Возможные дефекты стартеров на автомобиле
Электрический стартер является главным звеном системы пуска двигателя автомобиля. От его эффективности и надёжности зависят комфорт, а иногда и безопасность водителя и пассажиров. От технического состояния стартера и его узлов, обеспечивающих передачу энергии аккумуляторной батареи с наименьшими потерями по цепи «батарея-стартер» в значительной мере зависит безотказность работы системы пуска двигателя в различных условиях. Своевременная и правильная диагностика, а также профилактика системы пуска весьма актуальны для состояния аккумуляторной батареи. Особенно большое значение имеет правильная локализация отказов между компонентами системы пуска. В первую очередь, речь идёт о том, чтобы нарушение контактов в электрической цепи питания стартера не послужило причиной претензий к аккумуляторной батарее и т.п.
В процессе пуска двигателя стартер обеспечивает ввод шестерни в зацепление с маховиком, осуществляет коммутацию силовой цепи в рабочем режиме пуска для вращения вала двигателя, и затем выводит шестерню из зацепления после завершения пуска.
При рассмотрении типичных дефектов стартера необходимо вспомнить назначение его основных узлов и деталей.
-втягивающее («тяговое») реле предназначено для перемещения привода и коммутации
силовой цепи;
- привод с муфтой свободного хода (МСХ), защищающий электродвигатель от разноса;
- электродвигатель стартера, осуществляющий прокручивание коленчатого вала и
состоящий из якоря, корпуса с обмотками или постоянными магнитами, траверсы со
щётками, крышек: приводной, коллекторной и редуктора (для стартеров со
встроенным редуктором).
Поскольку стартер преобразует электрическую энергию аккумуляторной батареи в механическую, то и дефекты, соответственно, могут относиться либо к электрическим (то есть – связанным с нарушением электрической цепи), либо – к механическим (связанным с нарушением передачи механических усилий). В приведенной ниже Табл. 6 рассмотрены детали стартера и связанные с ними наиболее типичные дефекты, приводящие к отказам при пуске, которые относятся к нарушениям в электрической цепи «батарея-стартер».
Таблица 6
Узел | Дефекты |
Тяговое реле | Обрыв, перегорание, межвитковое замыкание во втягивающей или удерживающей обмотках. Подгорание контактных болтов или диска, замыкающего цепь. Отрыв контактного диска от якоря реле. Заклинивание якоря во втулке реле. |
Якорь | Обрыв обмотки. Межвитковое замыкание в секциях. Распайка коллектора вследствие расплавления припоя (при длительных пусках). Подгорание коллектора. Износ ламелей в местах контакта со щётками. Замыкание обмотки на «массу». «Разнос» – выход обмоток из пазов якоря и его торможение (затруднение вращения). |
Щеточный узел | Замыкание в щёткодержателе между щётками, либо на «массу». Износ щёток. Ослабление или разрушение пружин, прижимающих щётки. Заклинивание щёток в щёткодержателе из-за накопления грязи. Деформация щёткодержателя, оплавление траверсы. |
Корпус | Межвитковое замыкание обмоток. Замыкание на «массу» или на стяжные шпильки. Обрыв, перегорание обмоток. |
Все перечисленные дефекты отдельных узлов электрической цепи могут встречаться как по отдельности, так и в сочетаниях. Иногда один дефект провоцирует другой. Например, тяговое реле не отключится после пуска двигателя. Тогда длительная работа стартера на холостом ходу может привести к заклиниванию привода стартера и разрушению муфты свободного хода. Это, в свою очередь, приведёт к «разносу» якоря, в ходе которого вышедшие из пазов секции могут разрушить обмотку статора и щёточно-коллекторный узел.
Дефекты стартеров при пуске могут быть разделены на несколько групп:
- фатальные (стартер не включается, либо включается, но не вращает маховик);
- периодические (стартер то включается, то нет);
- комфортные (стартер работает, но с посторонними звуками или коленчатый вал
прокручивается недостаточно быстро и т.п.).
Рассмотрим возможные дефекты подробнее.
СТАРТЕР НЕ ВКЛЮЧАЕТСЯ
а) при включении стартера нет щелчков срабатывания реле, лампы освещения
приборов тускнеют или совсем гаснут:
- сильно разряжена аккумуляторная батарея;
- сильное окисление полюсных выводов аккумуляторной батареи;
- слабо затянуты полюсные наконечники;
- межвитковое замыкание во втягивающей обмотке тягового реле.
б) при включении стартера нет щелчков срабатывания реле, яркость ламп
освещения приборов не изменяется:
- отсутствует питание на клемме «50» тягового реле (плохой контакт, дефект
вспомогательного реле, и т.д.);
- заклинивание якоря тягового реле;
- обрыв во втягивающей обмотке тягового реле.
в) при включении стартера слышны щелчки срабатывания реле, лампы освещения
приборов тускнеют или совсем гаснут:
- окисление полюсных выводов аккумуляторной батареи;
- разряжена аккумуляторная батарея,
- замыкание в обмотках якоря или статора (стартер «берёт» всю энергию на себя);
- замыкание щёткодержателей;
г) при включении стартера слышны щелчки срабатывания реле, яркость ламп
освещения приборов не изменяется:
- окисление или отсутствие контакта проводов с контактными болтами, либо
сильное подгорание контактов болтов;
- окисление или отсутствие контакта «массы» двигателя с «массой» автомобиля;
- сильное подгорание коллектора якоря;
- сильный износ или зависание щёток.