Перспективы развития скоростных и высокоскоростных пассажирских перевозок на сети ОАО «РЖД» на период до 2030 г.
В настоящее время в Российской Федерации реализован ряд проектов по развитию скоростного движения на сети ОАО "РЖД":
§ скоростное движение электропоездов «Сапсан» на направлении Москва – Санкт-Петербург (в 2015 году курсировало 14 пар скоростных поездов; минимальное время в пути – 3 ч 40 минут);
§ скоростное движение электропоездов «Стриж» и «Ласточка» (Desiro RUS) на участке Москва – Нижний Новгород (в 2015 году курсировало до 9 пар скоростных поездов в сутки максимальных перевозок; минимальное время в пути – 3 ч 35 минут);
§ скоростное движение электропоездов «Allegro» на участке Санкт-Петербург – Бусловская (и далее до Хельсинки) (в 2015 году курсировало 4 пары поездов; минимальное время в пути между конечными пунктами – 3 ч 36 минут).
Особо необходимо отметить привлекательность для пассажиров данных проектов. По итогам 2015 года скоростными поездами перевезено 5,9 млн человек (в том числе 3,5 млн чел. в сообщении Москва – Санкт-Петербург, 2,0 млн чел. – Москва – Нижний Новгород, 0,4 млн чел. – Санкт-Петербург – Хельсинки).
В рамках Генеральной схемы рассматриваются проекты скоростного и высокоскоростного движения на сети ОАО «РЖД», реализация которых предполагается как на период расчетного срока (до 2025 года) так и на дальнейшую перспективу (до 2030 года). Это связано с необходимостью начала реализации ряда проектов в период до 2025 года и с их окончанием до 2030 года за расчетным сроком. До начала строительства должны быть проведены предпроектные работы. Кроме того, Генеральная схема является основополагающим документом для Стратегию развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года, Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, Стратегии холдинга до 2030 года, в связи с чем необходима разработка полного полигона проектов скоростного и высокоскоростного движения за расчетным сроком (после 2025 года) и учет влияния данных проектов на потребности в развитии существующей инфраструктуры. При определении потребностей в финансировании проектов скоростного и высокоскоростного движения, в рамках Генеральной схемы, учитываются инвестиции необходимые исключительно в период до 2025 года.
Развитие скоростных и высокоскоростных железнодорожных перевозок обеспечит улучшение транспортных связей, создаст более привлекательные условия для пассажиров, повысит комфортность и безопасность пассажирских перевозок, сократит время в пути, что позволит привлечь на железнодорожный транспорт дополнительный пассажиропоток с авиационного и автомобильного транспорта, сократить убыточность пассажирских перевозок и негативное воздействие транспорта на экологию.
Организация скоростного и высокоскоростного железнодорожного движения также обеспечит сокращение потребности в подвижном составе, поддержание и дальнейшее стимулирование научно-технического и интеллектуального потенциала страны за счет размещения на отечественных предприятиях заказов на создание новых образцов техники мирового уровня.
В рамках Генеральной схемы развития железнодорожного транспорта ОАО «РЖД» предусматриваются 2 комплекса системных программных мероприятий, направленных на повышение скоростей движения на железнодорожном транспорте:
1. Организация высокоскоростного движения по специализированной магистралям со скоростями движения поездов до 300-400 км/ч. Обслуживание таких перевозок будет обеспечиваться высокоскоростным подвижным составом.
2. Организация скоростного железнодорожного движения на существующей инфраструктуре между крупными региональными центрами с максимальной скоростью 160-200 км/ч. Обслуживание таких перевозок будет обеспечиваться скоростным подвижным составом.
Проекты организации скоростного и высокоскоростного движения на сети ОАО «РЖД» в соответствии с инновационным и консервативным вариантами представлены в таблице 5.1 и на рисунках 5.1 и 5.2.
Реализация проектов организации скоростного и высокоскоростного пассажирского движения на сети ОАО «РЖД» приведет к ускорению социально-экономического развития Российской Федерации на основе эффективного развития и модернизации железнодорожного транспорта, гарантирующего единство экономического пространства и реализацию конституционных прав граждан на свободу передвижения. При этом будет создана общенациональная сеть скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения, охватывающая основные густонаселенные районы страны, практически все крупнейшие города Европейской части Российской Федерации. Кроме того, будет создана национальная промышленность, ориентированная на производство подвижного состава для скоростного и высокоскоростного железнодорожного транспорта.
Таблица 5.1 – Перечень и сроки реализации проектов организации скоростного и высокоскоростного движения на сети ОАО «РЖД»
инновационный вариант | консервативный вариант | |
Проекты организации высокоскоростного пассажирского движения | ||
Москва – Нижний Новгород – Казань | 2016-2020 | 2016-2020 |
Москва – Санкт-Петербург | 2020-2025 | 2021-2026 |
Москва – Ростов – Адлер | 2021-2028 | 2023-2030 |
Казань – Екатеринбург | 2021-2026 (с ответвлением на Пермь и Уфу) | 2022-2027 (без ответвления на Пермь и Уфу) |
Казань – Самара | 2025-2030 | - |
Екатеринбург – Челябинск | 2025-2030 | - |
Проекты организации скоростного пассажирского движения | ||
Москва – Белгород | 2016-2020 | 2016-2020 |
Москва – Красное | 2016-2020 | 2016-2020 |
Москва – Брянск | 2016-2020 | 2016-2020 |
Москва – Ярославль | 2016-2020 | 2016-2020 |
Екатеринбург – Челябинск | - | 2020-2024 |
Омск – Новосибирск | 2019-2025 | - |
Самара – Саранск | 2025-2030 | - |
Самара – Пенза | 2025-2030 | - |
Самара – Саратов | 2025-2029 | - |
Саратов – Волгоград | 2025-2029 | - |
Владивосток – Хабаровск | 2023-2030 | - |
Новосибирск – Барнаул | 2025-2029 | - |
Новосибирск – Кемерово | 2025-2029 | - |
Новосибирск – Новокузнецк | 2025-2029 | - |
Рисунок 5.1 – Полигон организации скоростного и высокоскоростного движения на перспективу до 2030 года (инновационный вариант) |
Рисунок 5.2 – Полигон организации скоростного и высокоскоростного движения на перспективу до 2030 года (консервативный вариант) |
В результате реализации проектов организации скоростного и высокоскоростного движения пассажирских поездов на сети ОАО «РЖД» в соответствии с инновационным вариантом к 2020 году суммарный пассажирооборот на скоростных и высокоскоростных поездах составит порядка7,5 млрд пасс.-км в год(в том числе на скоростных поездах – 4,2 млрд пасс.-км в год, на высокоскоростных поездах – 3,3 млрдпасс.-км в год).
К 2025 году суммарный пассажирооборот на скоростных и высокоскоростных поездах составит порядка14,7 млрд пасс.-км в год(в том числе на скоростных поездах – 3,0 млрд пасс.-км в год, на высокоскоростных поездах – 11,7 млрд пасс.-км в год).
К 2030 году суммарный пассажирооборот на скоростных и высокоскоростных поездах составит порядка45,0 млрд пасс.-км в год(в том числе на скоростных поездах – 5,4 млрд пасс.-км в год, на высокоскоростных поездах – 39,6 млрд пасс.-км в год).
В результате реализации проектов организации скоростного и высокоскоростного движения пассажирских поездов на сети ОАО «РЖД» в соответствии с консервативным вариантом к 2020 году суммарный пассажирооборот на скоростных и высокоскоростных поездах составит порядка7,3 млрд пасс.-км в год(в том числе на скоростных поездах – 4,0 млрд пасс.-км в год, на высокоскоростных поездах – 3,3 млрд пасс.-км в год).
К 2025 году суммарный пассажирооборот на скоростных и высокоскоростных поездах составит порядка8,9 млрд пасс.-км в год(в том числе на скоростных поездах – 5,0 млрд пасс.-км в год, на высокоскоростных поездах – 3,9 млрд пасс.-км в год).
К 2030 году суммарный пассажирооборот на скоростных и высокоскоростных поездах составит порядка34,4 млрд пасс.-км в год(в том числе на скоростных поездах – 3,1 млрд пасс.-км в год, на высокоскоростных поездах – 31,3 млрд пасс.-км в год).