Технологию управления проектированием комплексного развития МТС с учетом изменения облика и мощности её элементов представим последовательностью следующих состояний:
1. Сбор данных для формирования исходного множества возможных проектных альтернатив (ИМА) изменения облика и мощности МТС.
2. Проверка актуальности и уточнение данных для формирования ИМА.
3. Обработка и анализ данных, выявление «узких мест» и причин ухудшения показателей работы проблемных элементов МТС – анализ данных завершён – передать данные об «узких местах», выявленных при анализе.
4. Формирование ИМА.
5. Определение ДМА и формирование на его основе эффективной области проектных альтернатив.
6. Принятие решения и подготовка задания на его реализацию.
7. Разработка проектов по мероприятиям принятой проектной альтернативы.
8. Контроль реализации проектов (авторский и технический надзор).
9. Анализ отклонений фактических показателей выполнения работ от запланированных и прогноз их значений на конец года для корректировки плана мероприятий на следующий год.
На рис. 2.30 изображена событийная модель в виде диаграммы переходов состояний STD, на которой приведены перечисленные состояния процесса проектирования, условия переходов между ними и действия, выполняемые при переходах.
Перечисленные состояния условно можно сгруппировать по этапам проектирования комплексного развития МТС. Так, к подготовительному этапу относятся состояния 1 – 4, к этапу поиска и принятия эффективного решения – 5 и 6, к этапу сопровождения реализации принятой проектной альтернативы с анализом последствий и её корректировкой на последующие годы расчетного периода – 7 – 9.
Передать данные для анализа |
«Узкие места» и их характеристика определены |
Сформировать ИМА с учётом устранения «узких мест» |
Обеспечить контроль реализации проектов |
Наличие данных об отклонениях реализации проектов |
Выполнить анализ отклонений и спрогнозировать последствия |
Сбор данных для формирования ИМА |
Обработка и анализ данных, выявление «узких мест» и причин ухудшения показателей работы проблемных объектов |
Формирование исходного множества возможных проектных альтернатив изменения облика и мощности МТС |
Определение ДМА и формирование на его основе эффективной области проектных альтернатив |
Разработка проектов по мероприятиям принятой проектной альтернативы |
Контроль реализации проектов (авторский и технический надзор) |
Анализ отклонений фактических показателей выполнения работ от запланированных и прогноз их значений на конец года |
Принятие решения и подготовка задания на его реализацию |
Проверка актуальности и уточнение данных для формирования ИМА |
Определить эффективную область проектных альтернатив |
Эффективная область проектных альтернатив сформирована |
Выработать решение и подготовить задание на его реализацию |
Задание на реализацию принятого решения подготовлено |
Разработать проекты мероприятий по реализации принятого решения |
Определены данные о последствиях отклонений |
Передать данные об отклонениях и их последствиях для корректировки проектов |
Рис. 2.30. Событийная модель управления процессом проектирования комплексного развития МТС в системе информационного обеспечения
Результаты и выводы
Во второй главе рассмотрены теоретические, методологические и практические положения создания системы информационного обеспечения комплексного проектирования развития МТС, предложены её функциональная, информационная и событийная модели.
В главе дано краткое описание методологий структурного системного анализа, используемых для разработки информационных систем на этапах анализа и проектирования. Выбраны средства моделирования системы информационного обеспечения проектирования комплексного развития МТС и определена последовательность разработки её моделей.
В функциональной модели системы приведены основные процессы проектирования, условия их взаимодействия с внешним окружением, их информационные потребности и отношения, а также структура соответствующего программно-технического комплекса. Его информационной основой является модель данных, детализирующая форму представления, атрибуты, значения и связи данных, используемых для формирования проектных альтернатив комплексного развития МТС с учетом изменения облика и мощности её элементов.
Для агрегирования технико-эксплуатационных и экономических показателей функционирования региональной сети, применяемых для оценки проектных альтернатив её развития, в модели данных отражена топология МТС, которая определяет расположение, структурные связи и взаимодействие объектов региональной сети в процессе выполнения перевозок.
Возможные состояния процесса проектирования во времени, условия переходов между состояниями и действия, выполняемые при переходах представлены в событийной модели системы информационного обеспечения проектирования комплексного развития МТС.