ВЛИЯНИЕ основных изделий электрооборудования НА состояние
АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ
Помимо условий эксплуатации на состояние заряженности (а следовательно – на безотказность и долговечность работы аккумуляторной батареи) большое влияние оказывает состояние основных компонентов, входящих в электрооборудование автомобиля.
Если предположить, что неисправность может иметь место единовременно только в одном из основных изделий электрооборудования, их влияние на состояние заряженности можно охарактеризовать данными, приведенными в Табл. 5.
Таблица 5
Наименование изделия | Влияние на состояние заряженности аккумуляторной батареи |
1. Генератор | Обеспечивает питание потребителей электроэнергии и полный заряд стартерной аккумуляторной батареи при исправном состоянии, достаточном времени работы двигателя и движения автомобиля. Износ щёток, износ коллектора, неисправность выпрямительного блока, ослабление натяжения ремня привода генератора, креплений соединительных проводов, проводов питания внешних потребителей создают условия для недозаряда, либо полного разряда аккумуляторной батареи. |
2. Регулятор напряжения (РН) | Обеспечивает установленное изготовителем автомобиля значение зарядного напряжения аккумуляторной батареи при работающем генераторе. Неисправность регулятора напряжения может вызвать: а) перезаряд аккумуляторной батареи, который: - сопровождается повышением её температуры и интенсивным разложением дистиллированной воды, входящей в состав электролита (электролит «кипит»); - приводит к ускоренному коррозионному разрушению решёток положительных электродов (вследствие электрохимической коррозии при электролитическом разложении воды из электролита на кислород и водород); - приводит к интенсивному выделению гремучей смеси, которая повышает опасность взрыва от случайной искры. б) недозаряд аккумуляторной батареи, который может привести к снижению степени её заряженности до состояния полного разряда. |
3. Стартер | Потребляет электроэнергию аккумуляторной батареи для прокручивания вала двигателя при пуске. При наличии неисправности пуск двигателя может не состояться, стартер не работает (не включается). При замыкании в силовых контактах пускового реле может возникать ток «утечки», способствующий разряду аккумуляторной батареи (до полного отказа). |
4. Провода, промежуточные реле, соединяющие источники тока и потребители электроэнергии | Обеспечивают функционирование изделий и заряд аккумуляторной батареи в заданных режимах. Повреждение изоляции проводов приводит к возникновению цепей утечки, вызывающих снижение уровня заряженности аккумуляторной батареи до глубокого (полного) разряда. Ослабление точек крепления, окисление в местах соединения могут вызывать: - повышенное переходное сопротивление, которое приводит к снижению состояния заряженности аккумуляторной батареи, вплоть до глубокого (полного) разряда; - аварийные ситуации вследствие перегрева в местах повышенного сопротивления, вплоть до самовозгорания. Повреждение «массового» провода или его крепления может привести к отказу пуска двигателя при исправной аккумуляторной батарее и работающем стартере. |
5. Предохранители | Обеспечивают питание потребителей электроэнергии в заданном режиме. Неисправности: - образование окисной пленки в местах контакта нарушает режим работы включенных изделий; - повышенное переходное сопротивление из-за окисленности контактной поверхности предохранителя в цепи заряда аккумуляторной батареи приводит к снижению уровня её заряженности (мигание сигнальной лампы на щитке приборов). |
6. Замок зажигания | Обеспечивает включение питания в бортовой электрической цепи автомобиля, или отдельных её компонентов по программе водителя. При износе контактной группы возможно самопроизвольное отключение электропитания бортовой сети автомобиля, остановка двигателя, отказы в пуске двигателя, отключение отдельных компонентов электрооборудования, повышенный саморазряд стартерной аккумуляторной батареи. |
Работа стартерной аккумуляторной батареи на автомобиле сопровождается зарядом от штатного генератора. Напряжение, вырабатываемое генератором, поддерживается в определённых пределах регулятором напряжения (РН). Этот элемент зарядной системы бывает встроенным в корпус генератора, а бывает и выносным (самостоятельным изделием). От настройки регулятора напряжения, от режима его работы, от его технического состояния и схемы включения в систему электрооборудования на автомобиле во многом зависит состояние заряженности аккумуляторной батареи.
Схема бесконтактного выносного регулятора напряжения, в том числе и интегрированного (встроенного) в генератор, включает в себя управляющую («чувствительную») цепь и выходную цепь, коммутирующую обмотку возбуждения генератора. Раздельное включение этих цепей позволяет в лучшей степени обеспечивать заряд штатной автомобильной аккумуляторной батареи.
В процессе эксплуатации происходит износ контактов замка зажигания, окисляются металлические детали предохранителей. Эти обстоятельства способствуют увеличению падения напряжения на клеммах замка зажигания и предохранителе до 1,5-2,0 В и более. Однако регулятор напряжения производит регулирование напряжения на собственных клеммах. Поэтому, с учётом упомянутого выше падения напряжения, на клеммах аккумуляторной батареи будет поддерживаться напряжение, которое будет выше необходимого на те же 1,5-2,0 В. Это приведёт к возникновению интенсивного перезаряда, который вызывает быстрое снижение уровня электролита в аккумуляторах батарее. Исправить такой дефект можно заменой контактной группы замка зажигания, зачисткой и поджимом контактов держателя предохранителя.
При использовании новых компакт-генераторов повышенной мощности, как показал практический опыт, сложилась тенденция к занижению величины регулируемого напряжения на клеммах аккумуляторной батареи. Это связано с тем, что на таких генераторах применяются регуляторы напряжения, выполненные в виде металлостеклянного модуля, совмещённого со щёткодержателем. Управляющая и выходная цепи этого модуля включаются на клемму дополнительного выпрямителя силового (выпрямительного) блока генератора, т.е., регулирование напряжения осуществляется на дополнительном выпрямителе, электрически развязанном от силового выпрямителя и, следовательно, от аккумуляторной батареи. За счёт повышения пульсаций выпрямленного напряжения, на клеммах дополнительного выпрямителя генератора возникает разница с уровнем напряжения на клеммах силового выпрямителя, которая зависит от величины тока нагрузки генератора, затяжки гаек вывода силового выпрямителя и может составлять 0,2-1,0 В и более. При этом напряжение на клеммах аккумуляторной батареи будет ниже на указанную величину, что будет приводить к недозаряду аккумуляторной батареи и, как следствие, к плохому пуску двигателя, особенно в холодное время года. При выявлении указанного дефекта, необходимо зачистить контактные соединения «плюсового» силового вывода генератора, а также проверить затяжку гаек его крепления. При необходимости замены узла щёткодержателя со встроенным регулятором напряжения («шоколадка») необходимо учитывать, что регулятор напряжения в этом случае должен иметь повышенный уровень настройки (14,4-14,6 В).
Таким образом, не только техническая неисправность регулятора напряжения, но и схемное включение его в значительной мере влияет на состояние заряженности, а в конечном итоге – и на срок надёжной работы стартерной аккумуляторной батареи на автомобиле.