Перспективы развития скоростных и высокоскоростных пассажирских перевозок на сети ОАО «РЖД» на период до 2030 г.

В настоящее время в Российской Федерации реализован ряд проектов по развитию скоростного движения на сети ОАО "РЖД":

§ скоростное движение электропоездов «Сапсан» на направлении Москва – Санкт-Петербург (в 2015 году курсировало 14 пар скоростных поездов; минимальное время в пути – 3 ч 40 минут);

§ скоростное движение электропоездов «Стриж» и «Ласточка» (Desiro RUS) на участке Москва – Нижний Новгород (в 2015 году курсировало до 9 пар скоростных поездов в сутки максимальных перевозок; минимальное время в пути – 3 ч 35 минут);

§ скоростное движение электропоездов «Allegro» на участке Санкт-Петербург – Бусловская (и далее до Хельсинки) (в 2015 году курсировало 4 пары поездов; минимальное время в пути между конечными пунктами – 3 ч 36 минут).

Особо необходимо отметить привлекательность для пассажиров данных проектов. По итогам 2015 года скоростными поездами перевезено 5,9 млн человек (в том числе 3,5 млн чел. в сообщении Москва – Санкт-Петербург, 2,0 млн чел. – Москва – Нижний Новгород, 0,4 млн чел. – Санкт-Петербург – Хельсинки).

В рамках Генеральной схемы рассматриваются проекты скоростного и высокоскоростного движения на сети ОАО «РЖД», реализация которых предполагается как на период расчетного срока (до 2025 года) так и на дальнейшую перспективу (до 2030 года). Это связано с необходимостью начала реализации ряда проектов в период до 2025 года и с их окончанием до 2030 года за расчетным сроком. До начала строительства должны быть проведены предпроектные работы. Кроме того, Генеральная схема является основополагающим документом для Стратегию развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года, Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, Стратегии холдинга до 2030 года, в связи с чем необходима разработка полного полигона проектов скоростного и высокоскоростного движения за расчетным сроком (после 2025 года) и учет влияния данных проектов на потребности в развитии существующей инфраструктуры. При определении потребностей в финансировании проектов скоростного и высокоскоростного движения, в рамках Генеральной схемы, учитываются инвестиции необходимые исключительно в период до 2025 года.

Развитие скоростных и высокоскоростных железнодорожных перевозок обеспечит улучшение транспортных связей, создаст более привлекательные условия для пассажиров, повысит комфортность и безопасность пассажирских перевозок, сократит время в пути, что позволит привлечь на железнодорожный транспорт дополнительный пассажиропоток с авиационного и автомобильного транспорта, сократить убыточность пассажирских перевозок и негативное воздействие транспорта на экологию.

Организация скоростного и высокоскоростного железнодорожного движения также обеспечит сокращение потребности в подвижном составе, поддержание и дальнейшее стимулирование научно-технического и интеллектуального потенциала страны за счет размещения на отечественных предприятиях заказов на создание новых образцов техники мирового уровня.

В рамках Генеральной схемы развития железнодорожного транспорта ОАО «РЖД» предусматриваются 2 комплекса системных программных мероприятий, направленных на повышение скоростей движения на железнодорожном транспорте:

1. Организация высокоскоростного движения по специализированной магистралям со скоростями движения поездов до 300-400 км/ч. Обслуживание таких перевозок будет обеспечиваться высокоскоростным подвижным составом.

2. Организация скоростного железнодорожного движения на существующей инфраструктуре между крупными региональными центрами с максимальной скоростью 160-200 км/ч. Обслуживание таких перевозок будет обеспечиваться скоростным подвижным составом.

Проекты организации скоростного и высокоскоростного движения на сети ОАО «РЖД» в соответствии с инновационным и консервативным вариантами представлены в таблице 5.1 и на рисунках 5.1 и 5.2.

Реализация проектов организации скоростного и высокоскоростного пассажирского движения на сети ОАО «РЖД» приведет к ускорению социально-экономического развития Российской Федерации на основе эффективного развития и модернизации железнодорожного транспорта, гарантирующего единство экономического пространства и реализацию конституционных прав граждан на свободу передвижения. При этом будет создана общенациональная сеть скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения, охватывающая основные густонаселенные районы страны, практически все крупнейшие города Европейской части Российской Федерации. Кроме того, будет создана национальная промышленность, ориентированная на производство подвижного состава для скоростного и высокоскоростного железнодорожного транспорта.

Таблица 5.1 – Перечень и сроки реализации проектов организации скоростного и высокоскоростного движения на сети ОАО «РЖД»

  инновационный вариант консервативный вариант
Проекты организации высокоскоростного пассажирского движения
Москва – Нижний Новгород – Казань 2016-2020 2016-2020
Москва – Санкт-Петербург 2020-2025 2021-2026
Москва – Ростов – Адлер 2021-2028 2023-2030
Казань – Екатеринбург 2021-2026 (с ответвлением на Пермь и Уфу) 2022-2027 (без ответвления на Пермь и Уфу)
Казань – Самара 2025-2030 -
Екатеринбург – Челябинск 2025-2030 -
Проекты организации скоростного пассажирского движения
Москва – Белгород 2016-2020 2016-2020
Москва – Красное 2016-2020 2016-2020
Москва – Брянск 2016-2020 2016-2020
Москва – Ярославль 2016-2020 2016-2020
Екатеринбург – Челябинск - 2020-2024
Омск – Новосибирск 2019-2025 -
Самара – Саранск 2025-2030 -
Самара – Пенза 2025-2030 -
Самара – Саратов 2025-2029 -
Саратов – Волгоград 2025-2029 -
Владивосток – Хабаровск 2023-2030 -
Новосибирск – Барнаул 2025-2029 -
Новосибирск – Кемерово 2025-2029 -
Новосибирск – Новокузнецк 2025-2029 -
      Рисунок 5.1 – Полигон организации скоростного и высокоскоростного движения на перспективу до 2030 года (инновационный вариант)

Перспективы развития скоростных и высокоскоростных пассажирских перевозок на сети ОАО «РЖД» на период до 2030 г. - student2.ru

  Рисунок 5.2 – Полигон организации скоростного и высокоскоростного движения на перспективу до 2030 года (консервативный вариант)

Перспективы развития скоростных и высокоскоростных пассажирских перевозок на сети ОАО «РЖД» на период до 2030 г. - student2.ru

В результате реализации проектов организации скоростного и высокоскоростного движения пассажирских поездов на сети ОАО «РЖД» в соответствии с инновационным вариантом к 2020 году суммарный пассажирооборот на скоростных и высокоскоростных поездах составит порядка7,5 млрд пасс.-км в год(в том числе на скоростных поездах – 4,2 млрд пасс.-км в год, на высокоскоростных поездах – 3,3 млрдпасс.-км в год).

К 2025 году суммарный пассажирооборот на скоростных и высокоскоростных поездах составит порядка14,7 млрд пасс.-км в год(в том числе на скоростных поездах – 3,0 млрд пасс.-км в год, на высокоскоростных поездах – 11,7 млрд пасс.-км в год).

К 2030 году суммарный пассажирооборот на скоростных и высокоскоростных поездах составит порядка45,0 млрд пасс.-км в год(в том числе на скоростных поездах – 5,4 млрд пасс.-км в год, на высокоскоростных поездах – 39,6 млрд пасс.-км в год).

В результате реализации проектов организации скоростного и высокоскоростного движения пассажирских поездов на сети ОАО «РЖД» в соответствии с консервативным вариантом к 2020 году суммарный пассажирооборот на скоростных и высокоскоростных поездах составит порядка7,3 млрд пасс.-км в год(в том числе на скоростных поездах – 4,0 млрд пасс.-км в год, на высокоскоростных поездах – 3,3 млрд пасс.-км в год).

К 2025 году суммарный пассажирооборот на скоростных и высокоскоростных поездах составит порядка8,9 млрд пасс.-км в год(в том числе на скоростных поездах – 5,0 млрд пасс.-км в год, на высокоскоростных поездах – 3,9 млрд пасс.-км в год).

К 2030 году суммарный пассажирооборот на скоростных и высокоскоростных поездах составит порядка34,4 млрд пасс.-км в год(в том числе на скоростных поездах – 3,1 млрд пасс.-км в год, на высокоскоростных поездах – 31,3 млрд пасс.-км в год).

Наши рекомендации