Хотел сделать – не получалось – научился
Кто-то (кого вы выберете в герои)
• хотел сделать (что?)
• не получалось (почему?)
• очень старался (как именно, что делал?)
• всё получилось (что придумал, кто помог?)
Акцент в ваших сказках должен стоять не на том, что «нельзя», а на «можно». То есть вы не критикуете, а показываете, как сделать и поступать правильно, чтобы все (и ты, малыш, в том числе) были довольны. Каким он (герой) становится в этой сказке (сильным, смелым, умным, чистеньким…) и как это у него получилось.
...
Показывайте ребёнку модель правильного поведения Как спасти обои и кое-что ещё
Предположим, у вас проблемы: ребёнка охватила такая страсть к рисованию, что он малюет на всём подряд и всем, что мажет, красит и оставляет полоски. Бороться с такой страстью проблематично: все малыши проходят такой период, когда им необходимо оставить след, как
бы пометить окружающее пространство – это во-первых; во-вторых, деятельными мерами по пресечению вы можете просто-напросто сгубить творческое начало, вообще отбить охоту к рисованию.
Что делать? Подойдите к вопросу творчески. Вам надо
а) показать, почему такие украшательства квартиры
нежелательны;
б) показать, как и где рисовать, чтоб все были довольны при этом.
Придумайте сказку «Сказка про мишку, который рисовал на
обоях». Освоив правильные действия в игре, ребёнок сможет перенести (добровольно, без принудиловки!) их в свою жизнь.
Напомним: у малышей запоминание, приобретение новых навыков идёт лучше через активные действия, так что если хотите добиться видимых и скорых результатов, лучше не просто рассказывать сказку, а ещё и поиграть в неё. И ещё. Для маленького человека важно ощутить себя старше, и опытнее (и даже умнее) кого-то. Мы детей вечно учим, так пусть поучат они.
Карапуз с удовольствием объяснит мишке, где надо рисовать. А вы подготовьте подходящее место: прикрепите к тем же несчастным обоям на стене ватманский лист. И фломастеру (карандашу, кисточке, мелу) карапуз запросто и с удовольствием покажет, где наследить можно, а где – ни-ни-ни, не надо.
После того, как вы рассказали сказку и поиграли в неё, обязательно побеседуйте с малышом и убедитесь, что он всё понял правильно.
Не обольщайтесь, что малыш исправится с первого раза (хотя бывает и такое), но если вы будете действовать правильно и терпеливо, исправится обязательно, без вредности и капризов.
Вот несколько темдля таких сказок:
• сказка про Хрюшку и чужие игрушки
• как зайчик Кузя картинку рисовал
• сказка про то, как кошка Мурка и кот Мурзяй ходили в гости к Барбосу
Совет: чтобы не растерять те чудные сказки, что вы сочините и те, что сочинит ваш ребёнок, можно записывать их на диктофон, можно – в тетрадку, можно – издать свою «домашнюю» книгу (компьютер и принтер помогут!).
Какие проблемы поможет решить сказка
Сказка поможет
• Повысить ребёнку самооценку
• Прививать бытовые навыки
• Сделать рутину праздником
• Избавить ребенка от страхов
• Спастись от капризов
• Успокоиться и расслабиться
• Воспитать; прививать культурные навыки
• Ценить родную природу
• Гуманно и бережно относиться к миру
И список этот можно продолжать и продолжать.
ГЛАВА 4. СКАЗКИ-ИНДИКАТОРЫ
Наш малыш вдохновенно поёт:
– Срубил, срубил он ёлочку под самый корешок…
– Кто – он? – спрашиваем.
– Людь!
Однажды одна маленькая девочка взяла поясок от маминого платья и привязала его себе – как хвостик. И так и ходила весь день. Родители смеялись и спрашивали: «Ты киска?» – «Нет» – «А почему у тебя хвостик?». Девочка им ничего не отвечала, но и с хвостиком не расставалась. Когда прошла неделя – другая, родители заволновались. И спрятали поясок. Та истерика, которая случилась дома, долго не забудется. «Хвостик» вернули, мама и папа ещё немного поволновались, а потом как-то привыкли…Так и ходила их дочка с «хвостиком». Причём – только дома; в детском саду она обходилась без него. Идёт по квартире, а «хвостик» тащится сзади.
Попробуйте угадать, к чему этой маленькой девочке «хвостик»? Зачем понадобился?
Ближе к концу главы мы ответим на этот вопрос. И сверим наши с вами мнения. И поймём, что к тем сказочным вопросам, о которых мы сейчас будем говорить, девочка с хвостиком имеет самое прямое отношение.