Записываем формулу строения механизма
I (1,6) → II 1 вид (2,3) → II 2 вид (4,5).
В целом данный механизм 2 класса, т.к. наивысший класс структурной группы – второй.
Кинематический анализ.
При кинематическом анализе находят положение всех звеньев при заданном положении ведущего звена (построение кинематической схемы механизма), определяют скорости и ускорения отдельных точек и угловые скорости и ускорения звеньев.
Кинематическая схема строится методом засечек. Кинематические параметры чаще всего определяют графоаналитическим методом (метод планов скоростей и ускорений).
Рассмотрим порядок кинематического анализа на примере механизма изображенного на рис. 1 Используем исходные данные:
х1 – координата шарнира D, м.
lAB – длина кривошипа м.
lBC – длина шатуна ВС, м.
lCD – длина коромысла СD, м.
lCF – длина рычага коромысла м.
lFE – длина шатуна FE, м.
ω1 – угловая скорость кривошипа, с-1.
φ1 – обобщенная координата, определяющая положение ведущего звена, град.
Центры масс звеньев 2.3 и 4 лежат на их серединах, центра масс кривошипа совпадает с центром шарнира А, центр масс ползуна 5 совпадает с центром шарнира Е.
2.1. Построение кинематической схемы (рис. 1а приложения)
В левом верхнем углу формата строится кинематическая схема механизма в масштабе = / (м/мм)
где: lAB – длина кривошипа, (м),
– отрезок на чертеже, (мм).
Вычисляются отрезки, изображающие размеры остальных звеньев, координаты отдельных точек и методом засечек находят положение их:
= / (мм). = / (мм).
= / (мм). = / (мм).
= Х / (мм).
Вначале радиусом, равных длине отрезка из центра шарнира «А» проводится окружность. От заданного направления оси отсчета обобщенной координаты откладывается угол φ1 и проводится отрезок АВ. От точки А по горизонтали откладывается отрезок и находится т. D. Из точки «В» радиусом, равным длине отрезка проводится часть дуги окружности, а из точки «D» - часть дуги радиусом, равным длине отрезка . Точки их пересечения и будет точкой «С». Далее откладывается отрезок ; из точки «F» радиусом, равным отрезку , делается засечка на горизонтальной направляющей.Тем самым найдено положение центра шарнира Е. В результате решена первая задача анализа – найдены положения всех звеньев механизма при заданном положении ведущего (входного) звена. В соответствии с координатами, показываются положения центров масс звеньев и проставляются номера звеньев.
В рассматриваемом примере центр масс кривошипа 1 совпадает с центром шарнира А, центр масс ползуна 5 совмещается с центром шарнира Е, а центры масс звеньев 2, 3 и 4 лежат на их серединах.
Определение скоростей.
Скорость т. В кривошипа .
Для точки С, являющейся общей для звеньев 2 и 3, составляется и решается система векторных уравнений:
где: – вектор скорости точки В, известный по величине и направлению – перпендикулярно оси кривошипа АВ в сторону его вращения (подчеркнут двумя чертами);
– вектор относительной скорости точки С шатуна по отношению к точке В, известный по направлению – перпендикулярно оси шатуна ВС (подчеркнут одной чертой);
– вектор скорости точки D. Так как точка D неподвижна, то υD=0;
– вектор относительной скорости точки C коромысла по отношению к точке D, известный по направлению – перпендикулярно оси коромысла CD.
Графическое решение (рис. 1б приложения) приведенной выше системы векторных уравнений называют планом скоростей. Предварительно выбирают масштаб плана скоростей.
,
где, – скорость точки В, (мс-1),
– отрезок (вектор) произвольной длины, (мм).
Отрезок можно взять в пределах 50-80 мм.
Пусть к примеру = 1,42 мс-1.
Примем = 71мм. Тогда = 1,42 / 71 = 0,02 (мс-1 / мм).
Итак, проводим вектор перпендикулярно оси кривошипа АВ по направлению его вращения. Через точку «b» проводим линию, перпендикулярную оси шатуна ВС. Так как υD=0 , то точка «d» совмещается с полюсом «р» и через точку «d» или через полюс «p» проводим линию перпендикулярную оси коромысла CD. Точки пересечения последних двух линий дает точку «C».
С плана скоростей:
Скорость точки F коромысла определяется по правилу подобия.
(мм).
Проводим отрезок , сходственный с отрезком DF на схеме механизма. Тогда .
Для нахождения скорости точки E решается система векторных уравнений
Здесь:
– вектор скорости точки F известной по величине и направлению (см. точку «f» на плане скоростей);
– вектор относительной скорости точки «E» шатуна 4 по отношению к точке «F», известный по направлению – перпендикулярно оси шатуна FE;
– скорость точки E, принадлежащей стойке (звено 6) и совпадающей в данный момент с точкой «E» ползуна 5. Так стойка 6 звено неподвижное, то и на плане скоростей точки «е6» совмещается с полюсом «P»;
– вектор относительной скорости точки «E» ползуна по отношению к стойке, известный по направлению – вдоль направляющей. В нашем примере – по горизонтали.
Достраиваем план скоростей. Для этого через точку «f» проводим перпендикуляр к оси шатуна FE до пересечения с горизонталью. Получаем точку «e». Тогда .
Скорость точек центров масс звеньев 2, 3 и 4 находим по правилу подобия. Так как центры масс этих звеньев лежат на их серединах, то и на плане скоростей точки S2, S3 и S4 лежат на серединах соответствующих отрезков.
Тогда
, , .
Угловые скорости звеньев
(c-1)
(c-1)
(c-1)
Здесь: , , - отрезки на плане скоростей, мм.
, , - длины звеньев, м.
Определение ускорений.
Так как кривошип вращается равномерно, то полное ускорение точки В равно нормальному (центростремительному) ускорению
(мс-2)
Для определения ускорения точки «C» решается графически система векторных уравнений
где, – вектор ускорения точки В кривошипа, известный по величине и направлению – вдоль кривошипа от «В» к «А»;
– вектор нормальной составляющей (центростремительное ускорение) относительного ускорения точки «С» шатуна по отношению к точке «B», известный по величине и направлению – вдоль оси шатуна от «C» к «B»; .
– вектор тангенциальной составляющей относительного ускорения точки «C» по отношению к точке «B», известный по направлению – перпендикулярно ВС;
– вектор ускорения точки D. Так точка D механизма неподвижна, то dD = 0;
– вектор нормальной составляющей (центростремительное ускорение) относительного ускорения точки «С» коромысла по отношению к точке «D», известный по величине и направлению - вдоль оси коромысла от «C» к «D»; .
– вектор тангенциальной составляющей относительного ускорения точки «C» по отношению к точке «D», известный по направлению – перпендикулярно CD;
Строим план ускорений в масштабе (мс-2 / мм), (рис. 1в приложения). К примеру: aB = 12,8 мс-2. Изобразим это ускорение отрезком = 64мм.
Тогда = 12,8 / 64 = 0,2(мс-2 / мм).
Откладываем от полюса «π» отрезок длиной 64 мм в направлении вдоль кривошипа АВ от «B» к «A». Длина вектора нормального ускорения будет (мм). Откладываем этот отрезок параллельно шатуну ВС в направлении от С к В, а через точку n1 проведем перпендикуляр к этому отрезку (направление ). Точку «d» совмещаем с полюсом «π», так как = 0. Длина вектора нормальной составляющей будет (мм). Проводим отрезок πn2 параллельно коромыслу CD в направлении от «C» к «D» и через точку «n2» - перпендикуляр к этому отрезку (направление ).
Точка пересечения направлений тангенциальных составляющих даёт точку «C».
Тогда (мс-2). Здесь – длина отрезка на плане ускорений. Тангенциальные составляющие относительных ускорений
; .
Ускорение точки F определим по графику подобия:
(мм)
CD и DF – отрезки на кинематической схеме механизма,
и – отрезки на плане ускорений .
(мс-2)
Для определения ускорения точки Е решается система векторных ускорений
Здесь:
– вектор ускорения точки F, известный по величине и направлению;
– вектор нормальной составляющей относительного ускорения точки E по отношению к точке F, известный по направлению – вдоль шатуна от E к F и по величине ;
– вектор тангенциальной составляющей, известный по направлению – перпендикулярно FE;
– ускорение точки Е, принадлежащей стойке (звену) 6 и совпадающей в данный момент с точкой Е ползуна. Так стойка – звено неподвижное, то ;
– вектор кориолисова ускорения. Так как ползун совершает только поступательное движение, то ;
– вектор относительного (релятивного) ускорения, известный по направлению – вдоль оси направляющей. В нашем случае – по горизонтали.
Достраиваем план ускорений. Длина вектора нормального ускорения будет ; (мм). Откладываем этот отрезок параллельно шатуну FE в направлении от EкF, а через точку n3 проводим перпендикуляр к этому отрезку (направление ).Точку e6 совмещаем с полюсом и через неё проведём горизонталь – направление .Тогда ускорение точки Е:
(мс-2) ; (мс-2).
Ускорение центров масс звеньев 2, 3 и 4 находим по правилу подобия. Так как точки S2, S3, S4 лежат на серединах звеньев BC, DF и FE, то и на плане ускорений эти точки должны лежать на серединах соответствующих отрезков. Тогда:
; ; .
Определяем угловые ускорения звеньев:
(с-2);
(с-2);
(с-2).
Для определения направления угловых ускорений звеньев векторы тангенциальных составляющих относительных ускорений переносим мысленно с плана ускорений на схему механизма в искомые точки и возможный поворот звеньев под действием этих векторов указывает направление их угловых ускорений. Вектор , приложенный в т.C шатуна BC, стремится повернуть его против часовой стрелки (см. кинематическую схему механизма). Вектор , приложенный в т.C коромысла CD поворачивает его против часовой стрелки. Вектор , приложенный в т.E , тоже поворачивает шатун FE против часовой стрелки.