Стартерные Батареи без пробок с индикатором
Стартерные батареи исполнения VL (с очень малым расходом воды), как правило, не имеют пробок и эксплуатационной возможности контроля уровня электролита над электродами. Однако и в этих батареях сохраняются процессы, вызывающие повышение плотности электролита по причине электролитического разложения воды и снижение его уровня над электродами. Правда, скорость всех этих процессов существенно замедляется по мере снижения содержания сурьмы в токоотводах положительных электродов (батареи исполнения L) и достигает минимума у свинцово-кальциевых батарей исполнения VL. Повышение плотности электролита приводит к увеличению внутреннего сопротивления (см. Рис. 13), снижению отдачи энергии во внешнюю цепь при разряде, ускоряет разрушение активного вещества отрицательных пластин.
В этих случаях доливка дистиллированной воды в процессе эксплуатации могла бы продлить срок надёжной работы аккумуляторной батареи. Конструкции батарей, у которых отсутствуют отверстия для доливки воды, и имеется только атмосферная связь внутренней полости с окружающей средой через небольшие вентиляционные отверстия на торцах крышки, обычно снабжены индикатором состояния заряженности (Рис. 29). В современных конструкциях индикаторов использован принцип работы ареометра: шарик-поплавок размещён над пластинами и всплывает, когда электролит при заряде достигает определённой плотности (см. Раздел 3.5.9). Эта величина плотности электролита соответствует минимальной степени заряженности (62-64 % от номинального значения), при которой индикатор начинает давать информацию о работоспособности аккумуляторной батареи в пусковом режиме. Дальнейшее повышение плотности электролита (до 100% заряда) не изменяет показания индикатора, (цветовое отражение), что является недостатком данного приспособления. В случаях снижения уровня электролита до оголения пластин информация индикатора о состоянии заряженности батареи прекращается. При работающем индикаторе его информация относится только к одному из шести аккумуляторов (ячеек) батареи. В тех случаях, когда дефект возникает в другом аккумуляторе, где нет индикатора, информация индикатора становится бесполезной, не отражающей общее состояние (работоспособность) батареи. Безусловно, следует понимать, что применение индикатора заряженности в большинстве своем обеспечивает полезную информацию о состоянии аккумуляторной батареи для широкого круга условий работы автомобиля в тех случаях, когда стартерная батарея не содержит дефекта производственного характера. Об особенностях оценки состояния батареи с помощью показаний индикатора заряженности в зимнее время см. в Разделе 5.8.1.
Почему нельзя переворачивать аккумуляторную батарею
Для сливаНИЯ электролитА
Стартерная аккумуляторная батарея начинает работать с момента заполнения её электролитом. Батарея с сухозаряженными электродами может храниться многие годы, но как только электролит будет залит в банки, электроды пропитаются – они уже готовы к работе. С этого момента активная масса пластин начинает участвовать в окислительных и восстановительных реакциях. Определённая часть положительной массы в процессе работы выпадает в шлам (осадок) вследствие процессов износа аккумуляторных электродов. В старых конструкциях аккумуляторных батарей шлам-осадок скапливался в шламовых карманах между призмами под блоками электродов. В современных батареях разноименные электроды разделяются при помощи сепараторов-конвертов. Это значит, что сепаратор выполнен в виде кармана, три стороны которого соединены. Внутри кармана расположен либо положительный, либо отрицательный электрод. Такая конструкция позволяет ликвидировать шламовые карманы, а осадок скапливается на дне ячейки моноблока в нижней части блока электродов. При переворачивании батареи вверх дном весь осадок-шлам с электролитом попадает на внутреннюю поверхность крышки. Часть его вместе с электролитом через заливные отверстия сливается из батареи, однако большая часть оседает и останется при этом на внутренней поверхности крышки. Как только аккумуляторная батарея будет вновь поставлена в рабочее положение, шлам-осадок с внутренней поверхности крышки переместится на верхние кромки электродов, которые разделены не сваренными краями сепараторов. В результате возникнут мостики шлама (Рис. 51), которые замкнут разноименные электроды между собой. Замкнутый шламом блок электродов выведет аккумуляторную батарею из строя. Устранить такое замыкание блока электродов не представляется возможным. При переворачивании аккумуляторной батареи вверх дном часто одновременно оказываются замкнутыми блоки электродов не в одном аккумуляторе, а сразу в двух-трёх и более.
Необходимо помнить, что плотность электролита характеризует заряженность аккумуляторной батареи. Если плотность низкая– батарея разряжена. Такую батарею необходимо зарядить для повышения плотности электролита до первоначального значения, что должно восстановить её работоспособность, соответствующую состоянию электродов. Простой заменой электролита повысить или восстановить работоспособность аккумуляторной батареи нельзя.