Оборудование для подземного ремонта скважин.
Лекция 10
Устройство и принцип работы
Подъемный блок агрегата смонтирован на шасси БАЗ-695071. В качестве привода подъемного блока агрегата используется ходовой палубный двигатель ЯМЗ-238Н с турбонаддувом, установленной мощностью 220 кВт (300 л. с.) при частоте вращения 35 с-l (2100 об/мин).
При работе агрегата (см. рис. 5.4, а) мощность от двигателя через двухскоростную коробку отбора мощности (поз. 3) передается карданным валом 4 к раздаточному редуктору 38.
Раздаточный редуктор имеет цилиндрическую зубчатую передачу привода гидронасосов и коническую зубчатую передачу привода лебедки 22
через шарнир карданный З2 и трансмиссию ЗО. Мощность от трансмиссии передается двухскоростной лебедке посредством цепной передачи.
Двухвальная лебедка с двумя дисковыми пневматическими фрикционами и пневмотормозом наряду с основной функцией подъема и спуска инструмента через талевую систему одновременно является шарнирной опорой домкратов подъема 5 телескопической мачты 12, также опорой мачты в рабочем и транспортном положении.
Мачта состоит из двух секций; верхняя секция перемещается относительно нижней при монтаже в рабочее или транспортное положение. Мачта имеет кронблок с основными, вспомогательными и тартальными роликами.
В конструкцию мачты входят силовые оттяжки 7, закрепленные за переднюю балку рамы автомобиля и верхнюю секцию мачты. Кроме силовых оттяжек имеются четыре ветровые оттяжки 8, предотвращающие перемещение мачты при ветровых нагрузках и возможное опрокидывание агрегата при предельных нагрузках и сильном порывистом ветре.
В рабочее положение агрегат выставляется четырьмя гидравлическими аутригерами 17 и 29, фиксируемыми под нагрузкой стопорными гайками и складывающимися в горизонтальное положение при транспортировании.
Гидросистема агрегата 24 состоит из масляного бака (имеющего заливную горловину, сливные патрубки, фильтры грубой очистки), проходных кранов, гидрораспределителей, пульта управления, гидравлических насосов, обратных и переливных кранов.
Слева по борту агрегата расположен пульт 39 управления домкратами подъема мачты и аутригерами. На пульте управления оператора расположены распределители, подающие рабочую жидкость в зависимости от проводимых работ к гидрораспределителю 33, вспомогательной лебедке 25, гидроротору 18. буровому ротору или ключу КТР 19.
Питание пневмосистемы осуществляется от компрессоров шасси через регулятор давления, влагоотделитель, противозамерзатель и соответствующие тормозные краны.
Отключение фрикционных муфт и одновременное включение тормоза лебедки сблокировано при срабатывании противозатаскивателя, предохра- . няющего случайное соударение талевого блока с кронблоком.
Электрооборудование агрегата подключено к электрооборудованию автомобиля мощностью 24 В.
На пульт управления вынесены приборы контроля за работой двигателя, сигнал пуска в работу, аварийный останов двигателя, манометры гидро- и пневмосистем.
Агрегат имеет габаритные и сигнальные огни при движении по дорогам общего назначения.
Кинематическая схема
Кинематическая схема агрегата Л60/80 приведена на рис. Отбор мощности на механизмы агрегата осуществляется от коробки отбора мощности, являющейся одновременно промежуточной опорой трансмиссии шасси. Все работы агрегата рекомендуется проводить при 1550 об/мин коленчатого вала ЯМЗ. Бортовые раздаточные редукторы отключаются, автомобиль устанавливается на аварийный тормоз.
Включением зубчатой муфты вращение передается через косозубые шестерни z = 42 или z = 55, через карданный вал коническому раздаточному редуктору (z = 14, z = 30).
Раздаточный редуктор через карданный вал передает вращение трансмиссии привода лебедки z = 15, z = 34, а через включаемые муфты на цилиндрические зубчатые шестерни z = 53, z = 46 гидронасосов 3102.112. Кроме того, от шестерни z = 46 раздаточного редуктора через зубчатое колесо z = 70 и подвижную шестерню z = 26 может быть включен насос НШ-32У.
Двухвальная лебедка имеет три пневматические торцовые фрикционные муфты, включающие две скорости подъема инструмента (z = 18, z = 67; z = 31, z = 30) и тартальный барабан.
Вращение буровому ротору (с механическим приводом) передается от ведущего вала раздаточного редуктора через пневматическую муфту и три карданных вала II, III(внутри промежуточной опоры) и IV.
Установка бурового ротора P-410 показана на рис 5.6.
Ротор 6 установлен на собственной раме 3, которая опирается на два винтовых домкрата 7 за устьем скважины, а передняя часть рамы опирается на шаровую опору 2, вмонтированную в раму агрегата. Наибольшая частота вращения стола ротора 2,5 с-' (150 об/мин), а наименьшая - 0,083 с-' (5 об/мин). Изменения частоты вращения про изводятся автомобильной коробкой передач и коробкой отбора мощности.
Ход домкратов 300 мм; домкраты опираются на деревянные подставки 8. В транспортном положении домкраты поднимаются к раме ротора, карданный вал 4 отсоединяется от ротора и сборка (ротор-рама-домкраты) укладывается на подсвечник.
Рис. 5.6. Установка бурового ротора P-410: 1- кожух кардана IY; 2 - шаровая опора;
3 - рама; 4 - вал карданный IY (501-220.1010.06) L = 1393 мм; 5 - болты карданные; 6 - ротор Р-410; 7 - домкрат; 8 - подставка; 9 - болты M20xl20
Агрегат А-50Мпредназначен для освоения, ремонта и выполнения комплекса работ по ликвидации аварий нефтяных, газовых и нагнетательных скважин.
Все механизмы агрегата, кроме промывочного насоса, смонтированы на автошасси «Татра» или КрАЗ-65101. Буровой насос НБ-125 смонтирован на прицепе типа 710Б или СМ-38326. Привод механизмов агрегата от ходового двигателя ЯМЗ-238М2.
Привод навесного оборудования агрегата и насосного блока осуществляется от двигателя автомобиля через коробку скоростей, раздаточную коробку, коробку отбора мощности и раздаточный редуктор. От раздаточного редуктора вращение передается буровому насосу и редуктору, масляным насосам, питающим гидропривод ротора и гидроцилиндры подъема мачты. На мачте размещены подвески ключа и бурового рукава, соединенного с буровым насосом посредством манифольда. При необходимости к талевому блоку может быть подвешен вертлюг с квадратной рабочей трубой. Нагрузка на крюке контролируется при помощи индикатора веса, закрепленного на неподвижном конце талевого каната.
Цепные передачи на подъемный вал барабана лебедки включаются шинно-пневматическими муфтами. Трансмиссионный вал с помощью цепных передач, включаемых шинно-пневматической и зубчатой муфтами, передает две скорости вращения промежуточному валу бурового ротора. В виду того, что раздаточный редуктор агрегата получает от коробки отбора мощности две скорости вращения, гидроротор и буровой насос также имеют две скорости вращения. Подъем и опускание мачты производится при работе автомобиля на первой передаче и при одном включенном маслонасосе.
Агрегат А-50Мобщий вид: 1-телескопическая мачта; 2-квадратная штанга; 3-пневмоуправление; 4-гидроротор; 5-винтовой домкрат; 6-рычаги управления с зубчатыми муфтами; 7-раздаточный редуктор; 8-карданный вал; 9-рама; 10-коробка отбора мощности; 11-шасси автомобиля КрАЗ65101; 12-балка для крепления силовых оттяжек; 13-передний буфер; 14-передняя опора мачты; 15-установка запасного колеса; 16-средняя опора мачты; 17-вспомогательная лебедка; 18-компрессорная установка; 19-гидросистема; 20-чехол; 21-основнаялебедка; 22-левый гидравлический домкрат; 23-правый гидравлический домкрат; 24- индикатор веса; 25-талевый канат; 26-талевый блок; 27-подвеска ключей; 28, 29 – подвеска бурового рукава; 30-вертлюг; 31-манифольд; 32-буровой насос; 33-карданный вал; 34-карданный шарнир; 35-трнсмиссия; 36-цепная передача; 37-гидрораскрепитель; 38-кожух привода лебедки; 39-промежуточный вал; 40-электрооборудование; 41-площадка оператора; 42-управление и освещение шасси.
Кинематическая схема
1- Коробка отбора мощности; 2 –раздаточный редуктор;
3- трансмиссия; 4- промывочный насос; 5 – основная лебедка;
6 – ротор; 7 – гидромотор; 8- компрессорная установка
Коробка отбора мощности
1- вилка; 2- манжета; 3 – вал отбора мощности; 4 – фланец;
5, 13 –крышки; 6, 10 – подшипники; 7- нижняя половина корпуса;
8- втулка; 9, 12 – шестерни; 11-зубчатая муфта, 14 –пружина;
15- винт; 16 – шток; 17 – верхняя половина корпуса;
18 – крышка сальника; 19 – крышка с сапуном
Раздаточный редуктор
1 – шлицевая втулка; 2, 5,8,17,21 – кольцо; 3,9,11,22 – подшипник;
4 – шестерня-муфта; 6 – зубчатая муфта; 7,23 – стакан;
10, 16, 24 – шестерня; 12- манжета; 13 –шкив;
14 –крышка подшипника; 15,200 – вал; 18 –крышка;
19 – фланец; 25 – корпус; 26 – мотор-насос с клапанной коробкой;
27 – сухарь; 28 – вилка; 29 – крышка корпуса; 30 – тормозная камера
Трансмиссия
1- Фланец; 2 – крышка; 3 – корпус; 4 – звездочка; 5 – манжета;
6 – крышка бугеля; 7, 10, 14 – подшипник; 8 – зубчатая муфта;
9 – зубчатый фланец; 11 – вал; 12 – шпонка; 13 – корпус бугеля
Буровой барабан лебедки
1- диск; 2-угольник; 3-втулка; 4,6 – обод; 5,10 - звездочка; 7-баробан; 8- вал; 9,11,14,19 –подшипники, 12,15 –зубчатая полумуфта, 12-корпус бугеля; 16 –манжета; 17-шпонка; 18 –сухарь; 20-ШПМ; 21 – резинотканевый шланг; 22 -вертлюжок
Передаточный вал лебедки
1,9,11 – крышка подшипника; 2,15 –шпонка; 4,6 –ступица; 5-ШПМ;
7,14,!6 – звездочка; 8,12 – подшипник; 10- вал; 13 - манжета
Промежуточный вал лебедки
1,9 –шпонка; 2,5 – звездочка; 3,4,8 –подшипник; 6 –зубчатая полумуфта; 7-зубчатая муфта; О-О1-ось рамы лебедки.
Тормозная система лебедки
1-рычаг тормоза с предохранителем; 2,–тормозная лента; 3-тормозной цилиндр; 4-тормозная колодка; 5-пружина; 6 -упорный винт; 7,9 –регулировочный винт; 8-регулировочная стяжка; 10- стяжка; 11,13,15 –вал; 12 –толкатель; 14-подшипник; 16-кривошип
Лекция 10
Оборудование для подземного ремонта скважин.
Классификация видов ремонта и операций в скважинах.
Подземный ремонт скважин подразделяется на текущий ремонт и капитальный ремонт скважин (КРС).
Текущий ремонт скважин (ТРС) – это комплекс работ по проверке, частичной или полной замене подземного оборудования, очистке его, стенок скважины и забоя от различных отложений (песка, парафина, солей, продуктов коррозии), а также по осуществлению в скважине геолого-технических и других мероприятий по восстановлению и повышению добывающей способности скважины. Текущий ремонт включает:
- предупредительный ремонт;
- вынужденный ремонт;
- технологический ремонт.
Предупредительный ремонт включает работы:
- смену насоса или клапанов;
- чистку пробок;
- депарафинизацию труб и штанг;
- устранение утечек в НКТ.
Вынужденный ремонт включает:
- ликвидацию обрыва или отвинчивания штанг;
- повторный ремонт.
Технологические работы:
- смена насоса на другой диаметр;
- смена НКТ и штанг на другой диаметр;
- изменение глубины подвески насоса;
- замена якоря, фильтра и т.п.
Капитальный ремонт включает работы:
- ликвидацию аварий обсадной колонны;
- ликвидацию аварий с трубами и штангами;
- изоляцию проявившихся вод;
- переход на другой продуктивный горизонт;
- гидравлический разрыв пласта (ГРП);
- забуривание второго пласта;
- термическая обработка забоя;
- кислотная обработка забоя;
- крепление призабойной зоны;
- правка эксплуатационной колонны;
- вырезка и подъем эксплуатационной колонны из скважины и т.п.
ТРС и КРС имеют общность проводимых операций на 60-80% и, соответственно, по применяемому оборудованию.
Классификация оборудования для ТРС
Оборудование для ТРС включает:
1. Спускоподъемное оборудование:
1.1 Подъемники и агрегаты (подъемники, стационарные вышки, передвижные мачты);
1.2 Агрегаты спускоподъемные;
1.3 Агрегаты для спуско-подъема труб под давлением;
1.4 Агрегаты для внутрискважинных работ
2. Инструмент для СПО:
2.1 Элеваторы трубные и штанговые;
2.2 Спайдеры;
2.3 Ключи трубные и штанговые.
3. Средства механизации спускоподъемных работ:
3.1 Автоспайдеры;
3.2 Механические ключи трубные и штанговые;
3.3 Механизированные стеллажи;
3.4 Вертикальная расстановка НКТ и подвеска штанг.
4. Технологическое оборудование:
4.1 Промывочные агрегаты;
4.2 Депарафинизационные агрегаты;
4.3 Тартальное оборудование.
5. Транспортное оборудование:
5.1 Транспортные базы колесные;
5.2 Транспортные базы гусеничные;
5.3 Транспортные базы плавучие;
5.4 Транспортные базы рамные.
Классификация оборудования для КРС
1. Спускоподъемное оборудование:
1.1 Подъемники и агрегаты;
1.2 Агрегаты спускоподъемные.
2. Инструмент для СПО:
2.1 Элеваторы для НКТ и бурильных труб;
2.2 Клинья и спайдеры;
2.3 Ключи машинные;
2.4 Ключи механические;
2.5 Вертикальная расстановка НКТ и подвеска штанг.
3. Оборудование для промывки, бурения и цементирования скважин:
3.1 Оборудование для вращения бурильных труб (роторы, гидророторы, верхний силовой привод);
3.2 Промывочное оборудование (буровые насосы, манифольды, буровые рукава, вертлюги и др.)
4. Инструмент для внутрискважинных работ:
4.1 Ловильный инструмент для труб и штанг;
4.2 Инструмент для обследования колонны и скважины;
4.3 Инструмент для ремонта эксплуатационной колонны;
4.4 Фрезеры;
4.5 Бурильные трубы;
4.6 Долота;
4.7 Забойные двигатели;
4.8 Противовыбросовое оборудование и др.
Агрегаты для текущего и капитального ремонта скважин
ТехничеТТех. характеристики агрегатов для ПРС | ||||||||||||||||||
Высота | ||||||||||||||||||
Грузо- | вышки от | Мощность | Трансмис- | |||||||||||||||
Наименование | Транспортная база | подъем- | Оснастка | земли до | приводного | сия | ||||||||||||
агрегата | ность, | оси | двигателя, | (привод | ||||||||||||||
кН | кронблока, | кВт | лебедки) | |||||||||||||||
м | ||||||||||||||||||
1. АзИНМАШ-37 | КрАЗ-225Б | 2х3 | 176-220* | М** | ||||||||||||||
2. АПРС-32 | КрАЗ-225 | 2х3 | 176-220 | М | ||||||||||||||
3. АПРС-32-01 | КрАЗ-260,260Г | 2х3 | М | |||||||||||||||
4. АПРС-40У | УРАЛ-4320-1912-30 | 3х4 | М | |||||||||||||||
5. АПРС-40М | КрАЗ-260г, 6322 | 3х4 | М | |||||||||||||||
6. АПРС-40К | КАМАЗ 43181 | 3х4 | М | |||||||||||||||
7. УАРС-40 | КЗКТ-7428 | 2х3 | Г*** | |||||||||||||||
8. А2-32 | УРАЛ-4320-1912-30 | 2х3 | М | |||||||||||||||
9.А2-32 | КАМАЗ-431118 | 2х3 | М | |||||||||||||||
10. А4-32 | КрАЗ-260Г | 2х3 | 18,2 | М | ||||||||||||||
11. А5-40 | КрАЗ-260Г | 3х4 | М | |||||||||||||||
12. А5-40М | УРАЛ-4320-1912-30 | 2х3 | М | ~ | ||||||||||||||
13. АР-32/40 | КрАЗ-260Г | 3х4 | М | |||||||||||||||
14. АР32/40М | УРАЛ-4320-1912-30 | 3х4 | М | |||||||||||||||
15. СУРС-40 | Т-170М.01 | 2х3 | М | |||||||||||||||
16. СУПР-32 | Т-170М.01 | 2х3 | М | |||||||||||||||
17. УПА-32 | КрАЗ-260 | 2х3 | 18,5 | М | ||||||||||||||
18. УПТ-32 | Т-130МГ-1 | ~ | 2х3 | М | ||||||||||||||
19. УПГА-32 | КрАЗ | 2х3 | 18,5 | |||||||||||||||
20. УПА60 | КрАЗ-65101 | 3х4 | 18,5 | М | ||||||||||||||
21. УПГ50 | КрАЗ-250 | 500(с65) | 3х4 | 18,5 | - | Г**'" | ||||||||||||
22. АР-60 | КрАЗ-65101, КрАЗ- | 3х4 | М | |||||||||||||||
260Г | ||||||||||||||||||
.- | ||||||||||||||||||
- | ||||||||||||||||||
23. А50М | КрАЗ-65101 | 3х4 | 22,4 | М | ||||||||||||||
24_. А-50У | КрАЗ-257 | 3х4 | 22,4 | М | ||||||||||||||
25 А60/80 | БАЗ-69507 | 3х4 | М | |||||||||||||||
26- А60/80И | КрАЗ-260Г | 3х4 | М | |||||||||||||||
27АРБ-100 | БАЗ-6909, КЗКТ-8014 | 4х5 | М | |||||||||||||||
28. К-703МТУ- | Кировец К-703МТУ | 3х4 | 18,2 | М | ||||||||||||||
8ОВМ | ||||||||||||||||||
29. К-703МТУ- | Кировец К-703МТУ | 3х4 | 29,5 | г | ||||||||||||||
80ВГ | .. | |||||||||||||||||
30. Кировец- | Кировец К-703МТУ | 3х4**** | - | Г | ||||||||||||||
Хегглунд | ||||||||||||||||||
31. К-703МТУ- | Кировец К-703МТУ | 29,5 | Г | |||||||||||||||
100ВГ | ||||||||||||||||||
32. К-703МТП- | Кировец К-703МТУ | Г | ||||||||||||||||
127Г | ||||||||||||||||||
МЗКТ-79191, КЗКТ- | 4х5 | 39,8 | М | |||||||||||||||
33. Р-125 | I | |||||||||||||||||
34. БР-125 | МЗКТ-79191 | 4х5 | 39,8 | М | ||||||||||||||
35. CARDWELL | 4х5 | 29,4 | - | |||||||||||||||
КВ 250Al215-96 | Самоходная 4eX-осное | |||||||||||||||||
4х5 | - | - | ||||||||||||||||
36. IRI500 | Самоходная 4 ех -ос ное | |||||||||||||||||
37.КREMCO | Самоходное 12х8 | 4х5 | - | |||||||||||||||
38. УПТl-50 | Т-130МБГ | |||||||||||||||||
Т-130МГ-1 | 3х4 | М | ||||||||||||||||
39. УПТl-50Б | (гидрофицированный) | |||||||||||||||||
40. КОРО-80 | МАЗ-537 | 4х5 | М | |||||||||||||||
41. TD-125CA-A6 | Самоходная база 12х8 | 4х5 | М | |||||||||||||||
42. МЕСА 104- | 4х5 | М | ||||||||||||||||
225с (США) | Самоходная база 8х4 | |||||||||||||||||
.- | ||||||||||||||||||
Примечания: * | Агрегаты могут монтироваться на различных модификациях транспортной базы. | |||||||||||||||||
** | Трансмиссия механическая. | |||||||||||||||||
*** | Трансмиссия гидравлическая. | |||||||||||||||||
**** | С разделенным талевым блоком. | |||||||||||||||||
,. | ||||||||||||||||||
Агрегаты АР-32 и АР-32/40 предназначены для проведения текущих ремонтов эксплуатационных скважин. Транспортная база – автошасси КрАЗ-260Г и Урал- 4320- 1912 соответственно. Привод механизмов от ходового двигателя ЯМЗ-238Л. Агрегаты отличаются высокой проходимостью, монтажеспособностью. Кабина оператора размещена в непосредственной близости от устья скважины, обеспечивает хороший обзор и удобства в работе.
Агрегат ремонтный АР60предназначен для освоения, ремонта и бурения нефтяных и газовых скважин.
Транспортная база подъемного блока – автошасси КрАЗ-65101.Привод механизмов – от ходового двигателя – ЯМЗ-238 М2.
Агрегат в исполнении для бурения комплектуется полатями верхового рабочего для вертикальной расстановки труб и буровым основанием с подсвечником, насосным блоком на прицепе, ротором со встроенным клиньевым захватом, транспортабельной котельной установкой или воздушным теплогенератором.
По отдельному заказу агрегат поставляется с двухбарабанной лебедкой с дисковыми пневматическими муфтами, двухленточным тормозом бурового и одноленточным - тартального барабана, комплектом устьевого, скважинного оборудования и инструмента для свабирования скважин, а также комплектуется гидроприводным ключом и вертлюгом.
Число скоростей 8. Мачта - телескопическая наклонная. Расстояние от земли до оси кронблока, м – 22. Длина поднимаемой свечи, м -16.
Агрегат А60/80предназначен для ремонта, бурения и освоения нефтяных и газовых скважин. Механизмы агрегата смонтированы на полноприводных шасси БАЗ-695071 или КрАЗ-260Г.
Рис. 5.4а. Агрегат А60/80 (общий вид): 1 - шасси БАЗ-695071; 2 - отвод выхлопных газов; 3 - коробка отбора мощности; 4 - вал карданный; 5 - домкрат гидравлический; 6 - лестница с ограждениями; 7 - оттяжки силовые; 8 - оттяжки ветровые; 9 - подвеска ключей; 10 манифольд с буровым рукавом; 11 - рукав буровой с подвеской; 12 - мачта; 13 - блок талевый; 14 - укрытие оператора; 15 - вертлюг; 16 - рабочая труба квадратная; 17 - аутригер задний; 18 - гидроротор; 19 - ротор буровой; 20 - пульт управления; 21 - подставка; 22 - лебедка; 23 - ограждение лебедки; 24 - гидросистема; 25 - лебедка вспомогательная; 26 - рама агрегата; 27 - стойка мачты; 28 - башмак; 29 - аутригер передний; 40 - растяжки полатей верхового; 41 - подкос; 42 - полати верхового с укрытием; 43 - упор
Рис. 5.46. Агрегат АБО/80 (вид по А): 30 - трансмиссия; 31 - ограждение трансмиссии; 32 - шарнир карданный; 33 - гидрораскрепитель; 34 - вал карданный; 35 - установка бурового ротора; 36 - мостки приемные с подсвечником; 37 - мостки откидные; 38 - редуктор раздаточный; 39 - гидропульт; шасси и мачта условно не показаны
Блок подъемныйвключает в себя следующие узлы:
· транспортную базу (шасси);
· лебедки - буровую и тартальную
· талевый блок с серьгой (крюкоблок);
· мачту двухсекционную телескопическую с 5-роликовым кронблоком;
· лебедку вспомогательную гидроприводную;
· трансмиссию привода лебедок, ротора и гидронасосов;
· рычажно-балансировочную тормозную систему;
· пневматический тормоз;
· гидросистему;
· пневмосистему;
· ограничитель переподъема талевого блока;
·систему управления работой двигателя и исполнительных механизмов (включая останов и запуск двигателя с рабочего места оператора);
• контрольно-измерительные приборы (нагрузка на крюке, давление
в гидро-, пневмосистемах, дублирующие датчики работы двигателя);
· электрооборудование (освещение мачты);
· гидравлические цилиндры подъема мачты;
·механизм выдвижения верхней секции посредством вспомогательной лебедки;
· подвеску ключей;
·гидрораскрепитель;
• гидравлический домкрат (аутригер) для установки подъемного блока (4 шт.);
• опору аутригера (4 шт.).
В конструкции подъемного блока использованы следующие технические решения:
· цепной при вод лебедок выполнен в виде редуктора с масляной ванной;
·включение привода барабанов производится через фрикционные пневматические дисковые муфты;
• на барабане буровой лебедки выполнены спиральные канавки (лебуса), обеспечивающие равномерное наматывание талевого каната;
• гидросистема подъемного блока раздельная: гидродомкраты подъема мачты и аутригеры (монтажная линия) питаются от насоса НШ-32; вспомогательная лебедка, гидрораскрепитель и гидроротор (рабочая линия) питаются от аксиально-поршневых насосов модели 3102.112;
• выдвижение верхней секции мачты производится с помощью гидро-
приводной лебедки.
Оборудование комплектующее включает:
· буровой ротор P-41O;
· вертлюг;
· трубу рабочую (квадрат);
· буровое основание трехопорное;
· подсвечники на рабочей площадке;
· приемные мостки со стеллажами (по заказу потребителя);
· насосный блок с манифольдом (по заказу потребителя);
· сборное основание под задние аутригеры;
· устройство крепления и перепуска талевого каната.
Вышеприведенный блок подъемный является базовым комплектом агрегата, расшифровка которого в заказе необязательна; оборудование комплектующее оговаривается в заказе. Потребитель должен определиться в следующем:
• способ установки ротора - на буровом основании или на колонном фланце;
· выбор ротора и его привода:
- буровой ротор Р-250 с механическим приводом;
- буровой ротор Р-250 с гидроприводом;
- буровой ротор P-410 с механическим приводом;
- буровой ротор P-410 с гидроприводом;
· выбор вертлюга: - вертлюг ВБ-60;
- вертлюг ВБ-100;
- вертлюг ВБ-100 с кабельным лубрикатором (в комплекте с рукавом
высокого давления и ручным насосом).
Базовый комплект агрегата Л60/80 обладает:
· высокой мобильностью и проходимостью;
·повышенной устойчивостью при транспортировании и проведении спуско-подъемных операций;
• улучшенным доступом для обслуживания узлов, систем агрегата и шасси;
• улучшенной ремонтопригодностыо в связи с простой кинематической схемой, унификацией узлов и деталей с серийными агрегатами АР60, А5ОМ, АР32, БА15.
Основныепараметры
1. Допускаемая нагрузка на крюке, кН (тс) 800 (80)
В том числе при спуска-подъемных операциях 600 (60)
2. Условная глубина бурения скважин (масса 1 пог. м бу-
рильного инструмента 24 кг), м ..................... 2000
3. Условная глубина скважин при ремонте и освоении (спуск
НКТ, масса 1 пог. м которых t4 кг), м ........... 5100
4.Транспортная база ................ автошасси БАЗ-695071
5.Привод механизмов .............. двигатель шасси ЯМЗ-238Н
или ЯМЗ-238Л 6. Отбор мощности, кВт (л. с.):
при 28,33 с-' (1700 об/мин) .................... 165 (225)
при 35 с-l (2100 об/мин) ......................... 220 (300)
7. Лебедка буровая ............... одно- или двухбарабанная;
с двухленточным тормозом, пневмоусилителем тормоза, дисковыми пневматическими муфтами
тяговое усилие, кН (тс) ................................ 250 (25)
скорость подъема талевого блока, м/с:
наименьшая ............................................... 0,19
наибольшая ................................................ 1,6
при кратковременных нагружениях .......... 0,13
число скоростей подъема талевого блока:
для СПО ................................................... 7
для кратковременных нагружений .......... 1
8. Лебедка тартальная .......... с дисковыми пневматиче-
скими муфтами и одноленточным тормозом
тяговое усилие, кН (тс) ................................ 50 (5)
скорость подъема тартальным барабаном, м/с ... 3,7 - 7,3
9. Мачта ................................ Телескопическая, наклонная,
с ограничителем выдвижения верхней секции и переподъема талевого блока
высота мачты от земли до оси кронблока, мм 22000
длина поднимаемой свечи, мм ................. 16000
10. Талевая система:
оснастка ........................................................ 3х4
диаметр каната (талевого) на буровом барабане, мм 25
диаметр каната на тартальном барабане, мм 15 (или 13,5)
11. Вспомогательная гидроприводная лебедка:
допускаемая нагрузка на крюке при двухструнной оснастке
при давлении 10 МПа, кН (тс) ........................ 25 (2,5)
скорость, подъема груза, м/с ...................... 0,25
12. Гидросистема привода механизмов:
давление максимальное, МПа (кгс/см2) ...... 20 (200)
номинальная подача, дм3/мин .................... 370
13. Гидрораскрепитель:
усилие на штоке (при 10 МПа), кН (Tс:) ..... 500 (50)
рабочий ход штока, мм ............................... 1000+20
14. Манифольд (стояк с буровым рукавом):
давление. МПа (кгс/см2) .............................. 20 (200)
условный проход стояка, мм ...................... 67
условный проход бурового рукава, мм ..... 76
15.Освещение взрывозащищенное, В ............ 24
16.Опорная плита под задние аутригеры, м . 6хО,7
! 7. Габаритные размеры блока подъемного в транспортном
положении, мм, не более:
длина ............................................................ 14000
ширина ......................................................... 3120
высота .......................................................... 4450
18. Масса блока подъемного, кг:
на шасси БАЗ-69507 ................................ 34000
на шасси КрАЗ-260Г ................................ 31000
19. Буровой ротор с механическим (гидравлическим) приводом:
тип .............................................................. р -41О
(Р-410)
нагрузка статическая на стол ротора, кН (тс) 800 (80),
800(80)
проходное отверстие стола, мм .............. .410 (410)
максимальный момент на столе ротора, кН,м (кгс.м) 12(1200),
8(800)частота вращения стола, с-1 (об/мин):
наименьшая .............................................. 0,67 (40),
0,18(11)
наибольшая ............................................. .4 (240),
1,5(90)20. Вертлюг ВБ-60 (ВБ-100):
статическая нагрузка на ствол, кН ............ 600 (1000)
давление рабочее, МПа ............................. 16 (25)
условный проход, мм ................................ 60 (75)
допускаемая частота вращения, с-1 (об/мин) 5 (300),
4 (240)
диаметр проходногo каротажного кабеля, мм 8 12
присоединительная резьба ствола - резьба бурильных
труб по ГОСТ 631-75 .................................... 8911 (14711)
21. Буровое основание:
габариты плоскости, мм ........................... .4000хЗООО
высота до подроторных балок, мм ........... 1600 1900
высота до подроторных балок на специальной аппарели, мм до 3000
22. Приемные мостки:
габаритные размеры (в транспортном положении), м Нх3х3
габаритные размеры (в рабочем положении), м 15х10хl,3
23. Масса агрегата в сборе с принадлежностями и запчастями, кг, не более:
исполнение 001 ....................................... 38000
исполнение 002 ....................................... 45000
Устройство и принцип работы
Подъемный блок агрегата смонтирован на шасси БАЗ-695071. В качестве привода подъемного блока агрегата используется ходовой палубный двигатель ЯМЗ-238Н с турбонаддувом, установленной мощностью 220 кВт (300 л. с.) при частоте вращения 35 с-l (2100 об/мин).
При работе агрегата (см. рис. 5.4, а) мощность от двигателя через двухскоростную коробку отбора мощности (поз. 3) передается карданным валом 4 к раздаточному редуктору 38.
Раздаточный редуктор имеет цилиндрическую зубчатую передачу привода гидронасосов и коническую зубчатую передачу привода лебедки 22
через шарнир карданный З2 и трансмиссию ЗО. Мощность от трансмиссии передается двухскоростной лебедке посредством цепной передачи.
Двухвальная лебедка с двумя дисковыми пневматическими фрикционами и пневмотормозом наряду с основной функцией подъема и спуска инструмента через талевую систему одновременно является шарнирной опорой домкратов подъема 5 телескопической мачты 12, также опорой мачты в рабочем и транспортном положении.
Мачта состоит из двух секций; верхняя секция перемещается относительно нижней при монтаже в рабочее или транспортное положение. Мачта имеет кронблок с основными, вспомогательными и тартальными роликами.
В конструкцию мачты входят силовые оттяжки 7, закрепленные за переднюю балку рамы автомобиля и верхнюю секцию мачты. Кроме силовых оттяжек имеются четыре ветровые оттяжки 8, предотвращающие перемещение мачты при ветровых нагрузках и возможное опрокидывание агрегата при предельных нагрузках и сильном порывистом ветре.
В рабочее положение агрегат выставляется четырьмя гидравлическими аутригерами 17 и 29, фиксируемыми под нагрузкой стопорными гайками и складывающимися в горизонтальное положение при транспортировании.
Гидросистема агрегата 24 состоит из масляного бака (имеющего заливную горловину, сливные патрубки, фильтры грубой очистки), проходных кранов, гидрораспределителей, пульта управления, гидравлических насосов, обратных и переливных кранов.
Слева по борту агрегата расположен пульт 39 управления домкратами подъема мачты и аутригерами. На пульте управления оператора расположены распределители, подающие рабочую жидкость в зависимости от проводимых работ к гидрораспределителю 33, вспомогательной лебедке 25, гидроротору 18. буровому ротору или ключу КТР 19.
Питание пневмосистемы осуществляется от компрессоров шасси через регулятор давления, влагоотделитель, противозамерзатель и соответствующие тормозные краны.
Отключение фрикционных муфт и одновременное включение тормоза лебедки сблокировано при срабатывании противозатаскивателя, предохра- . няющего случайное соударение талевого блока с кронблоком.
Электрооборудование агрегата подключено к электрооборудованию автомобиля мощностью 24 В.
На пульт управления вынесены приборы контроля за работой двигателя, сигнал пуска в работу, аварийный останов двигателя, манометры гидро- и пневмосистем.
Агрегат имеет габаритные и сигнальные огни при движении по дорогам общего назначения.
Кинематическая схема
Кинематическая схема агрегата Л60/80 приведена на рис. Отбор мощности на механизмы агрегата осуществляется от коробки отбора мощности, являющейся одновременно промежуточной опорой трансмиссии шасси. Все работы агрегата рекомендуется проводить при 1550 об/мин коленчатого вала ЯМЗ. Бортовые раздаточные редукторы отключаются, автомобиль устанавливается на