Теоретические аспекты понятия и организации городского пассажирского транспорта

Научная новизна

разработана модель оптимизации муниципальных транспортных систем, обеспечивающая сбалансированное сочетания рыночных элементов с элементами государственного регулирования;

  • получены показатели обеспеченности маршрутной сетью муниципальных образований;
  • разработан комплекс научно-обоснованных рекомендаций по изучению и совершенствованию процессов обработки и анализа, данных обследования пассажиропотоков и пакет прикладных программ к нему, учитывающий особенность формирования пассажиропотока в случаях транзитного проезда конечных остановочных пунктов;
  • установлено влияние социальных факторов, таких как доходы и платежеспособность населения, доступность транспортных услуг на формирование спроса на услуги общественного пассажирского транспорта;
  • разработан комплекс методов оптимизации транспортного обслуживания населения и маршрутных схем пассажирского транспорта в городах и пакет прикладных программ к нему;
  • разработана методика управления качеством регулярных перевозок пассажирским автомобильным транспортом, включающая оценку уровня обеспечения безопасности перевозок пассажиров.

Качество транспортных услуг

Понятие регулирования деятельности городского общественного транспорта. Роль городского пассажирского транспорта в жизнедеятельности граждан. Качество транспортных услуг при обслуживании населения городским общественным транспортом в округе Домодедово.

   
   
   
   
   

Введение

Совершенствование транспортного обслуживания населения является важнейшей составной частью задачи социально - экономического развития России. Ведущая роль в осуществлении перевозок пассажиров в пригородном и междугороднем сообщении принадлежит автомобильному транспорту (60.5% и 63.8% в общем объеме перевозок соответственно). Тем не менее, наблюдается тенденция снижения объемов перевозок, осуществляемых автомобильным транспортом. Так, по сравнению с 2000 г. объем перевозок пассажиров в междугороднем сообщении снизился в 3.1 раза, в пригородном сообщении - в 4.8 раза наряду с увеличением расходов в 1.7 раз. Таким образом, складывающиеся негативные тенденции развития пассажирских перевозок обусловливают необходимость проведения исследований, направленных на выявление резервов повышения эффективности работы пассажирского транспорта.

Одновременно, в связи с формированием на пассажирских перевозках конкурентной среды, широкое распространение получает привлечение к работе на автобусных маршрутах в пригородном и междугороднем сообщениях транспортных средств граждан - предпринимателей и предприятий негосударственных форм собственности. Это способствует борьбе с монополизмом, уменьшению напряженности пассажиропотоков и более качественному удовлетворению потребностей населения в пассажирских перевозках. Таким образом, в условиях снижения объемов пассажирских перевозок и роста уровня требований населения к качеству транспортного обслуживания первоочередное значение приобретает проблема повышения качества работы пассажирского транспорта, осуществляющего перевозки в пригородном и междугороднем сообщениях, и предприятий автобусных станций (ПАС), оказывающих услуги населению по реализации билетов.

К числу проблем, требующих углубленного рассмотрения и более полного научного обоснования, следует отнести также проблему создания системы управления качеством и оценки эффективности функционирования ее на ПАС. Недостаточный уровень качества услуг ПАС в определенной мере объясняется ориентацией деятельности предприятий автобусных станций не на качественные, а на количественные показатели, противоречивостью между показателями отраслевой эффективностью и качества услуг. Поэтому эффективная система управления качеством услуг должна способствовать повышению, как экономической эффективности работы предприятия, так и качества услуг, оказываемых населению.

На современном этапе развития рыночных отношений снижение уровня качества услуг обусловлено отсутствием ориентации на требования пассажиров, низкой эффективностью управления, незначительным уровнем технической оснащенности предприятий. Основной упор делается на конечные результаты деятельности, а не на процессы обеспечения результатов. В то же время, рост уровня требований населения к качеству транспортного обслуживания, расширение сети междугородних автобусных маршрутов, совершенствование парка подвижного состава, высокий уровень развития науки и техники делают возможным и экономически целесообразным разработку и использование систем управления качеством на предприятиях автобусных станций.

Все усилия городских властей направлены на то, чтобы чисто экономическими методами привести в равновесное состояние спрос на поездки (готовность жителей города платить за поездку) и общественные затраты при осуществлении этой поездки.

На поездку автотранспортом влияют внешние эффекты перегруженности дорог. Внешние эффекты поездки - это затраты времени для других водителей: каждый дополнительный водитель замедляет движение, вынуждая других проводить больше времени в пути.

Водители руководствуются своими собственными, а не общественными затратами, поэтому их равновесный объем превышает оптимальный.

Плата за перегруженность учитывает внешние эффекты перегруженности, способствуя формированию оптимальной интенсивности движения. Налог на перегруженность должен быть выше в часы пик и на наиболее перегруженных маршрутах.

Налог на перегруженность повышает эффективность городской транспортной системы, снижая протяженность поездок. Имеется несколько альтернативных вариантов налога на перегруженность:

1. Налог на бензин не подходит, так как он будет одинаковым на всех маршрутах и в любое время.

2. Опыт взимания платы за стоянку показал, что она снижает интенсивность движения, побуждая водителей ездить «в складчину» или пользоваться общественным транспортом. Однако проблема состоит в том, что эта плата не зависит от пройденного расстояния.

3. Увеличение пропускной способности дороги снижает перегруженность, в результате растут выгоды для потребителя.

4. Субсидирование общественного транспорта побуждает часть водителей ездить общественным транспортом, снижая перегруженность.

Легковые автомобили и грузовой транспорт создают несколько видов загрязнения воздуха.

Одним из способов борьбы с загрязнением является взимание при покупке новых машин налогов на загрязнение.

Второй способ - введение налога на бензин, соизмеримого со средними внешними издержками.

Третий способ - субсидирование общественного транспорта. Этот механизм позволяет снизить степень загрязнения.

Во многих российских городах муниципальные власти поняли, что независимо от их желания образовался рынок пассажирских перевозок. Во избежание стихийности этот рынок, как и всякий другой, нуждается в организации и контроле на основе законодательно утвержденных правил.

К сожалению, на данный момент отсутствуют научно обоснованные и успешно апробированные методики планирования и организации рынка пассажирских перевозок, мотивации перевозчиков и контроля над ними. Отсутствуют единые методики определения самого главного - объема рынка и основных его показателей.

Естественно, что в пределах установленных стандартов подвижности, которая складывается из интересующей нас транспортной подвижности и так называемой пешеходной подвижности, их доли, правда в относительно небольшом диапазоне изменения величин, могут перераспределяться.

В первую очередь это касается передвижений на относительно небольшие расстояния (средняя дальность до 1-2 км). Чем больше дальность, тем, естественно, должна быть выше доля транспортной подвижности.

В то же время и величина транспортной подвижности, реализуемой различными категориями населения, зависит от качества услуг, предоставляемых пассажирской транспортной системой. Качество влияет на уровень нереализованного спроса, даже если он (спрос) является финансово обеспеченным.

К сожалению, у нас в стране нет утверждённых показателей стандартов качества транспортных услуг, в том числе и для городского сообщения, поэтому большинство оценок в значительной мере являются субъективными. Часто приходится ориентироваться на различные рекомендации или на желаемые величины тех или иных показателей.

Можно ссылаться лишь на рекомендуемые Госкомстатом России для расчётов величины «транспортной работы» норматива наполнения салонов транспортных средств (5 чел./кв. м свободной площади пола салона), выводя из этой посылки коэффициент использования номинальной вместимости.

Приведённые в отчёте рекомендуемые минимальные величины подвижности в городском сообщении определены на основе оценки потребностей разных социальных групп населения в транспортных передвижениях в различных целях (на работу и обратно, в учебных и медицинских целях, поездки культурно-массового и торгово-бытового назначения и т.д.).

Чем ниже качество транспортных услуг, тем больше его влияние на фактическую подвижность, причём уровень этого влияния выше для относительно коротких поездок, когда возможна замена перемещения в транспорте пешеходным передвижением.

Из числа наиболее значимых факторов, влияние которых на реальную (реализуемую) транспортную подвижность, можно расценивать как ощутимое, следует отметить следующие:

Величина коэффициента наполняемости салонов ТС по отношению к расчётной вместимости транспортного средства в периоды пользования пассажиром услугами транспорта и в часы, когда величины пассажиропотоков достигают своих максимальных значений (в часы пик на конкретных маршрутах).

Регулярность движения ТС и гарантии выполнения расписаний. При относительно малых расстояниях, когда время в пути соизмеримо со временем ожидания, многие пассажиры будут пользоваться вместо поездки в ТС пешеходными передвижениями.

4. Уровень комфортабельности пользования услугами транспорта. Здесь речь идёт об условиях комфорта в период ожидания транспортного средства, при посадке и, собственно, в процессе самой поездки. При этом следует различать комфортабельность ТС и комфортабельность поездки. Так, например, переполненное пассажирами комфортабельное ТС, тем более находящееся в плохом техническом состоянии, не может обеспечить комфортные условия проезда и пользования ТС.

В то время, как уровень шума в салоне и его загазованность зависят, в первую очередь, от конструктивных особенностей транспортного средства и его технического состояния, безопасность поездки находится в прямой зависимости от состояния ТС, уровня квалификации водителя и состояния и обустройства дорожной сети.

5. Если маршрутная сеть и расписания движения ТС плохо адаптированы к реальным условиям города, не учитывают расположение основных корреспондентских пунктов, транспортных узлов и развязок, то это приводит к увеличению коэффициента пересадочности и, следовательно, числа поездок, хотя их суммарная протяжённость может оставаться практически стабильной.

Наконец, определённое влияние на подвижность будет, несомненно, оказывать уровень информационного обслуживания (обеспечения) пассажиров: чем оно лучше, тем более высоким будет коэффициент реализации услуг по сравнению с расчётными нормативами.

Из общего комплекса переменных единичных параметров, характеризующих качество транспортной услуги, наибольшее влияние на реализуемую подвижность и расчётную величину обеспеченности транспортными средствами и услугами будут оказывать величины предельных нормативов наполнения салонов, интервалы движения и время ожидания на остановочном пункте.

Заключение

В настоящее время положение с качеством в транспортном обслуживании населения России исключительно тяжелое, разрыв в качестве обслуживания в Российской Федерации и ведущих стран катастрофически увеличивается. Если мы не хотим оказаться на обочине дороги, по которой все цивилизованные страны движутся к прогрессу и процветанию, нам необходимо искать пути преодоления отставания в области качества и в течение ближайших десяти лет максимально приблизиться к уровню качества обслуживания пассажиров в странах с высокоразвитой экономикой.

Во многих странах достижение высокого качества предоставляемых услуг, отвечающих требованиям потребителя, стало основным элементом экономической стратегии и важным фактором рыночного и финансового успеха.

Качество определяется действием многих случайных, местных и субъективных факторов. Для предупреждения влияния этих факторов на уровень качества необходима система управления качеством. При этом нужны не отдельные разрозненные и эпизодические усилия, а совокупность мер постоянного воздействия на процесс предоставления услуг с целью поддержания соответствующего уровня качества.

Проблема обеспечения стабильно высокого качества оказываемой услуги - комплексная. Ее нельзя решить проведением отдельных и даже крупных, но разрозненных мероприятий. Только путем системного и комплексного, взаимосвязанного и одновременного осуществления технических, организационных, экономических, правовых и социальных мероприятий на научной основе можно быстро и устойчиво совершенствовать качество транспортного обслуживания пассажиров.

Для преодоления отставания в области качества предстоит в ближайшие годы не только довести техническое оснащение пассажирских автобусных станций, технологию и культуру предоставления транспортных услуг населению до уровня ведущих промышленно развитых стран, но и решить задачи подготовки профессиональных работников по качеству (специалистов в области качества, менеджеров систем качества, аудиторов качества) и массового обучения работников всех уровней - водителей, специалистов и руководителей организаций.

Список литературы

городской общественный транспорт качество

1. Алексеева, И.М. Статистика автомобильного транспорта: учебник / И.М. Алексеева, О.И. Ганченко, Е.В. Петрова. - М.: Экзамен, 2005. - 352 с.

2. Бычков, В.П. Предпринимательская деятельность на автомобильном транспорте: перевозки и автосервис: учебное пособие / В.П. Бычков. - М.: Академический проект, 2009. - 573 с.

3. Гудков, В.А. Пассажирские автомобильные перевозки: учебник / В.А. Гудков, Л.Б. Миротин, А.В. Вельможин, С.А. Ширяев. - М.: Горячая линия - Телеком, 2006. - 447 с.

4. Менеджмент на транспорте: учебное пособие для студ. Высш. учебных заведений / Н.Н. Громов, В.А. Персианов, Н.С. Усков и др.; под общей ред. Н.Н. Громова, В.А. Персианова. - М.: Изд. Центр Академия, 2003. - 528 с.

5. Спирин, И.В. Организация и управление пассажирскими автомобильными перевозками: учебник / И.В. Спирин. - М.: Академия, 2011. - 398 с.

6. Туревский, И.С. Автомобильные перевозки: учебное пособие / И.С. Туревский. - М.: Издательский Дом «Форум», 2011. - 222 с.

Размещено на Allbest.ru

курсовая работа "Качество транспортных услуг" скачать

Работа, которую точно примут

Научная новизна

разработана модель оптимизации муниципальных транспортных систем, обеспечивающая сбалансированное сочетания рыночных элементов с элементами государственного регулирования;

  • получены показатели обеспеченности маршрутной сетью муниципальных образований;
  • разработан комплекс научно-обоснованных рекомендаций по изучению и совершенствованию процессов обработки и анализа, данных обследования пассажиропотоков и пакет прикладных программ к нему, учитывающий особенность формирования пассажиропотока в случаях транзитного проезда конечных остановочных пунктов;
  • установлено влияние социальных факторов, таких как доходы и платежеспособность населения, доступность транспортных услуг на формирование спроса на услуги общественного пассажирского транспорта;
  • разработан комплекс методов оптимизации транспортного обслуживания населения и маршрутных схем пассажирского транспорта в городах и пакет прикладных программ к нему;
  • разработана методика управления качеством регулярных перевозок пассажирским автомобильным транспортом, включающая оценку уровня обеспечения безопасности перевозок пассажиров.

Качество транспортных услуг

Понятие регулирования деятельности городского общественного транспорта. Роль городского пассажирского транспорта в жизнедеятельности граждан. Качество транспортных услуг при обслуживании населения городским общественным транспортом в округе Домодедово.

   
   
   
   
   

Введение

Совершенствование транспортного обслуживания населения является важнейшей составной частью задачи социально - экономического развития России. Ведущая роль в осуществлении перевозок пассажиров в пригородном и междугороднем сообщении принадлежит автомобильному транспорту (60.5% и 63.8% в общем объеме перевозок соответственно). Тем не менее, наблюдается тенденция снижения объемов перевозок, осуществляемых автомобильным транспортом. Так, по сравнению с 2000 г. объем перевозок пассажиров в междугороднем сообщении снизился в 3.1 раза, в пригородном сообщении - в 4.8 раза наряду с увеличением расходов в 1.7 раз. Таким образом, складывающиеся негативные тенденции развития пассажирских перевозок обусловливают необходимость проведения исследований, направленных на выявление резервов повышения эффективности работы пассажирского транспорта.

Одновременно, в связи с формированием на пассажирских перевозках конкурентной среды, широкое распространение получает привлечение к работе на автобусных маршрутах в пригородном и междугороднем сообщениях транспортных средств граждан - предпринимателей и предприятий негосударственных форм собственности. Это способствует борьбе с монополизмом, уменьшению напряженности пассажиропотоков и более качественному удовлетворению потребностей населения в пассажирских перевозках. Таким образом, в условиях снижения объемов пассажирских перевозок и роста уровня требований населения к качеству транспортного обслуживания первоочередное значение приобретает проблема повышения качества работы пассажирского транспорта, осуществляющего перевозки в пригородном и междугороднем сообщениях, и предприятий автобусных станций (ПАС), оказывающих услуги населению по реализации билетов.

К числу проблем, требующих углубленного рассмотрения и более полного научного обоснования, следует отнести также проблему создания системы управления качеством и оценки эффективности функционирования ее на ПАС. Недостаточный уровень качества услуг ПАС в определенной мере объясняется ориентацией деятельности предприятий автобусных станций не на качественные, а на количественные показатели, противоречивостью между показателями отраслевой эффективностью и качества услуг. Поэтому эффективная система управления качеством услуг должна способствовать повышению, как экономической эффективности работы предприятия, так и качества услуг, оказываемых населению.

На современном этапе развития рыночных отношений снижение уровня качества услуг обусловлено отсутствием ориентации на требования пассажиров, низкой эффективностью управления, незначительным уровнем технической оснащенности предприятий. Основной упор делается на конечные результаты деятельности, а не на процессы обеспечения результатов. В то же время, рост уровня требований населения к качеству транспортного обслуживания, расширение сети междугородних автобусных маршрутов, совершенствование парка подвижного состава, высокий уровень развития науки и техники делают возможным и экономически целесообразным разработку и использование систем управления качеством на предприятиях автобусных станций.

Теоретические аспекты понятия и организации городского пассажирского транспорта

Наши рекомендации