Гарантийный срок на аккумуляторную батарею
Как сказано в разделе 5.4, при промышленном производстве могут случайно быть изготовлены аккумуляторные батареи с производственными дефектами, которые по причинам как объективного, так и субъективного характера, при прохождении всех стадий производственного контроля качества не были обнаружены. Общее количество таких батарей невелико и составляет доли процента.
Поэтому, для защиты интересов потребителя, производителями аккумуляторных батарей установлены гарантийные обязательства на безотказную работу батареи в течение определённого срока, за который дефекты изготовления могут себя обнаружить (при условии соблюдения в процессе эксплуатации правил обслуживания и условий, предписанных инструкцией производителя).
Этот срок и принято называть гарантийным сроком эксплуатации (службы). Следовательно, любая батарея, которая эксплуатировалась в условиях, указанных в инструкции производителя, и в которой в течение установленного гарантийного срока будет обнаружен производственный дефект, подлежит замене на исправную батарею.
Согласно ГОСТ Р 53165-2008, изготовитель гарантирует соответствие качества батареи требованиям нормативного документа на батареи конкретного типа, которые разрабатывает завод-изготовитель аккумуляторных батарей. Гарантийные сроки хранения, службы, эксплуатации и гарантийную наработку изготовитель указывает в нормативном документе (технические условия) и в инструкции по эксплуатации. Однако потребителю следует знать, что практически все виды производственных дефектов выявляются в течение первых трёх-восьми месяцев нормальной работы при средней интенсивности эксплуатации (1,5-2,0 тыс. км в месяц). Даже при малой интенсивности эксплуатации (400-600 км в месяц) дефекты производства дают о себе знать в течение не более десяти-двенадцати месяцев. Поэтому назначение гарантийных сроков, превышающих двенадцать месяцев, не создаёт дополнительных рисков для производителя и не добавляет уверенности владельцу аккумуляторной батареи, а только вводит его в заблуждение.
Не следует забывать, что и в период гарантийного срока и по его завершении работоспособность и безотказность батареи зависит не только от качества её изготовления, но в гораздо большей степени – от исправности электрооборудования автомобиля, на котором она эксплуатируется. Поэтому во избежание ускоренного износа и преждевременного выхода из строя до истечения гарантийного срока по причине нарушения условий эксплуатации (см. раздел 5.4.2.) необходимо периодически, не реже одного раза в три месяца (а зимой желательно ежемесячно) проверять степень заряженности батареи по величине плотности электролита или НРЦ в состоянии покоя.
Если отказ или выход из строя аккумуляторной батареи в период срока гарантии не наступает из-за производственного дефекта, то срок службы заканчивается после исчерпания технического ресурса деталей (электродов) по физико-химическим показателям (износ решёток электродов, увеличение внутреннего сопротивления и т.п.). Многолетней практикой установлено, что реальный срок службы аккумуляторной батареи в значительной мере зависит от условий и режима эксплуатации автомобиля. Если в течение года среднесуточное состояние заряженности аккумуляторной батареи поддерживается в пределах 75-90 % (плотность электролита 1,24-1,26 г/см3 при нормальном уровне) можно ожидать продолжительного срока службы батареи.
Если же в течение гарантийного срока стартерная батарея выходит из строя по причине полного износа (разрушения) электродов от воздействия условий работы, которые не соответствовали требованиям инструкции по эксплуатации, либо по причине нарушения правил обслуживания, то гарантийные обязательства на эти случаи не распространяются.
Фактический (конструктивный) срок службы стартерных батарей, при соблюдении норм обслуживания в условиях технически исправных изделий электрооборудования автомобилей, как правило, имеет значительно больше продолжительности гарантийного срока и, при правильной эксплуатации, может составлять до пяти-восьми лет при среднегодовом пробеге в пределах 10-20 тыс. км.