Сказка про снежинку – путешественницу
Далеко – далеко на Севере, где белые медведи, жила – была маленькая белая снежинка. Захотела однажды увидеть другие земли. Пролетал мимо ветерок, она спросила: подними меня, ветерок, до тучи, я хочу полететь – посмотреть… Помог ей ветер, закружил, позвал на помощь старшего брата, и поднялась метель, и взлетела снежинка всё выше и выше. Большой ветер понёс тучу в дальние страны. Над большим
городом туча остановилась. Из тучки пошёл снег, и снежинка, вместе с другими снежинками, спустилась на землю, в сугроб.
Что было потом? Вы решаете, с чем сегодня будете знакомить своего дошколёнка.
Весной пригреет солнышко, снег растает, снежинка станет капелькой. Потечёт с ручейком. Из ручья – в речку, из реки – в море. А потом? Поднимется в небо, к облаку. Ис-па-рит-ся – поэтому поднимется от земли. С облаком поплывёт на север… Там холодно, холодно; она снова превратиться в снежинку и вернётся в родной сугроб.
Если у вас за окном сейчас лето – придумывайте Сказку про капельку или дождинки. Жили – были в тучке две маленькие – маленькие дождинки…Плавали по небу, смотрели…
Рассказывая свою сказку и обыгрывая её так и этак, вы непринуждённо познакомите малыша с таким непонятным явлением, как круговорот воды в природе, стрелка компаса, которая всегда (вот чудеса!) показывает на север. Вы можете по «северному» маршруту пройти, а заодно учиться ориентироваться на местности; он узнает о тучах и облаках, и чем они отличаются, о ветре и пр. И проведёт эксперименты, в том числе и про то, как магнит притягивает железо.
Играть – сочинять – обучать
Детвору интересует всё на свете. Но чтобы этот интерес не отбить, подавать новую информация мы должны в той форме, которая ребёнку доступна, понятна, интересна. Так, чтоб он сумел не просто её «проглотить», но и переварить, и чтоб она хорошенько усвоилась.
Научиться читать – считать – этого мало. Раннее развитие – понятие, включающее в себя неимоверно больше.
...
Познавать себя и мир во всей его многогранности – вот это и есть развитие.
Знакомьте, пожалуйста, а сказка поможет. Углубляйте, расширяйте, модернизируйте их, сколько душа пожелает.
Вот несколько идей на закуску.
Вы осваиваете буквы и слоги? Придумайте сказочный Буквоград. Здесь дружно живут разные буквы, но вот однажды буква «А» потерялась…
В организме человеку необходимо всё и нет ничего лишнего. Как я устроен? – это интересует всех малышей. «Сказка про то, как поспорили правая ножка и левая», кто из них нужнее (или правая ручка и левая, или шея и голова) как раз окажется в тему.
Сказка про головастика, который потерял свой хвостик и вышел на сушу.
Сказка про Рыбу – акулу – большую путешественницу и рыбку – прилипалу, которая плавает, держась за неё. Чем не сказка о дружбе, о взаимопомощи, об огромном подводном мире.
Или вот так. Жили – были в ящике краски, кисточки и карандаши. И однажды большой лист бумаги их всех пригласили на бал… На балу, конечно, кисточка пойдёт танцевать, а вы непринуждённо поможете ребёнку освоить некоторые принципы рисования. Что за кисточкой (и за пальчиками, если обмакнуть её в краску), на листе остаётся след. Кисточка танцует по-разному: быстро (резко прикасается к листу – пусть малыш попробует); легко, едва-едва прижимая ворсинки. Кисточка танцует по-разному: то бежит по дорожке, то прижимает ворсинки к листику и оставляет цветочки на нём… Дети не любят, когда мы говорим: «Так не надо. Делай вот так…». А на балу, да за танцами, легко приобретаются навыки. А заодно тренирует, как говорят методисты, зрительно – двигательную координацию.
Сказка про кляксу. Вредная клякса: прыгнула на ладошку, и что теперь с нею делать? Можно, конечно, вытереть, но лучше похлопать ладонью по белому листу – замечательный след останется. А если похлопать «как надо», с умом – выйдет или солнышко, или тучка. А можно на листе «наштамповать» домики – целый город, для алфавита.
Главное, что стоит запомнить, чтобы удачно проводить все сказочные уроки:
...
Важен не результат. Важен сам процесс.
И та атмосфера, которая царит у вас на занятиях.
В школе в большой моде «предметные недели». Берут, например, предмет физику – и всю неделю расписывают: конкурсы, соревнования, физические эксперименты и прочая.
Вы тоже можете провести свою. Например, Неделя СЛОНА.
Недельное изучение чего-то (что вы выберете) полезно тем, что можно проработать тему углублённо, во взаимосвязи с другими предметами, явлениями и действиями (и практикой). Особенно полезно это для тех, кто привык торопиться. Чтоб не растекаться, хватаясь то за одно, то за другое, а изучать – с чувством, с толком, с расстановкой. Продумывая и готовясь заранее.
Вот график ваших мероприятий. Примерный, конечно. Тут главное – соблюдать общий принцип: по-разному, но ежедневно исследовать этот предмет (уделять внимание выбранному объекту).
Понедельник – письмо из коробки, а в письме – сказка по слона или письмо «про себя», которое слон написал вашему ребёнку. (Знакомство с жизнью слонов и тех, кто живёт с ними рядом, там, в Индии или в Африке.). Изучаете букву «С» (или слонов считаете)
Вторник – находите и учите стих про слона; играете в «слоников» (а как в них играть? придумайте); делаете сами книжку (сложив и прошив листы бумаги), где разместятся и фотографии – картинки, и всё другое, что ещё о слонах интересного откопаете
Среда – смотрите м/фильм про слонов или научно-популярный фильм про них же; и беседуете. На прогулке передаёте «привет от слона» – угощение птицам и/или «ничейным» животным.
Четверг – пишете слону письмо: про всё, что вы о нём теперь знаете. (Записываете рассказа малыша под его диктовку, а можно – ещё и на магнитофон). Да и о себе тоже можно написать (и о том, что любишь – не любишь, где живёшь и чем занимаешься)
Пятница – лепите его из пластилина (рисуете, материте из природного материала), беседуете о слонах и людях, как они помогают друг другу. Про страны, где они живут вместе.
Суббота – обобщение и повторение пройденного. И поход в зоопарк.
Воскресенье – сказка про слона и слонёнка – сочиняете вместе с ребёнком
И попутно придумываете, а что вы возьмёте следующее для исследования и знакомства?