Обучение действиям разведчика-наблюдателя
Одной изосновных задач подготовки разведчиков является привитие им практических навыков по ведению наблюдения в различной обстановке. Каждый разведчик, какую бы задачу он ни выполнял, прежде всего наблюдатель. Он должен уметь вести непрерывное наблюдение за противником и местностью, скрытно все видеть, слышать и замечать, по незначительным приметам делать правильные выводы о замеченном исвоевременно докладывать командиру. Прежде всего нужно выявить у обучаемых уровень развития наблюдательности и зрительной памяти. Для этого можно поставить обучаемому задачу в течение нескольких секунд наблюдать впереди лежащую местность. Затем повернуть его кругом и потребовать доложить о результатах наблюдения, рельеф местности, местные предметы и др. Этот способ нередко применялся в годы войны при первоначальном отборе кандидатов в разведчики. Можно воспользоваться и таким способом. Обучаемым показывают заранее разложенные на столе, плащ-палатке, макете местности различные предметы (макеты танков, орудий, топографические знаки, предметы солдатского быта и др.), затем быстро закрывают их или убирают и предлагают устно или письменно назвать все, что видели. Вместо описания можно предложить обучаемым расставить показанные предметы так, как они их запомнили.
Привычку к наблюдению у разведчиков необходимо вырабатывать постоянно с помощью специальных упражнений и в ходе попутных тренировок. Например, при передвижении на занятия можно ставить солдатам задачу вести наблюдение, а по прибытии на место заслушивать доклады о типе построек, характерных ориентирах, их количестве и др. В последующем, усложняя вопросы, требовать описания рельефа, строений или прошедших автомобилей (марка, цвет, номер, количество пассажиров, приметы водителя) и т. п. Такие тренировки вырабатывают привычку к наблюдению и содействуют развитию зрительной памяти.
Навыки, необходимые разведчику-наблюдателю при ориентировании, целеуказании, пользовании приборами наблюдения, прививаются в ходе занятий по военной топографии, огневой подготовке и другим дисциплинам. В ходе плановых занятий по тактической подготовке разведчики осваивают приемы и способы наблюдения, выбора и оборудования наблюдательных пунктов, обнаружения объектов (целей) и доклада о них.
«утверждаю»
Командир....... роты
. . . (воинское звание, подпись, фамилия)
. . . (дата)
ПЛАН
ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ ПО ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ С ЛИЧНЫМ СОСТАВОМ ВЗВОДА
(вариант)
Тема: Действия разведчика-наблюдателя.
Занятие 1. Тактико-строевое днем.
Учебные цели: 1. Ознакомить личный состав с оптическими средствами разведки и правилами пользования ими.
2. Научить выбору места для наблюдения и выполнению обязанностей наблюдателя.
Время: 4 часа.
Материальное обеспечение: бинокли (Б-6, Би-8 и Б-12) — 6 шт.; перископы разведчика — 2 шт.; компасы, средства индивидуальной зашиты — по числу обучаемых; комплект мишеней и макетов, взрыв пакеты 6 шт , холостые патроны -- 100 шт., оружие, снаряжение и средства связи — штатные.
Руководства и пособий: Боевой устав Сухопутных войск (ч. III), Сборник нормативов по боевой подготовке.
Организация занятия
1. Накануне занятия (на самоподготовке) напомнить личному составу формулы тысячной, угловые величины различных предметов и способы определения дальности.
2.При движении в район занятия тренировать личный сос
тав в глазомерном определении расстояний, осуществляя само
контроль промером парами шагов
3.Занятие провести на учебном тактическом поле на трех
учебных точках по отделениям. Организовать соревнование по
оборудованию и маскировке наблюдательных пунктов, разведке
целей и определению дальности до них
Ход занятия
Учебные вопросы и время | Порядок отработки учебных вопросов |
Организационная часть —15 мин | Проверяю личный состав взвода, оружие и материальное обеспечение занятия. Объявляю тему, цели занятия, напоминаю меры безопасности, организую соревнование. Проверяю знание личным составом способов измерения углов и определения расстояний |
Основная часть — 3 ч 35 мин | |
1 Приборы наблюдения и правила пользования ими-45 мин | Провожу со всем личным составом взвода, потоком по отделениям-— показываю и кратко знакомлю солдат с устройством биноклей, перископа разведчика, прицелов и правилами пользования ими в различных условиях; требую от каждого разведчика подогнать для себя окуляры и запомнить (записать) базу и диоптрию глаз; тренирую обучаемых в наблюдении и определении расстояний с помощью оптических приборов |
2 Выбор места для: наблюдения, его оборудование и маскировка — 45 мин | Проводят командиры отделений приказывают солдатам выбрать и занять наблюдательный пункт в указанном районе, указывают каждому его ошибки; строят отделения, объясняют и показывают порядок выбора, оборудования и маскировки наблюдательного пункта в заранее подготовленных местах; тренируют разведчиков в занятии, обо- |
Учебные вопросы и время Порядок отработки учебных вопросов рудовании и маскировке наблюдательного пункта, объявляют оценку каждому разведчику 3. Выполнение обя- Проводят командиры отделений: занностей наблюда- напоминают личному составу обязан-теля. Обнаружение ности наблюдателя, обучают составле-целей и определение нию схемы ориентиров, осмотру местно-расстояний до них— сти и местных предметов в назначенном 45 мин секторе для наблюдения-показывают характерные разведывательные признаки объектов (целей); ставя- задачи и тренируют подчинен ных в выполнении обязанностей наблюдателя (обнаружение целей, целеуказание от ориентиров и доклад результатов разведки) Комплексная тре- Провожу со всем личным составом нировка в выполне- взвода одновременно: нии норматива по раз- объявляю тактическую обстановку и ведывательной подго- ставлю задачу наблюдателям; товке — 50 мин условными сигналами и по радио руковожу показом целей; оцениваю результаты разведки каждого наблюдателя ЗаключительнаяСтрою личный состав, напоминаю тему часть— 10 мин и указываю, как достигнуты цели заня-тия. Объявляю оценки по результатам за-нятия. Подвожу итоги соревнования, отмечаю лучших наблюдателей и места отделений. Указываю порядок устранения недостатков |
Командир . . . взвода
. . . (воинское звание, подпись, фамилия) . . . (дата)
Обучение передвижению
Обучение должно быть направлено на то, чтобы научить разведчиков самостоятельно выбирать способы передвижения и скрытно передвигаться на любой местности, не прекращая наблюдения за противником.
Освоение способов передвижения целесообразно начать с изучения передвижения в рост, пригнувшись, затем перебежек. При обучении перебежкам необходимо обратить внимание на быстроту вскакивания и выполнения перебежки, правильность занятия укрытия (позиции), умелое применение к местности.
Переползание — наиболее сложный и физически тяжелый способ передвижения При его изучении следует уделять внимание освоению техники переползания по-пластунски: положению ног и туловища, удержанию оружия, непрерывному наблюдению и умелому использованию местности.
В процессе тренировок в передвижении нужно
учить разведчиков быстрому преодолению дорог от-
крытых участков местности, движению след в след, проникновению в здания, к охраняемым объектам.
При обучении преодолению препятствий и заграждений нужно совершенствовать навыки разведчиков в их преодолении, обращая внимание на бесшумность действий, маскировку, оказание помощи и прикрытие друг друга при преодолении препятствий. Тренировки целесообразно проводить после освоения соответствующих приемов на занятиях по физической подготовке.
Занятия по освоению приемов передвижения и преодоления препятствий проводятся на тактическом учебном поле или на специально подобранном участке местности Обучение личного состава можно организовать на трех учебных точках: напервой отработать технику передвижения в рост, пригнувшись и перебежками; на второй — различные способы переползания: на третьей — преодоление препятствий и заграждений.
Место для каждой учебной точки подбирается в зависимости от оборудования учебного поля и отрабатываемых вопросов. На первой учебной точке должны быть укрытые участки и различные маски, позволяющие применять различные способы движения На второй — открытая местность. На третьей — проволочные заборы, вертикальные стенки, развалины, минированные участки и малозаметные проволочные заграждения.
Для проведения комплексной тренировки руководитель занятия выбирает участок местности шириной 150—200 м и длиной 300—500 м с препятствиями,
укрытиями и открытыми местами. Объявляет тактическую обстановку и ставит задачу личному составу, например на преодоление наблюдаемого и простреливаемого участка и осмотр сооружения, затем подает команду на поочередное передвижение обучаемых попарно. Для повышения интенсивности тренировки и интереса обучаемых к ней рекомендуется применять имитацию: солдат, обозначающий противника, при обнаружении разведчиков производит выстрел холостым патроном.
По результатам тренировки выставляются оценки личному составу, подводятся итоги соревнования.
«утверждаю»
Командир роты
(воинское звание, подпись фамилия)
(дата)
ПЛАН
ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ ПО ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ С ЛИЧНЫМ СОСТАВОМ ВЗВОДА
(вариант)
Тема: Передвижение на поле боя
Занятие: Тактико-строевое днем
Учебная цель:научить личный состав скрытному и бесшумному передвижению, преодолению препятствий при выполнении разведывательных задач
Время: 3 часа
Материальное обеспечение:оружие и снаряжение — штатные, КРО — 1 компл ; шесты — 2 шт , холостые патроны — 60 шт
Руководства и пособия:Сборник нормативов по боевой под готовке, Учебно-методическое пособие по одиночной подготовке, Строевой устав, Наставление по физической подготовке (НФП-87)
Организация занятия
1Накануне занятия на самоподготовке и во время физической зарядки тренировать личный состав в преодолении полосы препятствий по специальному контрольному упражнению 25 НФП-87
2. При движении в район занятия тренировать личный сос-
тав действиям при налете авиации, внезапном открытии огня противником.
3. Занятие провести на учебном тактическом поле по отделениям на трех учебных точках. Организовать соревнование по выполнению нормативов и практическим действиям дозорных в ходе комплексной тренировки.
Учебные вопросы и время Порядок отработки учебных вопросов оценивают местность и противника Инструктирую сержанта, имитирующего действия противника. Даю команду на выдвижение попарно с интервалом 2 минуты. При обнаружении дозорных противником (холостой выстрел) возвращаю их в исходное положение и требую повторить действия с учетом допущенных ошибок Заключительная Проверяю личный состав осматриваю часть — 10 мин оружие и снаряжение Провожу разбор, объявляю оценки личном} состав} за комплексную трени-ровку, подвожу итоги соревнования, даю задание на устранение недостатков |
Командир . . . взвода
(воинское звание, подпись, фамилия) (дата)
Обучение следопытству
Навыки в следопытстве совершенствуются и развиваются постоянно в ходе занятий и в повседневной жизни.
Занятия по следопытству требуют наличия соответствующей учебной материальной базы, как стационарной, так и переносной, рисунков и отпечатков следов, катков-клише для нанесения следов на местности (рис. 133), набора предметов солдатского обихода, листов из иностранных журналов и газет, раз-личных указателей, консервных банок и др. Этот "реквизит» может использоваться на любых занятиях по тактической подготовке.
Занятия по следопытству проводятся, как правило, в составе взвода. Показ и изучение приемов и правил следопытства командир взвода проводит со всем личным составом одновременно, а тренировки — по отделениям на учебных точках.
В процессе боевого слаживания отделений и взвода его командир должен постоянно включать вопросы следопытства при отработке различных тем Кроме того, и вне занятий следует напоминать личному составу важность внимательного отношения к следам. Например, после привала, перерыва на занятиях командир дает задание по оставленным на месте отдыха приметам (окуркам, кострам, местам стоянки техники, примятой траве, остаткам пищи и т. п.) доказать, кто, когда исколько времени находился на этом
месте. Такие вводные кроме умения читать следы воспитывают у разведчиков желание скрывать следы своей деятельности, учат маскировать их. Уроки следопытства должны присутствовать на любом занятии в поле