Обработка с сохранением размеров
ОБРАБОТКА С СОХРАНЕНИЕМ РАЗМЕРОВ
При цеховой температуре, простым ополаскиванием в химически неагрессивном растворе, на деталях формируются покрытия, которые по декоративности (глубоконасыщенный черный цвет) и коррозионной стойкости не уступают покрытиям, получаемым при горячем щелочном оксидировании в нитратных растворах
Процесс применим для чернения различных сталей: углеродистых и легированных, конструкционных и инструментальных, холодно- и горячекатаных, после ковки или штамповки, а также чугунов и порошковых металлов; при этом отсутствует образование белого соляного налета, что присуще горячему оксидированию; не происходит также и выщелачивание порошковых металлов и чугунов
Одна и та же ванна может использоваться для чернения при комнатной температуре деталей из сталей и чугунов, разных марок и видов
Покрытия характеризуются долговечностью, износостойкостью и отличными противозадирными свойствами – приработка сопрягающихся деталей облегчается, свойства режущего инструмента улучшаются
Посадочные размеры деталей и твердость сохраняются
Отсутствует легко удаляемый темный налет, присущий другим процессам чернения при комнатной температуре
Процесс рекомендуется производителям инструмента, подшипников, прецизионных деталей машин, станков, крепежных и других изделий
Сравнение холодного чернения с горячим оксидированием
ХОЛОДНОЕ ЧЕРНЕНИЕ (ХЧ) - «ИНСТА-БЛЭК 333» | ГОРЯЧЕЕ ОКСИДИРОВАНИЕ |
Цеховая температура | Температура ванны > 140 °C |
Низкая стоимость и простота эксплуатации ванны | Высокая стоимость и сложность эксплуатации ванны |
Ванна ХЧ всегда готова к работе | Нужно много времени на разогрев |
Отсутствует коробление | Возможно коробление деталей |
Можно чернить чугун | Проблемы с обработкой чугуна |
Низкая стоимость оборудования, легко изготовить самостоятельно | Высокие затраты на приобретение сложного оборудования |
Линия ХЧ устанавливается практически в любом месте, в любом цехе | Установка допускается только в специальных помещениях |
Простая вентиляция | Нужна мощная вытяжка |
Безопасность обслуживания | Повышенные требования по ТБ |
На практике чернению подвергаются следующие изделия: шпиндельные патроны, планшайбы, шестерни, высокопрочные звездочки в цепных передачах, втулки, резцедержатели, цанги, режущий инструмент для станков – торцевые и концевые фрезы, инструмент с твердосплавными пластинами, сверла, спиральные сверла, кольцевые пилы, ручной инструмент, плашки, метчики, развертки, детали контрольно-измерительных приборов, детали оптических приборов, пружины, втулки, болты, гайки, шайбы, винты, шурупы, мебельные детали, пряжки и пр. В автомобильной промышленностичернят: тяговые штанги (tie rods); детали подвески; поршневые кольца; свечи зажигания; крепеж; шланговые хомуты; форсунки; гидравлические цилиндры и пр. Производители подшипников, в том числе и подшипников для автопрома, обрабатывают корпуса, наружные кольца, обоймы, крышки. Чернение не приводит к изменению размеров, зато, когда начинается приработка, наличие покрытия обеспечивает трущимся поверхностям отличные противозадирные свойства. Процесс является незаменимым при обработке удлиненных деталей, напр., валов электромоторов, которые нельзя подвергать горячему оксидированию из-за опасности коробления.
Процесс успешно применяют тысячи предприятий по всему миру, напр. в США его применяют «Дженерал Моторс», «Бош» (американский филиал немецкого производителя инструмента) и многие другие, особенно производители инструмента.
В России, начиная с 2002 г., процесс внедрен уже на 12 предприятиях.
ЛАБОРАТОРНЫЙ ВАРИАНТ ЧЕРНЕНИЯ
Патент
ГОСТ Р 52111-2003
ГОСТ Р 52111-2003
Группа Д32
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВЕЛОСИПЕДЫ
Общие технические условия
Bicycles. General specifications
ОКС 43.150
ОКП 45 2910
Дата введения 2004-01-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Российской государственной академией физической культуры (РГАФК), Автономной некоммерческой организацией "Центр испытаний "СПОРТ ТЕСТ" (АНО "ЦИ "СПОРТ ТЕСТ"), Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации в машиностроении (ВНИИНМАШ)
ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 356 "Велосипеды"
2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 10 июля 2003 г. N 243-ст
3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на велосипеды, седло которых может быть отрегулировано на высоту 635 мм и более, предназначенные для использования в качестве транспортного средства, а также для тренировок и соревнований.
Стандарт не распространяется на велосипеды для детей младшего возраста по ГОСТ 28765 и специальные велосипеды: грузовые, тандемы.
Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 24643-81 Основные нормы взаимозаменяемости. Допуски формы и расположения поверхностей. Числовые значения
ГОСТ 28765-90 (ИСО 8098-89) Велосипеды для детей младшего возраста. Требования безопасности
ГОСТ 29235-91 (ИСО 6742-2-85) Велосипеды. Световозвращающие устройства. Фотометрические и физические требования
ГОСТ Р 51121-97 Товары непродовольственные. Информация для потребителя. Общие требования
Определения
В настоящем стандарте применяют следующие термины и определения:
3.1 транспортный велосипед: Велосипед, предназначенный для передвижения, туризма.
3.2 байсикл-мото-экстрим (ВМХ): Велосипед, предназначенный для соревнований по специальным трассам с препятствиями.
3.3 велокросс: Соревнования по пересеченной местности на заданную дистанцию.
3.4 велоспорт в зале: Командная игра в мяч на велосипедах (велобол).
3.5 маунтинбайк (МТБ): велосипед, предназначенный для соревнований по лесным, полевым, горным тропам с грунтовой или песчаной почвой.
3.5 трек: Замкнутая трасса с наклонной поверхностью со специальным твердым однородным покрытием.
3.7 триал: Соревнования по фигурной езде с преодолением препятствий на велосипеде по заданной программе с элементами акробатики.
3.8 база: Расстояние между осями колес велосипеда.
3.9 вилка (передняя и задняя): Узел или элемент рамы велосипеда, предназначенный для установки колес.
3.10 вынос руля: Деталь конструкции узла рулевого управления, обеспечивающая надежное соединение руля со стержнем руля.
3.11 каретка: Составная часть велосипеда, передающая усилие педалирования на ведущее колесо.
3.12 кривошип: Шатуны, смонтированные с валом каретки велосипеда.
3.13 переключатель передач (передний, задний): Устройство для изменения передаточного отношения.
3.14 седлодержатель (подседельный штырь): стержень, на который устанавливается седло.
3.15 трещотка: Составная часть бестормозной втулки заднего колеса, обеспечивающая рабочий и свободный ход втулки.
3.16 туклипс: Составная часть педали для фиксации стопы.
Рисунок 1 - Основные параметры и размеры велосипеда
Рисунок 1 - Основные параметры и размеры велосипеда
Габаритные размеры:
длина EF - не более 1,9 м,
ширина - не более 0,55 м, для ВМХ - не более 0,74 м.
Расстояния:
между горизонтальной линией, проведенной через ось каретки I, и поверхностью земли D - не менее 0,2 м и не более 0,3 м;
между вертикальными линиями, проведенными через ось каретки А и ось переднего колеса В - 0,43-0,75 м;
между вертикальными линиями, проведенными через ось каретки А и ось и заднего колеса С - 0,25-0,55 м*;
________________
* Текст соответствует оригиналу. - Примечание "КОДЕКС".
между вертикальными линиями, проведенными через переднюю точку седла Н и ось каретки А - не менее 0,05 м за кареткой, кроме спортивных велосипедов для гонок на треке. Для спортивных велосипедов для гонок на треке это расстояние может быть равно нулю;
между внутренними краями наконечников:
передней вилки - не более 0,105 м,
задней вилки - не более 0,135 м;
вертикальная линия, проведенная через любую точку руля велосипеда G, не должна находиться перед вертикальной линией, проходящей через ось переднего колеса В, на расстоянии более 0,15 м.
Диаметр колес велосипедов, кроме спортивных ВМХ, должен быть не менее 0,49 м и не более 0,7 м, включая шину. У спортивных велосипедов ВМХ диаметр колес должен быть не менее 0,49 м и не более 0,5 м.
Диаметр колес транспортных велосипедов для младших школьников должен быть не менее 0,3 м, для подростков - не менее 0,4.
5 Общие технические требования
Велосипеды должны соответствовать требованиям настоящего стандарта и комплекта нормативных документов (далее - НД) на велосипеды конкретных моделей.
5.1 Комплектность
5.1.1 Каждый велосипед должен быть снабжен документацией, содержащей информацию для потребителя в соответствии с ГОСТ Р 51121, в том числе:
паспортом, включающим:
- наименование предприятия-изготовителя или сборщика велосипеда, его полный адрес, телефон, факс и другие средства связи;
- тип и класс велосипеда, заводской порядковый номер (при отсутствии информации о типе и классе велосипед относят к типу транспортный и классу 3);
- дату изготовления;
- размеры шины (трубки), рекомендации по рабочему давлению в камере в зависимости от условий эксплуатации;
- информацию о сертификации;
- рекомендации по использованию;
- гарантийные обязательства;
инструкцией по эксплуатации, содержащей:
- рекомендации по сборке, подготовке к эксплуатации и регулированию с указанием значений рекомендуемых моментов затяжки резьбовых соединений;
- рекомендации по эксплуатации, связанной с повышенным риском получения травм (при необходимости), в том числе рекомендации по подбору высоты рамы велосипеда так, чтобы горизонтальная часть рамы перед седлом свободно помещалась между ногами велосипедиста, стоящего на земле;
- указания по техническому обслуживанию велосипеда (сроки обслуживания, давление в шинах, рекомендации по смазке основных узлов и регулированию тормозов);
- комплектность.
5.1.2 В комплект поставки велосипедов, предназначенных для гонок на треке, не должны входить тормоза, трещотки, переключатели передач, если иное не предусмотрено условиями соревнований.
5.2 Маркировка
Маркировка - по ГОСТ Р 51121.
На раму велосипеда должен быть нанесен товарный знак предприятия-изготовителя, порядковый номер и класс велосипеда. При отсутствии маркировки класса велосипеда на раме велосипед относят к третьему классу.
5.3 Упаковка
Упаковка и консервация должны обеспечивать сохранность велосипедов во время транспортирования и предпродажного хранения.
Требования безопасности
6.1 Общие
6.1.1 Смазка подвижных соединений велосипеда должна обеспечивать их нормальную работу при всех условиях эксплуатации.
6.1.2 Выступающие части велосипеда, которые могут соприкасаться с руками, ногами и другими частями тела велосипедиста в процессе езды и технического обслуживания велосипеда, должны быть безопасными.
Все открытые выступы длиной более 8 мм должны иметь радиус закругления не менее 6 мм. Торцевой размер конца открытого выступа: наибольший - 13 мм, наименьший - 3 мм. Не допускается наличие выступов на верхней трубе рамы велосипеда между седлом и точкой, находящейся впереди седла на расстоянии не менее 300 мм, за исключением прикрепленных к верхней трубе тросов управления диаметром не более 6,5 мм и тросовых зажимов, изготовленных из материала толщиной не более 5 мм.
6.1.3 После пробега велосипеда, заданного в сопроводительной документации изготовителя, не допускается ослабление затяжки резьбовых крепежных соединений.
6.1.4 После испытаний полностью собранного велосипеда по 8.7, 8.9 он должен сохранять работоспособное состояние. Остаточные деформации в системах и узлах не допускаются.
6.2 Тормозная система
6.2.1 Все типы велосипедов (кроме спортивных для гонок на треке) должны быть оснащены одной или двумя тормозными системами (передним и задним тормозами). При наличии одной тормозной системы она должна воздействовать на заднее колесо. При наличии двух тормозных систем одна из них должна воздействовать на переднее колесо, другая - на заднее.
6.2.2 Ручной тормоз
6.2.2.1 Наибольший размер между наружными поверхностями рукоятки тормоза и руля (или ручки руля) d (рисунок 2) - 90 мм, на участке между точками А и В - 90 мм, между точками В и С - 100 мм.
Рисунок 2 - Размеры рукоятки тормоза
L - длина рукоятки; d - расстояние между наружными поверхностями рукоятки тормоза и руля (или ручки руля);
А, В, С - контрольные точки для измерения расстояния d
Рисунок 2 - Размеры рукоятки тормоза
Тормозная система должна работать без заеданий. Стяжной болт троса не должен перерезать ни одну из проволок троса при сборке и регулировании тормозной системы.
После снятия приложенного к приводу тормоза усилия тормоз должен растормозиться и все элементы тормозной системы должны возвратиться в исходное положение.
6.2.2.2 После испытания по 8.1.1 не должно быть неисправностей в узле фрикционной тормозной колодки, а тормозная система должна соответствовать требованиям 6.2.5.
6.2.3 Регулирование тормозов
Отрегулированная по 6.2.2.1 тормозная система (в том числе с учетом износа) должна находиться в работоспособном состоянии до степени износа тормозных колодок, указанной в инструкции по эксплуатации на конкретный велосипед.
Отрегулированная тормозная колодка не должна соприкасаться с другими поверхностями, кроме поверхности, предназначенной для торможения.
Конструкция тормозной системы должна обеспечивать равномерное прилегание тормозных колодок к колесу.
6.2.4 Ножной тормоз
Тормоз должен приводиться в действие ногой велосипедиста, приложением усилия к педали в направлении, противоположном движению. Механизм тормоза должен действовать независимо от положения привода и его регулирования. Наибольший угол между положениями шатуна при движении и торможении должен быть не более 60°. Угол измеряют при приложении крутящего момента 14 Н·м к шатуну, находящемуся в его крайних положениях.
6.2.5 Прочность тормозной системы
Тормозная система, отрегулированная в соответствии с инструкцией по эксплуатации конкретного велосипеда, после испытаний по 8.1.2.1 и 8.1.2.2 не должна иметь неисправностей, также не должно быть нарушений регулирования.
При испытании по 8.1.3.6 тормозной путь по сухому покрытию при скорости 7 м/с (25,2 км/ч) не должен превышать 7 м. С увлажненными тормозами при скорости 4,5 м/с (16,2 км/ч) тормозной путь не должен превышать 9 м.
Примечание - Тормозной путь 7 м включает погрешность реакции велосипедиста и погрешности измерительных приборов и может быть пересмотрен в соответствии с результатами испытаний.
6.2.6 При испытании по 8.1.2.2 усилие торможения должно быть прямо пропорционально ±20% усилию, прилагаемому к педали, в пределах от 90 до 300 Н; при приложении к педали нагрузки 300 Н усилие торможения должно быть не менее 150 Н.
6.3 Рулевое управление
6.3.1 Руль
Ширина руля должна быть от 350 до 700 мм. Расстояние по вертикали между верхними частями ручек руля, находящимися в самом высоком положении, и опорной поверхностью седла, находящегося в его самом нижнем положении, должно быть не более 400 мм.
На концах руля должны быть ручки или заглушки, выдерживающие силу стягивания не менее 70 Н.
6.3.2 Стержень руля
На стержне руля должна быть несмываемая метка или насечка (далее - метка ввода), указывающая минимальную глубину его ввода в стержень вилки. Метка ввода должна быть расположена: на велосипедах для взрослых - на расстоянии не менее 60 мм от нижнего конца стержня руля, на велосипедах для подростков и младших школьников - на расстоянии не менее 50 мм. Ниже метки ввода должен оставаться участок цилиндрического тела стержня длиной не менее одного диаметра стержня. Метка ввода не должна уменьшать прочность стержня руля.
6.3.3 Затяжной болт для стержня руля
Минимальный разрушающий крутящий момент затяжки болтов стержня руля должен превышать максимальный крутящий момент затяжки, установленный изготовителем, не менее чем на 50%.
6.3.4 Устойчивость рулевого управления
Узел "руль - передняя вилка" должен обеспечивать поворот переднего колеса на угол не менее 60° в обе стороны от продольной оси велосипеда. При этом наименьшее расстояние между колесом велосипеда и какой-либо деталью педали, находящейся в любом положении, должно быть не менее 89 мм.
Не менее 25% общей массы велосипеда и велосипедиста должно приходиться на переднее колесо при условии, что положение седла и ручек руля позволяет велосипедисту, находящемуся в седле и держащемуся за ручки, сместиться как можно дальше назад.
6.3.5 Прочность узла рулевого управления
Стержень руля не должен разрушаться при испытаниях по 8.2.1.1 и 8.2.1.2.
После испытаний по 8.2.2 и 8.2.3 не допускаются трещины, сломы и смещение конца испытательного вала более 4 мм.
При испытании по 8.2.3 не должно происходить перемещения стержня руля относительно стержня вилки более чем позволяют зазоры между соприкасающимися поверхностями. Такое перемещение не должно превышать 5°.
6.4 Узел "рама - передняя вилка"
На узле "рама - передняя вилка" не должно быть видимых трещин, а остаточная деформация узла, измеряемая между осями наконечников вилки и рамы, должна быть не более 40 мм при испытаниях этого узла падающей массой (8.3.1) и свободным падением (8.3.2).
Пазы или другие средства размещения передней оси внутри передней вилки должны быть такими, чтобы при плотном прилегании оси или конусов к верхней поверхности пазов переднее колесо оставалось в плоскости симметрии вилки.
6.5 Колеса
6.5.1 Торцевое и радиальное биения колес определяют по ГОСТ 24643 при их вращении в пределах допускаемого осевого биения. Приведенные ниже допуски биения содержат максимально допустимое изменение положения обода (т.е. полное показание индикатора) полностью собранного колеса за время одного полного оборота вокруг неподвижной оси. Допускаемые радиальное и торцевое биения колес, а также смещение плоскости переднего колеса относительно плоскости заднего колеса не должны превышать значений, указанных в таблице 2 для велосипедов соответствующих классов и типов.
Таблица 2 - Допускаемые отклонения параметров велосипедов
В миллиметрах
Тип велосипеда | Параметр | Значение для класса | |||
В | |||||
Спортивный: | |||||
для гонок на треке | Радиальное биение колеса | 0,1 | 0,5 | 2,0 | X |
Торцевое биение колеса | 0,1 | 0,5 | 2,0 | X | |
Смещение плоскостей колес | 1,0 | 1,5 | 3,5 | X | |
для гонок на шоссе | Радиальное биение колеса | 0,2 | 0,7 | 2,0 | 2,5 |
Торцевое биение колеса | 0,2 | 0,7 | 2,0 | 2,5 | |
Смещение плоскостей колес | 1,0 | 2,0 | 3,5 | - | |
МТБ | Радиальное биение колеса | 0,3 | 0,8 | 2,0 | 2,5 |
Торцевое биение колеса | 0,3 | 0,8 | 2,0 | 2,5 | |
Смещение плоскостей колес | 1,0 | 2,0 | 3,5 | - | |
ВМХ | Радиальное биение колеса | 0,6 | 1,2 | 2,0 | 2,5 |
Торцевое биение колеса | 0,6 | 1,2 | 2,0 | 2,5 | |
Смещение плоскостей колес | 1,0 | 1,5 | 2,5 | - | |
для триала | Радиальное биение колеса | 0,6 | 1,2 | 2,0 | 2,5 |
Торцевое биение колеса | 0,6 | 1,2 | 2,0 | 2,5 | |
Смещение плоскостей колес | 1,0 | 2,0 | 3,0 | - | |
для велокросса | Радиальное биение колеса | 0,6 | 1,2 | 2,0 | 2,5 |
Торцевое биение колеса | 0,6 | 1,2 | 2,0 | 2,5 | |
Смещение плоскостей колес | 1,0 | 2,0 | 3,5 | - | |
для велоспорта в зале | Радиальное биение колеса | 0,3 | 0,8 | 2,0 | 2,0 |
Торцевое биение колеса | 0,3 | 0,8 | 2,0 | 2,0 | |
Смещение плоскостей колес | 1,0 | 1,5 | 3,0 | - | |
Транспортный: | |||||
для взрослых | Радиальное биение колеса | 0,6 | 1,5 | 2,0 | 3,0 |
Торцевое биение колеса | 0,6 | 1,5 | 2,0 | 3,0 | |
Смещение плоскостей колес | 1,0 | 2,5 | 3,5 | 7,0 | |
для подростков | Радиальное биение колеса | 0,6 | 1,5 | 2,0 | 4,0 |
Торцевое биение колеса | 0,6 | 1,5 | 2,0 | 4,0 | |
Смещение плоскостей колес | 1,0 | 2,5 | 3,5 | 7,0 | |
для младших школьников | Радиальное биение колеса | X | 1,5 | 2,0 | 4,0 |
Торцевое биение колеса | X | 1,5 | 2,0 | 4,0 | |
Смещение плоскостей колес | X | 2,5 | 3,5 | 7,0 | |
Примечание - Знак "Х" означает, что велосипед не может быть отнесен к указанному классу; знак "-" означает отсутствие ограничений по указанному параметру. |
Примечание - Класс велосипеда (см. 4.3) определяют по худшему показателю, выявленному в процессе измерений основных параметров и размеров велосипеда или его элементов, и по результатам испытаний в соответствии с таблицами 2 и А.1.
6.5.2 Колеса на велосипеде должны быть установлены так, чтобы зазор между шиной и любой деталью рамы и вилки был не менее 2 мм.
6.5.3 Колеса велосипеда должны быть закреплены и затянуты в соответствии с инструкцией по эксплуатации конкретного велосипеда. Минимальный разрушающий крутящий момент затяжки крепежных соединений должен превышать максимальный крутящий момент их затяжки, установленный изготовителем не менее чем на 50%.
Конструкция велосипеда должна исключать самопроизвольное "выпадение" колеса из вилки.
Не допускается:
- относительное перемещение между осью переднего колеса и передней вилкой при испытании по 8.4.2;
- относительное перемещение между осью заднего колеса и рамой при испытании по 8.4.3.
При испытании полностью собранного колеса по 8.4.1 на его деталях не должно быть повреждений, а значение остаточной деформации, измеряемое в точке приложения силы к ободу, должно быть не более 1,5 мм.
6.6 Шины и трубки
Шина и трубка должны соответствовать конструкции обода. На боковой поверхности покрышки должен быть указан размер шины и рабочее давление в шине. При накачивании до 110% рекомендуемого внутреннего давления шина должна оставаться на ободе неповрежденной не менее 5 мин.
6.7 Педали
6.7.1 Ни одна деталь педали, опорная поверхность которой параллельна поверхности земли, при нахождении в самой нижней точке не должна касаться поверхности земли в случае отклонения ненагруженного велосипеда от вертикального положения на 25°.
6.7.2 Устройства, установленные на педали и предназначенные для фиксации ступни, должны обеспечивать неподвижность опорной поверхности велотуфель в переднем и заднем направлениях относительно корпуса педали.
6.7.3 У велосипедов, не оснащенных устройствами для крепления ног (туклипсами), зазор между педалью и передней шиной или щитком переднего колеса при вращении его в любом положении должен быть не менее 89 мм. Зазор должен быть измерен от центра любой педали до дуги, описанной шиной или щитком колеса параллельно плоскости симметрии велосипеда (рисунок 3).
Рисунок 3 - Зазор между педалью и шиной
1 - педаль; 2 - шина; 3 - щиток колеса
Рисунок 3 - Зазор между педалью и шиной
Если на передней вилке велосипеда имеются детали для крепления переднего щитка, зазор измеряют от соответствующим образом установленного щитка.
6.7.4 После приложения к системе привода статической нагрузки по 8.5.1 на ее деталях не должно быть трещин и привод должен оставаться работоспособным.
6.7.5 После испытания по 8.5.3.1 на резьбе оси педали или шатуна кривошипа не должно быть разрушений.
6.8 Привод (система переключения передач)
6.8.1 Требования к переключателям передач (переднему и заднему)
6.8.1.1 Должно быть обеспечено надежное переключение передач по всему диапазону, предусмотренному для велосипеда конкретной модели.
6.8.1.2 В крайних положениях переключателей цепь не должна соскакивать с шестерен (звездочек) при вращении педалей.
6.8.1.3 Ролики заднего переключателя должны вращаться при движении цепи.
6.8.1.4 Расстояние от заднего переключателя до спиц заднего колеса в любом положении должно быть не менее 3 мм.
6.8.1.5 Передний переключатель, находящийся в любом положении, не должен касаться кривошипа или шестерен (звездочек) велосипеда.
6.8.2 Подвижные соединения должны работать без заеданий. Не допускаются набегание цепи на вершины зубьев звездочек, сбрасывание цепи и самопроизвольное переключение передач.
6.9 Седло
6.9.1 На седлодержателе должна быть несмываемая метка или насечка, расположенная на расстоянии не менее 50 мм от его торца и указывающая минимальную глубину ввода седлодержателя в раму. Насечка не должна уменьшать прочность седлодержателя.
6.9.2 Не допускается перемещение седла относительно седлодержателя и седлодержателя относительно рамы при испытании по 8.6.
6.9.3 Минимальный разрушающий крутящий момент затяжки болтов седла должен превышать максимальный крутящий момент затяжки, установленный изготовителем, не менее чем на 50%.
6.10 Цепь
Цепь должна выдерживать минимальную разрушающую нагрузку 8010 Н для всех типов велосипедов, кроме спортивных для гонок на треке и МТБ, для спортивных велосипедов для гонок на треке и МТБ - 9500 Н.
6.11 Щиток цепи
Конструкция транспортных велосипедов должна обеспечивать возможность монтажа защитного устройства, закрывающего верхнюю точку соприкосновения цепи и ведущей звездочки от попадания одежды.
6.12 Осветительное оборудование и световозвращатели
6.12.1 Общие требования
Конструкция велосипеда должна обеспечивать возможность установки системы освещения, световозвращателей и сигнального устройства.
Примечание - Необходимость комплектации велосипедов системой освещения, световозвращателями и сигнальными устройствами определяется условиями их эксплуатации.
6.12.2 Электропроводка
При оснащении велосипеда системой освещения электропроводка должна быть помещена в стороне от движущихся частей или острых кромок во избежание повреждения. Все соединения должны выдерживать силу растяжения 10 Н в любом направлении.
6.12.3 Педальные световозвращатели
Каждая педаль транспортных велосипедов должна быть оснащена световозвращателями, соответствующими требованиям ГОСТ 29235, размещенными на передней и задней поверхностях педалей. Отражающие элементы могут быть частью конструкции педали или быть механически закреплены. Отражающие элементы должны быть удалены от края педали на достаточное расстояние и углублены в корпус световозвращателя с целью предотвращения контакта отражающего элемента с плоской поверхностью, соприкасающейся с краем педали. Педальные световозвращатели должны быть желтого цвета.
Правила приемки
7.1 Программы методик испытаний и объемы выборки устанавливаются организацией, проводящей испытания.
7.2 Для сертификационных испытаний велосипеды отбирают из партии методом случайной выборки в следующем количестве при объеме партии, шт.:
до 100 - 1;
от 101 до 1000 - 2;
1001 и более - 3+1 на каждые 1000 шт.
Примечание - Партией продукции считают велосипеды одной модели, предъявленные по одному документу.
7.3 Отобранные велосипеды должны быть полностью укомплектованными и не иметь видимых неисправностей систем и узлов.
7.4 Если хотя бы один из велосипедов не выдерживает испытаний, то из партии дополнительно выбирают удвоенное первоначальное число велосипедов и проводят повторные испытания. Если все велосипеды выдерживают повторные испытания, партию принимают. Партию велосипедов считают непринятой, если хотя бы один из испытуемых велосипедов не выдерживает повторных испытаний.
Методы испытаний
8.1 Испытания тормозной системы
8.1.1 Испытание тормозной колодки
Испытание проводят на полностью собранном велосипеде с отрегулированными тормозами.
Нагружаемая масса при испытании велосипедов: для взрослых - 100 кг, для подростков - 70 кг, для младших школьников - 60 кг или эквивалентная масса на седле.
Каждую рукоятку тормоза приводят в действие усилием 200 Н, приложенным на расстоянии 25 мм от края рукоятки и поддерживаемым в процессе всего испытания, если другое не предусмотрено конструкцией привода тормоза. Велосипед прокатывают вперед (назад) на расстояние не менее 1 м.
В процессе испытания не допускается полная блокировка колес. Не допускается залипание колодок после снятия усилия, приложенного к рукоятке.
Испытания повторяют не менее пяти раз.
8.1.2 Испытание тормозной системы нагрузкой
8.1.2.1 Ручной тормоз
Испытание проводят на полностью собранном велосипеде с отрегулированной тормозной системой. К рукоятке тормоза в точке, отстоящей на 0,025 м от ее конца, перпендикулярно к ручке руля в плоскости перемещения рукоятки (рисунок 4), прикладывают усилие, значение которого в соответствии с классом и типом велосипеда указано в приложении А, до касания:
- рукояткой тормоза с тросовым или гидравлическим приводом ручки руля или поверхности руля при отсутствии ручки;
- удлиненной рукояткой тормоза двойного действия тросового привода поверхности руля;
- рукояткой тормоза стержневого привода поверхности руля.
Испытание повторяют десять раз для каждого типа рукоятки тормоза.
Рисунок 4 - Испытание ручного тормоза нагрузкой
- направление приложения усилия.
Рисунок 4 - Испытание ручного тормоза нагрузкой
8.1.2.2 Ножной тормоз
Испытание проводят на полностью собранном велосипеде. После проверки правильности регулирования тормозной системы и установки шатунов в горизонтальное положение к центру оси левой педали постепенно в вертикальном направлении в течение 15 с прикладывают усилие 1500 Н (рисунок 5).
Рисунок 5 - Испытание ножного тормоза
1 - левый шатун; 2- точка приложения нагрузки; 3 - педаль; 4 - направление приложения нагрузки;
5 - цепь; 6 - ведомая звездочка; 7 - ведущая звездочка
Рисунок 5 - Испытание ножного тормоза
Испытание повторяют десять раз.
8.1.3 Эксплуатационные испытания тормозной системы
8.1.3.1 При отсутствии других указаний испытания проводят в условиях, указанных в 8.1.3.6.
Эксплуатационные испытания тормозной системы проводят на полностью собранном велосипеде после испытания тормозной системы по 8.1.2. Тормоза должны быть отрегулированы, а шины накачаны до рекомендуемого давления, указанного изготовителем на боковой стороне покрышки.
8.1.3.2 Испытательная дорожка (далее - дорожка) по возможности должна находиться в помещении.
Уклон дорожки не должен превышать 0,5%.
При уклоне дорожки менее 0,2% испытания проводят в одном направлении движения. При уклоне дорожки от 0,2% до 0,5% испытания в условиях мокрого покрытия проводят в противоположных направлениях движения.
Покрытие дорожки должно быть твердым (бетон, асфальт и т.п.), без пыли и мелкого гравия. Коэффициент трения сцепления между поверхностью сухого покрытия и покрышкой шины должен быть не менее 0,5. Допускается определение коэффициента трения сцепления одним из способов, указанных в приложении Б.
Погрешность устройства для измерения скорости в начале торможения должна быть не более 2%.
Перед началом испытаний дорожка должна быть сухой.
Во время испытаний скорость ветра в зоне испытаний должна быть не более 3 м/с.
Испытания допускается проводить на испытательном стенде, моделирующем аналогичные условия.
8.1.3.3 Испытуемый велосипед и испытательный стенд должны быть оснащены следующими средствами измерения и оборудованием:
- тарированным спидометром (с погрешностью измерений не более 5%) для определения скорости движения велосипеда в начале каждого испытательного заезда;
- маркировочным устройством для определения начала тормозного пути (далее - маркировочное устройство). Маркировочным устройством должна быть снабжена каждая тормозная система велосипеда. Не позднее чем через 0,025 с после приведения в действие тормозной системы с помощью рукоятки ручного тормоза или шатуна кривошипа для ножного тормоза маркировочное устройство должно оставлять на поверхности дороги отметку.
Примечание - Допускается применение иного устройства, обеспечивающего определение положения велосипеда на дорожке в момент приведения тормоза в действие;
- устройством измерения времени;
- упором, установленным на руле для ограничения усилия, прикладываемого к рукоятке тормоза;
- системой распыления воды, предназначенной для смачивания тормозной поверхности, состоящей из резервуара, соединенного трубками с двумя парами патрубков на переднем и заднем колесах, из быстродействующего включающего и выключающего клапана, который должен быть установлен так, чтобы им мог управлять велосипедист. Каждый патрубок должен подавать струю воды, расход которой должен быть не менее 4·10 м/с. Вода должна быть очищена и иметь температуру окружающей среды.
Расположение и направление патрубков для клещевого, разжимного, ленточного и дискового, и ножного тормозов приведены на рисунках 6-11.
Рисунок 6 - Патрубки для подачи воды для переднего клещевого тормоза
1 - патрубки; 2 - передний тройник; 3 - передняя вилка; 4 - клещевой тормоз;
5 - обод колеса; 6 - направление вращения колеса
Рисунок 6 - Патрубки для подачи воды для переднего клещевого тормоза
Рисунок 7 - Патрубк