Обучение действиям в качестве дозорных
Кобучению действиям вкачестве дозорных следует приступать после освоения личным составом приемов испособов передвижения, наблюдения иследопытства ипривития солдатам определенных навыков вориентировании и определении расстояний. Занятия по обучению дозорных целесообразно проводить на оборудованном учебном тактическом поле или участке местности, включающем овраги, высоты, рощи, отдельные строения, инженерные заграждения иопорные пункты. На маршруте, где планируется передвижение дозорных, следы боевой техники. Для обозначения огневых средств назначаются
солдаты с оружием и холостыми патронами, создаются другие признаки пребывания противника.
Занятие организуется, как правило, в составе взвода с практической отработкой основных учебных вопросов по отделениям под руководством их командиров. Занятие целесообразно начинать с подготовки вооружения и снаряжения для действий в разведке, изучения сигналов для связи с дозорными и порядка действий по ним. После этого командиры разводят свои отделения по местам занятий, назначают парных дозорных и приступают к их обучению, периодически меняя дозорных в ходе движения по маршруту. При обучении личного состава нужно обращать внимание на быстроту и скрытность действий, умение использовать местность, четкое взаимодействие в парах и внимательность при осмотре местности и местных предметов.
На участке с инженерными заграждениями, опорными пунктами и другими сложными для разведки элементами обучение личного состава целесообразно проводить лично командиру взвода, поочередно пропуская каждое отделение.
ные; бинокли — 6 шт; комплект разведки и разграждения — 1; катки-клише — 2 шт , холостые патроны — 100 шт
Руководства и пособия: Боевой устав Сухопутных войск (ч. III), Сборник нормативов по боевой подготовке, Учебно-методическое пособие по одиночной подготовке разведчика
Организация занятия
1.Накануне занятия в часы самоподготовки организуюизу
чение разведывательных признаков объектов (целей) иповто
рение приемов следопытства
2.При выдвижении в район занятия провожу попутнуютре
нировку в выполнении приемов скрытного и бесшумногопере
движения.
Занятия провожу по отделениям на кольцевом маршруте Соревнование организую по разведке и преодолению минно-взрывных и проволочных заграждений.
Ход занятия
Учебные вопросы и время Порядок отработки учебных вопросов Организационная Проверяю готовность личного состава, часть — 10 мин материальное обеспечение, осматриваю оружие. Объявляю тему, цели занятия, порядок отработки учебных вопросов. Напо-минаю меры безопасности на занятии Основная часть — 2 ч 40 мин 1. Обязанностидо- Провожу со всем личным составом зорных. Сигналы для одновременно: связи с дозорными и объясняю задачи, для выполнения ко-порядок действий по торых назначаются дозорные, обязанно-ним — 25 мин сти старшего дозорного и дозорных; показываю порядок их действий; объясняю и показываю сигналы для связи с дозорными, порядок действий по ним; требую повторения сигналов личным составом, проверяю их усвоение 2. Действия дозор- Проводят командиры отделений: ных при осмотре мест- ставят задачи дозорным, обучают их ности и местных пред- выбору пути и способов передвижения, метов — 90 мин занятию места для наблюдения; тренируют солдат в выполнении обязанностей дозорного при осмотре высоты, оврага, рощи, отдельного строения, в передаче сигналов и докладе о результатах разведки; при неправильных действиях, слабой маскировке и невнимательном осмотре местности указывают недостатки и требуют повторения приема |
Учебные вопросы и время Порядок отработки учебных вопросов 3. Разведка инже- Провожу поочередно со всеми отделе-нерных заграждений ниями: и опорного пункта ставлю боевые задачи дозорным, про-противника — 45 мин веряю порядок их действий и результат тыразведки; возвращаю в исходное положение, объясняю и показываю на местности разведывательные признаки минных полей и заграждений наблюдательных пунктов, огневых средств на позициях и другихцелей; обучаю личный состав скрытому выходу к заграждениям, определению их глубины, протяженности, типа установленных проволочных и минно-взрывных заграждений, отысканию проходов и пу-тейотхода; тренирую солдат в разведке и проделывании прохода в минно-взрывных заграждениях с помощью щупов и кошек Заключительная Проверяю личный состав, оружие, сна» часть — 10 мин ряжение и материальное обеспечение. Провожу разбор занятия, подвожу итоги соревнования и объявляю оценки. Ставлю задачи на устранение недостатков. Предоставляю время для разбора командирам отделений |
Командир . . . взвода . . (воинское звание, подпись, фамилия) (дата)
Обучение действиям в горах
Подготовку разведчиков для действий в горах можно разделить на два этапа: первый — изучение техники выполнения приемов передвижения и тренировка в их выполнении на учебных участках горного рельефа; второй — освоение всего комплекса технических приемов в ходе тактических занятий иучений и в специальных походах.
Обучение личного состава следует начинать до выхода подразделений в горы. Для этого вблизи расположения части выбираются характерные горные пре пятствия (травянистые склоны, скальные участки, горные ручьи и т. п.) либо высокие насыпи, каменоломни, карьеры, овраги, реки с крутыми обрывистыми берегами.
При организации занятий первостепенное значение приобретает предупреждение несчастных случаев и травм, продумывание и соблюдение правил и мер безопасности. Занятие нельзя начинать, если его руководитель не знает степени физической и технической подготовленности обучаемых, не проверил наличие и не убедился в исправности горного снаряжения. В ходе занятий не допускается пренебрежение со стороны обучаемых к мерам самостраховки и страховки в местах, где имеется малейшая опасность срыва и падения. Обучаемые в свою очередь должны строго соблюдать дисциплину и помогать друг другу, предупреждая несчастные случаи.
Руководитель занятия должен сам отлично владеть техникой преодоления горных препятствий, методикой обучения, вести постоянное наблюдение за состоянием и действиями обучаемых. Только он дает окончательное заключение о подготовленности разведчика к предстоящему высокогорному походу или восхождению.
При проведении занятий обычно применяются три способа обучения: групповой, индивидуально-групповой и самостоятельное выполнение задания.
При групповом способе руководитель обучает всю группу, наблюдает за всеми обучаемыми, делает общие или индивидуальные замечания. Этот способ можно применять при обучении преодолению травянистых склонов, самостраховке с помощью ледоруба (горной палки) и другим приемам.
При индивидуально-групповом способе руководитель объясняет (показывает) прием всему подразделению. Затем по очереди обучает каждого разведчика. Такой способ можно применять при обучении личного состава подъемам и спускам с помощью веревок.
На участке большой трудности обучается поочередно каждый разведчик с обязательной его страховкой. При этом остальные обучаемые, находясь в безопасном месте, ожидают своей очереди, наблюдают за выполнением приема и учитывают все замечания, сделанные руководителем их товарищу.
При самостоятельном выполнении задания руководитель ставит задачу на выполнение определенной приема всем обучаемым одновременно. Обучаемые выполняют прием потоком по одному или в одношереножном строю. Дистанции и интервалы между военнослужащими устанавливаются руководителем занятия. Этот способ можно применить при лазании по отдельным камням, гребню хребта или ходьбе по леднику с вырубкой ступеней. Руководитель при этом наблюдает за всеми, при необходимости делает замечания и направляет действия разведчиков.
Обучение личного состава действиям в горах можно начинать с беседы о характеристике гор и горного рельефа природных явлениях в горах и влиянии горных условий на организм человека. При этом используются кинофильмы, диапозитивы, макеты горного рельефа и другие материалы. Затем разведчики знакомятся со специальным обмундированием и горным снаряжением, правилами пользования ими.
После этих занятий или в сочетании с ними следует переходить к освоению техники преодоления горных препятствий, соблюдая методическую последовательность: ознакомление, разучивание и тренировка в выполнении приемов Обучение приемам самостраховки и самозадержания с помощью ледоруба, палки, приклада оружия вначале проводится на травянистых склонах Приемы страховки осваиваются перед изучением техники преодоления сложных горных препятствий (скал дедовых и снежных склонов, горных рек), где их применение обязательно.
Ко второму этапу обучения переходят, когда все основные технические приемы движения по склонам различного характера разведчиками хорошо усвоены. Второй этап включает отработку всего комплекса технических приемов по преодолению горных препятствий в ходе тактических занятий и учений или при совершении специальных походов
Походы, как и тактические учения, должны тщательно готовиться и проводиться в конкретной тактической обстановке с выполнением разведывательных задач. Первое тактическое учение (поход) целесообразно организовать продолжительностью 2—3 суток. Маршрут прокладывается по травянистым склонам, осыпям, моренам, а также по скалам небольшой крутизны и сложности. На втором тактическом уче нии (в походе) продолжительностью 3—4 суток маршрут прокладывается через два-три горных перевала со снежным покрытием и скальными склонами средней трудности. Последующие учения или походы могут быть более продолжительными, маршруты усложняются.
«утверждаю»
Командир...... роты
(воинское звание подпись фамилия)
. . . (дата)
ПЛАН
ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ ПО ГОРНОЙ ПОДГОТОВКЕ С ЛИЧНЫМ СОСТАВОМ ВЗВОДА
(вариант)
Тема: Преодоление травянистых склонов.
Занятие 1. Тактико-строевое днем.
Учебные цели: 1. Научить технике преодоления крутых травянистых склонов, приемам самостраховки и самозадержания с помощью ледоруба (горной палки).
2. Дать практику в установке и маскировке горной палатки.
Время: 3 часа.
Материальное обеспечение: оружие и снаряжение — штатные; рукавицы, ледорубы (горные палки), кошки и веревки — на каждого; палатки высокогорные — по одной на отделение.
Руководства и пособия: Боевой устав Сухопутных войск (ч. 3) Учебно-методическое пособие по обучению преодолению горных препятствий.
Организация занятия
1.Накануне занятия в часы самоподготовки провожу беседу с личным составом на тему «Влияние горной местности на характер действий в разведке».
2.Попутную тренировку при выдвижении на занятие организую с целью совершенствования навыков личного состава в определении расстояний в горах.
3.Занятие провожу в учебном центре горной подготовки.
Ознакомление и разучивание приемов организую групповым методом со всем личным составом взвода тренировку — по отделениям Соревнование организую между отделениями на скорость и качество преодоления крутых травянистых склонов.
Ход занятия
Учебные вопросы и время Порядок отработки учебных вопросов Организационная Проверяю готовность личного состава, часть — 15 мин исправность горного снаряжения, осматриваю оружие. Объявляю тему, цели занятия и порядок отработки учебных вопросов. Напоминаю личному составу меры безопасности Основная часть — I ч 35 мин 1. Подъем способа- Показываю, как крепятся к обуви и ми «в лоб» и «елоч- делается обвязка сапог. Отдаю распоря-кой» и спуск по пря- жение на крепление кошек и проверяю мой — 45 мин их крепление. Объясняю, что подъем «в лоб» и спуск по прямой применяются на небольших травянистых склонах, когда нужно преодолеть их быстро, подъем «елочкой» применяется на крутых склонах. Показываю приемы, при этом обращаю внимание на положение ступней ног при подъеме и спуске и на положение ледоруба (горной палки) в руках на случай страховки. Строю взвод в одну шеренгу лицом к склону с интервалом 1—1,5 м. Подаю команду «Оружие за спину» иприступаю к разучиванию приема с личным составом. По окончании разучивания приема приказываю командирам отделений приступить к тренировке личного состава. Сам занимаюсь с солдатами, слабее других усвоившими технику выполнения приема, закончив отработку приемов, провожу краткий разбор 2. Подъем и спуск Объясняю, в каких условиях приме-зигзагом — 40 мин няется прием и показываю его, обращая внимание на положение ступней ног, туловища и ледоруба (палки) при подъеме и на спуске. Строю взвод в колонну по одному и приступаю к разучиванию приема, после чего организую тренировку по отделениям. После отработки приемов провожу краткий разбор ! |
Учебные вопросы ивремя Порядок отработки учебных вопросов 3. Самостраховка Строю личный состав в одну шеренгу (самозадержание) на лицом к склону с интервалом 1—1,5 м. травянистом скло- Объясняю и показываю приемы само-не — 40 мин задержания с помощью ледоруба и горной палки. Обращаю внимание на положение клюва ледоруба, рук при удержании ледоруба клювом вниз и туловища. Приступаю к разучиванию приема. Обучаемые поднимаются на склон на высоту 6—8 м с изготовкой ледоруба для самостраховки. По моей команде выполняют прием по разделениям упирают штыри ледорубов в склон, затем с силой втыкают клювы ледорубов в склон; быстро ложатся на живот, держась одной рукой за головку ледоруба, другой — за его древко По моей команде все встают и возвращаются в исходное положение Упражнение повторяется несколько раз до полного усвоения приема. Тренировку организую по отделениям. Сам занимаюсь с солдатами, слабее других освоившими прием. Таким же образом отрабатываю другие приемы самостраховки и самозадержания при срыве со склона. После завершения тренировки провожу краткий разбор 4 Установка и мас- Объясняю и показываю порядок раз- кировка высокогорной вертывания, установки и маскировки палатки 30 мин высокогорной палатки. Указываю места для тренировки и приказываю командирам отделений присту-пить к тренировке Контролирую дейст-внл командиров отделений и обучаемых Заключительная Строю взвод, осматриваю оружие и часть— 10 мин снаряжение. Указываю, как достигнута цель занятия, ошибки и недостатки. Объявляю оценки, подвожу итоги соревнования |
Командир . . . взвода
(воинское звание, подпись, фамилия)
7. Организация соревнований по тактической подготовке
Соревнования на лучшего по специальности — это завершающий этап одиночного обучения разведчиков. Цель соревнований — совершенствовать умения и навыки личного состава, оценить уровень обученности, выявить лучших разведчиков, лучших командиров отделений и взводов. Эти мероприятия способствуют воспитанию личного состава, пропаганде передовых методов обучения и обмену опытом боевой подготовки
Порядок проведения соревнований зависит от местных условий, наличия и оборудования учебных по лей, учебной материально-технической базы и других факторов. Очень многое зависит от методического мастерства, организаторских способностей и профессиональной подготовки непосредственных организаторов соревнований.
В отличие от учебных занятий по одиночной подготовке, которые проводятся тактико-строевым методом, соревнования организуются как тактические занятия или учения. Для их проведения на местности создается сложная тактическая обстановка с обозначенным противником, объектами разведки, препятствиями и заграждениями. Разведчикам, участвующим в соревнованиях, ставятся задачи по разведке, выполняя которые они должны самостоятельно выбирать приемы и способы действий и практически при менять навыки, приобретенные на занятиях по тактической, огневой, инженерной, физической подготовке военной топографии и другим предметам обучения.
В программу соревнований включаются ориентирование и движение по азимуту, следопытство, разведка местности и различных объектов (целей) с определение их координат, составление донесений и доклад по радио о результатах разведки, преодоление различных препятствий, заграждений и водных преград. Обязательно следует предусматривать выполнение нормативов по наблюдению, передвижению на поле боя, оборудованию и маскировке наблюдательных пунктов и др.
В зависимости от местных условий и направленности подготовки разведчиков им могут быть постав лены задачи по добыванию и очистке воды, приготовлению пищи, устройству и маскировке укрытий, установке мин-сюрпризов.
Соревнования проводятся на среднепересеченной полузакрытой местности. Если позволяют условия, маршрут может быть замкнутым (кольцевым). Он делится на контрольные участки, на которых соревнующиеся выполняют конкретные тактические приемы или задачи На каждый участок назначается посредник, который оценивает действия соревнующихся и следит за соблюдением мер безопасности.
Накануне соревнований с участковыми посредниками и помощниками руководителя соревнований проводится инструктаж на котором указываются их практические обязанности, порядок оценки соревнующихся, меры безопасности, уточняются вопросы обозначения противника, порядок подготовки участков и время их готовности.
Участников соревнований рекомендуется заранее (за одну-две недели до начала) ознакомить с программой и правилами соревнований, не раскрывая места и порядка их проведения. Это будет стимулировать самостоятельную целенаправленную подготовку личного состава.
Перед началом соревнований проверяется личный состав, его экипировка и вооружение, проводится инструктаж по правилам соревнований и мерам безопасности. Участникам указывается исходный пункт и очередность выхода на него.
Поучительными были соревнования, проведенные старшим лейтенантом Ю. Левченко. Они были организованы с использованием отдельных объектов учебного тактического поля, но большая часть маршрута проходила за его пределами (рис. 134). Порядок проведения соревнований был следующий:
все участники соревнований одновременно вводились в тактическую обстановку и им ставилась задача на действия в качестве дозорных;
в исходном пункте каждой паре дозорных вручалась схема движения по азимутам с краткими письменными заданиями на каждом участке маршрута;
при выполнении задачи на маршруте участковые посредники (сержанты) оценивали действия участников, имитацией действий противника усложняли обстановку, при необходимости уточняли отдельные задания.
Программа соревнований состояла из семи пунктов:
1. Скрытно преодолеть двухкилометровый участок маршрута. За каждое обнаружение дозорных противником — выстрел холостым патроном — снимался один из пяти баллов; после трех обстрелов до-ворные выбывали из борьбы.
2. Обнаружить нанесенные на грунтовой дороге следы танка, доложить по радио об обнаруженном, указав при этом тип танка время и направление его движения Направление движения нужно было указывать относительно дорожных знаков-указателей, о чем заранее не сообщалось. За каждый неправильный ответ снимался один из пяти оценочных баллов.
3. Обнаружить минное поле, определить визуально его границы, с помощью щупа отыскать мину, определить ее тип и сдернуть мину с места кошкой. Разведчики, которые не могли обнаружить минное поле или допускали ошибки при разминировании, выбивали из дальнейшей борьбы.
4. Проникнуть через проволочное заграждение к объекту, снять часового и осмотреть отдельное здание. По каждому из этих действий разведчики оценивались по пятибалльной шкале. Максимально они могли получить 15 баллов (5 — за проникновение,5 — за снятие, 5 — за осмотр)
5. Обнаружить минометную батарею на огневой позиции, определить по карте ее координаты, состав вить донесение и передать его по радио. Минометная батарея обозначалась макетами и взрывпакета ми на расстоянии 1,5 км от маршрута. Здесь разведчики получали две оценки: одну за обнаружение и донесение, а другую за определение координат (в соответствии с требованиями нормативов).
6 Оборудовать и местными материалами замаскировать наблюдательный пункт. Эта задача в целях сокращения общего времени соревнований ставилась первой половине участников в конце маршрута, а второй — в начале соревнований до выхода в исходный пункт.
7 Выполнение норматива по наблюдению и обнаружению целей. Этот этап проводился со всеми уча стниками одновременно на заключительном этапе соревнований. Наблюдение велось с оборудованных ими наблюдательныхпунктов.
Соревнования в подразделении прошли организованно, были с интересом встречены всем личным составом, способствовали совершенствованию боевого мастерства разведчиков, повышению роли сержантов и укреплению дисциплины.
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОГОДЫ