Вопрос №3: Последовательность и способы выполнения боевой задачи

– 20 минут

Организационно-методические указания

Действия руководителя

1. Объявляет очередной учебный вопрос и порядок его отработки.

2. Излагает учебный вопрос, используя материал презентации по данной теме, при этом контролирует работу студентов по конспектированию основных положений учебного вопроса.

3. После изложения учебного вопроса отвечает на вопросы студентов, проводит контрольный опрос по материалу учебного вопроса, оценивает ответы студентов.

Действия студентов

1. Слушают руководителя занятия и конспектируют основные положения учебного вопроса.

2. При необходимости, после окончания изложения материала по данному вопросу, задают руководителю вопросы.

3. Отвечают на контрольные вопросы по материалу учебного вопроса.

Ведение оборонительного боя. До перехода противника в наступление на позиции отделения постоянно несут службу наблюдатель и дежурный пулеметчик или автоматчик, которые располагаются, как правило, на временной или запасной огневой позиции и находятся в постоянной готовности к отражению внезапного нападения противника, а также к уничтожению его мелких групп, ведущих разведку или пытающихся проделывать проходы в заграждениях. Остальной личный состав в зависимости от обстановки производит инженерное дооборудование позиции, оказывает помощь механику- водителю в техническом обслуживании боевой машины пехоты (БТР) или отдыхает.

Если от отделения выделена дежурная боевая машина пехоты (БТР), то она обычно располагается на временной или запасной огневой позиции. В ней находятся механик-водитель и наводчик- оператор (наводчик пулемета) в готовности к немедленному открытию огня.

Во время огневой подготовки наблюдатель продолжает вести наблюдение за противником, а остальной личный состав отделения укрывается в щели, блиндаже (убежище) или в боевой машине пехоты и находится в готовности по команде командира быстро занять свои места на позиции отделения. Если противник применит отравляющие вещества, все быстро надевают средства индивидуальной защиты.

При переходе противника в атаку по команде командира отделения личный состав быстро занимает свои места на позиции и находится в готовности к открытию огня.

Огонь по противнику открывается с приближением его на дальность действительного огня из стрелкового оружия 400-600м, из боевых машин пехоты—1000-1300м, из танков — 1800-2500м. Танки и другие бронированные цели противника уничтожаются огнем БМП и противотанковыми гранатами, а пехота — огнем автоматов и пулеметов. Сначала огонь по противнику ведется по команде командира отделения, а с приближением его в зону действительного огня оружия отделения — самостоятельно.

С приближением противника к позиции отделения на расстояние 30-40м отделение уничтожает его гранатами и огнем стрелкового оружия. Противник, ворвавшийся на позицию отделения, уничтожается огнем в упор, гранатами и в рукопашной схватке.

Если противник прорвался в глубину обороны, то отделение, оставаясь на своих позициях, продолжает его уничтожение. В тех случаях, когда противник атакует одновременно позицию отделения с фронта и частью сил прорвался в глубину обороны, отделение уничтожает противника перед фронтом, а прорвавшегося в глубину уничтожают подразделения, обороняющиеся в глубине.

Продвижение отдельных танков через позицию отделения отнюдь не означает, что противник прорвал оборону. Если танк уничтожить не удалось, отделение укрывается в траншее, а затем бросает ручные противотанковые гранаты в кормовую часть танка.

Командир отделения в ходе отражения атаки противника непрерывно управляет боем и огнем отделения путем подачи команд голосом и сигнальными средствами.

В случае обхода противником позиции отделения командир организует круговую оборону, уточняет задачи огневым средствам, часть из них должна быть нацелена на прикрытие подступов к позиции отделения с флангов и с тыла. Личный состав отделения, оказавшийся в результате обхода противником позиции в окружении, должен проявлять самообладание и стойкость. Проявляя стойкость и упорство при бое в окружении, личный состав отделения может привлечь к себе значительные силы противника, замедлить его продвижение в глубину, что будет способствовать проведению контратаки старшим командиром имеющимися в его распоряжении силами и средствами. В оборонительном бою может сложиться такая обстановка, когда отделению будет необходимо оставить свою позицию и перейти на другую позицию, более выгодную для данной боевой обстановки или для переброски на участок, где противнику удалось вклиниться в позицию обороняющихся, для восстановления положения. Выполняется этот маневр только по приказу старшего командира. Однако, даже получив приказ на оставление позиции, командир отделения должен всегда помнить, что маневр по выполнению отделением новой задачи является очень сложным и ответственным моментом. Прежде чем оставить позицию, нужно остановить противника огнем и заставить его залечь или отступить и, выбрав скрытый от наблюдения противника путь отхода, если он не был указан командиром, точно в указанное время отойти в пункт сбора отделения или занять новую позицию на выгодном рубеже.

Если перед фронтом отделения атака противника будет отражена, командир отделения переносит огонь на пехоту противника, атакующего соседние отделения, часть огневых средств выделяется, для уничтожения противника, залегшего или отходящего перед фронтом отделения.

Образцом умелых действий отделения может служить пример из части, в которой служил один из авторов учебника в годы ВОВ.

В 1942г. отделение под командованием сержанта Андреева занимало оборону у дороги на небольшой высоте. Солдаты отделения отрыли траншею полного профиля. Фашистские танки с десантами автоматчиков двумя линиями (по три танка в каждой) ринулись на позицию отделения. Солдаты отделения открыли огонь по десанту, а как только танки приблизились на 20-25м, стали метать в них бутылки с горючей смесью и противотанковые гранаты. Два танка загорелись; третий перешел траншею и углубился в оборону, его экипаж пытался помочь танкам второй линии наступлением на отделение с тыла. Сержант Андреев выслал на запасную позицию в ход сообщения рядового Синельникова, который зажигательными бутылками сумел поджечь третий танк. Экипаж танка был уничтожен огнем автоматчика. Из трех танков второй линий был подожжен только один, два других прорвались через позицию отделения. Спешившись с них за позицией отделения, десант автоматчиков открыл огонь по обороняющимся с тыла. Отделение вело бой в окружении. Через некоторое время контратакой соседних подразделений вклинившийся противник был уничтожен. Так, стойкостью, упорством и умелыми действиями отделение способствовало выполнению общей задачи. После отражения атаки противника командир отделения дает указания на восстановление системы огня и разрушенных оборонительных сооружений. При необходимости с разрешения командира взвода производится смена огневых позиций БМП (БТР), огневых средств и пополняются боеприпасы.

Успешное выполнение боевой задачи во многом зависит от умения командира управлять отделением в бою. Роль командира отде­ления в бою определяется тем, что он, находясь непосредственно на позиции отделения, оказывает личное влияние на своих подчиненных. Его уверенные и умелые действия вселяют в подчиненных веру в командира и в успешное выполнение боевой задачи.

Ведение наступления. Непосредственно перед посадкой в БМП (БТР) личный состав под руководством командира отделения готовит гранаты к бою (ввинчивает запал, укладывает заряженные гранаты в сумку).

По команде (сигналу) “По местам” отделение быстро занимает свои места в БМП, БТР.

Из исходного района до развертывания взвода в боевой порядок отделение выдвигается в колонне взвода. В ходе выдвижения командир отделения следит за тем, чтобы механик-водитель строго выдерживал установленную скорость движения и дистанцию, и наблюдает за сигналами командира взвода.

С началом развертывания взвода в боевой порядок командир отделения выводит боевую машину пехоты (БТР) на свое направление, уточняет наводчику-оператору и механику-водителю объект атаки (цели), направление дальнейшего наступления, место прохода в заграждениях.

Если по обороне противника наносились ядерные удары, отделение атакует противника на боевой машине пехоты (БТР) без спешивания. При атаке на боевой машине пехоты (БТР) отделение после развертывания взвода в боевую линию вслед за танком или самостоятельно продолжает выдвижение к переднему краю обороны противника, уничтожая вновь выявленные противотанковые и другие огневые средства огнем из оружия, установленного на машине, и из стрелкового оружия через бойницы.

Минное поле преодолевается с использованием трала, имеющегося на боевой машине пехоты, а при отсутствии трала — по проделанному проходу в порядке, указанном командиром взвода, в тесном взаимодействии с танками и соседними БМП (БТР).

После преодоления минно-взрывных заграждений отделение вновь занимает свое место в боевой линии, стремительно врывается на передний край обороны противника и уничтожает его.

В тех случаях, когда атака осуществляется в пешем порядке, по сигналу командира взвода отделение спешивается и продолжает атаку.

При атаке в пешем порядке назначается рубеж спешивания. Он выбирается как можно ближе к переднему краю обороны противника и должен быть укрыт от огня пулеметов противника и противотанковых средств ближнего боя.

Заключительная часть – 5 минут

Организационно-методические указания

Действия руководителя

1. Напоминает тему и цели занятия.

2. Объявляет итоговые оценки, полученные студентами на занятии, отмечает лучших и худших.

3. Делает заключение о достижении целей занятия.

4. Объявляет задание на самоподготовку,

- изучить: -ПБП СВ ВС РК, ч.3, стр. 257-265, 288-294, 328-333.

-учебник «Тактика отделения, танка, мотострелкового и танкового взвода», стр.84-128.

-учебное пособие КазНУ «Работа КО и КВ по организации боя» стр. 18-19, 30-31.

Действия студентов

1. Слушают руководителя и уясняют результаты занятия.

2. Записывают задание на самоподготовку.

Начальник цикла РиМСВ

Подполковник О. Резников

Утверждаю

Начальник военной кафедры

Полковник О. Ажимов

___ __________ 20___ г.

Методическая разработка

по дисциплине

Тактическая подготовкадля студентов

обучающихся по ВУС-320100, 800100, 801500

Наши рекомендации