Конструкция судоподъёмных сооружений.
Судоремонтные и судостроительные предприятия используют различные подъемно-спусковые механизмы, судоподъемные средства и сооружения для спуска и подъема судов и плавсредств: эллинги, слипы, сухие, наливные и плавучие доки, вертикальные судоподъемники.
Эллинг
Это специализированное механизированное береговое сооружение с наклонным подводным и надводным фундаментом, боковыми или тыловыми кранами, предназначенное для подъема по рельсовым путям ремонтируемых или строящихся судов, техобслуживания и хранения яхт, шхун, дебаркадеров; закрытый цех для закладки килей, сборки, сварки корпусов и достройки судов в зимнее время.
Надводная наклонная часть эллинга одновременно выступает открытым стапельным местом* для судов.
*Стапельное место – горизонтальная или наклонная площадка, расположенная на берегу и предназначенная для постройки или ремонта судна и дальнейшего его спуска на воду. Размеры стапеля всегда соответствуют размерам ремонтирующихся или строящихся судов.
В зависимости от положения судна относительно подъемных путей различают эллинги поперечные и продольные.
На поперечном эллинге диаметральная плоскость судна перпендикулярна рельсовым судовозным подъемным путям. Данный тип предназначен для подъема плавсредств до 6 тысяч тонн.
На продольном эллинге диаметральная плоскость судна параллельна рельсовым судовозным путям. Их строят для подъема плавсредств массой до 10 тысяч тонн.
Поперечный эллинг. Покраска корпуса на землесосе Edax. Продольный эллинг.Судно Kexue готово к спуску на воду.
Слип
Это судоподъемное капитальное сооружение, предназначенное для подъема и спуска на тележках одного или сразу нескольких судов, перемещаемых по рельсовым путям под наклоном.
В отличие от эллингов слипы оборудованы боковыми надводными стапелями с одной или обеих сторон, на которые откатываются поднятые на тележках суда, что значительно увеличивает пропускную способность сооружения и улучшает условия для проведения ремонтных работ.
По конструктивным особенностям слипы разделяют на два вида: продольные и поперечные гребенчатые.
Продольный слип оборудован только наклонной плоскостью и не имеет горизонтальной части. На открытое стапельное место поднятое из воды плавсредство передвигают в двух направлениях перпендикулярных друг другу.
Поперечный гребенчатый слип имеет наклонную (подъемно-спусковую) и горизонтальную площадку (открытый или крытый стапель), является расширенным вариантом поперечного эллинга за счет горизонтального продолжения береговой наклонной плоскости.
На нем плавсредство поднимается на комплекте подъемных тележек и передается для горизонтального передвижения на комплект стапельных самоходных тележек. Данный вид стапелей является самым распространенным типом судоподъемных сооружений.
В целом эллинги и слипы являются сложными инженерными механизмами, снабженными рельсовыми путями и мощными тележками, перемещаемыми электрическими лебедками. Эти установки требуют серьезных финансовых вложений не только на этапе создания, но и обслуживания после ввода в эксплуатацию.
Слип.Спуск судна Спасатель Карев на Невском Судостроительном Судоремонтном Заводе.
Судовой док
Сооружение, служащее для извлечения судов из воды, осмотра и ремонта их подводной части (докования) либо для постройки судов. Док оборудуют механизмами и устройствами для ввода и установки судов над опорами (кильблоками, клетками и др.), насосами для перекачки воды, передвижными кранами, средствами для подачи электроэнергии, пара, сжатого воздуха, кислорода и др., для ремонтных или строительных работ. Подразделяются по устройству и способу заполнения на сухие, наливные и плавучие.
Сухой (откачивающийся) док
Это стационарная конструкция (бассейн) для докования ниже уровня окружающей акватории, состоит из трех основных элементов:
• Камеры с водонепроницаемым бортами и дном, куда заводится докуемое судно при наполнении ее водой.
• Затвора, при помощи которого камеру отделяют от акватории при её осушении.
• Механического и грузоподъемного оборудования.
Одной из важнейших частей сухого дока является затвор входной части для обеспечения водонепроницаемости, быстрого открытия и закрытия внутреннего водного бассейна, возможности ремонта докового сооружения без вывода из эксплуатации.
В качестве затворов применяют:
• двустворные ворота (стальные, пустотелые)
• задвижной специальный щит или ящик
• батопорт - стальной поплавок особой формы, имеющий внутри балластные цистерны, при наполнении которых, погружаясь, он плотно закрывает вход в док.
Наполнение сухих доковых сооружений идет самотеком, а откачку производят мощными балластными насосами.
Сухой (откачивающийся) док.Заканчивается ремонт танкера Mar Adriana.
Наливной док
Это построечно-спусковое сооружение с глубоководным каналом для ввода и вывода кораблей, предназначенное для их ремонта и постройки, аналогичное по конструкции наливной камере, является одной из разновидностей сухого дока.
Основное конструктивное отличие заключается в устройстве док-камеры, допускающей одновременную установку по ширине двух и более кораблей и не на дно камеры, а на стапельные площадки, расположенные вдоль доковых стен выше максимального уровня воды в открытом водном бассейне.
Строительство наливных доков целесообразней всего в морях с большими колебаниями уровня из-за частых приливов и отливов. Ввод докуемых кораблей осуществляется в момент полной воды, а осушение дока проводят в момент малой воды, что значительно сокращает время функционирования осушительных насосных установок.
Ввод кораблей в камеру, отделенной от акватории системой шлюзовых затворов, осуществляется через глубоководный канал, располагающийся между стапельных площадок, при открытом затворе, затем его закрывают, камеру наполняют водой до уровня, который обеспечит перемещение корабля до стапельной площадки.
После того как корабль установлен над килевой дорожкой стапельного места, вода самотеком спускается из камеры в акваторию через клинкеты до выравнивания уровней. Затем с помощью насосных агрегатов воду откачивают до уровня посадки корабля на кильблоки и далее до минимально возможного уровня воды в акватории.
По завершению ремонтных работ, камеру вновь заполняют, корабль всплывает и отходит в глубоководную часть, где дожидается полного спуска воды до уровня внешнего бассейна, после чего выходит в него.
Наливные доки имеют следующие преимущества перед сухими:
• Допускается одновременное докование большего числа судов.
• Отсутствие фильтрационной воды на стапельных площадках.
• При малом уровне воды авария затвора не представляет никакой опасности находящимся на стапельных площадках судам.
• Более мощная освещенность стапельных площадок.
Ракетный крейсер в наливной док-камере судостроительного предприятия Звёздочка.
Плавучий док
Это подвижное несамоходное или самоходное плавучее сооружение технического флота, снабженное подъемно-транспортным оборудованием, механизмами для затопления и подъема, устройствами для ввода судна, установки его на килевые и скуловые блоки, системами подачи воды, газа, пара, сжатого воздуха и электроэнергии.
Плавдок может состоять из одного или нескольких понтонов. По их бортам располагаются башни, которые обеспечивают продольную прочность. В самих башнях находится пульт управления, а также бытовые и служебные помещения.
Плавдоки более широко распространены, чем стационарные, за счет меньшей стоимости и возможности перемещения из одного порта или бассейна в другой.