Обращение сотрудников полиции с гражданами
Сотрудник полиции, исполняя свои служебные обязанности, неизменно, где бы он не находился, оказывается в центре внимания людей. По его поведению судят о состоянии правопорядка, судят о полиции в целом. Любой поступок работника полиции, его слова, тон, манеры, внешний вид – все привлекает внимание окружающих. То, что прощается любому человеку и остается вообще незамеченным, не прощается полицейскому, не проходит мимо внимания граждан. Это обстоятельство накладывает на сотрудника полиции особую ответственность, требует от него предельной вежливости и корректности в отношении с гражданами.
К полицейскому граждане обращаются с самыми различными вопросами и просьбами. Люди справедливо считают, что он лучше других может им помочь. Конечно, все знать и все сделать сотрудник полиции не в состоянии, однако он должен подсказать людям, как им поступить, проявить искреннее желание помочь им, если не личными действиями, то хотя бы советом. Граждане должны чувствовать внимание и доброжелательность полицейского.
Вежливость сотрудника полиции высоко ценится гражданами. Культура в работе во многом определяет успех деятельности полиции и сказывается на общественном уважении к органу власти, который представляет полицейский, и формы, которую он носит.
Обращаясь к гражданину, сотрудник полиции должен поздороваться с ним, назвать свою должность, звание и фамилию, кратко сообщить ему причину или цель обращения. При этом не следует подзывать гражданина к себе, нужно самому подойти к нему.
При выполнении обязанностей по охране общественного порядка в местах проведения массовых мероприятий, на прилегающей территории к ним и в других общественных местах работник полиции по требованию граждан обязан назвать свою фамилию, место службы и при необходимости предъявить свое служебное удостоверение.
В обращении с гражданами недопустимы:
- высокомерный тон, грубость, заносчивость;
- ироническое или невежливое изложение замечаний;
- выражения и реплики, оскорбляющие человеческое достоинство;
- угрозы и несправедливые упреки;
- предъявление необоснованных обвинений;
- угрожающие жесты и знаки, а также другие действия, оскорбляющие личность и достоинство граждан.
Ели нарушитель на сделанные ему замечания реагирует возбужденно, то необходимо дать ему время успокоиться. Разъяснение нарушителю неправомерность его действий, следует сослаться на соответствующие законы, постановления и другие нормативно-правовые акты.
Сотрудник полиции не должен вступать с гражданином в пререкания и споры, терять выдержку и самообладание, отвечать грубостью на грубость и в своих действиях руководствоваться неприязненными к нему чувствами.
Нарушителю должна быть предоставлена возможность дать объяснение своих действий. Только после этого может быть принято решение о применении установленной законом или иным нормативным актом меры принудительного воздействия или о возможности ограничения замечанием. Замечания и внушения нарушителям надо делать с учетом конкретных обстоятельств.
Сотрудник полиции должен вырабатывать умения отличать, когда то или иное нарушение произошло не обдуманно, по незнанию, и когда оно является сознательным, злостным, а то и провокационным. В первом случае следует отнестись к нарушителю доброжелательно, проявив выдержку и такт, а во втором решительно пресечь нарушение.
Если возникает необходимость проверить документы удостоверяющие личность того или иного лица, следует подойти к нему, поздороваться, извиниться за задержку и вежливо изложить свою просьбу. Как правило, люди беспрекословно предъявляют свои документы. Особенно внимательно следует быть к тем, кто проявляет нервозность, испуг или замешательство, хотя у впечатлительных нервных людей особенно женщин и подростков, такая реакция может появиться в связи с самим фактом проверки документов. В этом случае их следует успокоить.
Если документы оказались не в порядке или вызвали подозрения, и в связи с этим возникла необходимость в дальнейшей проверке, нужно вежливо, но твердо предложить гражданину пройти с вами или коллегой по службе в ближайшее подразделение полиции.
При проверке документов у лица, появление которого в данном месте или в данное время вызывает подозрение, и если при виде работника полиции такой человек обнаруживает внутреннюю напряженность необходимо усилить бдительность, быть в готовности к пресечению агрессивных действий лица или попытки к бегству. Своей напряженности не показывайте. Тон Вашего разговора должен быть спокойным, повелительным, но корректным.
Если во время несения службы Вы привлекаете к ответственности гражданина за какое-то нарушение порядка, объясните ему ситуацию спокойно и корректно. Помните, что от Вашего поведения во многом зависит отношение к Вашим действиям окружающих. Грубое обращение даже с недостойно ведущим себя человеком может вызвать отрицательную реакцию у окружающих. В то же время решительные, но правомерные действия всегда получат поддержку.
Сотрудники полиции не должны вмешиваться в возникающие споры граждан. В день проведения массовых мероприятий необходимо проявлять особое внимание к гражданам, по возможности воздержаться от замечаний, доставлений граждан в полицию и применения других мер воздействия при малозначительных случайных нарушениях.