Проверка на наличие «утечек» в системе электрооборудования

Такую проверку можно производить только на таких автомобилях, где можно без ущерба для работы бортовой электроники снимать один из полюсных наконечников, соединяющих аккумуляторную батарею с бортовой сетью автомобиля. В остальных случаях для проведения такой проверки необходимо обращаться в специализированный автосервис, так как отключение аккумуляторной батареи может привести к блокированию всех систем автомобиля специальной программой бортового компьютера.

Для проведения проверки необходим амперметр с допустимой величиной измеряемого тока не менее 10 А.

Отрицательную клемму, которая и в импортных и в отечественных автомобилях соединена с «массой» автомобиля и с двигателем, отсоединяют от полюсного вывода аккумуляторной батареи и в разрыв цепи включают амперметр. При этом все приборы электрооборудования, в том числе звуковая часть охранной сигнализации и осветительные приборы, должны быть выключены.

При исправном состоянии электрооборудования и проводки, в зависимости от особенностей схемных решений для электрооборудования конкретного автомобиля, показание амперметра будет порядка 10-30 мА. Такие токи «утечки» не окажут вредного влияния на состояние аккумуляторной батареи при бездействии автомобиля в течение одного месяца, если она полностью заряжена.

При наличии бортового компьютера, электрических часов и т.п., потребление тока может возрасти до 50 мА. Это значит, что время бездействия автомобиля должно быть не более трёх недель в теплое время года (при положительной среднесуточной температуре) и десять-пятнадцать дней – в холодное время года. В противном случае эти потребители энергии разрядят аккумуляторную батарею до такого состояния, что она не сможет запустить холодный двигатель автомобиля после длительного бездействия.

Если измеренный ток утечки превышает 50 мА, необходимо найти и устранить причину повышенного тока «утечки». Для защиты аккумуляторной батареи от возможных «утечек» тока при длительном бездействии рекомендуется (по возможности) отключать на это время одну клемму от бортовой сети автомобиля, то есть – снимать с полюсного вывода аккумуляторной батареи один из наконечников. Если же по причинам безопасности сделать это невозможно, необходимо подзаряжать батарею от внешнего зарядного устройства с периодичностью, определяемой на основании данных о потреблении энергии.

За время бездействия аккумуляторной батареи она не должна разряжаться больше, чем на 30 %.

Кроме оценки состояния аккумуляторной батареи лично владельцем, она может быть представлена в технический центр на проверку (диагностику состояния).

Представленная владельцем для оценки состояния, аккумуляторная батарея должна быть проверена по следующим показателям:

- наличие гарантийного талона, правильность его оформления, записи (без исправлений) типа батареи, её ёмкости, даты изготовления (числовые метки на крышке корпуса), специальные метки фирмы-продавца и т.п.;

- наличие наклеек фирмы-изготовителя;

- проверка целостности корпуса и отсутствия оплавления полюсных выводов;

- проверка уровня (должен быть порядка 15-20 мм. над сепаратором или в интервале между метками на полупрозрачном корпусе батареи) и плотности электролита во всех шести аккумуляторах при наличии такой возможности, то есть – пробок. Аккумуляторные батареи, не имеющие пробок для контроля плотности электролита, необходимо взвесить, чтобы сопоставить её массу с каталожной величиной. Это позволяет вычислить потерю массы вследствие разложения воды при работе батареи. Различие плотности электролита в разных аккумуляторах (ячейках) не должно быть более чем 0,02 г/см3. Электролит должен быть чистым. Измеренная плотность электролита приводится к температуре +25оС (см. Табл. 10). По приведённой плотности электролита определяется состояние заряженности. Наличие уровня электролита в отдельных аккумуляторах батареи отмечается (записывается), и при необходимости производится доливка дистиллированной воды до необходимого уровня.

- измеряется НРЦ (напряжение при разомкнутой цепи) на полюсных выводах аккумуляторной батареи) без нагрузки. Кроме того, учитывается информация владельца: как работала аккумуляторная батарея до её отказа. В каких условиях и в какой форме произошёл отказ? Какие действия владелец производил с батареей перед представлением её на проверку?

- проверяется работоспособность аккумуляторной батареи разрядом на нагрузочную вилку-пробник.

Исправная, полностью заряженная аккумуляторная батарея, с температуре электролита +20оС-25оС при разряде на вилку током порядка 150 А на восемь-десять секунд, имеет напряжение 11,0-11,3 В (батарея с ёмкостью 55-65 А·ч). При разряде на вилку необходимо наблюдать за наличием выделения газа (часто – с запахом) из аккумуляторов (обычно при наличии дефекта, – короткого замыкания между разноименными электродами).

Полностью разряженная аккумуляторная батарея имеет НРЦ порядка 11,80-12,00 В. При более низком значении НРЦ можно утверждать, что аккумуляторная батарея была подвергнута неконтролируемому разряду (длительная стоянка автомобиля с сигнализацией, либо неисправность в электрооборудовании). Такую батарею необходимо зарядить и, после «отдыха» («отгазовки») в течение трёх-четырёх часов, подвергнуть разряду на стенде при вывернутых пробках током стартерного разряда (0,6 Iхп).

Напряжение на 30 секунде разряда при +20-25оС должно быть не менее 9,8 В для исправных аккумуляторных батарей.

При разряде аккумуляторной батареи в аккумуляторе с дефектом электролит «кипит». Практика показывает, что если напряжение на полюсных выводах батареи (с общей крышкой) при указанном выше токе разряда на тридцатой секунде составляет 9,6 В и ниже, такая батарея не подлежит дальнейшему использованию.

Вид дефекта и причины низкой работоспособности такой аккумуляторной батареи могут быть достоверно установлены только после вскрытия батареи и осмотра внутренних деталей.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Наши рекомендации