответственно для автомата с правым и левым питанием. Емкость каждой коробки - 50 патронов, снаряженных в ленту. Каждая коробка имеет механизм подачи ленты. Для снаряжения патронные коробки сверху имеют крышку 22, открываемую нажатием на защелки 21. На задней стенке имеется ручка л для переноски коробки, а в передней стенке ручка о для переноски и окно, закрытое крышкой 16, для прохода ленты и паз и для прохода подавателя 17 ленты. Подаватель укреплен на рамке 20 и поджимается пружиной 23. Рамка связана с валиком 26 рычага 25 и поворачивается при повороте рычага. На оси рычага в ручке имеется пружина 28, которая отжимает рычаг в сторону в паз к на ребре патронной коробки, что предохраняет от выпадания патронов из коробки при случайном нажатии на рычаг. При постановке коробки в коробкодержатель рычаг отводится вдоль оси заходным скосом ж (рис. 105) копирной планки коробкодержателя и этим снимается с предохранителя. При продвижении патронной коробки дальше по коробкодержателю рычаг подавателя встречает на своем пути копирную планку, которая заставляет его поворачиваться, а вместе с ним поворачивается и подаватель.
Подаватель своим движением вытягивает из коробки ленту, и первый патрон досылает за фиксаторы крышки приемника автомата.
При снаряжении патронной коробки лента укладывается рядами между задней стенкой и перемычкой м (рис. 106). Свободный конец просовывается за перемычку так, чтобы подаватель оказался между первым и вторым патроном. При этом рамка должна стоять на предохранителе, что достигается подъемом рамки вверх пальцами руки.
Рис. 106. Патронная коробка:
а — правая; б — левая; 15 — корпус; 16 — крышка; 17 — подаватель; 18 — пружина; 19 — ось; 20 — рамка; 21 — защелка (флажок); 22 — крышка;23 — пружина толкателя; 24 — ролик; 25 — рычаг; 26 — валик; 27 — пружина; 28 — пружина; и — паз для прохода подавателя; к — паз; л — ручка; м — перемычка; н — скоба; о — ручка
Для правильной установки коробки в коробкодержатель и укладки лент в коробку на крышках коробок выдавлены силуэты патронов, а в выходной части горловины коробки имеется скоба н, не допускающая неправильную укладку.
5.7. Устройство платформы, хода и буферов перевода хода
Платформа (рис. 107) служит для крепления верхнего станка и является основанием установки.
Платформа представляет собой штампо-сварную раму с кольцом 20, которое имеет сухарные выступы к для крепления верхнего станка и фиксатор 22 для удержания шестерни верхнего станка от проворота.
В платформе находятся три винтовых домкрата 11, служащих для горизонтирования (два спереди по ходу и один сзади), с опорными тарелями, являющимися опорой установки в боевом положении.
В походном положении установка опирается на два колеса 25, имеющих торсионную подвеску. Спереди платформа оканчивается стрелой 7 с шворневым кольцом д для соединения с крюком автомобиля для буксирования.
Стрела прикреплена к платформе шарнирно, т. е. может поворачиваться вокруг оси 5 в вертикальной плоскости и фиксироваться в двух положениях замком 6 с защелкой 35 (рис. 108) для обеспечения буксирования за автомобилями, у которых крюк расположен на различной высоте. Фиксирование в нижнем положении предназначено для буксирования за автомобилем ГАЗ-69, фиксирование в верхнем положении - за автомобилем ГАЗ-66.
На стреле находятся поручни 8 (рис. 107) и на передней части платформы поручни в, служащие для перекатывания установки вручную. Поручни 8 откидывающиеся, крепятся фиксатором 38 (рис. 108). Для того чтобы повернуть поручни в рабочее положение, надо нажать на фиксатор.
Сзади платформа имеет поручни и (рис. 107), служащие для перевода из боевого положения в походное и для передвижения вручную.
В задней части платформы расположен багажник для ЗИП.
Для обеспечения безопасности буксирования установки автомобилем на платформе имеется задний фонарь 24, подключаемый посредством штепсельного разъема (вилкой) 29 к сети автомобиля. Провод предохраняется от провисания зацепами г. При неподключенном заднем фонаре провод с вилкой укладывается в коробку л платформы, закрываемую крышкой 27.
Поперек платформы проходит пустотелая балка а хода, в которую вставлены торсионы 2 подрессоривания. Каждый торсион одним концом закреплен шлицами в средней части балки, другим концом в кронштейне 57 с полуосью (рис. 109).
Кронштейн 57 с полуосью вставлен в балку хода, удерживается гайками 45 и может проворачиваться в пределах угла закручивания торсиона. В кронштейн 57 с полуосью вставлен шип 56 с рычагом. На шлицах шипа посажен конический зубчатый сектор 61, находящийся в зацеплении с сектором 64, свободно посаженным на конец балки хода, и соединенный проушиной с буфером перевода хода 17. Корпус буфера перевода хода прикреплен осью (пальцем) 77 к платформе.
В рычаге 56 с шипом крепится ось колеса. У основания рычага 56 с шипом прорезано отверстие для стопора 55, связывающего кронштейн 57 с рычагом 56. В походном положении рычаги 56 всегда соединены стопорами с кронштейнами 57 и работают как одно целое. При наезде колеса на препятствие колесо поднимается, поворачивая рычаги 56, а с ними кронштейн 57, который скручивает торсион, чем и достигается подрессоривание. Предельный угол закручивания торсиона ограничен упором м.
Перевод установки из походного положения в боевое осуществляется оттягиванием в сторону ручки 9 (рис. 107). При этом движение передается через стержень 10, шток 12 и тягу 14 к рычагу 96 (рис. 110). С рычагом 96 связаны тяги 3 (рис. 107) и 18, а с ними крюки 52 (рис. 109), которые и выводят стопор 55 из отверстий рычагов 56. Рычаги 56 и кронштейны 57 окажутся расцепленными и установка под собственным весом будет опускаться на грунт. При этом рычаг с колесом поворачивается, конический сектор 61 поворачивает сектор 64, который утапливает поршень буфера перевода хода, сжимая пружину и выдавливая стеол, заполняющий буфер перевода хода, из одной его части в другую через небольшое отверстие. Это предохраняет от резкого удара тарелей домкратов о грунт и обеспечивает плавное опускание установки. Колеса примут наклонное положение, не препятствующее повороту вращающейся части с минимальными углами снижения качающейся части.
Чтобы колеса установки в боевом положении не касались грунта, их можно отвести, пользуясь рукояткой фиксатора 50, вверх до тех пор, пока стопор 55 не зайдет за выступ рычага 56.
Для перевода установки из боевого положения в походное надо вращающуюся часть повернуть стволами к стреле, ручкой 9 (рис. 107) вывести стопоры 55 (рис. 109) из-под выступов рычагов 56 и за поручень и (рис. 107) приподнимать заднюю часть установки, при этом колеса принимают первоначальное положение и рычаги 56 (рис. 109) автоматически становятся на стопор 55.
В целях смягчения удара шипа рычага 56 об упор платформы при наибольших углах закручивания торсиона на установках более поздних выпусков на упоре сделан Т-образный паз, в который вставлена резиновая подушка с металлической подкладкой, закрепленная винтом.
При развороте вращающейся части установки стволами к стреле центр тяжести, перемещается к опорному кронштейну б (рис. 107) платформы, относительно которого зенитная установка при подъеме наклоняется, поэтому эту операцию могут совершать два человека.
Кроме того, подъем установки и поворот рычагов с колёсами облегчают пружины буферов перевода хода, которые при опускании установки сжимаются, а при подъеме помогают рычагам с колесами принять первоначальное положение. Одновременность поворота рычагов с колесами при подъеме и опускании установки обеспечивается торсионным валом 23, связывающим через рычаги 71 (рис. 109) и тяги 72 правый и левый секторы 64.
Буфер перевода хода предназначен для обеспечения плавного опускания установки на грунт под действием собственного веса, для демпфирования подвески колес в движении и облегчения перевода установки из боевого положения в походное.
Буфер (рис. 111) состоит из корпуса 98, поршня 109, выполненного за одно целое со штоком, пружины 111. Корпус буфера имеет цилиндр н, над которым расположен резервуар-пополнитель м и корпус л иглы 101.
В конструкции буферов перевода хода установок более поздних выпусков пружина 111 изготавливается из проволоки круглого сечения.
Цилиндр и пополнитель заливаются стеолом М через верхние пробки 102 до уровня боковой пробки, закрывающей контрольное отверстие. Между цилиндром и исполнителем имеется регулировочное отверстие с иглой для регулировки скорости протока стеола, а следовательно, и скорости опускания установки на грунт.
В штоке цилиндра помещается обратный клапан, свободно пропускающий стеол в цилиндр.
При движении поршня внутрь цилиндра во время опускания установки стеол выдавливается через регулировочное отверстие в пополнитель и переходит в освободившуюся от поршня полость цилиндра. При выдвижении поршня во время подъема зенитной установки обратный клапан свободно пропускает стеол в цилиндр.
В походном положении установки буфера работают как демпферы, так как при скручивании торсионов поршни выдвигаются из цилиндров и стеол через обратный клапан проходит в цилиндр, а при раскручивании торсионов обратным движением поршней стеол выдавливается через отверстие в пополнитель, затормаживая раскручивание торсионов. Это уменьшает раскачку установки при езде и стрельбе в движении. При дополнительном развороте колес вручную для вывешивания их над грунтом стеол свободно протекает через совмещающиеся в этом положении отверстия п в поршне и о в цилиндре, облегчая операцию вывешивания колес.
Домкраты платформы (рис. 112) винтовые, телескопические. Они установлены во втулках к (рис. 110) платформы и закреплены в них гайками 133 (рис. 112) со стопорными винтами 119.
Рис. 111. Буфер перевода хода:
98 — корпус буфера; 99 — колпачок; 100 — гайка; 101 — игла; 102 — наливные пробки;103 — манжета; 104 — прижимное кольцо; 105 — уплотнительное кольцо; 106 — гайка корпуса; 107 — уплотнительная гайка; 108 — винт М6Х8; 109 — поршень; 110 — упорное кольцо; 111 — пружина буфера; 112 — шарик; 113 — стаканчик; 114 — пружина клапана; 115 — гайка клапана; 116 — сливная пробка; 117 — прокладка; 118 — уплотнительная гайка; л — корпус иглы; м — резервуар-пополнитель; н — цилиндр; о,п — отверстия; р — кронштейн для сборки буфера; с — контрольное отверстие
Наружный стакан 121 домкрата удерживается от проворота винтом 89 (рис. 110), входящим в шлиц стакана, винт законтрен стопорной шайбой 88. В наружном стакане помещается внутренний стакан 128 (рис. 112), на шаровой пяте которого с помощью полуколец 127 и гайки 126 закреплена пята 129 тарели 130. Пята 129 удерживается в тарели 130 гайкой 149 со стопорным винтом 150. Между пятой и тарелью проложено резиновое кольцо - буфер 151 для амортизации установки на грунте при стрельбе.
В конструкции домкратов последних выпусков буфер 151 нижним торцом ложится непосредственно на опорный лист тарели, имеющий фигурную выдавку, а обойма под буфер выполнена в виде кольца.
Наружный стакан шпонкой 123 удерживает от проворота внутренний стакан, имеющий для этого шлиц.
Во внутреннем стакане находится резьбовая втулка 122, связывающая внутренний стакан с винтом 132. Винт 132 имеет головку с пазом и отверстием для рукоятки.
Рукоятка 131 представляет собой стержень с навинченным на него наконечником 118, закрепленным штифтом 134.
В целях повышения прочности рукоятки 131 и упрощения сборки и разборки штифт 134 заменен стопорным винтом М5Х8, а также в целях обеспечения фиксации рукоятки 131 с наконечником 118 на винте 132 между наконечником и буртом рукоятки введена пружина наконечника. Такая фиксация рукоятки исключает попадание влаги и грязи во внутреннюю полость домкрата (на установках более поздних выпусков).
Платформа опирается на домкрат через упорный шарикоподшипник 120. Каждый домкрат может выдвигаться на 150 мм, что дает возможность горизонтировать установку при наклоне грунта до 6°.
Колеса установки (рис. 113) - съемные. Оси 139 колес вставляются во втулки рычагов 56 (рис. 109) и удерживаются фиксаторами 50. Вращение колеса обеспечивается двумя роликовыми коническими подшипниками 137 (рис. 113) и 141, которые поджаты гайкой 143, застопоренной шплинтом 144.
Ступица заполняется смазкой, которая от вытекания удерживается колпачком 145 и сальником 138. На ступице болтами и гайками крепится колесо.
На установках более поздних выпусков оси 139 имеют две радиусные выемки. При постановке колеса со ступицей на платформу необходимо штифт, запрессованный в ось, выставлять в крайнее верхнее положение.
Войлочный сальник 138 на этих установках заменен резиновым уплотнительным кольцом.
Рис. 112. Домкрат:
118 — наконечник; 119 — стопорный винт; 120 — шарикоподшипник; 121 — наружный стакан; 122 — резьбовая втулка; 123 — шпонка; 124 — винт М3Х6; 125 — гайка; 126 — гайка; 127 — полукольцо; 128 — внутренний стакан; 129 — пята; 130 — тарель; 131 — рукоятка; 132 — винт; 133 — гайка; 134 — штифт; 135 — штифт; 149 — гайка; 150 —винт М5Х8; 151 — буфер; 152 — пружина наконечника
Рис. 113, Колесо со ступицей:
136 — ступица; 137 — роликоподшипник; 138 — сальник; 139 — ось; 140 — колесо; 141 — роликоподшипник; 142 — шайба; 143 — гайка; 144 — шплинт; 145 — колпачок; 146 — стопорное кольцо; 147 — болт; 148 — гайка; 149 — кольцо; 150 — заслонка; 151 — распорное кольцо
Рис. 114. Крепление люльки, коробкодержателя
и уравновешивающего механизма:
а — крепление люльки и коробкодержателя к верхнему станку; б — крепление к люльке уравновешивающего механизма; 1 — палец; 2 —шплинт; 3 — шайба пружинная; 4 — винт; 5 — болт; 6 — винт; 7 — штифт
Рис. 115. Крепление подъемного и поворотного механизмов:
А — крепление подъемного механизма; Б — крепление поворотного механизма;
1 — штифт; 2 — болт; 3 — шайба
6. РАЗБОРКА И СБОРКА УСТАНОВКИ
6.1. Общие указания
Разборку установки производить для осмотра, чистки, смазки или ремонта.
Объем необходимой разборки установки определяется конкретно для каждого случая.
Полную разборку установки с учебной целью производить запрещается.
Разборку и сборку производят оружейные мастера под непосредственным руководством оружейного техника.
Расчету установки разрешается:
· отделять от прицела коллиматор и оптический наземный прицел;
· снимать прицел;
· снимать автоматы и производить их неполную и полную разборку;
· снимать колеса;
· отделять верхний станок с люлькой от платформы;
· производить все действия, необходимые для выверки автоматов с прицелом и приведения установки к нормальному бою.
Снимать колеса можно, не снимая прицела и автоматов. Разборка должна производиться в условиях, исключающих попадание на детали установки влаги, песка, пыли и т. п. Перед разборкой установки необходимо:
· снять чехлы;
· вынуть из коробкодержателей патронные коробки;
· проверить, не заряжены ли автоматы;
· установить качающуюся часть на стопор по-походному.
Снятие прицела, автоматов, отделение верхнего станка с люлькой рекомендуется производить в боевом положении установки.
При разборке необходимо руководствоваться указаниями по мерам безопасности, изложенными в подразд. 1.4.
6.2. Отделение от прицела коллиматора и оптического
наземного прицела и снятие прицела
Прицел снимать в следующем порядке:
· снять ограждение, чехол прицела и щиток 4 (рис. 89);
· установить нулевые значения на всех шкалах прицела;
· отключить вилку электроосвещения шкал oт распределительной коробки (если она включена) и установить ее на фиксирующую колодку, как показано на рис. 138;
· отключить вилку электроосвещения коллиматора от распределительной коробки, снять осветитель с коллиматора и уложить его в ящик ЗИП;
· отвинтив, барашек 104 (рис. 122) разрезного кронштейна, снять влево коллиматор;
· отвинтив, барашек 78 разрезного кронштейна (рис. 138), снять назад оптический наземный прицел;
· уложить коллиматор и оптический наземный прицел в ящик ЗИП;
· установить стяжку 102 (рис. 139), взятую из ящика ЗИП, в отверстие основания прицела;
· повернуть рукоятку 112 (рис. 123) зажима вилки прицела, отсоединить тягу параллелограмма от вилки прицела;
· опустить качающуюся часть прицела на стяжку и закрепить ее поворотом рукоятки 112;
· отключить привод механизма стабилизации курса, выдвинув скобу шарнира 99 (рис. 120) из паза валика редуктора привода;
· повернуть рукоятку 6 (рис. 89) эксцентрика крепления прицела вниз на себя и зафиксировать в этом положении;
· снять прицел с установки, для чего одному номеру расчета правой рукой взяться за ручку 83 (рис. 118), а левой рукой - за вилку 111 (рис. 123), другому - левой рукой за ручку, а правой - за корпус привода дальности.
6.3. Отделение автоматов
Снятие автоматов рекомендуется производить после предварительного отделения стволов (порядок отделения ствола указан в подразд. 4.2) и снятия патронных коробок. При этом люлька должна находиться в горизонтальном положении и должна быть закреплена тормозом вертикальной наводки.
Снимается автомат в такой последовательности:
· повернуть рукоятку 36 эксцентрика (рис. 83) переднего крепления автомата на 180°, оттянув ее предварительно на себя;
· сдвинуть ствольную коробку автомата назад до выхода из пазов заднего крепления на люльке;
· снять автомат с установки вверх, удерживая его за ручки на затыльнике и хомуте (при снятии отводить переднюю часть автомата в сторону от оси люльки).
При необходимости разборки автомата в полевых условиях закрепить ствольную коробку на коробкодержателе (при снятой патронной коробке), для чего ввести нижнюю часть хомута в окно д (рис. 105) коробкодержателя и зафиксировать его защелкой, размещенной снизу на коробкодержателе.
6.4. Снятие колес
Для снятия колес необходимо:
· перевести установку в боевое положение;
· вывертывая домкраты, вывесить установку над грунтом так, чтобы колеса свободно вращались (не касались грунта);
· нажать до отказа на защелку 68 (рис. 109), повернуть фиксатор 50 на 180° и вынуть колесо из рычага 56 вниз.
6.5. Отделение верхнего станка с люлькой от платформы
Для отделения верхнего станка с люлькой нужно:
· установить вращающуюся часть на стопор по-походному;
· оттянуть левой рукой за ручку 87 (рис. 110) фиксатор 86; допуск к фиксатору обеспечивается через крышку багажника 21 (рис. 107). В установках последних выпусков ручка 87 (рис. 110) заменена проволочным кольцом;
· повернуть верхний станок в горизонтальной плоскости по ходу часовой стрелки до совмещения упора 10 (рис. 89) ограничителя горизонтального поворота вращающейся части с указателем е (рис. 107) на платформе;
· снять верхний станок с платформы вверх с помощью крана или усилием пяти-шести человек.
6.6. Отделение, разборка и сборка люльки
Разборка люльки
Перед разборкой люльки снять прицел (подразд. 6.2).
При разборке люльки отделять крестовину 27 (рис. 81), цапфы 28 переднего крепления, основание 58 правого заднего крепления (рис. 85) и кронштейн 43 (рис. 84) заднего левого крепления автоматов только в случае их поломки, так как отделение их ведет к рассогласованию положения автоматов.
Разборку люльки производить в следующем порядке:
Отделить уравновешивающий механизм, для чего:
· отогнуть шайбу 9 (рис. 103);
· вывинтить ключом 10 мм на несколько оборотов винт 10, повернуть на 180° и вынуть штифт 6, отделить фиксатор 7, пружину 8; нажав защелку, вынуть упор 4;
· расшплинтовать палец 1 (рис. 114);
· придерживая за рукоятку 2 (рис. 81), осторожно перевести люльку в вертикальное положение (до упора) и закрепить тормозом качающейся части;
· ввинтить до упора шток с гайкой, сняв его предварительно со станины, в резьбовое отверстие на дне внутреннего цилиндра (введя шток в отверстие под упор);
· поджать пружину уравновешивающего механизма, пользуясь маховиком вертикального наведения, на 1/4 оборота (левой рукой) и завинтить гайку на штоке (правой рукой);
· придав люльке угол возвышения, отделить уравновешивающий механизм от верхнего станка;
· вынуть палец 1 (рис. 114);
· отделить уравновешивающий механизм от люльки;
· поставить люльку на стопор пo-походному, пользуясь подъемным механизмом.
Отделить коробкодержатель, для чего вывинтить по четыре болта 5.
Отделить люльку, для чего:
· отогнуть отгибные шайбы 23 (рис. 81), вывинтить шесть болтов 22, вывинтить два винта 4 (рис. 114) и, выбив по два штифта 21 (рис. 81), снять гильзоотводы;
· расшплинтовать и снять лоток 11;
· выбить четыре штифта 7 (рис. 114);
· вывинтить торцовым ключом 12-14 по шесть винтов 6 в правой и левой цапфах;
· снять люльку вверх усилием двух человек, отсоединив предварительно верхний конец дуги спуска.
Отделение люльки производить только при необходимости ремонта, так как это ведет к рассогласованию автоматов и прицела.
Разобрать люльку, для чего:
· отвинтить гайки 16 (рис. 81) ключом 12-14 и снять опоры 1 стволов;
· расшплинтовать и вынуть ось 18, снять рычаг 4;
· отогнуть отгибные шайбы 25, вывинтить четыре болта 26 ключом 17—22 и отделить крестовину 27;
· отогнуть шайбы 41 (рис. 83), вывинтить шесть болтов 40 и снять цапфы 28 переднего крепления;
· отвинтить гайки 38, снять рукоятки 36 и отделить эксцентрики 39;
· вывинтить на несколько оборотов два болта 74 (рис. 86) ключом 10 или 12 (в зависимости от болта), вынуть трос 85 с рукояткой 87;
· выбить штифт 72 выколоткой диаметром 5, снять барабан перезаряжания 84 и кожух 68;
· отогнуть отгибные шайбы 76, вывинтить ключом 12-14 восемь болтов 77, выбить штифты 78 и снять механизмы 7 (рис. 81) перезаряжания;
· отогнуть шайбы 99 (рис. 87), вывинтить ключом 12-14 три болта 98, выбить штифты и отделить левое заднее крепление 20 (рис.81);
· отогнуть шайбы 99 (рис. 87), вывинтить ключом 12-14 четыре болта 98, выбить штифты 100 и отделить правое заднее крепление 19 (рис. 81);
· отогнуть шайбы 92 (рис. 87), вывинтить ключом 12-14 болты 91 (по два с правой и левой стороны люльки), выбить штифты 101, отделить кронштейны 13 спуска и рычаги 131 и 132 спуска с пружинами 133;
· ослабить гайки 93 и вывинтить винты 94;
· снять с валика спуска регулировочную муфту 130 и рычаг 128 спуска; отделить валик спуска 129.
Разобрать механизмы перезаряжания, для чего:
· снять крышку 65 (рис. 86) корпуса и щиток 83 ролика 82;
· выбить валик с шестерней 67 (в сторону шарикоподшипника 66);
· вынуть запорное кольцо 70 крепления нижнего шарикоподшипника 69 и выбить его;
· ввинтить в фиксатор 105 малый шток 30 (рис. 134) и, оттянув фиксатор вперед, поднять вверх защелку 106 (рис. 86);
· вывинтить шток из фиксатора;
· вынуть из корпуса 60 назад рейку 80 с заглушкой 62, пружиной 64, фиксатором 105 и втулкой 107;
· вынуть вверх из корпуса защелку 106 и снять вперед заглушку 104;
· выбить штифты 63 и 61 и отделить от рейки втулку 107, фиксатор 105, заглушку 62 и пружину 64;
· выбить штифт 81, отделить ролик 82.
Разобрать левое заднее крепление (рис. 84), для чего вывинтить винты 45, отделить цапфы 44.
Разобрать правое заднее крепление (рис. 85), для чего:
· вывинтить винт 56 и снять ограничитель 60;
· отжать от гайки 51 шайбу 52, отвинтить ключом 68-72 гайку 51 на один-два оборота и, вращая винт 54, вывинтить кронштейн 47;
· вывинтить винты 45 и отделить цапфы 44;
· вывинтить винт 55 и отделить гайку 48 кронштейна, винт 54, распорную втулку 49, гайку 51, шайбу 52 и пружину 53;
· вывинтить регулировочный винт 59 и отделить основание 58 правого заднего крепления и ползун 57.
Сборка люльки
Собрать левый и правый механизмы перезаряжания, для чего (рис. 86):
· вложить пружину 64 в отверстие рейки 80;
· надеть на фиксатор 105 втулку 107 и присоединить к ним штифтом 63 конец пружины 64;
· вытянуть другой конец пружины (к этому концу пружины предварительно надо прикрепить проволоку);
· закрепить пружину штифтом 61 к заглушке 62, заглушку вставить в отверстие рейки;
· надеть на передний конец трубки корпуса 60 заглушку 104 и защелку 106;
· вставить рейку в трубку корпуса 60 механизма перезаряжания;
· поставить штифт 81, ролик 82 и закрепить щиток 83 ролика;
· установить на двух шарикоподшипниках 66 и 69 валик с шестерней 67 перезаряжания;
· вложить защитное 71 и запорное 70 кольца;
· поднять защелку 106 в верхнее положение, продвинуть рейку вперед;
· ввинтить в фиксатор 105 малый шток, оттянуть за шток фиксатор вперед, опустить защелку 106 и вывинтить из фиксатора 105 шток.
Собрать левое заднее крепление, для чего:
· вложить цапфы 44 (рис. 84) в отверстия кронштейна 43;
· ввинтить винты 45 с пружинными шайбами 46.
Собрать правое заднее крепление, для чего:
· ввести в пазы основания 58 правого заднего крепления (рис. 85) ползун 57 и ввинтить регулировочный винт 59;
· вложить распорную втулку 49 и гайку 48 кронштейна в отверстие ползуна 57;
· навинтить на распорную втулку 49 гайку 51, предварительно подложив под нее шайбу 50;
· надеть на распорную втулку шайбу 52, пружину 53 и ввинчивать одновременно кронштейн 47 и винт 54;
· ввинтить винт 56 с ограничителем 60 и винт 55;
· вложить цапфы 44 в отверстие кронштейна 47 и ввернуть винты 45, предварительно поставив шайбы 46.
Собрать люльку, для чего:
· вложить эксцентрики 39 (рис. 83) в цапфы переднего крепления 28;
· прикрепить тремя болтами 40 (не затягивая), подложив отгибные шайбы 41, цапфы переднего крепления 28, забить штифты 42, затянуть болты 40, загнуть шайбы 41;
· надеть на эксцентрики 39 рукоятки 36 и закрепить их болтами 37 с гайками 38;