Меры безопасности при эксплуатации мотоцикла
ВВЕДЕНИЕ
Мотоциклы моделей ИЖ 7.107-01 (ИЖ Планета 5-01) относятся к мотоциклам среднего класса и предназначены для эксплуатации на дорогах с различным дорожным покрытием.
Мотоциклы ИЖ Планета 5-01 являются дальнейшей модернизацией мотоциклов ИЖ Планета 5 с усовершенствованием узлов и систем.
В системе электрооборудования применен генератор на постоянных магнитах, с бесконтактной системой зажигания, работающей независимо от аккумуляторной батареи, с автоматически регулируемым опережением зажигания.
Двигатель оборудован насосом раздельной системы смазки, что исключило необходимость подготовки и использования в системе питания мотоцикла смеси бензина с маслом.
Коробка передач четырехступенчатая с эксцентриковым механизмом выключения муфты сцепления и усиленной моторной цепью.
Тормоз переднего колеса — дисковый с гидроприводом или двухкулачковый с механическим приводом.
В подвесках колес применены амортизаторы с улучшенными характеристиками и пружинами отбоя, рычаг подвески заднего колеса на подшипниках качения или скольжения.
Изменена кинематика привода тормоза заднего колеса.
Базовая модель мотоцикла: ИЖ 7.107-010-01 (ИЖ Планета 5-01) (рис. 1).
Мотоцикл ИЖ 7.107-020-01 укомплектован двигателем с раздельной системой смазки, четырехступенчатой коробкой передач, подвеской переднего колеса с пневмо-регулированием, передним дисковым тормозом, спицованными колесами, электрооборудованием с генератором на постоянных магнитах и бесконтактной независимой от аккумуляторной батареи системой зажигания, пружинно-гидравлическим амортизатором с пружиной отбоя подвески заднего колеса, приводом тормоза заднего колеса с измененной кинематикой.
Комплектации мотоциклов отличаются следующим: ИЖ 7.107Л-020--01 — полуобтекателем, коленными, щитками и багажником;
ИЖ 7.107-025-01 — литыми колесами;
ИЖ 7.107Л-025-01 — литыми колесами, полуобтекателем, коленными щитками и багажником;
ИЖ 7.107-030-01 — двухкулачковым барабанным тормозом переднего колеса;
ИЖ 7.107-040-01 — совместной системой смазки двигателя и двухкулачковым барабанным тормозом переднего колеса;
ИЖ 7.107-012-01 — двигателем с двухтрубной системой выпуска и двухкулачковым барабанным тормозом переднего колеса.
Допускается эксплуатация мотоцикла, его комплектаций и модификаций с боковыми прицепами ВМЗ 9.203, ИЖ 9.204 и их модификациями или с грузовым модулем ИЖ 9.604Гр и его модификациями.
Монтаж и особенности эксплуатации мотоцикла с боковым прицепом или грузовым модулем изложены в паспортах или руководствах по эксплуатации, прикладываемым к этим изделиям.
В связи с постоянной работой по совершенствованию изделия в конструкцию могут быть внесены изменения, не отраженные в настоящем руководстве.
Рис. 1. Мотоцикл ИЖ 7.107-010-01
Меры безопасности при эксплуатации мотоцикла
Не допускается:
· эксплуатация мотоцикла на чистом бензине при неработающей системе раздельной смазки;
· дотрагиваться при работающем двигателе до оголенных наконечников или проводов зарядной цепи генератора. Зарядная цепь: голубой провод, соединяющий генератор, коммутатор и выключатель зажигания и розовый провод — от выключателя зажигания к аварийному выключателю двигателя;
· хранение обтирочных материалов под карбюратором.
При использовании этилированного бензина нужно помнить, что он токсичен, поэтому перед пуском двигателя в закрытом помещении убедиться, что оно проветривается.
Пускать двигатель энергичным нажатием на рычаг пускового механизма. Ногу с рычага стараться отводить влево.
Будьте осторожны с огнем при работе с бензином и другими легковоспламеняющимися жидкостями.
Случайно облитые при заправке поверхности мотоцикла протереть насухо и только после этого производить пуск двигателя, следить, чтобы в полости кожуха карбюратора было чисто.
При ремонте узлов электрооборудования во избежание короткого замыкания в проводке отсоединить провод с «-» клеммы батареи.
ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ
Начиная эксплуатацию мотоцикла, ознакомьтесь с основными положениями настоящего руководства, в котором изложены правила по эксплуатации, порядок разборки и сборки узлов мотоцикла.
Хорошее состояние, безотказная и долговечная работа мотоцикла зависят от правильной эксплуатации, умелого и своевременного ухода.
Противоугонный замок с ключами, ключи замка зажигания и ключ инструментальных ящиков находятся в инструментальном ящике.
При пуске и прогреве двигателя не допускается, чтобы он работал с большой частотой вращения коленчатого вала, так как это может привести к преждевременному износу деталей и выходу из строя двигателя.
Во избежание перегрева двигателя не рекомендуется ездить длительное время на I и II передачах. Переключение с высшей передачи на низшую делать своевременно, не допуская перегрузки двигателя.
Рычагом топливного корректора карбюратора рекомендуется пользоваться при пуске холодного двигателя, при движении на больших скоростях или значительных нагрузках двигателя. В остальных случаях игла корректора карбюратора должна быть опущена поворотом рычага против часовой стрелки.
На скользкой дороге не рекомендуется выжимать сцепление и резко тормозить. Частые остановки и езда на низших передачах увеличивают расход топлива. Оставляя мотоцикл на стоянке, необходимо закрыть бензокраник, так как попадание большого количества топлива в кривошипную камеру может вызвать «забрасывание» свечей и затруднит пуск двигателя.
При торможении рекомендуется пользоваться одновременно тормозами переднего и заднего колес.
Запрещается ставить на седло мотоцикла аккумуляторную батарею, необходимо избегать попадания бензина и масла на чехол седла.
Рекомендуется окрашенные поверхности мыть водой, не удалять пыль и грязь с поверхности сухим обтирочным материалом, не применять для мытья соду, керосин, бензин и морскую воду. Для сохранения блеска окрашенной поверхности рекомендуется периодически применять полирующий состав.
Для устранения поврежденных мест окраски поверхность зачистить мелкозернистой шкуркой, протереть обтирочным материалом, смоченным в чистом бензине, окрасить эмалью и просушить.
Загустевшую эмаль разбавить растворителем.
Подготовка мотоцикла к эксплуатации
Если Ваш мотоцикл не прошел предпродажную подготовку, то перед началом эксплуатации нового мотоцикла сделать следующее:
· распаковать мотоцикл;
· установить руль и выключатель зажигания на верхний мостик и закрепить гайками;
· удалить консервационную смазку с поверхности обтирочным материалом, смоченным в керосине или уайт-спирите, и протереть насухо;
· отсоединить трос сцепления от руля, расположить его между верхним мостиком и щитком приборов, соединить трос с рулем;
· снять винт с кронштейна сцепления, на его место установить зеркало и закрепить гайками;
· отсоединить гибкий вал спидометра от корпуса редуктора;
· снять щиток приборов с технологическими кронштейнами;
· снять технологические кронштейны со щитка приборов;
· соединить колодочные разъемы щитка приборов с главным жгутом и жгутом переключателей, обратив внимание на правильность соединения колодок, закрыть ко лодочные соединения резиновыми чехлами;
· ослабить гайки крепления верхнего мостика подвески;
· установить щиток приборов на кронштейны верхнего мостика;
· установить под левый болт крепления щитка приборов держатель жгута (рис. 2) и закрепить, щиток болтами через шайбы (до упора в распорные втулки) и затянуть гайки верхнего мостика;
· закрепить главный жгут держателем, гибкий вал расположить с правой стороны между верхним и нижним мостиками, соединить со спидометром;
· установить дуги безопасности в следующем порядке:
· вставить дугу безопасности я кронштейн крепления двигателя и закрепить болт, аналогично установить вторую дугу;
· установить верхние кронштейны на трубу рамы, предварительно закрепив их болтами на одной из дуг;
· установить прокладку между кронштейнами и рамой и закрепить дуги в верхних кронштейнах;
· проверить уровень масла в коробке передач через смотровое окно в левой крышке картера (рис. 11);
· снять защитные кожухи карбюратора, ослабив распорный и отвернув боковые болты;
· залить масло в воздухоочиститель (см. раздел «Система питания и выпуска»);
· установить скрепки на бензошланг, закрепив его на штуцерах бензокраника и карбюратора;
· установить защитные кожухи карбюратора, надежно закрепив распорный и боковые болты. Наличие защитных кожухов карбюратора и затяжка болтов значительно снижают уровень вибрации мотоцикла;
· произвести наружный осмотр мотоцикла, проверить надежность крепления всех резьбовых соединений, действие тормозов, механизмов управления, стоп-сигнала, указателей поворота, давление я шинах, при необходимости прокачать гидропривод тормоза переднего колеса, проверить надежность работы тормозов (см. раздел «Тормоза»);
Рис. 2. Держатель жгута:
1 — главный жгут; 2 — держатель руля; 3 — болт; 4 — шайба; 5 — втулка распорная
· произвести заправку бензобака бензином или в случае отсутствия системы раздельной смазки смесью бензина с маслом (см. табл. 2); Примечание. При заправке не доливать бензин на 40...50 мм до нижней кромки горловины бензобака с учетом теплового расширения бензина.
· залить масло (см. табл. 2) в масляную емкость через заливную горловину, закрываемую пробкой (см. раздел «Система раздельной смазки»).
· проверить наличие масла в прозрачном маслопроводе, идущем от маслонасоса к впускному патрубку двигателя, при необходимости произвести ускоренное заполнение (см. раздел «Система раздельной смазки двигателя»), предварительно проверив затяжку штуцеров;
· если передние фонари — указатели поворота установлены в кронштейнах, расположенных на задней поверхности нижнего мостика, необходимо: снять фонари, отсоединить их от главного жгута и от шайбы — «массы», переставить кронштейны под головки болтов, закрепить фонари гайками, соединить провода с главным жгутом и с шайбой — «массой». Если фонари - указатели не установлены на мотоцикл, то закрепить их как указано в этикетке, прикладываемой к комплект фонарей;
· проверить соединение проводов под седлом и установить седло на место;
· залить электролит в аккумуляторную батарею и зарядить (см. инструкцию по эксплуатации, прикладываемую к аккумуляторной батарее);
· подрезать на 1,5...2 мм газоотводный штуцер крышки вентиляционных пробок батареи и надеть дренажную трубку из комплекта принадлежностей;
· установить батарею в левый инструментальный ящик, клемму «-» соединить с «массой», клемму «+» соединить с проводом главного жгута, конец дренажной трубки пропустить через отверстие корпуса ящика и прикрепить к раме. Во избежание окисления смазать болты крепления проводов и клеммы батареи техническим вазелином;
· закрепить батарею прижимом;
· проверить надежность соединения штекеров и винтов крепления проводов к выпрямителю-регулятору напряжения;
· проверить работу электрооборудования;
· произвести регулировку светового луча фары (рис.34);
· установить противоугонный замок на рулевую колонку (рис. 3) в следующем порядке:
· вставить пружину 5 и штырь 8 в гнездо основания 4, приваренного к рулевой колонке; - вставить в корпус 2 замка цилиндр 1, планку-фиксатор 3 и затянуть двумя болтами 7 с шайбами 6;
· вставить ключ, повернуть руль вправо до совмещения штыря 8 с отверстием нижнего мостика, нажать на цилиндр 1 и повернуть ключ по часовой стрелке, вынуть ключ — замок закрыт, открывание в обратном порядке;
· убедившись в работе замка, затянуть болты 7 до полного срыва головок, что исключит возможность быстрой разборки замка посторонними лицами;
Рис. 3. Противоугонный замок:
1 — цилиндр; 2 — корпус; 3 — планка-фиксатор; 4 — основание; 5 — пружина; 6— шайба; 7 — болт; 8 — штырь
· установить на мотоцикл соответствующей комплектации полуобтекатель, коленные щитки, багажник (согласно прикладываемым паспортам).
Пуск двигателя
Для пуска двигателя открыть бензокраник, нажать на утопитель поплавка карбюратора и держать его в этом положении 5...8 с до заполнения поплавковой камеры топливом (при повторном пуске прогретого двигателя переполнять поплавковую камеру не рекомендуется).
Для пуска холодного двигателя повернуть рычаг топливного корректора 7 на руле (рис. 5) по часовой стрелке (обогатить смесь), нажать на рычаг декомпрессора 3 (рис. 4), повернуть рукоятку управления дросселем карбюратора на 1/4 ее хода, несколько раз нажать на рычаг пускового механизма, закрыть декомпрессор, включить зажигание и, энергично нажимая на рычаг пускового механизма, произвести пуск двигателя. Во избежание поломки зубьев пускового механизма сектор в зацепление с храповиком необходимо ввести плавно, а затем энергично нажать на рычаг пускового механизма для пуска двигателя.
После пуска и прогрева двигателя на малой частоте вращения коленчатого вала рычаг корректора установить в исходное положение.
Движение мотоцикла можно начинать только после прогрева двигателя, когда он устойчиво работает на малой частоте вращения коленчатого вала при закрытом корректоре.
Для пуска прогретого двигателя достаточно включить зажигание и энергично нажать на рычаг пускового механизма.
С целью исключения задевания рычага пускового механизма за крышку инструментального ящика ногу с рычага пускового механизма отводить влево (от мотоцикла).
При эксплуатации мотоцикла в зимнее время в коробку передач добавить 0,1...0,15 л бензина.
ВНИМАНИЕ! Необходимо следить за работой системы смазки по контрольной лампе «Масло».
Обкатка нового мотоцикла
Безотказная и долговечная работа мотоцикла во многом зависит от его правильной эксплуатации в начальный период. Во время обкатки происходит приработка рабочих поверхностей деталей.
На период обкатки мотоцикла в карбюраторе установлен ограничительный штифт подъема дросселя, убирать который до конца обкатки не рекомендуется. Пробег обкатки мотоцикла установлен 3500 км, после обкатки отломить ограничительный штифт в крышке карбюратора. При обкатке выполнять следующие требования: начинать движение только после прогрева двигателя, не допускать большой частоты вращения коленчатого вала двигателя во время прогрева, не перегружать двигатель, избегать езды по «тяжелым» дорогам.
Не рекомендуется проводить обучение езде в период обкатки мотоцикла, так как это приведет к снижению гарантийного пробега мотоцикла.
Таблица 1
Рекомендуемые скорости движения мотоцикла в период обкатки
Передачи | Скорость, км/ч |
I | |
II | |
III | |
IV |
Общие данные
База мотоцикла (расстояние между осями колес), мм | |
Дорожный просвет при полной нагрузке и нормальном давлении в шинах, мм | |
Габаритные размеры*, мм | |
Длина | |
Ширина | |
Высота | |
Масса сухая, кг | 158-165 |
Максимальная нагрузка, кг | |
в т. ч. нагрузка на багажник, кг | |
Максимальная скорость, км/ч | |
Путь торможения, м со скорости: 30 км/ч | 6,5 (6,0)*1 |
80 км/ч | 42,6 (4,1)*1 |
Расход топлива при скорости 90 км/ч, л/100 км*2 | 5,0 |
* Габаритные размеры даны без учета полуобтекателя, багажника, дуг безопасности к зеркала.
*1 В скобках приведены нормы для мотоциклов с дисковыми тормозами.
*2 Расход топлива является показателем, определяющим общее техническое состояние мотоцикла и но является нормой эксплуатационного расхода топлива, которую завод не устанавливает, так как она зависит от условий эксплуатации мотоцикла.
Двигатель
Тип двигателя | двухтактный одноцилиндровый |
Диаметр цилиндра, мм | |
Ход поршня, мм | |
Степень сжатия | 8,2...8,7 |
Рабочий объем, см3 | |
Максимальная мощность двигателя при (4850 ±10% об/мин), кВт (л. с.) | 15,39... 17,01 (20,9.. .23,1) |
Система смазки двигателя | раздельная, с маслонасосом, дозирующим подачу масла от частоты вращения коленчатого вала и нагрузки двигателя в соотношениях 1/25...1/100 к подаче бензина или совместно с бензином среднее эксплуатационное соотношение масла и бензина в зависимости от комплектации 1/70...1/30 |
Система зажигания | электронная бесконтактная с автоматическим регулированием опережения зажигания от частоты вращения коленчатого вала двигателя и независимая от аккумуляторной батареи |
Карбюратор | К-65И |
Применяемое топливо | бензин с октановым числом не менее 76 |
Воздухоочиститель | контактно-масляный |
Охлаждение | воздушное |
Силовая передача
Передача от двигателя на сцепление | цепью приводной втулочной двухрядной (усиленной) |
Сцепление | многодисковое в масляной ванне |
Коробка передач | трехвальная четырехступенчатая в одном блоке с двигателем |
Передача от коробки передач на заднее колесо | цепью однорядной приводной втулочной |
Передаточное число от двигателя на сцепление | 2,17 |
Передаточное число от коробки передач на заднее колесо | 2,33 |
Передаточные числа коробки передач: | |
I передача | 3,88 |
II передача | 2,01 |
III передача | 1,26 |
IV передача | 1,0 |
Ходовая часть
Рама | трубчатая, сварная |
Подвеска переднего колеса | телескопического типа, с пружинно-гидравлическими амортизаторами |
Подвеска заднего колеса | рычажная, с пружинно-гидравлическими амортизаторами |
Размер шин, дюйм (мм) | 3,50X18 (90-459) |
Переднее колесо на мотоцикле 7.107-025-01 | 3,25X19 (82-484) |
Тормоза: | |
Задний | барабанного типа |
Передний | дисковый с гидравлическим приводом или двухкулачковый барабанного типа с механическим приводом |
Электрооборудование
Батарея аккумуляторная | 6МТС-9, 12В, 9А.ч |
Генератор переменного тока однофазный с возбуждением от постоянных магнитов | 7.107-3701010, 14 В, 90 Вт |
Выпрямитель-регулятор напряжения или регулятор напряжения | БПВ 21-15, электронный или РНМ 1 |
Конденсатор | К50-35-63В-2200 мкф-В |
Выключатель зажигания | 7.107-3704010-10 |
Катушка зажигания | 7.109-3705010 |
Датчик зажигания | 7.110-3838200 |
Коммутатор зажигания | 7.110-3734010-20, электронный |
Свеча зажигания | типа А 23 |
Наконечник свечной | 7.107-3707160 |
Фонарь указателей поворота | 34.3726 или 7.109-3726 |
Прерыватель указателей поворота | ИЖ РП4, электронный |
Переключатель сигнализации | 7.107-3709010 |
Переключатель комбинированный | 7.107-3710010-10 |
Фара | ФГ 137 В1 или ФГ 137Б2 |
Фонарь задний | 171.3716 |
Сигнал звуковой | С 205 Б |
Выключатель стоп-сигнала тормоза заднего колеса | ВК 854-В |
Спидометр | СП 158 |
Выключатель стоп-сигнала тормоза переднего колеса | ИЖ BK103 |
Предохранитель | 7.109-3722010 |
Щиток приборов | 7.107-3805010-10 |
Заправочные емкости
Таблица 2
Наименование | Объем, л | Горюче-смазочные материалы |
Бензобак | Бензин А-76, АИ-93, АИ-95 ГОСТ 2084-77, А92 ТУ 38.001165-87 (для мотоциклов с раз дельной системой смазки двигателя) или бензин А-76, АИ-93 в смеси с маслами в пропорции 25:1: моторным автомобильным для карбюраторных двигателей М-8В ГОСТ 10541-78, моторным для автотракторных дизелей М-10В; ГОСТ 8581-78, авиационными МС-14, МС-20 ГОСТ 21743-76 или маслами для двухтактных двигателей SAE 30, SAE 40, SAE 50 при температуре воздуха до минус 5 °С и SAE 15W, SAE 20W – ниже минус 5 "С или с маслом МГД-14М ТУ 38.101930-88 в пропорции 50:1 | |
Коробка передач | 1,0 | Масла М-8В, М-10В2 или масла для двигателей SAE 30, SAE 40, SAE 50 при температуре воздуха до минус 5 °С и SAE 20W, SAE 15W - ниже минус 5 °С |
Двигатель (емкость в левой крышке картера) | 0,75 | Масла: М-8В, М 10В2, МС-14, МС-20, МГД-14М или масла для двухтактных двигателей SAE 30, SAE 40, SAE 50 при температуре воздуха до минус 5°С и SAE 15W, 5АЕ 20W - ниже минус 5°С |
Воздухоочиститель | 0,15 | Масла: М-8В, М-10В2, МС-14, МС-20, МГД-14М или масла для двухтактных двигателей SAE 30, SAE 40, SAE 50 при температуре воздуха до минус 5 0С и SAE 15W, SAE 20W ниже минус 5 °С |
Амортизатор подвески переднего колеса с дисковым тормозом (в каждый) | 0,3 | Масло для гидравлических амортизаторов МГП-10 ОСТ 38.1.54-74, масло веретенное АУ ТУ 38-1011232-89 |
Амортизатор подвески переднего колеса с двухкулачковым тормозом (в каждый) | 0,175 | Масло для гидравлических амортизаторов МГП-10 ОСТ 38.1.54-74, масло веретенное АУ ТУ 38-1011232-89 |
Амортизатор подвески заднего колеса (в каждый) | 0,075 | Масло для гидравлических амортизаторов МГП-10 ОСТ 38.1 54-74, масло веретенное АУ ТУ 38-1011232-89 |
Привод дискового тормоза | 0,1 | Гидротормозная жидкость «Томь.» ТУ 01-1276-82, Нева» ТУ 6-01-1163-78 или SAE 1703 |
Подшипники, шарниры, наконечники и цепь заднего колеса | Смазка Литол- 24 ГОСТ 21250-79 или смазка SAE 90 |
Регулировочные данные
Зазор между электродами свечи зажигания, мм | 0.6...0,75 |
Свободный ход на конце рычага сцепления, мм | 5...10 |
Свободный ход на конце рычага тормоза переднего колеса, мм | 5...15 |
Свободный ход педали рычага тормоза заднего колеса, мм | 5...15 |
Свободный ход оболочек тросов дозатора, дросселя карбюратора и топливного корректора, мм | 1...2 |
Провисание цепи привода заднего колеса, мм | 20...30 |
Давление воздуха в шинах, МПа (кгс/см2): | |
Колеса переднего | 0,15+0,01 (1,5+0,1) |
Колеса заднего | 0,21+0,01 (2,1 + 0,1) |
ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ И ПРИБОРЫ
На руле с левой стороны (рис. 4) установлены: рычаг сцепления 1, переключатель сигнализации и рычаг декомпрессора 3.
Рычаг сцепления.
При нажатии на рычаг муфта сцепления выключается и двигатель отсоединяется от коробки передач. Винты регулировочные располагать пазом к трубе руля.
Переключатель сигнализации.
Переключатель сигнализации имеет переключатели: света фары 2 с двумя фиксированными положениями — Ближний свет и Дальний свет; указателей поворота 4 с тремя фиксированными положениями: среднее — выключено, левое — поворот налево, правое — поворот направо; выключатель звукового сигнала 5.
Рычаг декомпрессора.
Нажатием на рычаг производится открытие клапана декомпрессора для продувки цилиндра.
На руле с правой стороны (рис. 5) установлены: рукоятка дросселя карбюратора 4, рычаг топливного корректора 7, рычаг тормоза переднего колеса 3, цилиндр главный гидропривода тормоза 1, переключатель комбинированный.
Щиток приборов.
Щиток приборов 1 (рис. 7). В нем размещены спидометр, контрольные лампы. Спидометр имеет указатель скорости и два счетных узла: счетчик общего пробега и счетчик суточного пробега. Для установки счетчика суточного пробега в исходное (на «0») положение повернуть рукоятку на щитке приборов влево, как указано стрелкой.
На Вашем мотоцикле красная лампа ЗАЖИГАНИЕ не подключена. Она предназначена для контроля включения зажигания и работы генераторной установки на мотоциклах с батарейной контактной системой зажигания и генератором с электромагнитным возбуждением.
Рис. 6. Символы органов управления
Рис. 7. Щиток приборов:
1 — щиток приборов; 2 — выключатель зажигания; 3 — рукоятка рулевого демпфера
ВНИМАНИЕ! Переключатель сигнализации и переключатель комбинированный зафиксированы на руле пластмассовыми штырями, положение их регулировке не подлежит.
Зеленая лампа НЕЙТРАЛЬ.
Зеленая лампа НЕЙТРАЛЬ — лампа контроля включения нейтрального положения между I и II передачами в коробке передач.
Зеленая лампа ПОВОРОТ.
Зеленая лампа ПОВОРОТ со стрелками — лампа контроля системы указателей поворота. При включении фонарей указателей поворота переключателем лампа должна мигать в противофазе с лампами фонарей. При перегорании одной из ламп в фонарях указателей поворота частота мигания увеличивается примерно в два раза. Лампа при включении горит постоянно — это свидетельствует о замыкании в фонарях или неисправности прерывателя указателей поворота.
Синяя лампа Д. СВЕТ.
Синяя лампа Д. СВЕТ — лампа указывает о включении дальнего света.
Красная лампа МАСЛО.
Красная лампа МАСЛО — лампа контроля работы раздельной системы смазки двигателя. Должна гореть при включенном зажигании и неработающем двигателе (при наличии подачи масла гореть не должна).
Будьте внимательны к сигналам ламп, это поможет правильно эксплуатировать мотоцикл.
Рукоятка рулевого демпфера.
Рукоятка рулевого демпфера 3 (рис. 7) расположена над рулем в средней части. Демпфер фрикционного типа служит для гашения колебаний переднего колеса и руля.
Выключатель зажигания.
Выключатель зажигания 2 (рис. 7) имеет следующие положения ключа:
ВЫКЛ — все потребители тока выключены;
1 — включены цепи зажигания, освещения, сигнализации, стоп-сигнала, лампа нейтрали и контроля работы раздельной системы смазки двигателя;
2 — включены габаритные огни (стоянка).
На панели выключателя (рис. 8) имеются штекеры. Для подключения потребителей электроэнергии согласно электрической схеме (см. приложение 7).
Рис. 8. выключатель зажигания
Рекомендуется при эксплуатации мотоцикла следить за состоянием присоединения проводов к клеммам, не допуская их окисления. В осенне-зимний период в отверстие под ключ заливать 3...5 капель тормозной жидкости.
Рис. 9. Установка рычага тормоза заднего колеса:
1 — тяга тормоза; 2 — тяга включателя стоп-сигнала; 3 — рычаг тормоза заднего колеса; 4 — валик подножки водителя
Рычаг пускового механизма.
Рычаг пускового механизма 17 (рис. 11) расположен на левой стороне двигателя, пуск двигателя производится нажатием на рычаг ногой.
Рычаг переключения передач.
Рычаг переключения передач 18 (рис. 11) расположен на левой стороне двигателя. Нейтраль находится между I и II передачами. Включение I передачи из нейтрального положения производится нажатием на педаль рычага вниз.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
Двигатель
Схема двигателя с коробкой передач в разрезе дана в приложении 7.
Наружная поверхность двигателя должна быть всегда чистой. Грязь на цилиндре и его головке ухудшает охлаждение двигателя, а наличие на картере масла и бензина может служить причиной загорания мотоцикла. Применение нерекомендованных руководством марок бензина и масла ведет к преждевременному износу деталей двигателя и к быстрому нагарообразованию в цилиндре, головке, на поршне и свече, что вызывает перегрев двигателя, ухудшает его пуск.
Для питания двигателя применять бензин и масла согласно табл. 2.
Сцепление
Обслуживание сцепления заключается в регулировке механизма выжима сцепления, который состоит из валика с эксцентриком и рычагом выжима сцепления, толкателя с колпачком, регулировочных винтов на нажимном диске и рычага сцепления на руле, троса сцепления, возвратной пружины.
Регулировку сцепления производить в следующем порядке:
· снять крышку люка в левой крышке картера;
· ослабить контргайку регулировочного винта на руле, завернуть винт до упора;
· ослабить контргайку регулировочного винта на нажимном диске сцепления, вывернуть регулировочный винт на 1...2 оборота;
· выворачивая регулировочный винт на руле, установить рычаг выжима сцепления, расположенный на правой крышке так, чтобы выступ на рычаге совпал с отметкой на крышке;
· регулировочный винт на нажимном диске сцепления завернуть до упора (не сильно), ослабить его на 1/4...1/2 оборота и закрепить контргайкой;
· свободный ход конца рычага сцепления на руле установить с помощью регулировочного винта, который закрепить контргайкой.
Разборку и сборку муфты сцепления производить без снятия двигателя с рамы в следующем порядке:
· слить масло из коробки передач, отвернув резьбовую пробку в нижней части картера;
Рис. 10. Регулировка сцепления:
1 — рычаг выжима сцепления; 2 — трос сцепления; 3 — правая крышка; 4 — возвратная пружина
· снять защитные кожухи, отсоединить маслопровод от впускного патрубка цилиндра;
· отсоединить электропровод клапана-датчика от левой крышки картера и трос дозатора от распределительной муфты;
· снять рычаг переключения передач, рычаг пускового механизма и левую крышку картера, при этом следить, чтобы не выпала соединительная муфта привода маслонасоса;
· отвернуть гайки пружин сцепления, снять пружины с колпачками;
· снять нажимной диск и диски сцепления;
· отвернуть гайку на первичном валу (резьба левая), для чего необходимо включить I передачу и застопорить заднее колесо или застопорить внутренний барабан сцепления, снять внутренний барабан сцепления;
· отогнуть стопорную шайбу и, отворачивая болт крепления звездочки коленчатого вала, снять одновременно звездочку вместе с наружным барабаном сцепления и цепью.
При стуке цепи на холостых оборотах или большом провисании (более 15 мм) цепь заменить.
Сборку производить в обратной последовательности, обратив внимание на следующее:
· первым установить опорный диск толщиной 3 мм проточкой в сторону коробки передач;
· диски собирать с учетом чередования стальных и пластмассовых;
· равномерной затяжкой гаек сжать пружины так, чтобы торцы гаек находились выше торцов колпачков на 3...4 мм, а нажимной диск при выжиме рычага сцепления перемещался без перекоса;
· закрепить и застопорить шайбой звездочку коленчатого вала (звездочку и наружный барабан сцепления с цепью устанавливают одновременно);
· совместить хвостовик маслонасоса с пазом муфты, находящейся в головке болта крепления звездочки;
· установить левую крышку картера;
· при установке защитных кожухов совместить защитную трубку маслопровода и провод клапана-датчика (над трубкой) с вырезом в нижней части защитного кожуха, во избежание их защемления.
Коробка передач
Обслуживание коробки передач состоит в регулярной проверке наличия масла в коробке и своевременной его замене. Уровень масла должен быть в пределах смотрового окна.
Замену масла производить на прогретом двигателе, лучше всего сразу после поездки. Слить отработанное масло через отверстие в нижней части картера (рис. 11). Завернуть пробку, залить 0,5 л масла через отверстие под крышку люка и дать двигателю проработать 1...2 мин. После этого масло слить и залить 1 л свежего масла (см. табл. 2).
Коробка передач четырехступенчатая (рис. 12)
Разборку и сборку коробки передач можно производить без снятия двигателя с рамы. Разборка:
· слить масло из коробки передач;
· снять глушитель;
· снять правую крышку картера с тросом;
· вынуть шток сцепления из резинового колпачка, разъединить цепь;
· отвернуть восемь винтов и снять крышку коробки передач;
· снять сектор переключения передач.
Все части коробки передач (кроме первичного вала и валиков вилок передач) могут быть вынуты из картера.
Рис. 11. Двигатель (вид слева):
1 — пробка слива масла из картера; 2 — смотровое окно коробки передач; 3 — пробка слива масла из емкости системы смазки двигателя; 4 — маслонасос; 5 — смотровое окно емкости системы смазки двигателя; 6 — электропровод клапана-датчика; 7 — скрепка; 8 — винт регулировочный; 9 — колпачок; 10 — трос дозатора;
11 — пробка наливного отверстия емкости системы смазки двигателя; 12 — кольцо уплотнительное; 13 — фильтр; 14 — корпус фильтра; 15 — маслопровод впускного патрубка; 16 — карбюратор; 17 — рычаг пускового механизма; 18 — рычаг переключения передач; 19 — пробка наливного отверстия картера двигателя; 20 — подножка водителя
Для снятия первичного вала и валиков вилок переключения передач разобрать сцепление, снять барабаны. Отвернуть винты, снять стопорную планку. Обратить внимание на расположение регулировочных шайб на промежуточном, первичном валах, вале переключения передач, чтобы при сборке поставить их на место.
Рис. 12. Коробка передач:
1 — первичный вал; 2 — шарикоподшипник 204; 3 — шестерня II передачи; 4 — шестерня II и IV передач; 5 — упорная шайба; 6 — шестерня промежуточного вала; 7 —-промежуточный вал; 8 — шестерня III передачи; 9 — вилка переключения I и III передач; 10 — шестерня I и III передач; 11 — валик вилки переключения передач; 12 — вал переключения передач; 13 — упорная шайба; 14 — сектор переключения передач; 15 — механизм переключения передач; 16 — регулировочные шайбы.17 – вилка переключения II и IV передач.
Сборка:
· собрать со всеми шестернями промежуточный вал и поставить его на место;
· собрать все шестерни на первичном валу со всеми регулировочными и упорными шайбами. Если вал вынут, поставить его на место;
· установить вилки переключения передач;
· установить на место вал переключения передач (не забывать надеть на вставляемый конец регулировочные шайбы), отводя фиксатор в сторону;
· шипы вилок ввести в канавки вала переключения передач, в отверстия вилок установить валики вилок переключения передач и закрепить стопорной планкой;
· установить вал механизма переключения, если он снят;
· завести сектор переключения передач в зацепление с валом переключения передач. Метка на зубе сектора должна совпадать с меткой у впадины зубьев вала переключения передач;
· установить упорные шайбы на конец вала переключения передач и первичного вала, поставить прокладку, крышку коробки передач, затянуть винты. При установке крышки коробки передач допускаются легкие удары по ней молотком. Перемещение вторичного вала по оси должно быть 0,4...0,6 мм.
Разборка и сборка двигателя
Для разборки двигателя произвести операции, описанные в разделах «Сцепление», «Коробка передач», «Генератор», затем: