Как можно «сохранить» ресурс аккумуляторной батареи
Что необходимо делать для обеспечения возможности оптимального использования заложенного ресурса аккумуляторной батареи, чтобы она безотказно работала максимально долго в условиях реальной эксплуатации?
Как упоминалось выше, основными процессами, приводящими к естественному разрушению свинцовых аккумуляторных батарей, являются:
- коррозия токоотводов (решёток) положительных электродов;
- деструкция (разрушение) и оползание активной массы положительного электрода.
Процесс коррозии протекает вследствие взаимодействия сплава токоотвода с атомарным кислородом, который выделяется на положительном электроде на заключительной стадии заряда (при степени заряженности батареи более 80 %), при перезаряде, а также при длительном бездействии аккумуляторной батареи (саморазряд). Этот процесс наиболее активно протекает при летней эксплуатации батареи, хотя значительное повышение уровня зарядного напряжения в системе электрооборудования при сбоях в работе регулятора напряжения (выше 15,0 В) вызывает очень интенсивное газовыделение от перезаряда и при зимней эксплуатации. Длительная работа батареи в условиях перезаряда приводит к снижению уровня электролита до такой степени, что могут оголиться верхние части аккумуляторных электродов. Это ещё более ускоряет процесс деградации батареи. Поэтому очень важно периодически проверять уровень зарядного напряжения и уровень электролита в батарее. При значительном (10 мм от первоначального) снижении уровня электролита следует произвести доливку до заданного уровня дистиллированной водой.
Категорически запрещается доливать в аккумуляторы электролит или воду не проверенного качества, длительное время (более двух суток) хранить аккумуляторную батарею в разряженном состоянии, особенно в зимнее время (во избежание образования льда).
Интенсивное разрушение и оползание активной массы положительного электрода происходит под действием часто повторяющихся глубоких разрядов (до конечного напряжения менее 11,0 В). Если же аккумуляторная батарея долгое время работает при низкой степени заряженности (40-60 %), происходит активное оползание активной массы на обоих электродах батареи. При этом снижается ёмкость батареи, отдаваемая мощность и энергия, резко сокращается остаточный ресурс эксплуатации.
Поэтому недопустимо подвергать стартерные аккумуляторные батареи многократным глубоким разрядам и эксплуатировать их при степени заряженности менее 60-65 %.
Таким образом, максимально возможную долговечность при надёжной и безотказной работе стартерной аккумуляторной батареи можно обеспечить только при условии регулярного контроля состояния батареи в соответствии с инструкцией по эксплуатации производителя, а также состояния электрооборудования автомобиля. Наиболее доступные и достаточно надёжные методы проверки состояния батареи – это измерение плотности электролита с помощью ареометра (на батареях, имеющих отверстия с пробками), измерение напряжения на полюсных выводах батареи в состоянии покоя (НРЦ) и при работающем двигателе (зарядное напряжение).
Помимо регулярного контроля состояния аккумуляторной батареи и электрооборудования, рекомендуется соблюдать несколько основных правил, позволяющих максимально использовать потенциальный ресурс батареи:
- не допускать эксплуатацию батареи при плотности электролита ниже 1,20 г/см3 (при +25°С) при нормальном его уровне в аккумуляторах, а напряжении разомкнутой цепи (НРЦ) ниже 12,5 В;
- периодически очищать полюсные выводы от пыли (грязи) и окислов;
- обеспечить надёжное крепление аккумуляторной батареи на установочной площадке;
- производить пуск бензинового двигателя повторением кратковременных попыток, длительностью не более десяти секунд с повторением их после паузы тридцать-шестьдесят секунд; после трёх-пяти неудачных попыток найти и устранить причины, по которым двигатель не запускался;
- разряженная после многократных неудачных попыток пуска аккумуляторная батарея должна быть, как можно скорее заряжена, согласно инструкции по эксплуатации.
Состояние АКБ в решающей степени зависит от исправной работы всех элементов системы электрооборудования. В первую очередь, это относится к генератору, регулятору напряжения и стартеру. Неисправности электропроводки (короткие замыкания) или исполнительных электроприводов могут привести к такому глубокому разряду батареи, что она не сможет обеспечить пуск двигателя. Изношенные контакты в замке зажигания или реле включения стартера, как и состояние выпрямительного блока генератора, могут быть выявлены путем их диагностики. Своевременная замена неисправных элементов электрооборудования позволить избежать глубоких разрядов аккумуляторной батареи токами «утечки», сокращающих срок службы батареи. Особенно сильно влияние глубоких периодических разрядов для батарей со свинцово-кальциевыми токоотводами положительных электродов. Эта их особенность, как правило, не известная большинству автовладельцев, вызывает у них недоумение по поводу очень быстрой потери работоспособности при использовании самой современной стартерной аккумуляторной батареи.
Как следует из вышесказанного, контроль над состоянием аккумуляторной батареи и электрооборудования автомобиля, которые наихудшим образом влияют на снижение ресурса батареи, даёт возможность обеспечить максимально возможную длительность безотказной работы в конкретных условиях эксплуатации. Одновременно не следует забывать, что в процессе работы показатели работоспособности аккумуляторной батареи постепенно (по мере износа) снижаются, а скорость их снижения зависит от внимательного отношения владельца автомобиля к состоянию электрооборудования и самой батареи.