Понятие транспортной трасологии. Классификация следов транспортных средств.
Тема № 5: Криминалистическое оружиеведение, криминалистическое исследование взрывчатых устройств, взрывчатых веществ и следов их применения.
Криминалистическое оружиеведение как один из разделов криминалистической техники.
Значительное количество преступлений, особенно тяжких, направленных против жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц и т.п. совершается с применением огнестрельного, холодного оружия, а в последние годы и различных взрывных устройств, как самодельных, так и заводского изготовления. Росту количества подобных преступлений способствует как резкая криминализация общества, так и значительное количество огнестрельного оружия, взрывных устройств и взрывчатых веществ оказавшихся к настоящему времени в сфере незаконного обращения. Неудивительно поэтому, что в ряде вопросов изучаемых криминалистикой, оружейная проблематика занимала и продолжает занимать видное место.
Оружие – общее название устройств и средств, применяемых для поражения (уничтожения) живых существ, техники, сооружений. К современному оружию вообще относят: ядерное, химическое, бактериологическое, огнестрельное, реактивное, ракетное, минное, торпедное, гранаты и холодное.
По масштабам поражающего действия ядерное, химическое и бактериологическое оружие относится к оружию массового поражения, а все другие перечисленные виды – к обычному. Оружие может быть стационарным, установленным на неподвижном основании (отдельные типы ракетных комплексов, береговые, казематные артиллерийские орудия), стационарным с подвижным основанием (самолетное, танковое и др.), самоходным (самоходные орудия, подвижные ракетные комплексы и др.), буксируемым (артиллерийские орудия, минометы и др.), возимым и носимым (ручным). Различают индивидуальное и групповое оружие.
Огнестрельным называется оружие, в котором снаряд (пуля, дробь) приводится в движение давлением газов, образовавшихся при сгорании взрывчатого вещества (пороха). В свою очередь огнестрельное оружие делится на артиллерийское (гаубицы, пушки, минометы) и стрелковое (пистолеты, пулеметы, автоматы, винтовки).
Исторически сложилось, что первой к вопросам, связанным с устройством и применением оружия обратилась военная наука. Ее отрасль, занимающаяся изучением закономерностей движения снаряда в канале ствола и далее в воздушной среде получила название баллистики(от латин. «метать»). Вслед за военными и криминалисты заимствовали этот термин, назвав соответствующую отрасль криминалистической техники судебной, а позже криминалистической баллистикой.
Однако, акцент в изучении вопросов, связанных с оружием, был смещен естественно в специфически криминалистическую область, да и сам круг этих вопросов стал неизмеримо шире, чем простое изучение закономерностей движения снаряда. Активно начали разрабатываться проблемы идентификации огнестрельного оружия, определения расстояния и направления выстрела, исследования боеприпасов и следов выстрела и т.п. Кроме того в поле зрения баллистов по формальному признаку принадлежности к оружию оказалось холодное оружие различных видов, а в последние годы взрывные устройства, взрывчатые вещества, газовое оружие. Все это повлекло за собой настоятельную необходимость изменения наименования отрасли с целью более точного соответствия его предмету, изучаемому данной отраслью. В итоге, ряд исследователей предложили назвать данный раздел криминалистики криминалистическим оружиеведением, что и закрепилось за ним в настоящее время.
Характеристика следов огнестрельного оружия.
Следы огнестрельного оружия на гильзеобразуются в результате:
1. Заряжания – от загибов магазина, нижней поверхности затвора, патронника, переднего среза затвора и зацепа выбрасывателя.
2. Выстрела – от бойка, патронного упора, стенок патронника.
3. Извлечение стрелянной гильзы – от зуба выбрасывателя, патронника, отражателя.
Для нарезного огнестрельного оружия со скользящим затвором характерна специфическая картина следов.
Следы огнестрельного оружия на пуле –следы полей нарезов, пулевая пробоина, следы близкого выстрела – образуются при:
1. Заряжании.
2. В результате выстрела.
Характеристика почерка.
Признаки почеркаделятся на общие и частные.
1. Общиехарактеризуют почерк в целом как систему движений. К ним относятся:
2. Выработанность почерка – способность пишущуего пользователя системой скорописи. Различают высоковыработанный, средневыработанный и маловыработанный почерки.
3. Наклон почерка определяется соотношением продольной оси письменного знака с линией строки. Выделяют прямой вертикальный, правонаклонный и левонаклонный почерки. Наклон не является устойчивым признаком и часто меняется в целях маскировки почерка.
4. Разгон почерка – соотношение высоты строчных знаков и ширины промежутков между ними или соотношение высоты и ширины строчных знаков. Разгон может быть большой, средний и малый.
5. Размер почерка определяется по средней высоте строчных букв: крупный – высота строчных букв более 5 мм, средний – от 2 до 5 мм, мелкий – не более 2 мм.
6. Связанность почерка характеризуется написанием определенного количества букв в одном слове без перерыва движений. По степени связанности выделяют высокосвязный почерк – связно выполняется 5-6 букв, средней связности – 3-4 буквы, отрывистый – не более 2 букв. Этот признак является устойчивым, так как повысить связность почерка без длительной тренировки невозможно.
7. Нажим в почерке характеризует приложение усилий к пишущему прибору.
2. Частные признаки почеркаотражают особенности движений при написании отдельных букв, их элементов и межбуквенных соединений. К частным признакам почерка относятся:
2.1. Форма движений при выполнении и соединении букв и их элементов – прямолинейная, дуговая, петлевая, угловатая, извилистая.
2. Направление движений – снизу вверх, сверху вниз, левоокружные, правоокружные.
3. Протяженность движений – характеризуется относительным размером штрихов различных элементов букв.
4. Связность движений, то есть вид соединения элементов в буквах, а также вид соединения букв между собой.
5. Относительное размещение точек начала, окончания, пересечения и соединения движений.
6. Последовательность движений, которыми выполняются различные элементы букв и их соединений.
7. Сложность движений при выполнении букв – обычные, усложненные, упрощенные движения.
Подготовка к производству обыска. Стадии производства обыска.
Подготовка к производству обыскавключает:
- сбор необходимых ориентирующих сведений;
- определение времени обыска;
- комплектование и инструктаж следственно-оперативной группы;
- принятие мер к обеспечению группы необходимыми технико-криминалистическими средствами, а также транспортом;
- составление плана проведения обыска;
- вынесение постановления и получение санкции прокурора.
Различают четыре стадии производства обыска:
- подготовительная (предварительная) заключается в прибытии следственно-оперативной группы к месту обыска, проникновении на обыскиваемый объект и проведении мероприятий, обеспечивающих нормальный ход обыска;
- обзорная стадиязаключается в обходе помещения или участка местности, подлежащего обыску, во время которого следователь непосредственно знакомится с обстановкой, намечает план обыска, окончательно распределяет обязанности между участниками, принимает решение об использовании технических средств;
- детальная стадиявключает в себя непосредственно поиски объектов, интересующих следствие;
- фиксация результатов обысказаключается в составлении протокола, планов и схем обыскиваемых помещений или участков местности, использовании фотосъемки и видеозаписи как средств фиксации.
Отличия и сущность выемки.
Выемка отличается от обыска тем,что в процессе ее производства изымаются заранее известные определенные предметы, местонахождение которых также заранее известно, в связи с чем при производстве выемки отсутствуют элементы поисковой деятельности.
Выемкапроизводится по мотивированному постановлению следователя,в котором должно быть указано, какие именно предметы и документы подлежат выемке и почему, где они находятся.
Выемка документов, содержащих государственную тайну, а также почтово-телеграфной корреспонденции производится с санкции прокурора.
Результаты выемкификсируются в протоколе этого следственного действия, а в необходимых случаях и в приложениях к нему.
Виды судебных экспертиз.
Различают следующие виды судебных экспертиз
• в зависимости от отрасли знания – криминалистические, судебно-медицинское, судебно-психиатрические, судебно-бухгалтерские, судебно-технические; судебно-экономические и др.;
• по признаку последовательности проведения – на первичные, повторные и дополнительные;
• по объему исследования – основные и дополнительные;
• по составу (характеру) используемых знаний – однородные и комплексные;
• по количеству экспертов – единичные и комиссионные;
• по месту проведения – в экспертном учреждении и вне экспертного учреждения.
Подготовка к назначению экспертизы. Стадии экспертного исследования. Оценка заключения эксперта.
Подготовка к назначению экспертизысостоит из следующих элементов:
- собирание, отбор, хранение и приготовление к направлению на экспертизу объектов экспертного исследования;
- выбор экспертного учреждения или эксперта; вынесение постановления о назначении экспертизы, ознакомление с ним обвиняемого, разрешение заявленных при этом ходатайств;
- исполнение постановления - направление его в экспертное учреждение или эксперту (вместе с объектами исследования). В необходимых случаях эксперту может быть направлено и уголовное дело.
Экспертное исследование состоит из следующих стадий:
• предварительное исследование объектов (экспертный осмотр);
• раздельное исследование (анализ);
• сравнение (синтез);
• экспертный эксперимент;
• доводы;
• составление заключения.
Оценка заключения эксперта предполагает его анализ, сопоставления с другими доказательствами, который имеются в деле, проверку достоверности объектов исследования и правильности содержащихся в заключении выводов.
В процессе оценки заключения эксперта следователю необходимо установить: полноту проведения экспертом исследований, на основании которых сделаны выводы; научную обоснованность методов, использованных экспертом при проведении экспертизы; обоснованность заключений фактическими данными уголовного дела и результатами проведенных экспертом исследований; полноту заключения, его ясность, соответствие ответов эксперта заданию, полученному им от следователя.
Эффективность раскрытия и расследования уголовных дел в настоящее время во многом зависит от использования в уголовном процессе и криминалистики естественнонаучных, технических и других специальных познаний.
Понятие транспортной трасологии. Классификация следов транспортных средств.
Транспортная трассология –раздел криминалистики, изучающий следы, оставленные различными транспортными средствами и их частями.
Изучение следов транспорта позволяет решать как идентификационные, так и диагностические задачи трассологии.
Следы автотранспортных средствстановятся объектами криминалистического исследования, когда транспорт использовался как предмет посягательства, средство совершения преступления или как средство передвижения в связи с совершенным преступлением.
Следы, оставленные транспортными средствами,с точки зрения криминалистики, могут быть разделены на четыре группы:
1. Следы отображения ходовой части колесного, гусеничного и гужевого транспорта, саней, образовавшихся при передвижении или стоянке.
2. Следы отображения, оставленные выступающими частями транспортного средства.
3. Следы отображения различных объектов материальной обстановки места происшествия, образовавшиеся на самом транспортном средстве.
4. Отделившиеся от транспортного средства отдельные части, детали, мелкие частицы, вещества, оставшиеся на месте происшествия.
Следы ходовой частиоставляет безрельсовый транспорт.
По состоянию колес в момент следообразования различают следы качения и скольжения. Первые возникают в результате поступательно-вращательного движения колеса, торможения и пробуксовки, вторые – при полной блокировке колес в процессе торможения.
В зависимости от свойств воспринимающей поверхности следы ходовой части могут быть поверхностные и объемные.
Поверхностные следы делятся на следы наслоения и отслоения. Следы наслоения бывают позитивные и негативные.
Объемные следы являются результатом остаточной деформации грунта и способны передать не только объемную копию беговой части протектора, но и данные о его боковых частях.
По следам ходовой части определяют направление и режим движения; вид, модель транспортного средства.
Вид и модель транспортного средства можно определить по ширине колеи и базе автомобиля.
Ширина колеи – это расстояние между центральными линиями следа левых и правых задних колес, или между просветами задних спаренных колес.
База автомобиля – это расстояние между осями передних и задних колес.
Все выявленные признаки следов ходовой части отражают в протоколе осмотра места происшествия.
Изъятые на месте происшествия слепки и фотоснимки следов ходовой части направляют на экспертное исследование.
На разрешение трасологической экспертизы могут быть поставлены следующие вопросы:
- шиной какой модели оставлен след;
- тип (марка, модель) транспортного средства, оставившего следы на месте происшествия;
- в каком направлении двигалось транспортное средство, оставившее следы;
- не образован ли след данной шиной;
- какими колесами (передними, задними, правыми, левыми) оставлены следы на одежде потерпевшего.
Отделившиеся детали и части, обнаруживаемые на месте происшествия,используются для розыска транспортного средства, его идентификации, а также для определения конкретного участка, где произошло происшествие.
Остающиеся при этом на месте происшествия объекты могут быть сгруппированы следующим образом:
1. Осколки фарного стекла, органического стекла и иных стеклянных составных частей транспортного средства.
2. Кусочки лакокрасочного покрытия.
3. Обломки частей транспортного средства.
4. Составные части или крепежные детали отдельных узлов.
Исследование фарных и иных осколков позволяет установить тип, модель, марку изделия и в зависимости от этого – модель транспортного средства.
Частицы лакокрасочного покрытия, отделившиеся от транспортного средства, позволяют установить его окраску и включить эти данные в розыскные сведения, а после обнаружения транспортного средства провести трассологическую и материаловедческую экспертизы.
Следы выступающих частей транспортного средстваявляются следами контактного взаимодействия (следами-отображениями).
Они образуются при столкновении двух и более транспортных средств; при ударе частями транспортного средства по телу (одежде) пострадавшего; при переезде через тело человека; при контакте транспортного средства с объектами окружающей обстановки.
Изучение следов контактного взаимодействия проводится для установления транспортного средства, скрывшегося с места происшествия, а также для восстановления события дорожно-транспортного или иного происшествия.
Следы выступающих частей транспортных средств делятся на следы статические и динамические.
Локализация следов зависит от вида столкновения.
При анализе следов столкновения транспортных средств исходят из того, что столкновения могут быть:
- встречные – при движении транспортных средств во встречном направлении;
- попутные – при движении транспортных средств в одном направлении;
- угловые – при движении транспортных средств под углом друг к другу.
Таким образом, во-первых, криминалистическая трасология – один из центральных разделов криминалистической техники, в котором изучаются теоретические основы и закономерности возникновения следов, отражающих механизм совершения преступления, разрабатываются средства, приемы и методы их обнаружения, изъятия и исследования в целях выяснения обстоятельств, значимых для раскрытия, расследования и предупреждения преступных посягательств.
Во-вторых, данные трассологии успешно используются для решения следующих групп задач, входящих в предмет расследования и доказывания по уголовному делу: идентификация лиц и предметов по оставленным ими следам, установление групповой (видовой) принадлежности объектов, в частности типа инструмента, вида и марки автомашины и т.п., установление некоторых анатомо-физиологических особенностей (признаков) присущих лицу, оставившему следы (определение пола, возраста, роста, особенностей походки, профессиональных навыков и т.п.), выяснение механизма следообразования и связанных с ним обстоятельств расследуемого события.
В третьих, в основном трасология изучает следующие группы следов:
- антропоскопические, отражающие в следе непосредственно свойства человеческого тела и отдельных его частей (рук, ног, зубов, пальцев, ладоней, стопы и т.п.);
- антропомеханические, отражающие свойства человеческого тела и отдельных его частей, на которые надета одежда, обувь или свойства предметов, заменяющие части человеческого тела и выполняющих в определенной мере их функции (протезы, вставные зубы, костыли);
- механоскопические – следы орудий, инструментов, транспортных средств;
- следы животных.
В четвертых, в рамках трассологии рассматриваются вопросы использования микрообъектов в раскрытии и расследовании преступлений.