О причинах взрыва аккумуляторной батареи
Стартерные батареи имеют характерную особенность, которую необходимо учитывать в ходе их эксплуатации. Из теории работы свинцовых аккумуляторных батарей (см. раздел 3.2) известно, что процесс заряда (на автомобиле или в стационаре) на заключительной стадии сопровождается разложением воды, находящейся в электролите, на водород и кислород. Большая часть выделившегося кислорода и водорода выходят из электролита на поверхность, создавая видимость его «кипения». Значительная часть выделяющегося газа скапливается под крышками в каждом аккумуляторе под крышкой корпуса. Если вентиляционные отверстия не забиты грязью и нет других препятствий, выделяющийся газ легко рассеивается в окружающую среду через вентиляционные отверстия, а при наличии искры (открытого пламени) – горит во взрывном режиме.
Сила взрыва и его последствия целиком зависят от количества (объёма) газа, скопившегося к этому моменту в закрытом пространстве. Например, при повышенном значении зарядного напряжения от генератора (при сбоях в работе регулятора напряжения) увеличивается интенсивность газообразования внутри батареи и, следовательно, возрастает его выделение. При низком уровне электролита (нет регулярных доливок) увеличивается газовый объём под крышками аккумуляторов внутри корпуса, что пропорционально увеличивает силу возможного взрыва. Скоплению газа около батареи может способствовать применяемое утепление аккумуляторной батареи в зимнее время с целью поддержания её теплового баланса, которое может затруднять отвод выделяющихся газов.
Если своевременно не замечена и не устранена причина перезаряда, уровень электролита быстро снижается. За несколько дней или за несколько недель (в зависимости от интенсивности эксплуатации) он может снизиться настолько, что оголятся полюсные мостики и даже верхние части электродов. При низком уровне электролита (нет регулярных доливок) увеличивается газовый объём под крышкой батареи, возрастает плотность электролита.
В описанных условиях любое появление искры (от неисправной электропроводки, либо наличие открытого огня, к примеру – сигареты) опасно, – происходит взрыв и разрушение корпуса батареи. Детали корпуса при разрушении могут причинять повреждения окружающим предметам или людям, оказавшимся около батареи при взрыве. Возникновение искры возможно также от проводов, в местах соединения их с полюсными выводами батареи. Если длительное время полюсные выводы и внутренняя поверхность наконечников не очищались от окислов, нарушается нормальный электрический контакт. Статическое напряжение на металлическом кузове автомобиля, образующееся при движении, может стать причиной образования искры на незащищенный положительный вывод батареи. Образование искры возможно также между деталями внутри самой батареи, когда уровень электролита опускается значительно ниже мостиков и даже верхних кромок электродов.
Вот так, нарушения техники безопасности и режима обслуживания аккумуляторной батареи, отклонение технических показателей элементов бортового электрооборудования от установленных норм, служат причиной скопления выделяющегося «гремучего» газа внутри аккумуляторов, возникновения взрыва и разрушения корпуса батареи. Если внутренние соединения в батарее после взрыва газа сохраняют работоспособность (проверяется разрядом на вилку-пробник), то можно полагать, что производственного дефекта в батарее не было, а причина взрыва связана с нарушением правил эксплуатации и внешней искрой.
Наличие трещин на боковых стенках корпуса батареи и повреждения внутренних перегородок между её ячейками (аккумуляторами) свидетельствуют о низком уровне электролита. В аккумуляторах с нормальным уровнем электролита стенки корпуса защищены жидкой средой от давления взрыва и не получают повреждений – трещины и разрушения в таком случае могут быть только на крышке. Такой случай не является гарантийным и не может являться основанием для бесплатной замены батареи или возмещения её стоимости, даже если он имел место в момент действующего гарантийного срока, определённого изготовителем (продавцом).
Таким образом, отклонения технических показателей элементов электрооборудования бортовой сети автомобиля от установленных норм, нарушения условий эксплуатации, техники безопасности и режима обслуживания аккумуляторной батареи служат причиной скопления выделяющегося газа, возникновения взрыва и разрушения корпуса (см. Рис. 42).
Справедливости ради, надо отметить, что автоматические системы заливки на производстве аккумуляторных батарей иногда (очевидно – из-за сбоев автоматики) не доливают электролит в батареи, и в некоторых случаях они выходят в продажу с неполным объёмом заполнения, что создаёт опасность скопления газов и взрыва. Такое на практике встречается. Поэтому важно при установке новой батареи на автомобиль проводить контроль наличия нормального уровня электролита в каждой ячейке (при наличии пробок, конечно). Иногда это позволяет избежать неприятностей. Отсутствие пробок у аккумуляторной батареи при неполной заливке аккумулятора на производстве повышает вероятность возникновения взрыва именно в этой батарее при нарушенных параметрах заряда (перезаряде).
Вскрытие и осмотр пластин разрушенного при взрыве аккумулятора позволит установить факт неполного объема электролита по следам его уровня, которые останутся на поверхности активной массы отрицательных пластин. Это позволит, при отсутствии внутреннего замыкания в аккумуляторе, доказать, что причиной снижения уровня в данном аккумуляторе был изначально низкий уровень электролита, залитого при изготовлении батареи.