Сказка про молоко, корову и серого котика
В одном большом высоком доме, на самом верху, под самой крышей, на чердаке, жил да был серый котик и маленькие котята: беленький котёнок, чёрненький котёнок, рыженький котёнок и ещё один – полосатый. Все они жили очень дружно. Котята целый день играли и веселились. А когда наступал вечер, серый котик наливал маленьким котятам в блюдца молоко. Белому котёнку, чёрному котёнку, рыжему
котёнку и котёнку полосатому. И они пили-лакали вкусное молоко своими розовыми язычками, а потом говорили «Спасибо», умывались и ложились спать в свои кроватки. Кроватки у них были маленькие и круглые, как корзиночки. Хорошо там спалось котятам!
Но вот однажды вечером, когда все наигрались и пришла пора пить молоко, котик открыл холодильник, смотрит, а молока нет. Всё кончилось. Что же делать? Ведь котята хотят кушать, а молока нет.
Подумал-подумал котик: делать нечего, надо идти молоко добывать. Пошёл в магазин, а магазине молока нет – тоже кончилось.
Что же делать?
Делать нечего, надо Арину просить помочь.
Арина жила в том же доме, где котик с котятами, только на третьем этаже. Позвонил серый котик, дверь открылась.
– Чего тебе, котик, надо? – спросила его Арина.
– Налей молока мне в бидончик, – попросил серый котик, – мои котята пить хотят, а молоко у нас кончилось.
– Хорошо, – сказала Арина, – я помогу тебе. Только своё молоко я уже выпила. Но ничего, не огорчайся, сейчас мы поедем с тобой в гости к доброй корове, она нам даст молочка!
Одела Арина курточку, туфельки и вышла с котиком во двор.
Во дворе стояла машина, синяя такая, красивая.
Села Арина в синюю машину, рядом сел Серый Котик, и поехали они в гости к корове, за молоком.
Ехали по улицам, мимо больших домов, потом – мимо маленьких, а потом дома и совсем кончились. И увидели впереди лес. Много-много деревьев, а на опушке леса, на самом высоком дереве сидела мудрая Сова.
Остановила Арина машину, открыла дверцу и подошла к Сове.
– Сова – Сова, – сказала Арина, – мы ищем Корову, чтобы попросить у неё молоко для котят. Скажи, пожалуйста, где нам её найти?
– Поезжайте по этой дороге прямо и прямо, – сказала Сова. – Впереди вы увидите большой луг, там много травы и цветов, синих, красных, голубых. Там пасётся большая добрая корова, она ходит по
лугу и ест траву – пасётся. Только поторопитесь, как солнышко сядет. Корова пойдёт в хлев. Коровий дом хлев называется.
– Спасибо, мудрая Сова! – сказала Арина, села в синюю машинку и они вместе с котиком поехали дальше.
Ехали – ехали по длинной прямой дороге, И вот наконец увидели большой красивый луг. На лугу трава зелёная и цветы разноцветные. И увидели они, как ходит там, среди цветов и травы, большая добрая корова. Чёрная корова, с белой звёздочкой на лбу. И рога у неё длинные, и хвост кисточкой. Машет она хвостом, мух отгоняет. И траву жуёт.
с разноцветными цветами //можно назвать, какие цветы росли//.
Что лежит посреди луга большая корова. Чёрная корова, с большими рогами, а на лбу у неё белая звёздочка, и белое пятно на спине. Лежит корова, жвачку жуёт. Это она траву щипала, а теперь её пережёвывает, вот так. А хвост у коровы как кисточка.
Подошли Арина и котик к корове.
Протянула Арина угощение – чёрный хлеб, посыпанный солью. Очень коровы любят хлеб с солью. Встала на ноги, взмахнула хвостом. А хвост у коровы, как кисточка, очень удобно мух отгонять. И даже пчёл, и слепней, и оводов.
Попросил серый котик молока у коровы. У коровы молока – полное вымя. Вымя – это такое место, между задними ногами коровы. В вымени к вечеру много набирается молока.
Полный бидон молока дала им корова.
Поблагодарили добрую корову котик с Ариной, попрощались, сели в свою машину и поехали обратно, домой. Ехали – ехали по дороге, мимо луга, мимо леса, мимо маленьких домов и больших, и вот к своему дому приехали, на улицу Зелёную. И молоко привезли.
Налил серый котик молоко в блюдечки. И белому котёнку, и чёрному котёнку, и рыжему котёнку, и котёнку полосатому. Обрадовались котята и стали лакать молоко своими розовыми язычками.
А потом забрались в свои кроватки – корзиночки. Свернулись клубочками – и уснули.
«Ну, а какой толк в такой сказке?», – скажет кто-то. Очень даже большой толк. Совершенно не напрягаясь (и, главное, не напрягая ребёнка) вы сможете дать ему многие знания. И возможности поупражняться.
Проверьте свою готовность. Потренируйтесь, скажите: чему? Чему могу научить своего ребёнка, рассказывая эту (и подобные) сказку? Запишите ответ.
А теперь ответим и мы.
Подобные «самодельные» сказки – канва, по которой вы можете вышивать свои собственные узоры. Как только малыш хорошенько познакомился со сказкой, можно придумывать новые и новые её варианты.
Сказка с вариациями
Как? Выделяете какой-то сказочный мотив (поездка на машине, или корова, жующая жвачку, или сова, которая сидит на дереве и ждёт ночи и т. д.) и сосредотачиваетесь на нём. Сегодня – на одном, через пару дней или недельку – на другом (в зависимости от того, как споро усваивает новый материал и новые для него понятия ваш ребёнок). Предположим, ваша цель: научить человека считать до пяти.
Пожалуйста! На чердаке жили 4 котёнка + серый котик. Сделайте акцент на этом – и создадите прекрасные условия для устного счёта.
– Сколько всего было котят? Давай посчитаем (и считаете, и загибаете пальчики)
– А всего зверушек сколько жило на чердаке? (Не забудьте объяснить-показать, что такое чердак).
– Один котёнок пошёл молоко пить, а остальные играют. Сколько котят играет? (считаете – и загибаете пальчики). Или берёте четырёх игрушечных котят и в кроватку укладываете одного-двух. Сколько осталось? (И считаете, дотрагиваясь до каждого по очереди).
А если учесть, что у каждого котёнка была своя корзиночка-постелька и своё блюдце для молока – сколько новых «считательных» возможностей! А ведь есть ещё и лес, деревья в котором считать удобно,
и многоэтажный дом с лесенками, по которым спускаешься – поднимаешься, и люди да звери (да птицы, да насекомые), которые встретятся по дороге. Насчитаетесь вволю.
Совет: учебные занятия для малышей должны быть короткими: посчитали минут 5 – 10, и хватит. Меняйте виды деятельности.
Вышли котята на зарядку. Встали ровно, хвостики подняли, лапки подняли и потя-я-янулись. И подышали вот так…
Чтобы это дело пошло совсем на «отлично», можно не просто рассказывать, но и играть в такую сказку.
Нарисуйте зверят (или вырежете готовые картинки), сделайте лес (в педагогике это называется «наглядное пособие»). А если взять трафарет и по нему обрисовать и вырезать несколько одинаковых животных (тех же котят), и по-разному их раскрасить – вот и цвета попутно изучаем.
Цель: познакомить с живой природой.
Котик с девочкой ехали мимо леса. А почему бы в другой раз (с утра) им туда не пойти прогуляться? И котят с собою позвать (и маму). Столько можно в лесу увидеть, столько узнать!
Деревья в лесу можно считать, а можно ещё о них разговаривать. Вот берёза. Какая она? А липа, а ёлка? Кто выше, кто ниже? Чем они отличаются? Как ёлку, липу, берёзу, дуб можно назвать одним словом? Деревья? правильно. (Это уже – умение обобщать, которое многим маленьким детям не так-то легко даётся).
Как сделать лес. Самый простой способ – взять картонный цилиндрик (от туалетной бумаги, например), приклеить на него полоски бумаги (как листики – веточки) и всё покрасьте в зелёной цвет). А можно вылепить, а можно нарисовать. Сочинять сказку и одновременно манипулировать сказочными предметами вдвойне полезно, т. к. в этом случае работают разные виды памяти (и протаптывают в мозгу полезные дорожки). Подобные сказки хорошо вспоминать на прогулке, когда можно сравнивать, трогать, нюхать…
Цель: познакомиться с животным миром, выяснить, какую пользу приносят животные людям, познакомить с дикими и домашними животными. Пожалуйста! Делаете в вашей сказке акцент на корове, которая бродит по лугу. И рассказываете, для чего она и зачем, и как молоко получается. А у этой коровы (а почему бы и нет) есть телёнок. И он тоже очень любит молоко. Вот и новая тема – кто чем питается, кто где живёт. Ведь у коровы, оказывается, есть друзья, с которыми она вас познакомила! Дикие и домашние. (Кстати, это актуальная тема: многие малыши ёжика и черепаху считают за домашних животных. Вы помните? Что понятно и ясно нам, для маленького ребёнка порой – в тумане).
Направление своей сказки вы задаёте сами. Но не придерживайтесь чёткой конструкции. Вдруг ребёнка заинтересовало что-то другое, вами не намеченное. Тогда не грех и с проторенной дорожки свернуть. Может, человек пожелал узнать, какие цветы на лугу вырастают. Или – какие рыбки (и кто ещё?) проживает в ближайшем прудике. И откуда берётся вода в пруду и, как спросил нас однажды малыш, «почему она не проливается». А действительно, почему? Дождь идёт, снег тает, а пруд не убегает – интересный вопрос для маленького ребёнка, разбираться в подобных странностях и полезно и любопытно. А ведь можно ещё и сходить на пруд, и понаблюдать, и заметить, как вода, например, испаряется (утренний туман, например, городских детей поражает – если, конечно, обратить на него внимание).
Пожалуй, идея ясна. Мы не ставили целью дать методическое пособие по раннему развитию, мы просто хотели бы вам показать многогранные возможности сказки. И в раннем развитии, в том числе.