Выбор России в пользу рыночной экономики, сделанный в начале 90-х годов, и начавшиеся реформы существенно изменили условия работы транспорта и характер спроса на транспортные услуги.
Министерство транспорта Российской Федерации
(МИНТРАНС РОССИИ)
Транспортная стратегия
Российской Федерации
На период до 2020 года
Москва
Год
ОГЛАВЛЕНИЕ
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ……………………………………………………….…. | |
РАЗДЕЛ 1. МИССИЯ И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ……………………………….…… | |
РАЗДЕЛ 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТРАНСПОРТНОЙ ПОЛИТИКИ…………………………………... | |
2.1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……….…. | |
2.1.1. Принципы и основные направления совершенствования системы государственного регулирования транспортной деятельности……………………………………………………….. | |
2.1.2. Совершенствование финансирования и инвестиционной деятельности на транспорте………………………………….…... | |
2.1.3. Управление государственным имуществом на транспорте…….. | |
2.2. РАЗВИТИЕ РЫНКА ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ……………………… | |
2.2.1. Основные направления развития конкуренции на рынке транспортных услуг……………………………………………….. | |
2.2.2. Совершенствование антимонопольного регулирования…….…. | |
2.2.3. Тарифно-ценовое регулирование………………………………… | |
2.2.4. Участие государства в деятельности рынка транспортных услуг и государственная поддержка……………………………... | |
2.3. РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ…………….….. | |
2.3.1. Общие принципы развития транспортной инфраструктуры…… | |
2.3.2. Развитие опорной транспортной сети……………………………. | |
2.3.3. Транспортные коридоры и региональные особенности развития опорной транспортной сети……………………………. | |
2.3.4. Развитие транспортной инфраструктуры крупнейших городов……………………………………………………………... | |
2.4. РОССИЯ НА МИРОВОМ РЫНКЕ ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ……… | |
2.5. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТРАНСПОРТНОЙ ТЕХНИКИ И ТРАНСПОРТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ…………………………... | |
2.6. ГАРМОНИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ И ПОВЫШЕНИЕ ЕЕ БЕЗОПАСНОСТИ…………………………………. | |
РАЗДЕЛ 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СТРУКТУРНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ НА ОТДЕЛЬНЫХ ВИДАХ ТРАНСПОРТА……………………………………………………… | |
3.1. РАЗВИТИЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА И ПРОДОЛЖЕНИЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ ОТРАСЛИ….……………… | |
3.2. РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ И РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОЗДУШНОГО ДВИЖЕНИЯ………... | |
3.3. РАЗВИТИЕ И РЕФОРМИРОВАНИЕ ГОРОДСКОГО ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА…………………………….….…. | |
3.4. РАЗВИТИЕ И РЕФОРМИРОВАНИЕ МОРСКОГО ТРАНСПОРТА…. | |
3.5. РАЗВИТИЕ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА И РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ВНУТРЕННИМИ ВОДНЫМИ ПУТЯМИ……………………………… | |
3.6. РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОГО ТРАНСПОРТА…………………… | |
3.7. РАЗВИТИЕ И РЕФОРМИРОВАНИЕ ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА… | |
3.8. РАЗВИТИЕ И РЕФОРМИРОВАНИЕ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА…………………………………………………………… | |
РАЗДЕЛ 4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОПОРНОЙ ТРАНСПОРТНОЙ СЕТИ И РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ТРАНСПОРТА…………………………… | |
4.1. ФОРМИРОВАНИЕ ОПОРНОЙ ТРАНСПОРТНОЙ СЕТИ И ПРИОРИТЕТНЫЕ ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ ПРОЕКТЫ…………….. | |
4.2. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ТРАНСПОРТА…………………………………………………. | |
4.3. РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ……………………………………………………. | |
РАЗДЕЛ 5. ЭТАПНОСТЬ И МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНОЙ СТРАТЕГИИ………………………………….. | |
ПРИЛОЖЕНИЕ. ПРИОРИТЕТЫ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ТРАНСПОРТНОЙ СТРАТЕГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (секретно) |
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Состояние и развитие транспорта имеют для Российской Федерации исключительное значение.
Транспорт, наряду с другими инфраструктурными отраслями, обеспечивает базовые условия жизнедеятельности общества, являясь важным инструментом достижения социальных, экономических, внешнеполитических целей. Транспорт - не только отрасль, перемещающая грузы и людей, а, в первую очередь, межотраслевая система, преобразующая условия жизнедеятельности и хозяйствования.
Исторически развитие транспорта во многом предопределило экономическое и пространственное развитие России, способствовало укреплению ее целостности и международного влияния. Создание российского флота и морских портов, трассы Северного морского пути, строительство Транссибирской, Байкало-Амурской железнодорожных магистралей, системы водных путей европейской части России, создание развитой национальной сети воздушных сообщений были значимыми вехами не только для транспорта, но и для всей страны.
Устойчивое развитие транспорта является гарантией единства экономического пространства, свободного перемещения товаров и услуг, конкуренции и свободы экономической деятельности, обеспечения целостности России и ее национальной безопасности, улучшения условий и уровня жизни населения.
Особая значимость транспорта в системе военной безопасности России обусловлена ее уникальным геостратегическим положением и огромным пространственным размахом. Транспортная система Российской Федерации, включающая основные виды транспорта общего пользования – железнодорожный, автомобильный, воздушный, морской, внутренний водный и трубопроводный, представляет собой необходимый материальный фактор обеспечения военной безопасности государства.
Транспорт является одним из главных инструментов в решении крупнейших политических и экономических задач, в обеспечении обороноспособности страны, в связи с чем, неотъемлемой частью настоящей Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года являются Приоритеты военной безопасности в Транспортной стратегии Российской Федерации.
Положения транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года и Приоритеты военной безопасности в Транспортной стратегии Российской Федерации являются базой для единого понимания роли транспортной системы и перспектив ее развития органами государственной власти, военного управления, мобилизационными органами, органами исполнительной и законодательной власти различных уровней, хозяйствующими субъектами различных форм собственности и организационно правовых форм, в том числе выполняющих мобилизационные планы, пользователями транспортных услуг.
На фоне роста спроса на транспортные услуги и еще более значительного его увеличения в прогнозной перспективе в транспортной системе в целом и отдельных ее подотраслях сохраняется ряд нерешенных внутренних проблем.
На транспорте не завершены структурные преобразования.
Не преодолены тенденции старения основных фондов. Не во всех секторах транспортного комплекса сложились современные механизмы устойчивого воспроизводства и современные бизнес-модели развития транспортных операторов.
Недостаточен технический и технологический уровень транспортной техники и оборудования.
Далеко не полностью реализованы возможности взаимодействия транспорта с отечественным транспортным машиностроением, отраслями нефтехимии, приборостроения и связи.
Отсутствует необходимая комплексность в управлении развитием и функционированием транспортной системы, а также в координации и взаимодействии различных видов транспорта.
На пассажирских перевозках различными видами транспорта отсутствуют эффективные механизмы финансовой компенсации перевозок льготных категорий пассажиров, что приводит к значительным убыткам транспортных организаций.
Проблемы в развитии транспорта усиливают инфраструктурные ограничения, создают угрозу замедления социального развития и формирования единого экономического пространства. Их скорейшее разрешение становится особенно важным в условиях перехода национальной экономики в фазу устойчивого роста.
Валовый внутренний продукт за период с 1998 по 2003 годы вырос более чем на 30%. Значительно увеличились объемы производства в основных грузообразующих отраслях, в частности, в топливной промышленности - на 30% , в черной металлургии – на 28%, в строительстве – более чем на 40%. Рост продукции сельского хозяйства составил около 30%, лесной промышленности – 32%, машиностроения и металлообработки – почти 50%. Объем внешней торговли вырос на 35%, экспорт – на 50%, импорт – на 15%.
Руководством страны поставлена задача повышения темпов экономического роста, удвоения за десять лет валового внутреннего продукта, значительного повышения жизненного уровня граждан России.
Наиболее динамичные изменения в экономике произойдут в случае реализации «сценария ускоренной диверсификации», на который и ориентирована транспортная стратегия (сценарные условия развития экономики России в период реализации транспортной стратегии приведены в приложении 3). Данный сценарий предполагает достижение среднегодовых темпов роста ВВП в размере 5-6% с последующим их повышением до 6-8% в период 2007-2015 годы при интенсификации инвестиционной деятельности и быстром росте реальных доходов населения. В структуре ВВП увеличится доля обрабатывающих отраслей, экспорт товаров вырастет в 1,3 раза, импорт - более чем в 2 раза. Объем инвестиций в основной капитал к 2020 году должен вырасти в 7 раз. Указанный сценарий характеризуется благоприятным развитием торгово-экономического и политического сотрудничества с зарубежными партнерами, включая позитивные тенденции в процессах международной интеграции, а также вступление в ВТО на благоприятных для России условиях.
При реализации этого сценария транспорт должен не только обеспечить растущий спрос на транспортные услуги, но и стать одним из катализаторов экономического развития и повышения конкурентоспособности российской экономики, важным фактором повышения уровня жизни и развития регионов, инструментом активного геостратегического позиционирования России. В транспортной системе потребуются значительные инвестиции для снятия инфраструктурных ограничений и для технологической модернизации транспорта.
Положения Концепции государственной транспортной политики, одобренной Правительством Российской Федерации в 1997 году[1], сформулированные в период кризисного развития экономики, частично реализованы, частично утратили актуальность в изменившихся социально-экономических условиях.
Изменившиеся социально-экономические условия потребовали уточнения приоритетов развития транспортной системы и задач государства в области развития транспорта.
Транспортная стратегия Российской Федерации основывается на положениях Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации, посланий Президента России Федеральному Собранию, Стратегии развития Российской Федерации до 2010 года, других программных документов. Количественные оценки основаны на показателях современного состояния экономики и прогнозах социально-экономического развития страны и ее регионов на среднесрочную и более отдаленную перспективу, а также на соответствующих научных разработках.
Транспортная стратегия Российской Федерации определяет приоритеты государственной транспортной политики Российской Федерации, основные направления развития опорной транспортной инфраструктуры страны, приоритетные задачи институциональных реформ на транспорте, а также основные задачи развития транспортной системы и направления их решения на отдельных видах транспорта с учетом их специфики на период до 2020 года.
В первом разделе определена миссия государства в сфере функционирования и развития транспортной системы и пять стратегических целей, направленных на ее реализацию, а также показатели, характеризующие достижение поставленных целей.
Во втором разделе сформулированы приоритетные направления государственной транспортной политики обеспечивающие достижение стратегических целей по следующим основным аспектам регулирования и управления:
- управление транспортной системой;
- совершенствование финансирования и инвестиционной деятельности;
- повышение эффективности использования государственного имущества;
- регулирование рынка транспортных услуг;
- развитие транспортной инфраструктуры;
- международная деятельность;
- совершенствование транспортной техники, транспортных технологий
и развитие транспортного машиностроения;
- гармонизация развития транспортной системы и повышение ее безопасности.
В третьем разделе разработаны основные направления государственной политики и необходимые структурные преобразования на отдельных видах транспорта.
В четвертом разделе разработаны основные принципы формирования опорной транспортной сети, направления развития инфраструктуры отдельных видов транспорта и крупнейшие инфраструктурные проекты, непосредственно связанные с реализацией социально-экономических приоритетов общегосударственного значения, а также региональный разрез развития инфраструктуры.
В пятом разделе представлены этапность и механизм реализации транспортной стратегии.
В Приоритетах военной безопасности в Транспортной стратегии Российской Федерации определены приоритеты государственной военно-транспортной политики Российской Федерации, основные задачи развития транспортной системы и направления их решения на отдельных видах транспорта с учетом их специфики в решении задач обороны государства.
Транспортная стратегия является основой для разработки целевых программ в области транспорта и смежных с транспортом отраслях экономики, решения социальных, оборонных и других зависящих от транспорта проблем развития отдельных отраслей, регионов и экономики в целом.
Положения транспортной стратегии являются базой для единого понимания роли транспорта и перспектив его развития органами исполнительной и законодательной власти различных уровней, бизнесом, пользователями транспортных услуг, всеми слоями общества.
Государство повышает эффективность управления государственной собственностью транспорта, а также создает условия, обеспечивающие деятельность и правоотношения участников гражданского оборота имущества транспорта с учетом целей и задач государственной политики в области имущественных отношений.
Основными направлениями совершенствования управления государственной собственностью на транспорте являются:
совершенствование порядка взаимодействия органов власти в области управления государственным имуществом;
совершенствование норм законодательства, регулирующих вопросы оформления прав собственности на государственное имущество транспортной отрасли, а также вопросы пользования земельными участками организациями транспортного комплекса (в том числе, совершенствование нормативно-правового регулирования процедур резервирования и изъятия земельных участков для федеральных нужд);
совершенствование норм законодательства, регулирующих вопросы оформления прав собственности на государственное имущество транспортной отрасли;
проведение приватизации имущества транспортной отрасли с учетом целей и задач транспортной стратегии;
внедрение современных компьютерных технологий для решения задач учета федерального имущества и показателей эффективности его использования;
совершенствование системы профессиональной подготовки и квалификации руководителей государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, а также представителей государства в органах управления открытых акционерных обществ транспортной отрасли;
Основными направлениями работы по совершенствованию условий деятельности участников гражданского оборота имущества транспорта и их правоотношений, являются:
совершенствование норм законодательства в целях недопущения несостоятельности системообразующих организаций транспортной отрасли, и в отношении ужесточения ответственности лиц, виновных в преднамеренных банкротствах данных организаций;
совершенствование законодательства, регулирующего вопросы долевой собственности на имущество транспортной отрасли;
совершенствование законодательства, регулирующего вопросы инвестиционной деятельности на транспорте, осуществляемой в форме капитальных вложений;
совершенствование форм и способов передачи государственного имущества в пользование юридическим и физическим лицам, а также порядка перечисления в бюджет государства доходов государственных унитарных предприятий, получаемых ими от передачи в пользование третьим лицам, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения государственного имущества;
содействие созданию интегрированных структур с участием организаций различных секторов транспортной отрасли, иных отраслей народного хозяйства;
совершенствование методов оценки стоимости государственного имущества транспортной отрасли;
совершенствование процедур залога государственного имущества транспортной отрасли.
2.2. РАЗВИТИЕ РЫНКА ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ
Основой функционирования и развития рынка транспортных услуг является конкуренция независимых негосударственных транспортных организаций.
Наряду с мерами государственного регулирования, направленными на развитие конкуренции, развитию рыночных отношений на транспорте и повышению его привлекательности как сферы предпринимательства и инвестиций способствуют структурные преобразования на отдельных видах транспорта.
2.2.1. Основные направления развития конкуренции на рынке транспортных услуг.
Основными направлениями развития конкуренции на рынке транспортных услуг являются:
совершенствование антимонопольного регулирования;
поэтапное сокращение сферы ценового регулирования и расширение рынка свободных цен;
создание условий, обеспечивающих недискриминационный доступ транспортных операторов к транспортной инфраструктуре потребителей транспортных услуг к транспортной инфраструктуре;
устранение неоправданных административных и экономических барьеров для конкуренции транспортных операторов;
коммерциализация услуг транспортной инфраструктуры с привлечением частных операторов;
совершенствование системы допуска к транспортной деятельности на основе механизмов лицензирования и подтверждения соответствия транспортных средств и услуг установленным требованиям. Постепенный переход к более «мягким» формам государственного регулирования;
поддержка малого и среднего бизнеса на транспорте;
постепенная замена действующих количественных квот качественными;
содействие развитию транспортной логистики, а также современных информационных технологий в сфере транспорта.
2.2.2. Совершенствование антимонопольного регулирования
Основными направлениями совершенствования антимонопольного регулирования являются:
совершенствование методик реального контроля рыночной концентрации и оценки фактического уровня конкуренции;
разграничение рынка транспортных услуг и использования транспортных средств для некоммерческих нужд;
сокращение монопольных сфер деятельности с постепенным замещением прямого регулирования (в том числе, посредством установления тарифов) на рыночные методы регулирования (в том числе, методами антимонопольного регулирования и контроля);
формирование процедур сорегулирования, позволяющих формировать требования и условия доступа к оказанию услуг с привлечением организаций операторов, пользователей и их объединений.
Государство не вправе ограничивать доступ операторов на рынок.
Основным инструментом, стимулирующим консолидацию транспортного бизнеса, является ужесточение качественных требований к операторам.
Консолидация может осуществляться на корпоративной основе, путем создания альянсов, пулов, использования других механизмов, которые допускает действующее законодательство.
Сегментами рынка транспортных услуг, где консолидация оправдана в первую очередь, являются гражданская авиация, городской общественный транспорт, международные автомобильные перевозки грузов, перевозки для целей международного и внутрироссийского туризма.
2.2.3. Тарифно-ценовое регулирование
Тарифно-ценовое регулирование должно быть, по возможности, ограничено сферами естественных монополий. При этом обеспечивается баланс интересов субъектов регулирования и потребителей их услуг.
При регулировании тарифов могут решаться следующие основные задачи:
мониторинг и общего уровня тарифов в целях ограничения их инфляционного влияния;
ограничение предельных уровней тарифов в целях обеспечения доступности услуг для большинства потенциальных потребителей и для недопущения кратковременной реализации транспортных услуг ниже себестоимости с целью получения конкурентных преимуществ (демпинга) или долгосрочного применения заниженных цен, заведомо исключающих возможность качественного обслуживания и обеспечения требований безопасности транспортного процесса;
обеспечение ценовой прозрачности рынка (за счет расширения практики применения принципа "объявленного тарифа");
обеспечение в интересах пользователей транспортных услуг разумной стабильности тарифов.
В ходе реализации стратегии при замене льгот отдельным категориям граждан по проезду на различных видах транспорта в натуральной форме на денежные компенсации необходимо вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, других обстоятельств, а также с учетом интересов организаций и предприятий транспортного комплекса.
Основными направлениями совершенствования тарифного регулирования на отдельных сегментах рынка транспортных услуг являются:
На железнодорожном транспортенеобходимо совершенствование тарифной политики, адаптированной к условиям рыночной экономики, в соответствии с принятой Правительством Российской Федерации Программой реформирования железнодорожного транспорта.
В соответствии с осуществляемой по решению Правительства Российской Федерации демонополизацией рынка железнодорожных перевозок необходим постепенный переход от регулирования деятельности субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок к регулированию деятельности субъектов естественных монополий в сфере предоставления услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.
На пассажирских железнодорожных перевозках должно осуществляться постепенное сокращение внутреннего перекрестного субсидирования пассажирских перевозок за счет грузовых. По мере развития конкуренции и снижения издержек на пассажирские перевозки будет проводиться дальнейшее дерегулирование тарифов на эти перевозки. Постепенный переход к свободным тарифам будет осуществляться по мере роста благосостояния населения. В первую очередь, свободные тарифы должны устанавливаться на наиболее дорогие категории услуг.
Для основных грузопотоков экспортных грузов, доставляемых в смешанном сообщении, необходима разработка методов комплексного регулирования тарифов различных видов транспорта. Сокращение сферы регулирования тарифов на грузовые перевозки будет возможно по мере развития конкуренции на отдельных видах перевозок.
На железнодорожном транспорте следует проводить регулирование тарифов на федеральном уровне по методикам, учитывающим необходимость сокращения транспортной составляющей в себестоимости продукции.
В сфере услуг морских портов регулирование тарифов на услуги субъектов естественных монополий должно быть направлено на повышение привлекательности российских портов для грузовладельцев, поддержку российских перевозчиков при адекватном финансировании мероприятий по обеспечению безопасности судоходства в портах.
В целях развития рыночной конкуренции в потенциально конкурентных секторах естественных монополий целесообразно проводить выведение отдельных стивидорных компаний морских портов, работающих в одном морском бассейне и реально конкурирующих между собой по перевалке одинаковых грузов, из реестра субъектов естественных монополий на транспорте.
Регулирование тарифов на услуги субъектов естественных монополий в морских портах должно быть взаимоувязано с регулированием тарифов на железнодорожные перевозки с целью повышения конкурентоспособности отечественной продукции, укрепления экономического пространства Российской Федерации, повышения привлекательности услуг российских портов и перевозчиков.
В сфере услуг речных портов регулирование сборов, тарифов и плат должно учитывать необходимость обеспечения устойчивого финансово-экономического положения и развития речных портов, а также доступность их услуг для перевозчиков.
Развитие конкуренции на рынке услуг речных портов, а также между различными видами транспорта (внутренний водной, железнодорожный, автомобильный) должно привести к существенному сокращению естественно-монопольных секторов в данной сфере услуг и сокращению объема государственного регулирования на данном сегменте рынка. Условием выведения речных портов из перечня локальных естественных монополий является разделение функций портового оператора и перевозчика.
В сфере внутренних водных путейв качестве меры направленной на обеспечение устойчивого функционирования и создания условий для развития их инфраструктуры целесообразно введение платы за пользование таковой инфраструктурой.
В сфере услуг аэропортовгосударственное регулирование ставок аэропортовых сборов и тарифов за наземное обслуживание воздушных судов должно быть направлено на поддержку российских авиаперевозчиков при адекватном финансировании мероприятий по обеспечению безопасности полетов и авиационной безопасности, а также на повышение инвестиционной привлекательности аэропортов.
В целях повышения эффективности государственного регулирования субъектов естественных монополий в сфере услуг аэропортов и обеспечения добросовестной конкуренции на рынке авиационных перевозок должен быть завершен процесс разделения авиапредприятий (по видам деятельности) на авиакомпании и аэропорты.
Услуги системы организации воздушного движения (ОВД)рассматриваются как разновидность естественной монополии. В результате консолидации гражданской части ОВД предусматривается создание единого находящегося в государственной собственности субъекта, получающего сборы за аэронавигационное обслуживание (АНО) и осуществляющего за счет этих сборов финансирование текущих затрат за АНО и функции государственного заказчика при модернизации гражданской части единой системы ОВД.
Уровень ставок сборов за АНО должен устанавливаться с учетом баланса интересов хозяйствующих субъектов, оказывающих данные услуги, и потребителей услуг - авиаперевозчиков. При этом с учетом фактического уровня доходности различных услуг по АНО уровень ставок сборов за АНО должен обеспечивать доступность данных услуг для авиакомпаний, достаточный уровень финансирования мероприятий по модернизации гражданской части единой системы ОВД, а также поэтапное сокращение перекрестного субсидирования в данной сфере.
Тарифы для отечественных и иностранных авиакомпаний должны быть в течение определенного периода различными с учетом фактического уровня доходности их деятельности на соответствующих маршрутах.
В сфере услуг городского пассажирского транспорта(ГПТ) на базовой сети регулярных маршрутов сохранится государственное тарифное регулирование. Однако, по мере разрешения проблемы обеспечения государственных социальных мандатов, назначение этой системы будет меняться. Исчезнет необходимость использования регулируемого тарифа как средства обеспечения перекрестного субсидирования поездок пассажиров, имеющих льготы, что создаст предпосылки к снижению тарифов. Тарифное регулирование будет направлено на решение двух основных задач:
- повышение ценовой доступности услуг ГПТ для менее обеспеченных слоев населения;
- обеспечение ценовой привлекательности услуг ГПТ для среднего класса;
Ценообразование на дополнительной маршрутной сети будет основываться на рыночных принципах. В перспективе этот сегмент рынка будет характеризоваться предоставлением транспортных услуг повышенного качества.
В условиях формирования новой модели развития мировой экономики транспорт является инструментом реализации национальных интересов России, обеспечения достойного места страны в мировой хозяйственной системе.
Основными направлениями международной интеграции в области транспорта являются:
последовательная гармонизация российского транспортного законодательства, стандартов и транспортной документации с действующими на международных рынках транспортных услуг;
поэтапное приведение законодательной и нормативной правовой базы в области транспорта, в том числе, на региональном уровне, в соответствие с нормами и правилами ВТО;
формирование и развитие общего транспортного пространства стран СНГ и ЕврАзЭС;
активное участие в создании общеевропейского транспортного пространства;
развитие сотрудничества с ЕС в целях обеспечения эффективного взаимодействия транспортных систем России и Евросоюза;
обеспечение надежных и благоприятных условий транзитного железнодорожного и автомобильного сообщения с Калининградской областью;
участие российских компаний и предпринимателей в создании совместных транспортных предприятий, а также в конкурсах и торгах по приватизации транспортных предприятий, прежде всего, в странах СНГ и ЕврАзЭС;
расширение и углубление сотрудничества России с международными организациями и в реализации межгосударственных соглашений в области транспорта, принимаемых на многосторонней и двусторонней основе;
реализация на выгодных для России условиях транспортных проектов с иностранным техническим или финансовым участием;
развитие взаимодействия в рамках регионального сотрудничества, с целью реализации транзитного потенциала России в первую очередь, в рамках ЕврАзЭС;
повышение роли России в создаваемой интегрированной транспортной системе Азиатско-Тихоокеанского региона и Шанхайской организации сотрудничества;
участие в международных транспортных проектах и программах, поддержка региональных инициатив, отвечающих национальным интересам Российской Федерации.
Экспорт транспортных услуг рассматривается в качестве важной составляющей национального продукта России.
Экспорт транспортных услуг развивается в следующих основных направлениях:
развитие использования транзитного потенциала российской транспортной системы. Реализация геостратегической миссии России как естественного моста между Европой и Азией;
увеличение доли участия российских транспортных организаций в поставке отечественных экспортных грузов на мировые рынки;
повышение доли российских транспортных организаций в доставке импортных грузов, перевозках транзитных грузов, грузов третьих стран и иностранных фрахтователей.
Государственная поддержка отечественных транспортных организаций, работающих на международных рынках транспортных услуг, осуществляется в следующих основных направлениях:
активная поддержка международных норм и правил в области транспортной деятельности, установленных общепризнанными многосторонними соглашениями, в частности – под эгидой организаций ООН. Недопущение введения неоправданных региональных ограничений, создающих дискриминационные условия для международной транспортной деятельности;
в период вступления России в ВТО – обеспечение необходимой защиты наиболее слабо развитых сегментов рынка транспортных услуг (с учетом интересов потребителей, фактического и потенциального уровня доступа иностранных поставщиков на каждый сегмент, наличия адекватной законодательной и нормативной правовой базы), а также сохранение системы двусторонних международных соглашений в области перевозок пассажиров и грузов;
создание для российских перевозчиков благоприятных экономических условий ведения бизнеса на тех сегментах рынка, где они работают;
создание для отечественных международных перевозчиков не менее благоприятных режимов при выполнении таможенных и пограничных процедур, чем для перевозчиков других стран;
создание условий для приобретения российскими перевозчиками современной транспортной техники, соответствующей требованиям, предъявляемым к ней при работе на международных рынках и обеспечивающим конкурентоспособность услуг отечественных операторов;
разработка механизмов оперативного принятия ответных мер в случаях, когда российские перевозчики подвергаются дискриминации за рубежом;
повышение эффективности механизмов национального регулирования сегментов рынка международных перевозок, на которых действует двусторонняя разрешительная система;
проведение согласованной активной политики в международных организациях, осуществляющих допуск на международные рынки транспортных услуг;
разработка и реализация мер, стимулирующих перевозку экспортных грузов отечественными транспортными организациями, а также долгосрочное фрахтование флота и парка отечественных перевозчиков.
Использование транзитного потенциала России должно быть не только приоритетом развития транспортной системы, но и самостоятельной точкой роста экономики.
Для повышения уровня реализации транспортного потенциала Российской Федерации необходимы:
участие России в разработке общей стратегии развития сети международных транспортных коридоров, проходящих по европейским и азиатским направлениям, в рамках формирования новых транзитных магистралей континентального значения;
активная государственная поддержка транзитных проектов России на международной арене, формирование выгодных для России международных альянсов;
содействие реализации инвестиционных проектов, в том числе международных, направленных на развитие транзитных перевозок;
дальнейшее развитие логистических технологий, информационных систем, всей инфраструктуры транзитных перевозок в целях ускорения доставки транзитных грузов, обеспечения гарантий их сохранности, общего повышения качества сервиса;
техническая модернизация и совершенствование экономических режимов в воздушных транзитных коридорах, проходящих через воздушное пространство России;
стимулирование создания российских мультимодальных транзитных операторов;
разработка экономических механизмов привлечения субъектов Российской Федерации и час