Меры безопасности при эксплуатации мотоцикла

ВВЕДЕНИЕ

Мотоциклы моделей ИЖ 7.107-01 (ИЖ Планета 5-01) относятся к мотоциклам среднего класса и предназначе­ны для эксплуатации на дорогах с различным дорожным покрытием.

Мотоциклы ИЖ Планета 5-01 являются дальнейшей модернизацией мотоциклов ИЖ Планета 5 с усовершен­ствованием узлов и систем.

В системе электрооборудования применен генератор на постоянных магнитах, с бесконтактной системой за­жигания, работающей независимо от аккумуляторной ба­тареи, с автоматически регулируемым опережением за­жигания.

Двигатель оборудован насосом раздельной системы смазки, что исключило необходимость подготовки и ис­пользования в системе питания мотоцикла смеси бензи­на с маслом.

Коробка передач четырехступенчатая с эксцентрико­вым механизмом выключения муфты сцепления и уси­ленной моторной цепью.

Тормоз переднего колеса — дисковый с гидроприводом или двухкулачковый с механическим приводом.

В подвесках колес применены амортизаторы с улуч­шенными характеристиками и пружинами отбоя, рычаг подвески заднего колеса на подшипниках качения или скольжения.

Изменена кинематика привода тормоза заднего коле­са.

Базовая модель мотоцикла: ИЖ 7.107-010-01 (ИЖ Планета 5-01) (рис. 1).

Мотоцикл ИЖ 7.107-020-01 укомплектован двигателем с раздельной системой смазки, четырехступенчатой ко­робкой передач, подвеской переднего колеса с пневмо-регулированием, передним дисковым тормозом, спицованными колесами, электрооборудованием с генератором на постоянных магнитах и бесконтактной независимой от ак­кумуляторной батареи системой зажигания, пружинно-гидравлическим амортизатором с пружиной отбоя под­вески заднего колеса, приводом тормоза заднего коле­са с измененной кинематикой.

Комплектации мотоциклов отличаются следующим: ИЖ 7.107Л-020--01 — полуобтекателем, коленными, щитками и багажником;

ИЖ 7.107-025-01 — литыми колесами;

ИЖ 7.107Л-025-01 — литыми колесами, полуобтекателем, коленными щитками и багажником;

ИЖ 7.107-030-01 — двухкулачковым барабанным тор­мозом переднего колеса;

ИЖ 7.107-040-01 — совместной системой смазки дви­гателя и двухкулачковым барабанным тормозом перед­него колеса;

ИЖ 7.107-012-01 — двигателем с двухтрубной систе­мой выпуска и двухкулачковым барабанным тормозом переднего колеса.

Допускается эксплуатация мотоцикла, его комплекта­ций и модификаций с боковыми прицепами ВМЗ 9.203, ИЖ 9.204 и их модификациями или с грузовым модулем ИЖ 9.604Гр и его модификациями.

Монтаж и особенности эксплуатации мотоцикла с бо­ковым прицепом или грузовым модулем изложены в пас­портах или руководствах по эксплуатации, прикладыва­емым к этим изделиям.

В связи с постоянной работой по совершенствованию изделия в конструкцию могут быть внесены изменения, не отраженные в настоящем руководстве.

Рис. 1. Мотоцикл ИЖ 7.107-010-01

Меры безопасности при эксплуатации мотоцикла

Не допускается:

· эксплуатация мотоцикла на чистом бензине при нерабо­тающей системе раздельной смазки;

· дотрагиваться при работающем двигателе до оголенных на­конечников или проводов зарядной цепи генератора. Зарядная цепь: голубой провод, соединяющий генератор, коммутатор и выключатель зажигания и розовый провод — от выключателя за­жигания к аварийному выключателю двигателя;

· хранение обтирочных материалов под карбюратором.

При использовании этилированного бензина нужно помнить, что он токсичен, поэтому перед пуском двигателя в закрытом помещении убедиться, что оно проветривается.

Пускать двигатель энергичным нажатием на рычаг пуско­вого механизма. Ногу с рычага стараться отводить влево.

Будьте осторожны с огнем при работе с бензином и другими легковоспламеняющимися жидкостями.

Случайно облитые при заправке поверхности мотоцикла про­тереть насухо и только после этого производить пуск двигателя, следить, чтобы в полости кожуха карбюратора было чисто.

При ремонте узлов электрооборудования во избежание ко­роткого замыкания в проводке отсоединить провод с «-» клеммы батареи.

ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ

Начиная эксплуатацию мотоцикла, ознакомьтесь с ос­новными положениями настоящего руководства, в кото­ром изложены правила по эксплуатации, порядок раз­борки и сборки узлов мотоцикла.

Хорошее состояние, безотказная и долговечная рабо­та мотоцикла зависят от правильной эксплуатации, уме­лого и своевременного ухода.

Противоугонный замок с ключами, ключи замка за­жигания и ключ инструментальных ящиков находятся в инструментальном ящике.

При пуске и прогреве двигателя не допускается, что­бы он работал с большой частотой вращения коленчато­го вала, так как это может привести к преждевременно­му износу деталей и выходу из строя двигателя.

Во избежание перегрева двигателя не рекомендуется ездить длительное время на I и II передачах. Переклю­чение с высшей передачи на низшую делать своевремен­но, не допуская перегрузки двигателя.

Рычагом топливного корректора карбюратора реко­мендуется пользоваться при пуске холодного двигателя, при движении на больших скоростях или значительных нагрузках двигателя. В остальных случаях игла коррек­тора карбюратора должна быть опущена поворотом ры­чага против часовой стрелки.

На скользкой дороге не рекомендуется выжимать сце­пление и резко тормозить. Частые остановки и езда на низших передачах увеличивают расход топлива. Остав­ляя мотоцикл на стоянке, необходимо закрыть бензокраник, так как попадание большого количества топли­ва в кривошипную камеру может вызвать «забрасыва­ние» свечей и затруднит пуск двигателя.

При торможении рекомендуется пользоваться одно­временно тормозами переднего и заднего колес.

Запрещается ставить на седло мотоцикла аккумуля­торную батарею, необходимо избегать попадания бензи­на и масла на чехол седла.

Рекомендуется окрашенные поверхности мыть водой, не удалять пыль и грязь с поверхности сухим обтироч­ным материалом, не применять для мытья соду, керо­син, бензин и морскую воду. Для сохранения блеска ок­рашенной поверхности рекомендуется периодически при­менять полирующий состав.

Для устранения поврежденных мест окраски повер­хность зачистить мелкозернистой шкуркой, протереть обтирочным материалом, смоченным в чистом бензине, окрасить эмалью и просушить.

Загустевшую эмаль разбавить растворителем.

Подготовка мотоцикла к эксплуатации

Если Ваш мотоцикл не прошел предпродажную подго­товку, то перед началом эксплуатации нового мотоцик­ла сделать следующее:

· распаковать мотоцикл;

· установить руль и выключатель зажигания на верхний мостик и закрепить гайками;

· удалить консервационную смазку с поверхности обтирочным материалом, смоченным в керосине или уайт-спирите, и протереть насухо;

· отсоединить трос сцепления от руля, расположить его между верхним мостиком и щитком приборов, сое­динить трос с рулем;

· снять винт с кронштейна сцепления, на его место установить зеркало и закрепить гайками;

· отсоединить гибкий вал спидометра от корпуса редуктора;

· снять щиток приборов с технологическими кронштейнами;

· снять технологические кронштейны со щитка при­боров;

· соединить колодочные разъемы щитка приборов с главным жгутом и жгутом переключателей, обратив вни­мание на правильность соединения колодок, закрыть ко лодочные соединения резиновыми чехлами;

· ослабить гайки крепления верхнего мостика подвески;

· установить щиток приборов на кронштейны верх­него мостика;

· установить под левый болт крепления щитка при­боров держатель жгута (рис. 2) и закрепить, щиток бол­тами через шайбы (до упора в распорные втулки) и затянуть гайки верхнего мостика;

· закрепить главный жгут держателем, гибкий вал расположить с правой стороны между верхним и ниж­ним мостиками, соединить со спидометром;

· установить дуги безопасности в следующем поряд­ке:

· вставить дугу безопасности я кронштейн крепле­ния двигателя и закрепить болт, аналогично установить вторую дугу;

· установить верхние кронштейны на трубу рамы, предварительно закрепив их болтами на одной из дуг;

· установить прокладку между кронштейнами и ра­мой и закрепить дуги в верхних кронштейнах;

· проверить уровень масла в коробке передач через смотровое окно в левой крышке картера (рис. 11);

· снять защитные кожухи карбюратора, ослабив ра­спорный и отвернув боковые болты;

· залить масло в воздухоочиститель (см. раздел «Система питания и выпуска»);

· установить скрепки на бензошланг, закрепив его на штуцерах бензокраника и карбюратора;

· установить защитные кожухи карбюратора, наде­жно закрепив распорный и боковые болты. Наличие за­щитных кожухов карбюратора и затяжка болтов значи­тельно снижают уровень вибрации мотоцикла;

· произвести наружный осмотр мотоцикла, прове­рить надежность крепления всех резьбовых соединений, действие тормозов, механизмов управления, стоп-сигна­ла, указателей поворота, давление я шинах, при необхо­димости прокачать гидропривод тормоза переднего ко­леса, проверить надежность работы тормозов (см. раз­дел «Тормоза»);

Рис. 2. Держатель жгута:

1 — главный жгут; 2 — держатель ру­ля; 3 — болт; 4 — шайба; 5 — втулка распорная

· произвести заправку бензобака бензином или в случае отсутствия системы раздельной смазки смесью бензина с маслом (см. табл. 2); Примечание. При заправке не доливать бензин на 40...50 мм до нижней кромки горловины бензобака с уче­том теплового расширения бензина.

· залить масло (см. табл. 2) в масляную емкость через заливную горловину, закрываемую пробкой (см. раздел «Система раздельной смазки»).

· проверить наличие масла в прозрачном маслопроводе, идущем от маслонасоса к впускному патрубку двигате­ля, при необходимости произвести ускоренное заполнение (см. раздел «Система раздельной смазки двигате­ля»), предварительно проверив затяжку штуцеров;

· если передние фонари — указатели поворота уста­новлены в кронштейнах, расположенных на задней по­верхности нижнего мостика, необходимо: снять фонари, отсоединить их от главного жгута и от шайбы — «мас­сы», переставить кронштейны под головки болтов, за­крепить фонари гайками, соединить провода с главным жгутом и с шайбой — «массой». Если фонари - указа­тели не установлены на мотоцикл, то закрепить их как указано в этикетке, прикладываемой к комплект фо­нарей;

· проверить соединение проводов под седлом и ус­тановить седло на место;

· залить электролит в аккумуляторную батарею и зарядить (см. инструкцию по эксплуатации, приклады­ваемую к аккумуляторной батарее);

· подрезать на 1,5...2 мм газоотводный штуцер крыш­ки вентиляционных пробок батареи и надеть дренажную трубку из комплекта принадлежностей;

· установить батарею в левый инструментальный ящик, клемму «-» соединить с «массой», клемму «+» соединить с проводом главного жгута, конец дренажной трубки пропустить через отверстие корпуса ящика и прикрепить к раме. Во избежание окисления смазать болты крепления проводов и клеммы батареи техничес­ким вазелином;

· закрепить батарею прижимом;

· проверить надежность соединения штекеров и винтов крепления проводов к выпрямителю-регулятору напряжения;

· проверить работу электрооборудования;

· произвести регулировку светового луча фары (рис.34);

· установить противоугонный замок на рулевую ко­лонку (рис. 3) в следующем порядке:

· вставить пружину 5 и штырь 8 в гнездо основа­ния 4, приваренного к рулевой колонке; - вставить в корпус 2 замка цилиндр 1, планку-фи­ксатор 3 и затянуть двумя болтами 7 с шайбами 6;

· вставить ключ, повернуть руль вправо до совмеще­ния штыря 8 с отверстием нижнего мостика, нажать на цилиндр 1 и повернуть ключ по часовой стрелке, вынуть ключ — замок закрыт, открывание в обратном порядке;

· убедившись в работе замка, затянуть болты 7 до полного срыва головок, что исключит возможность быстрой разборки замка посторонними лицами;

Рис. 3. Противоугонный замок:

1 — цилиндр; 2 — корпус; 3 — планка-фиксатор; 4 — основание; 5 — пружина; 6— шайба; 7 — болт; 8 — штырь

· установить на мотоцикл соответствующей ком­плектации полуобтекатель, коленные щитки, багажник (согласно прикладываемым паспортам).

Пуск двигателя

Для пуска двигателя открыть бензокраник, на­жать на утопитель поплавка карбюратора и держать его в этом положении 5...8 с до заполнения поплавко­вой камеры топливом (при повторном пуске прогрето­го двигателя переполнять поплавковую камеру не реко­мендуется).

Для пуска холодного двигателя повернуть рычаг топливного корректора 7 на руле (рис. 5) по часовой стрелке (обогатить смесь), нажать на рычаг декомпрес­сора 3 (рис. 4), повернуть рукоятку управления дроссе­лем карбюратора на 1/4 ее хода, несколько раз нажать на рычаг пускового механизма, закрыть декомпрессор, включить зажигание и, энергично нажимая на рычаг пускового механизма, произвести пуск двигателя. Во избежание поломки зубьев пускового механизма сектор в зацепление с храповиком необходимо ввести плавно, а затем энергично нажать на рычаг пускового механизма для пуска двигателя.

После пуска и прогрева двигателя на малой частоте вращения коленчатого вала рычаг корректора устано­вить в исходное положение.

Движение мотоцикла можно начинать только после прогрева двигателя, когда он устойчиво работает на ма­лой частоте вращения коленчатого вала при закрытом корректоре.

Для пуска прогретого двигателя достаточно вклю­чить зажигание и энергично нажать на рычаг пускового механизма.

С целью исключения задевания рычага пускового ме­ханизма за крышку инструментального ящика ногу с рычага пускового механизма отводить влево (от мото­цикла).

При эксплуатации мотоцикла в зимнее время в ко­робку передач добавить 0,1...0,15 л бензина.

ВНИМАНИЕ! Необходимо следить за работой системы смаз­ки по контрольной лампе «Масло».

Обкатка нового мотоцикла

Безотказная и долговечная работа мотоцикла во многом зависит от его правильной эксплуатации в на­чальный период. Во время обкатки происходит прира­ботка рабочих поверхностей деталей.

На период обкатки мотоцикла в карбюраторе уста­новлен ограничительный штифт подъема дросселя, уби­рать который до конца обкатки не рекомендуется. Про­бег обкатки мотоцикла установлен 3500 км, после об­катки отломить ограничительный штифт в крышке кар­бюратора. При обкатке выполнять следующие требова­ния: начинать движение только после прогрева двига­теля, не допускать большой частоты вращения коленча­того вала двигателя во время прогрева, не перегружать двигатель, избегать езды по «тяжелым» дорогам.

Не рекомендуется проводить обучение езде в период обкатки мотоцикла, так как это приведет к снижению гарантийного пробега мотоцикла.

Таблица 1

Рекомендуемые скорости движения мотоцикла в период обкатки

Передачи Скорость, км/ч
I
II
III
IV

Общие данные

База мотоцикла (расстояние между осями колес), мм
Дорожный просвет при полной нагрузке и нормальном давлении в шинах, мм
Габаритные размеры*, мм  
Длина
Ширина
Высота
Масса сухая, кг 158-165
Максимальная нагрузка, кг
в т. ч. нагрузка на багажник, кг
Максимальная скорость, км/ч
Путь торможения, м со скорости: 30 км/ч 6,5 (6,0)*1
80 км/ч 42,6 (4,1)*1
Расход топлива при скорости 90 км/ч, л/100 км*2 5,0

* Габаритные размеры даны без учета полуобтекателя, багажника, дуг безопасности к зеркала.

*1 В скобках приведены нормы для мотоциклов с дисковыми тормозами.

*2 Расход топлива является показателем, определяющим общее техническое состояние мотоцикла и но является нормой эксплуа­тационного расхода топлива, которую завод не устанавливает, так как она зависит от условий эксплуатации мотоцикла.

Двигатель

Тип двигателя двухтактный одноцилиндровый
Диаметр цилиндра, мм
Ход поршня, мм
Степень сжатия 8,2...8,7
Рабочий объем, см3
Максимальная мощность двигателя при (4850 ±10% об/мин), кВт (л. с.) 15,39... 17,01 (20,9.. .23,1)
Система смазки двигателя раздельная, с маслонасосом, дозирующим подачу масла от частоты вращения коленчатого вала и нагрузки двигателя в соотношениях 1/25...1/100 к подаче бензина или совместно с бензином среднее эксплуатационное соотношение масла и бензина в зависимости от комплектации 1/70...1/30
Система зажигания электронная бесконтактная с автоматическим регулированием опережения зажигания от частоты вращения коленчатого вала двигателя и независимая от аккумуляторной батареи
Карбюратор К-65И
Применяемое топливо бензин с октановым числом не менее 76
Воздухоочиститель контактно-масляный
Охлаждение воздушное

Силовая передача

Передача от двигателя на сцепление цепью приводной втулочной двухрядной (усиленной)
Сцепление многодисковое в масляной ванне
Коробка передач трехвальная четырехступенча­тая в одном блоке с двигателем
Передача от коробки передач на заднее колесо цепью однорядной приводной втулочной
Передаточное число от двигателя на сцепление 2,17
Передаточное число от коробки передач на заднее колесо 2,33
Передаточные числа коробки передач:  
I передача 3,88
II передача 2,01
III передача 1,26
IV передача 1,0

Ходовая часть

Рама трубчатая, сварная
Подвеска переднего колеса телескопического типа, с пружинно-гидравлическими амортизаторами
Подвеска заднего колеса рычажная, с пружинно-гидравлическими амортизаторами
Размер шин, дюйм (мм) 3,50X18 (90-459)
Переднее колесо на мотоцикле 7.107-025-01 3,25X19 (82-484)
Тормоза:  
Задний барабанного типа
Передний дисковый с гидравлическим приводом или двухкулачковый барабанного типа с механическим приводом

Электрооборудование

Батарея аккумуляторная 6МТС-9, 12В, 9А.ч
Генератор переменного тока однофазный с возбуждением от постоянных магнитов 7.107-3701010, 14 В, 90 Вт
Выпрямитель-регулятор напряжения или регулятор напряжения БПВ 21-15, электронный или РНМ 1
Конденсатор К50-35-63В-2200 мкф-В
Выключатель зажигания 7.107-3704010-10
Катушка зажигания 7.109-3705010
Датчик зажигания 7.110-3838200
Коммутатор зажигания 7.110-3734010-20, электронный
Свеча зажигания типа А 23
Наконечник свечной 7.107-3707160
Фонарь указателей поворота 34.3726 или 7.109-3726
Прерыватель указателей поворота ИЖ РП4, электронный
Переключатель сигнализации 7.107-3709010
Переключатель комбинированный 7.107-3710010-10
Фара ФГ 137 В1 или ФГ 137Б2
Фонарь задний 171.3716
Сигнал звуковой С 205 Б
Выключатель стоп-сигнала тормоза заднего колеса ВК 854-В
Спидометр СП 158
Выключатель стоп-сигнала тормоза переднего колеса ИЖ BK103
Предохранитель 7.109-3722010
Щиток приборов 7.107-3805010-10

Заправочные емкости

Таблица 2

Наименование Объем, л Горюче-смазочные материалы
Бензобак Бензин А-76, АИ-93, АИ-95 ГОСТ 2084-77, А92 ТУ 38.001165-87 (для мотоциклов с раз дельной системой смазки двигателя) или бензин А-76, АИ-93 в смеси с маслами в пропорции 25:1: моторным автомобильным для карбюраторных двигателей М-8В ГОСТ 10541-78, моторным для автотракторных дизелей М-10В; ГОСТ 8581-78, авиационными МС-14, МС-20 ГОСТ 21743-76 или маслами для двухтактных двигателей SAE 30, SAE 40, SAE 50 при температуре воздуха до минус 5 °С и SAE 15W, SAE 20W – ниже минус 5 "С или с маслом МГД-14М ТУ 38.101930-88 в пропорции 50:1
Коробка передач 1,0 Масла М-8В, М-10В2 или масла для двигателей SAE 30, SAE 40, SAE 50 при температуре воздуха до минус 5 °С и SAE 20W, SAE 15W - ниже минус 5 °С
Двигатель (емкость в левой крышке картера) 0,75 Масла: М-8В, М 10В2, МС-14, МС-20, МГД-14М или масла для двухтактных двигателей SAE 30, SAE 40, SAE 50 при температуре воздуха до минус 5°С и SAE 15W, 5АЕ 20W - ниже минус 5°С
Воздухоочиститель 0,15 Масла: М-8В, М-10В2, МС-14, МС-20, МГД-14М или масла для двухтактных двигателей SAE 30, SAE 40, SAE 50 при температуре воздуха до минус 5 0С и SAE 15W, SAE 20W ниже минус 5 °С
Амортизатор подвески переднего колеса с дисковым тормозом (в каждый) 0,3 Масло для гидравлических амортизаторов МГП-10 ОСТ 38.1.54-74, масло веретенное АУ ТУ 38-1011232-89
Амортизатор подвески переднего колеса с двухкулачковым тормозом (в каждый) 0,175 Масло для гидравлических амортизаторов МГП-10 ОСТ 38.1.54-74, масло веретенное АУ ТУ 38-1011232-89
Амортизатор подвески заднего колеса (в каждый) 0,075 Масло для гидравлических амортизаторов МГП-10 ОСТ 38.1 54-74, масло веретенное АУ ТУ 38-1011232-89
Привод дискового тормоза 0,1 Гидротормозная жидкость «Томь.» ТУ 01-1276-82, Нева» ТУ 6-01-1163-78 или SAE 1703
Подшипники, шарниры, наконечники и цепь заднего колеса   Смазка Литол- 24 ГОСТ 21250-79 или смазка SAE 90

Регулировочные данные

Зазор между электродами свечи зажигания, мм 0.6...0,75
Свободный ход на конце рычага сцепления, мм 5...10
Свободный ход на конце рычага тормоза переднего колеса, мм 5...15
Свободный ход педали рычага тормоза заднего колеса, мм 5...15
Свободный ход оболочек тросов дозатора, дросселя карбюратора и топливного корректора, мм 1...2  
Провисание цепи привода заднего колеса, мм 20...30
Давление воздуха в шинах, МПа (кгс/см2):  
Колеса переднего 0,15+0,01 (1,5+0,1)
Колеса заднего 0,21+0,01 (2,1 + 0,1)

ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ И ПРИБОРЫ

На руле с левой стороны (рис. 4) установлены: рычаг сцепления 1, переключатель сигнализации и рычаг декомпрессора 3.

Рычаг сцепления.

При нажатии на рычаг муфта сцепления выключается и двигатель отсоединяется от коробки передач. Винты регулировочные располагать пазом к трубе руля.

Переключатель сигнализации.

Переключатель сигнализации имеет переключатели: света фары 2 с двумя фиксированными положениями — Ближний свет и Дальний свет; указателей поворо­та 4 с тремя фиксированными положениями: среднее — выключено, левое — поворот налево, правое — поворот направо; выключатель звукового сигнала 5.

Рычаг декомпрессора.

Нажатием на рычаг произво­дится открытие клапана декомпрессора для продувки цилиндра.

На руле с правой стороны (рис. 5) установлены: рукоятка дросселя карбюратора 4, рычаг топливного корректора 7, рычаг тормоза переднего колеса 3, ци­линдр главный гидропривода тормоза 1, переключатель комбинированный.

Щиток приборов.

Щиток приборов 1 (рис. 7). В нем размещены спидо­метр, контрольные лампы. Спидометр имеет указатель скорости и два счетных узла: счетчик общего пробега и счетчик суточного пробега. Для установки счетчика суточного пробега в исходное (на «0») положение повер­нуть рукоятку на щитке приборов влево, как указано стрелкой.

На Вашем мотоцикле красная лампа ЗАЖИГАНИЕ не подключена. Она предназначена для контроля вклю­чения зажигания и работы генераторной установки на мотоциклах с батарейной контактной системой зажига­ния и генератором с электромагнитным возбуждением.

Рис. 6. Символы органов управления

Рис. 7. Щиток приборов:

1 — щиток приборов; 2 — выключатель зажигания; 3 — рукоятка рулевого демпфера

ВНИМАНИЕ! Переключатель сигнализации и переключатель комбинированный зафиксированы на руле пластмассовыми штырями, положение их регулировке не подлежит.

Зеленая лампа НЕЙТРАЛЬ.

Зеленая лампа НЕЙТРАЛЬ — лампа контроля включения нейтрального положения между I и II пере­дачами в коробке передач.

Зеленая лампа ПОВОРОТ.

Зеленая лампа ПОВОРОТ со стрелками — лампа контроля системы указателей поворота. При включении фонарей указателей поворота переключателем лампа должна мигать в противофазе с лампами фонарей. При перегорании одной из ламп в фонарях указателей поворо­та частота мигания увеличивается примерно в два раза. Лампа при включении горит постоянно — это свиде­тельствует о замыкании в фонарях или неисправности прерывателя указателей поворота.

Синяя лампа Д. СВЕТ.

Синяя лампа Д. СВЕТ — лампа указывает о вклю­чении дальнего света.

Красная лампа МАСЛО.

Красная лампа МАСЛО — лампа контроля работы раздельной системы смазки двигателя. Должна гореть при включенном зажигании и неработающем двигателе (при наличии подачи масла гореть не должна).

Будьте внимательны к сигналам ламп, это поможет правильно эксплуатировать мотоцикл.

Рукоятка рулевого демпфера.

Рукоятка рулевого демпфера 3 (рис. 7) расположе­на над рулем в средней части. Демпфер фрикционного типа служит для гашения колебаний переднего колеса и руля.

Выключатель зажигания.

Выключатель зажигания 2 (рис. 7) имеет следующие положения ключа:

ВЫКЛ — все потребители тока выключены;

1 — включены цепи зажигания, освещения, сигнализации, стоп-сигнала, лампа нейтрали и контроля работы раздельной системы смазки двигателя;

2 — включены габаритные огни (стоянка).

На панели выключателя (рис. 8) имеются штекеры. Для подключения потребителей электроэнергии соглас­но электрической схеме (см. приложение 7).

Рис. 8. выключатель зажигания

Рекомендуется при экс­плуатации мотоцикла сле­дить за состоянием при­соединения проводов к клеммам, не допуская их окисления. В осенне-зимний период в отверстие под ключ заливать 3...5 капель тормозной жид­кости.

Рис. 9. Установка рычага тормоза заднего колеса:

1 — тяга тормоза; 2 — тяга включателя стоп-сигнала; 3 — рычаг тормоза заднего колеса; 4 — валик подножки водителя

Рычаг пускового механизма.

Рычаг пускового механизма 17 (рис. 11) расположен на левой стороне двигателя, пуск двигателя производит­ся нажатием на рычаг ногой.

Рычаг переключения передач.

Рычаг переключения передач 18 (рис. 11) располо­жен на левой стороне двигателя. Нейтраль находится между I и II передачами. Включение I передачи из ней­трального положения производится нажатием на пе­даль рычага вниз.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

Двигатель

Схема двигателя с коробкой передач в разрезе дана в приложении 7.

Наружная поверхность двигателя должна быть всегда чистой. Грязь на цилиндре и его головке ухудшает охлаждение двигателя, а наличие на картере масла и бензина может служить причиной загорания мотоцикла. Применение нерекомендованных руководством марок бензина и масла ведет к преждевременному износу де­талей двигателя и к быстрому нагарообразованию в ци­линдре, головке, на поршне и свече, что вызывает пере­грев двигателя, ухудшает его пуск.

Для питания двигателя применять бензин и масла согласно табл. 2.

Сцепление

Обслуживание сцепления заключается в регулировке механизма выжима сцепления, который состоит из ва­лика с эксцентриком и рычагом выжима сцепления, тол­кателя с колпачком, регулировочных винтов на нажим­ном диске и рычага сцепления на руле, троса сцепления, возвратной пружины.

Регулировку сцепления производить в следующем порядке:

· снять крышку люка в левой крышке картера;

· ослабить контргайку регулировочного винта на руле, завернуть винт до упора;

· ослабить контргайку регулировочного винта на нажимном диске сцепления, вывернуть регулировочный винт на 1...2 оборота;

· выворачивая регулировочный винт на руле, уста­новить рычаг выжима сцепления, расположенный на правой крышке так, чтобы выступ на рычаге совпал с отметкой на крышке;

· регулировочный винт на нажимном диске сцепле­ния завернуть до упора (не сильно), ослабить его на 1/4...1/2 оборота и закрепить контргайкой;

· свободный ход конца рычага сцепления на руле установить с помощью регулировочного винта, который закрепить контргайкой.

Разборку и сборку муфты сцепления производить без снятия двигателя с рамы в следующем порядке:

· слить масло из коробки передач, отвернув резьбовую пробку в нижней части картера;

Рис. 10. Регулировка сцепления:

1 — рычаг выжима сце­пления; 2 — трос сцеп­ления; 3 — правая кры­шка; 4 — возвратная пружина

· снять защитные кожухи, отсоединить маслопровод от впускного патрубка цилиндра;

· отсоединить электропровод клапана-датчика от левой крышки картера и трос дозатора от распредели­тельной муфты;

· снять рычаг переключения передач, рычаг пуско­вого механизма и левую крышку картера, при этом сле­дить, чтобы не выпала соединительная муфта привода маслонасоса;

· отвернуть гайки пружин сцепления, снять пружи­ны с колпачками;

· снять нажимной диск и диски сцепления;

· отвернуть гайку на первичном валу (резьба левая), для чего необходимо включить I передачу и застопорить заднее колесо или застопорить внутренний барабан сцепления, снять внутренний барабан сцепления;

· отогнуть стопорную шайбу и, отворачивая болт крепления звездочки коленчатого вала, снять одновременно звездочку вместе с наружным барабаном сцепле­ния и цепью.

При стуке цепи на холостых оборотах или большом провисании (более 15 мм) цепь заменить.

Сборку производить в обратной последовательности, обратив внимание на следующее:

· первым установить опорный диск толщиной 3 мм проточкой в сторону коробки передач;

· диски собирать с учетом чередования стальных и пластмассовых;

· равномерной затяжкой гаек сжать пружины так, чтобы торцы гаек находились выше торцов колпачков на 3...4 мм, а нажимной диск при выжиме рычага сце­пления перемещался без перекоса;

· закрепить и застопорить шайбой звездочку ко­ленчатого вала (звездочку и наружный барабан сцепления с цепью устанавливают одновременно);

· совместить хвостовик маслонасоса с пазом муф­ты, находящейся в головке болта крепления звездочки;

· установить левую крышку картера;

· при установке защитных кожухов совместить за­щитную трубку маслопровода и провод клапана-датчи­ка (над трубкой) с вырезом в нижней части защитного кожуха, во избежание их защемления.

Коробка передач

Обслуживание коробки передач состоит в регулярной проверке наличия масла в коробке и своевременной его замене. Уровень масла должен быть в пределах смотро­вого окна.

Замену масла производить на прогретом двигателе, лучше всего сразу после поездки. Слить отработанное масло через отверстие в нижней части картера (рис. 11). Завернуть пробку, залить 0,5 л масла через отверстие под крышку люка и дать двигателю проработать 1...2 мин. После этого масло слить и залить 1 л свежего масла (см. табл. 2).

Коробка передач четырехступенчатая (рис. 12)

Разборку и сборку коробки передач можно произво­дить без снятия двигателя с рамы. Разборка:

· слить масло из коробки передач;

· снять глушитель;

· снять правую крышку картера с тросом;

· вынуть шток сцепления из резинового колпачка, разъединить цепь;

· отвернуть восемь винтов и снять крышку коробки передач;

· снять сектор переключения передач.

Все части коробки передач (кроме первичного вала и валиков вилок передач) могут быть вынуты из картера.

Рис. 11. Двигатель (вид слева):

1 — пробка слива масла из картера; 2 — смотровое окно коробки передач; 3 — пробка слива масла из емкости системы смазки двигателя; 4 — маслонасос; 5 — смотровое окно емкости системы смазки двигателя; 6 — электропровод клапана-датчика; 7 — скрепка; 8 — винт регулировочный; 9 — колпачок; 10 — трос дозатора;

11 — пробка наливного отверстия емкости системы смазки двигателя; 12 — кольцо уплотнительное; 13 — фильтр; 14 — корпус фильтра; 15 — маслопровод впускного патрубка; 16 — карбюратор; 17 — рычаг пускового механизма; 18 — рычаг переключения передач; 19 — пробка наливного отверстия картера двигателя; 20 — подножка водителя

Для снятия первичного вала и валиков вилок пере­ключения передач разобрать сцепление, снять барабаны. Отвернуть винты, снять стопорную планку. Обратить внимание на расположение регулировочных шайб на промежуточном, первичном валах, вале переключения передач, чтобы при сборке поставить их на место.

Рис. 12. Коробка передач:

1 — первичный вал; 2 — шарикоподшипник 204; 3 — шестерня II передачи; 4 — шестерня II и IV передач; 5 — упорная шайба; 6 — шестерня промежуточного вала; 7 —-промежуточный вал; 8 — шестерня III передачи; 9 — вилка переключения I и III передач; 10 — шестерня I и III передач; 11 — валик вилки переключения передач; 12 — вал переключения передач; 13 — упорная шайба; 14 — сектор переключения передач; 15 — механизм переключения передач; 16 — регулировочные шайбы.17 – вилка переключения II и IV передач.

Сборка:

· собрать со всеми шестернями промежуточный вал и поставить его на место;

· собрать все шестерни на первичном валу со всеми регулировочными и упорными шайбами. Если вал вы­нут, поставить его на место;

· установить вилки переключения передач;

· установить на место вал переключения передач (не забывать надеть на вставляемый конец регулировоч­ные шайбы), отводя фиксатор в сторону;

· шипы вилок ввести в канавки вала переключения передач, в отверстия вилок установить валики вилок пе­реключения передач и закрепить стопорной планкой;

· установить вал механизма переключения, если он снят;

· завести сектор переключения передач в зацепле­ние с валом переключения передач. Метка на зубе сектора должна совпадать с меткой у впадины зубьев вала переключения передач;

· установить упорные шайбы на конец вала пере­ключения передач и первичного вала, поставить прокла­дку, крышку коробки передач, затянуть винты. При установке крышки коробки передач допускаются легкие удары по ней молотком. Перемещение вторичного вала по оси должно быть 0,4...0,6 мм.

Разборка и сборка двигателя

Для разборки двигателя произвести операции, описанные в разделах «Сцепление», «Коробка передач», «Генератор», затем:

Наши рекомендации