Условия допуска водителя автопогрузчика к работе.
К управлению погрузчиком допускаются следующие лица:
1. Возраст - не моложе 18 лет.
2. Прошедшие теоретическое и практическое обучение по программе для водителей погрузчиков.
3. Сдавшие экзамен и получившие удостоверение на право управления погрузчиком данной категории.
4. Годные по состоянию здоровья (водительская комиссия ,справка образца 2011г.).
5. Прошедшие вводный инструктаж по охране труда и первичный инструктаж на рабочем месте.
6. Прошедшие под руководством водителя-наставника стажировку в течение 2-4 смен.
7. Прошедшие проверку теоретических знаний и приобретенных практических навыков безопасного выполнения работ по управлению погрузчиком при подъеме, перевозке и укладке грузов.
Вредные условия труда на производстве. Способы защиты от вредных условий труда.
Во время работы на водителя погрузчика могут воздействовать следующие вредные производственные факторы:
- повышенная загазованность рабочего места;
- повышенная температура поверхности машины (высокая температура жидкости в системе охлаждения двигателя);
- пониженная температура воздуха рабочей зоны при выполнении ремонтных работ на улице в холодное время года и работ в охлаждаемых камерах;
- повышенный уровень шума и вибрации на рабочем месте;
- повышенная влажность воздуха;
- газообразные вещества общетоксического и другого вредного воздействия (пары электролита, бензина);
- нервно-психические перегрузки.
Способы защиты от воздействия вредных производственных факторов:
- применение спецодежды и спецобуви;
- применение средств защиты органов зрения, слуха, дыхания (очки, бируши, наушники, респиратор);
- использование каски.
Обязанности водителя погрузчика перед началом работы.
1. Перед началом работы водитель погрузчика обязан:
- предъявить руководителю работ удостоверение на право управления погрузчиком данной категории;
- получить задание и пройти инструктаж на рабочем месте по специфике выполняемых работ;
- надеть спецодежду и спецобувь установленного образца;
- ознакомиться с записями сменщика в бортовом журнале;
2. После получения задания водитель обязан:
- осмотреть и проверить исправность двигателя, рабочего оборудования, гидравлической системы, состояние шин;
- убрать все посторонние предметы на площадке погрузчика и убедиться в отсутствии их на вращающихся деталях двигателя, коробки передач и т.п.;
- убедиться в нахождении рычага переключения передач (рычага реверса) в нейтральном положении;
- перед запуском двигателя предупредить работающих людей, которые заняты обслуживанием машины или находятся на пути ее следования;
- после запуска двигателя провести контрольную проверку исправности машины, в том числе:
а) выполнить на малой скорости повороты направо и налево;
б) проверить работу тормозов;
в) проверить работу гидропривода рабочего оборудования;
г) проверить исправность сцепления;
д) проверить исправность приборов освещения и звукового сигнала;
- убедиться в соответствии требованиям безопасности габаритов проездов, разворотов, уклонов и перепадов дорожного покрытия;
- проверить отсутствие в зоне производства работ линий электропередачи, трубопроводов и других опасных сооружений;
3. Машинист не должен приступать к выполнению работ при следующих нарушениях требований безопасности:
- наличии трещин или деформаций в металлоконструкциях погрузчика;
- обнаружении течи в топливной или масляной системе;
- падении давления в шинах;
- наличии треска, скрежета и других признаков неисправности гидросистемы или двигателя;
- неисправности стояночного или рабочего тормоза;
- неисправности грузозахватного приспособления;
- недостаточной освещенности и загроможденности зоны работ;
- наличии в зоне работ линий электропередачи и других коммуникаций;
- несоответствии характера поднимаемого груза, рабочему органу и грузозахватным приспособлениям.
Обнаруженные нарушения требований безопасности должны быть устранены собственными силами до начала работы, а при невозможности сделать это машинист обязан сообщить руководителю работ и ответственному за содержание автопогрузчика в исправном состоянии.
Требования безопасности во время работы.
1. При передвижении автопогрузчика по территории строительной площадки или предприятия водитель обязан:
а) убедиться перед началом движения в отсутствии людей на пути движения, а также машин и механизмов и дать предупредительный сигнал;
б) при движении в местах скопления людей, возможного их появления (проходов, выходов из помещения) снизить скорость и дать звуковой сигнал;
в) соблюдать установленную для транспортных средств скорость движения на строительной площадке и территории предприятия;
г) не покидать кабину погрузчика при работающем двигателе;
д) избегать резкого торможения на мокрой дороге и при гололеде;
е) подавать звуковой сигнал при въезде и выезде из помещений, а также на пересечениях с ограниченной видимостью.
2. При выполнении погрузочно-разгрузочных и транспортных работ водитель обязан:
а) при приближении к месту погрузки (разгрузки) снижать скорость;
б) транспортировать груз на высоте 200-300мм от уровня дороги;
в) приближаться к транспортному средству для производства погрузочно-разгрузочных работ только после его остановки и выключения двигателя;
г) перемещать крупногабаритный груз, закрывающий видимость пути следования, задним ходом или передним, но только в сопровождении специально выделенного лица.
3. При погрузке или штабелировании грунта и сыпучих материалов водитель обязан:
а) погрузку материала производить по всему фронту штабеля или забоя;
б) очищать ковш от налипшего грунта или материала в опущенном положении лопатой или скребком;
в) при штабелировании сыпучих материалов останавливать погрузчик на расстоянии не менее 1,0м от бровки откоса.
4. При работе погрузчика, оборудованного вилочным захватом, водитель обязан:
а) до начала работы проверить наличие под грузом зазора для свободного прохода вилочного захвата;
б) размещать груз равномерно по всей длине вилочного захвата, упирая его в спинки вил путем запрокидывания груза при захвате назад на угол 10-15°.
Запрещается транспортировать груз, находящийся на вилочном захвате, в неустойчивом положении.
5. Устранение неисправностей, осмотр, регулировку агрегата следует проводить при остановленном двигателе, опущенном на землю или установленном на надежные подставки рабочем органе, затянутом тормозе и переведенном в нейтральное положение рычаге переключения передач.
6. При необходимости проезда по населенному пункту и по автомобильным дорогам машинист обязан:
а) привести рабочий орган в транспортное положение;
б) определить состояние трассы, выяснить возможность преодоления косогоров, подъемов, бродов и искусственных сооружений;
в) сохранять включенной передачу при движении под уклон;
г) переезжать через железнодорожные пути только в установленных местах по сплошному настилу;
д) при остановке погрузчика включить стояночный тормоз;
е) выходя из кабины погрузчика на проезжую часть дороги, убедиться в отсутствии движения транспорта в попутном и встречном направлениях;
ж) применять при транспортировке погрузчиков на буксире или при буксировке других машин жесткую сцепку;
з) выполнять правила дорожного движения.
7. Производить погрузочно-разгрузочные работы в охранной зоне действующей воздушной линии электропередачи машинист обязан под непосредственным руководством инженерно-технического работника, ответственного за безопасное производство работ, при наличии письменного разрешения организации - владельца ЛЭП и получении наряда-допуска, определяющего безопасные условия работ.
8. В зимнее время машинистам запрещается:
а) подогревать двигатель открытым пламенем;
б) работать на погрузчике с неисправным устройством для обогрева кабины;
в) выполнять работы, лежа под погрузчиком без применения утепленного мата.
9. При работе в ночное время освещенность зоны работ должна обеспечиваться за счет внешних источников света. Применение машинистом фар допускается в качестве дополнительного источника света.
Требование безопасности в аварийных ситуациях.
1. Водитель обязан прекратить работу в следующих случаях:
а) при возникновении неисправностей, которые могут стать причиной несчастного случая:
- наличии трещин или деформаций в металлоконструкциях погрузчика;
- обнаружении течи системе питания, смазки, охлаждения, гидропривода;
- падении давления в шинах;
- наличии треска, скрежета и других признаков неисправности гидросистемы или двигателя;
- неисправности стояночного или рабочего тормоза;
- неисправности грузозахватного приспособления.
б) при неблагоприятных метеорологических условиях:
- сильный ветер;
- недостаточная видимость (туман, снегопад, дождь);
- обледенение проезжей части (площадки).
в) при плохом самочувствии.
2. при возникновении на погрузчике пожара:
- немедленно вызвать пожарную охрану;
- приступить к тушению огня имеющимися средствами ( огнетушитель, песок, кошма, брезент).
3. при аварии или несчастном случае:
- оказать первую помощь пострадавшим;
- сохранить обстановку без изменения, если нет опасности для здоровья и жизни людей;
- доложить о происшедшем несчастном случае руководителю работ.
Требования безопасности по окончании работы.
По окончании работы машинист обязан:
1.Поставить погрузчик на стоянку с выполнением следующих требований:
- включить стояночный тормоз;
- опустить рабочий орган на землю или установить на подставку;
- привести рычаги управления в нейтральное положение;
- заглушить двигатель.
2. Очистить элементы ходовой рамы погрузчика и рабочее оборудование.
3. О всех замеченных неисправностях в работе погрузчика сообщить руководителю работ или ответственному за содержание машины в исправном состоянии и сделать запись в журнал.