Предположим, вы достали бусинку (или целое ожерелье)
Начинайте со сказочного зачина. «…жила была бусинка. Она была маленькая, самая маленькая изо всех бусинок, которые вместе с ней сидели на длинной ниточке, на самом кончике около узелка. И вот как-то раз узелок взял и развязался… И все с бусинки рассыпались. И стало ей скучно…»
Как только сказка затормозилась, вытаскиваете из коробки следующий предмет. Он может оказаться союзником главного героя и помогать ему (например, вернуться бусинке на нитку), может – противником – и мешать (утащить её, проглотить, спрятать). В общем, вытащил этот предмет – и говорите о нём.
Идея понятна? Из коробки достаёте «героев» и рассказываете, и сочиняете.
Сочинять такую сказку лучше всего по очереди (или по кругу). Как только один выдохся, следующий подхватывает.
Ах, да. Будет отлично, если вы заранее напишете фразы – подсказки. Хотите – на плакате, хотите – на листиках. Главное, чтоб они оказались под рукою в нужный момент и чтоб их было можно легко прочитать. (А то, кто читать не умеет – будет указывать пальчиком). Это слова – выручалочки. Если кто-то начнёт пробуксовывать, эти слова и фразы здорово выручают. Просто выхватываете слово глазами, наугад, читаете – и сюжет продолжается.
Фразы – помощники:
Глаголы и фразы – действия: пошёл, упал, кинулся в погоню, рухнул, закричал «караул, спасите – помогите», очень веселился, очень огорчился., ревел с утра до вечера, пустился наутёк, стал преследовать, взобрался повыше, встретился с… встал как вкопанный (и т. п.)
Существительные и фразы, помогающие придумать/определить место, где происходит действие: в лесу, на пятом этаже, в пустыне Сахаре, на трубе, в космолёте, на свалке, по дороге в баню и т. п.
Прилагательные и «околоприлагательные»: добрый, лохматый, трусливый, зубатый, самый высокий в мире, кудрявый, встревоженный, похожий на…, крошечный и т. п.
Вопросы-подсказки: Кто это? Какой? Где? Что сделал?
Что ещё положить в шкатулку?
Всё, что угодно. Так, вместо вещей или игрушек можно положить туда разные картинки или рисунки (любые, которые вам покажутся подходящими на роли героев). И получится у вас сказка по картинкам. Принцип тот же самый: достаёте из волшебной шкатулочки картинку (или слово) – и используете их как путеводную звезду.
Что осветил фонарик
В полумраке сказки слушаются особо. Возьмите фонарик и выключите свет (самых младших детей посадите к себе поближе,
обнимите – на всякий случай). Впрочем, и те, кто постарше, неплохо, если рядом сидят. Лишний повод, словно случайно, прикоснуться, понимающе подтолкнуть плечом.
Итак, выключаете свет. Зажигаете фонарик. Что (или кого) он осветит – тот ваш герой. С него начинается сказка.
Как вариант: можно использовать элементы теневого театра. Пусть кто-то сплетёт свои руки, а вы осветите так, чтоб на стене появилась тень. Кто это? Что это? Ваш сюжет.
Передай вопрос по кругу
У вас написаны карточки с разными словами (существительными). Открываете две. Прочитываете, что написано. (Если ребёнок читать не умеет – читаете за него). Вот эти два первые прочитанные вами слова – герои ваших сказок. Например, вытащили карточки: «холодильник», «собака». И начинаете сказку: Жил – был холодильник, он был белый, толстый и весёлый. Однажды пошёл гулять и встретил грустную собачку. Она шла по улице и думала… О чём?». Сказка переходит к следующему, тот отвечает на вопрос и продолжает…до следующего вопроса, который он задаст кому-то из участников.
Если играют не малыши, можно задавать вопросы и передавать сказку не по кругу, а – как придётся. Просто неожиданно показываете на кого-то рукой (или называете по имени/фамилии/прозвищу). Этот элемент неожиданности создаёт особое напряжение и особый азарт. А тот, на кого упал вопрос, может так неожиданно отреагировать, что все просто покатываются со смеху. Юмор – это здорово, он – одно из необходимых условий настоящего творчества.
С малышами можно играть попроще. Помните ту собачку, с которой сказка началась? Собака лежала около холодильника и ждала…». И чего же она ждала? Никак не придумаете? Тогда вытаскиваете третье слово. Например, вы вытащили «хвостик». Всё ясно. … Холодильник попросил собачку: дай мне поносить свой хвостик…
Итак, алгоритм действий: открыть – прочесть – придумать(т. е. установить между этими словами связь)
Чем больше у вас заготовок – тем лучше. Не тормозите себя ничем! Можно писать на компьютере, можно находить-вырезать картинки и подписывать их, можно слова и фразы вырезать из заголовков газет… И, главное, всё это можно поручить своим ненаглядным наследникам. (А самим только советы давать – и заниматься своими делами.) И пока они будут готовит(ся), представляете? вам обеспечено полчаса (а вдруг и весь вечер?!) тишины. Для детей подготовка и предвкушение игры бывает важнее самой игры.
Варианты.Карточки можно сгруппировать по циклам, по темам. Сегодня берёте одну тему, завтра другую, а время от времени их перемешиваете (для настроения)
Животные, птицы, насекомые…
Орудия труда (пила, топор…)
Картинки природы и урбанистические (дома, леса, посёлки, пустыня и т. п.)
Выражение лица (базовые эмоции: радость, гнев, удивление…)
Плоды, фрукты, овощи…
Профессии.
Карточные игры
Тут тоже большой простор для творчества.
Карты (настоящие) – раскладываете и сочиняете. К королеве пришли шесть сердец и сказали, что когда-то они были одним большим сердцем (червовый туз) но потом поссорились и раскололись на много маленьких. И королева начинает их мирить.
Карты (рисунки, географические) – вообще прекрасный повод «слетать» или «сплавать куда-то. Построит корабль из стульев и кресел, вытащить все наволочки, собак считать за акул ил пиратов, которые бросаются на абордаж.
Сказки за компанию Разминка
Это – для смеха, хорошего настроения и разминки мозгов. И для создания забавных коротеньких сказок.
Играют два человека или больше.
На что наткнётся взгляд – то и попадает в вашу сказку. Например, один говорит:: «Мы варим суп…», – другой «…в кресле». «Мы моем голову…шваброй».
Впрочем, иногда получаются и грустные вещи: «В выходной день мы идём…к телевизору. Мы завтракаем вместе…с телевизором. Я делаю уроки рядом…с телевизором. Вместе с бутербродами в ранец я кладу…телевизор…»
Потерялась буква. Берёте сказку и рассказываете её без этой самой буквы.
Попробуйте прямо сейчас!
Откройте любую книгу и выхватите взглядом три – четыре слова наугад. Подберите к каждому из них слово с противоположным значением. (или что-то контрасту, противоположное) Например, вы выхватили слова: «правила – четвёртый – помогая – ух». Контраст может оказаться таким: «беспредел – ноль без палочки – мешая – караул». (Пусть не смущают вас правила грамматики: контраст-то мой, что хочу, то с ним и делаю!). Составьте из этих слов предложение. Н., вот что получилось: «На улице Беспредельной девочка по имени Мешая караулила Ноль без Палочки». … или… «Маленький – маленький Ноль потерял свою палочку в тот самый момент, когда беспредельно радовался, что с Караулом ему повезло. Вот как это случилось…»
Слово по ассоциации. Воспользуйтесь первым попавшимся существительным и назовите по ассоциации ещё десять слов. Интересная цепочка получится! хватаёте из неё предпоследнее – это будет ваш сказочный герой. Берите второе – это конкурент. А раз конкурент, то … А что они станут делать?
Тайнопись
Эту игру мы почему-то называли «английской», ходя не знаю, из Англии она родом или ещё откуда-то. Никто не помнит, как вообще она появилась в нашем доме.
Но за этой игрой мы провели множество весёлых праздников и вечеров.
Игра проводилась в письменном виде, в вид ответов на вопросы. И некоторые листочки – оказывались такими забавными, что выбрасывать было жаль. Мы их складывали в стеклянную вазу. А потом, как-то так само получилось, мы стали придумывать сказки, по этим листам. Просто так, на ходу, для смеха. Тогда она казалась совсем пустой/ бесполезной, но приятной тратой времени. Теперь же я понимаю, что были эти очень важные вечера. Раскованность, открытость для смеха и необидных шуток, общение – что может быть важнее для дома, для атмосферы семьи.
Попробуйте и вы. Чем больше будет народу – тем лучше. (Если есть нечитающие дети – что ж, пишите за них. Только сначала заполните свой листок, а потом дополнительный).
Сядьте все в круг. Игра проходит в три этапа.
1) Записать ответы на вопросы.
Всем участникам игры выдаются узкие полоски бумаги (если лист тетрадный поделить на 4 части в длину – в самый раз; ? тетрадного листа, разрезанного по вертикали) и карандаш. Ведущий задаёт первый вопрос: «Кто это был?». Все пишут. (например: кот, большой зелёный крокодил, моя мама, и т. п. – что захочется написать). Затем загибают листик так, что написанное не было видно, и передают соседу справа.
Потом – задаётся второй вопрос – Ответил на вопрос – прикрой свой ответ и передай листок соседу. Это обязательное условие: что там написали на листике до тебя, видеть/читать нельзя. Когда (((все вопросы закончатся (их всего пять), ведущий говорит: «Стоп!».
2) Подготовка к монологу
Делается небольшая пауза; каждый разворачивает тот листочек, который находится в данный момент у него, прочитывает. (Это надо,
чтоб разобрать почерк и слова, чтобы потом вслух это прочесть красиво). Вслух можно зачитывать всё подряд, что там на листочке записано. А можно придумать короткую сказку на базе этих слов.
3) Чтение и хохотание.
По очереди (каждый) зачитывает то, что там в его листочке получилось. Получается разное. Но чем дольше идёт игра – тем больше в неё втягиваешься, тем она веселее.
Вопросы:
Первый вопрос: «Кто это был?»
Второй вопрос: «Где находился?»
Третий вопрос: «Что делал?»
Четвёртый – «Что с ним/с нею случилось?»
Пятый: «…люди прибежали и сказали…Что?»
Отвечать можно одним – двумя словами, но можно и целым предложением. То есть сколько дополнительных слов вы употребите в ответе – решаете сами.
По сути, у каждого на листке будет записано одно сложное предложение.
Чтобы превратить его в сказку-рассказку, добавляйте слова типа: однажды… вдруг… оказывается… и т.п. и т.п.
Сказки по пословицам
Пословицы, поговорки и пр. – отличный сюжет для новой сказки. Там, конечно, нет развёрнутого сюжета, но зато есть двойной смысл: прямой и переносный. Этим и пользуйтесь. И сказку сочините, а заодно и ребёнка научите этот второй смысл понимать.
Да и для развития речи полезно: вы без труда вложите в детскую головку такие понятия, как аллегория /иносказание, метафорический смысл, гротеск (и т. п.)
Ведь дело не в терминах, а в том, чтоб образные выражения (и прочее) вошли в лексикон, в активную речь.
Вот как можно сделать это.
Возьмите какую-либо поговорку/пословицу/крылатое выражение. Ну, например,
«И на солнце есть пятна». Для начала спросите у ребёнка, как он думает, что это значит. Даже если человек пока не понимает, «где здесь собака зарыта», всё равно выслушайте его версию. Это полезно «вчетверне»: во-первых, так вы проявляете уважение к человеку, а попутно настроитесь друг на друга; во-вторых, весьма вероятно, ребёнок выдаст что-то интересное и весьма необычное (с детьми часто такое случается); в-третьих, выдвигая какую-то версию, он начнёт думать, рассуждать, стоить предположения, т. е. подходить к процессу творчески, что никому ещё не повредило; в-четвёртых, он заинтересуется (сам, а не по чьей-то указке): в самом деле, а как это: солнце в пятнах?
В общем, сначала разбираетесь с прямым смыслом фразеологического оборота.
Потом переходите к переносному.
Проще всего взять и растолковать. Сложнее, но лучше будет, если и здесь вы не кинетесь в разъяснения, а натолкнёте ребёнка, подведёте к нужному выводу так, чтоб его самого «озарило».
Скажите:
– Солнце какое? (Доброе, ласковое, жаркое, согревающее…» – ответит ребёнок).
– А пятна? Когда они бывают и где? Какие они? Даже малыши запросто ответят на ваш вопрос: в чём – в чём, а в пятнах, кляксах и чумазости они большие специалисты.
– А что с пятнами надо делать? Ясно же: отчищать, отмывать. Вот и тема для вашей сказки, вот и сюжет. Придумайте двух – трёх героев – и в путь, отмывать на солнышке пятна.
«Солнышко ты моё…», – говорим мы своим малышам. И слыша сказку о солнышке, которое не осуждают за то, что на нём появились пятна), а любят и помогают, ребёнок примеряет это отношение на себя. Это очень важно, чтобы наши солнышки с раннего детства знают: даже с
пятнами (недостатками и ошибками) мы их любим не меньше, чем «чищенных и отмытых».
Пословиц так много, что, пожалуй, нет ни одной жизненной ситуации, чтобы хоть одна какая-то не подошла. Пользуйтесь: одно предложение может заменить речи и спичи, разрядить обстановку, поддержать и утешить.
Как знать, когда пригодится она. Быть может, через много – много лет, когда покажется, что удача отвернулась, когда всё валится из рук и жизнь повернулась не светлой своей стороной, а дом далеко, и попросить о помощи некого, ваш дорогой ваш человек вдруг вспомнит ту старую сказку из детства, вместе придуманную, и, ухватившись за неё, как за соломинку, выплывет. Потому что и соломинки спасают, если протягивают руку помощи из детства.
Пословицы – поговорки чаще всего дают лишь направление вашей сказке, (общую фабулу, первый толчок). Но зато какой! Сколько всего можно напридумывать!
У семи няней дитя без глаза (но это, скорее, сказка для родителей)
Сколько волка не корми, он всё равно в лес смотрит
Кто хвалится, тот с горы свалится
Старый друг лучше новых двух
В трёх соснах заблудиться…
Или в море обид, в котором можно запросто утонуть, если не заметишь лодочки, на бортике которой написано: «Прощение».
Маленькая собачка до старости щенок
Если бы да кабы, то во рту росли грибы (ну тут уже и напрягаться не надо – образ настолько явный).
Проще всего сделать так: разбираете оба смысла (и прямой, и переносный), а для сказки берете смысл буквальный, прямой
Невелик муравей, а горы копает
Как видите, воспитательный момент тут выражен настолько ярко, что так и хочется в дело его пустить.
Без труда не вытащить рыбку из пруда
Море по колено. Сказка, которая просто необходимо нашим беспечным деткам, которые стали постарше. И другой вариант для них – Сказка про море обид, в котором можно запросто утонуть, если не заметишь лодочки, на бортике которой написано: «Прощение».
Просто – определяйтесь: что рассказываете и зачем. Маленькое уточнение: не старайтесь в каждую сказку вложить глубокий воспитательный смысл, иногда неплохо дать себе только одно задание: как следует поразвлечься. Но знаете, что удивительно? Когда вы придумываете от души, когда сами настроены на добро – никакого специального воспитания и не надо: всё получается само собой.