Основы экономико-географического изучения пассажирско-транспортного комплекса.
Как известно транспорт является одним из основных компонентов третичного сектора экономики. Третичный сектор еще называют сферой обслуживания и он, в отличие от двух других секторов экономики (добыча природных ресурсов и промышленный сектор), направленных на производство и увеличение материального благосостояния общества, ориентирован в первую очередь на потребление. Сфера услуг напрямую зависит от уровня экономического развития государства и, в частности от личных доходов граждан. Наряду с транспортом в сферу обслуживания входит связь, образование, медицина, почта, банковская система и другие, социально важные отрасли.
Существует множество классификаций транспорта (наземный - подземный, водный - сухопутный и т.д.), однако следует остановиться на более важных для исследуемой отрасли.
Транспорт разделяется на виды (в зависимости от вида технического средства использующегося в качестве основного): автомобильный, железнодорожный, водный, авиационный, трубопроводный, электронный и оптико-волоконный. Все виды, кроме трех последних, подразделяются по характеру перевозок на грузовые и пассажирские. Существуют также грузопассажирские перевозки (например, почтово-багажные поезда), но их доля в общем пассажирообороте очень мала.
Общие методические рекомендации. Транспорт — одна из важнейших отраслей народного хозяйства, обеспечивающая пространственные связи между региональными и отраслевыми территориально-производственными комплексами, между населенными пунктами, районами страны. В основных направлениях экономического и социального развития России из всех отраслей производственной инфраструктуры первостепенное значение отдается транспорту. В связи с этим транспортные проблемы становятся все более актуальной задачей научных исследований, в том числе и географических. При этом цель исследования сводится не только к описанию размещения путей сообщения; необходимо раскрыть закономерности этого размещения, изучить факторы формирования транспортной системы и взаимодействия различных видов транспорта, их роль в комплексном развитии хозяйства, обеспечении кооперированных связей, улучшении обслуживания населения.
Исследование может проводиться по отдельным видам транспорта и по всей транспортной системе района, области или республики, т. е. в отраслевом и региональном аспекте, с использованием материалов плановых, статистических организаций, транспортных управлений и ведомств. Рекомендуется следующая схема географического изучения транспорта.
1. Значение транспорта в обеспечении грузовых и пассажирских перевозок, в развитии внутренних и внешних экономических связей.
2. История формирования транспортной сети, этапы развития и роль каждого вида транспорта в экономике района на том или ином этапе.
3. Транспортная система района: виды транспорта, структура грузо и пассажирооборота.
4. География дорожной сети, условия и факторы ее развития.
5. География грузоперевозок и пассажироперевозок.
Качественная характеристика транспорта: качественный состав рабочей силы, качество, пригодность и степень использования транспортных средств и коммуникаций.
6. Экологические аспекты транспортной проблемы
7. Основные направления развития транспорта в регионе.
В процессе изучения поставленных вопросов исследователь должен руководствоваться указаниями XXVI съезда КПСС и последующими постановлениями партии и правительства о дальнейшем развитии и улучшении дорожного строительства, уменьшении затрат на перевозки, об экономии трудовых и топливных ресурсов, ограничении воздействия транспорта на окружающую природную среду. Как и во всех других случаях, анализ показателей развития и функционирования транспорта проводится в динамике и в сравнении со средними данными по стране, с другими районами, республиками, городами.
На примере автомобильного транспорта рассмотрим наиболее важные вопросы географического изучения данной отрасли народного хозяйства на уровне административного района или области.
География дорожной сети — один из важнейших аспектов исследования. Необходимо изучить и на соответствующей карте отразить направление магистралей федерального, республиканского, районного и местного значения; выделить центры, через которые они проходят. Для сравнительной оценки обеспеченности территории данным видом транспорта используются такие расчетные показатели, как длина дорожной сети в километрах, в том числе с твердым покрытием; ее густота (протяженность каждого вида дорог на 1000 км2 территории); транспортный охват поселений (количество населенных пунктов, имеющих автомобильное сообщение, по отношению к численности поселений в районе). Сравнив эти показатели с данными по республике и другим районам, необходимо объяснить, какие факторы определили выявленные различия (например, интенсивное промышленное строительство, густая сеть городов и рост объема перевозок; формирование зон отдыха и увеличение пассажироперевозок; развитие связей в системе агропромышленного комплекса; усиление культурно-бытовых связей между поселениями). Важно также сделать оценку тех компонентов природной среды, которые влияют на дорожное строительство и эксплуатацию транспортных средств. Например, дорожно-климатические условия во многом определяют надежность круглогодичной транспортной связи, особенно в сельской местности. Поэтому необходимо изучить, какие меры приспособления рекомендуются в тех или иных климатических условиях для более рационального и надежного использования автотранспорта (определенная грузоподъемность машин, приспособления для движения по песчаным грунтам, по снежному покрову, в периоды распутицы, гололеда и т. д.). Условия рельефа и грунты влияют на возможности и стоимость транспортного строительства, на протяженность дорожной сети. Географу необходимо с помощью картографических средств провести зонирование территории по условиям транспортного строительства, выделить наиболее сложные участки, изучить возможности снижения затрат на строительные работы. В заключении к данному разделу исследования необходимо указать, каковы перспективы дорожного строительства и благоустройства дорог, особенно местного значения.
Следующий аспект изучения транспорта — география грузоперевозок и пассажироперевозок. В данном случае нужна информация о величине грузооборота и пассажирооборота в тонно-километрах или пассажиро-километрах, объеме перевозимых грузов в тоннах и численности перевезенных пассажиров; о средней дальности перевозок, их себестоимости, основных направлениях движения. На основании этой информации можно составить карты, отражающие географию перевозок грузов и пассажиров, в том числе показать всесоюзные, международные, внутри- республиканские и местные перевозки; отметить наиболее напряженные магистрали и их участки. При помощи различных форм диаграмм следует наглядно изобразить структуру перевозок, на графиках показать рост грузооборота и пассажирооборота по периодам. В этом же разделе необходимо дать характеристику главных транспортных узлов, изучить, какие транспортные пути через них проходят, в чем специфика их территориальных связей, какова нагрузка на эти пункты грузопотоков и пассажиропотоков; сделать выводы о транспортных возможностях каждого центра на изучаемой территории, о формировании в перспективе новых маршрутов.
Качественная характеристика транспорта включает ряд вопросов. Среди них наиболее актуальны в условиях ограниченного прироста трудовых ресурсов вопросы количественного и качественного состава рабочей силы, экономии трудовых затрат на различных видах транспортных работ. В частности, на автомобильном транспорте это не только водители подвижного состава, но и многочисленный контингент работников, выполняющих погрузочно-разгрузочные работы, снабжение запасными частями и ремонт машин, регулирование движения, учет и технический осмотр транспортных средств, их снабжение топливом и другие виды работ. Исходя из принципа экономии рабочей силы, важнейшей проблемой является всемерное сокращение численности занятых на погрузочно-разгрузочных работах. Поэтому необходимо выяснить, как внедряются средства механизации и автоматизации работ, как совершенствуется система использования контейнеров, кранов, конвейерных систем. Одна из форм экономии труда — совмещение смежных профессий(например, шофер — механик — экспедитор или шофер — бригадир строительной бригады и т. д.). Производительность труда водителя измеряется в тонно-километрах и зависит от грузоподъемности машин, дальности перевозок и качества дорог.
Качество дорог рассматривается как одна из важнейших характеристик отрасли. При изучении ее необходимо отразить не только протяженность дорожной сети, но и долю в ее составе дорог с твердым покрытием, асфальтированных, бетонированных, т. е. со стабильной ровной поверхностью, с многорядным движением. Рекомендуется провести зонирование территории по качеству дорог, определить участки первоочередного улучшения или строительства.
Степень использования транспортных средств также относится к числу актуальных вопросов исследования. Ее характеризуют такие показатели, как среднесуточный пробег с грузом, скорость движения, использование фонда рабочего времени, коэффициент сменности, грузооборот на одну машину в год, средняя дальность перевозок, количество перевозок с грузом и без груза, продолжительность эксплуатации автомобилей, амортизационный возраст, количество капитальных ремонтов и т. д.
Транспорт разделяется на виды (в зависимости от вида технического средства использующегося в качестве основного): автомобильный, железнодорожный, водный, авиационный, трубопроводный, электронный и оптико-волоконный. Все виды, кроме трех последних, подразделяются по характеру перевозок на грузовые и пассажирские. Существуют также грузопассажирские перевозки (например, почтово-багажные поезда), но их доля в общем пассажирообороте очень мала.
Пассажирский транспорт, в свою очередь, состоит из индивидуального, ведомственного и общественного (маршрутного). Последний далее для удобства буду называть просто - "пассажирский транспорт". Общественный пассажирский транспорт не даром еще называют маршрутным, поскольку основной формой его организации является маршрут - четко регламентированный путь следования подвижного состава при выполнении перевозок. В зависимости от расположения относительно населенных пунктов маршруты бывают:
* Городские (внутригородские) - маршруты, проходящие в пределах границ города (другого поселения). На таких маршрутах работает Городской Пассажирский Транспорт (ГПТ) представленный несколькими видами:
- автомобильный - автобус, маршрутное такси, автобус-экспресс;
- железнодорожный - городские железные дороги, метрополитен;
- водный - речной трамвай, пассажирские паромы, городские теплоходы;
- электротранспорт - троллейбус, трамвай, скоростной трамвай.
- Полупригородные - маршруты, основной частью проходящие в пределах города, но связывающие отдаленные, подчиненные городу населенные пункты (в Уфе этот тип представлен маршрутом №101 Ж/д вокзал - Аэропорт).
- Пригородные - маршруты, проходящие за пределы города на расстоянии до 50 км включительно. Здесь работает пригородный пассажирский транспорт представленный меньшим количеством видов:
- автомобильный - наиболее массовый вид пригородного транспорта; здесь так же используются автобусы, маршрутные такси и автобусы-экспрессы;
- железнодорожный транспорт представлен Пригородными поездами и Пригородными Электропоездами ("электрички");
- авиационные перевозки также существуют, но в тех случаях, когда невозможна связь другими видами транспорта;
- водный транспорт - пригородные теплоходы и пассажирские паромы;
- электротранспорт в пригороде, как мне известно, работает только в Крыму, где на линии Симферополь - Алушта курсируют троллейбусы.
- Междугородные - маршруты, проходящие за пределы черты города (другого населенного пункта) на расстояние более 50 км. Междугородние перевозки осуществляются как поездами, автобусами, водным транспортом, воздушным транспортом.
Стоит отметить уникальную троллейбусную систему, на курортном маршруте Симферополь - Ялта в Украине, длинная которой составляет 61 км.
Основную часть пассажиров в междугородном сообщении в России перевозит железная дорога и автомобильный транспорт.
По конфигурации (по расположению на территории) маршруты всех видов пассажирского транспорта классифицируются на несколько типов:
1. Маятниковые - маршруты, движение на которых как в прямом, так и в обратном направлении проходит по одной и той же трассе. По таким маршрутам осуществляется большинство перевозок в городском, пригородном, междугородном и международном сообщении.
2. Кольцевые - маршруты, движение по которым представляет собой замкнутый контур.
3. Комбинированные. Такие маршруты часто используются в пригородном и междугородном, как правило, автобусном или железнодорожном сообщении. В загородном сообщении такая схема движения позволяет за счет одной линии обеспечить перевозками гораздо большее число поселений, а дифференцированный тариф покрывает расходы на провоз пассажиров по "лишнему кругу", однако увеличивается время в пути между конечными пунктами.
Маятниковые и кольцевые маршруты ГПТ разделяются на подвиды:
- Диаметральные, связывающие отдаленные районы города и проходящие через центр подобно диаметру.
- Радиальные, связывающие один из районов города с центром.
- Полурадиальные, как и предыдущие, связывают один из районов с центром города, но проходящие не радиально.
- Вылетные - маршруты, повторяющие основные схемы движения в городе, но выходящие далеко за пределы основной части города.
- Тангенсальные - похожи на диаметральные, но через центр проходят частично или по касательной.
- Полукольцевые, являющиеся "гибридом" радиальных и кольцевых, т.е. имеющие большое кольцо, как правило, в центре города и длинный "хвост", обычно в один из районов города.
- Периферийные, связывающие окраинные районы и не проходящие через центральную часть города.
Все маршруты подразделяются на постоянные и сезонные. Движение транспорта на постоянных маршрутах осуществляется круглогодично, а на сезонных - в течение определенного периода времени (сезона). Сезонные маршруты используются для доставки пассажиров в дачные кооперативы, когда устойчивый пассажиропоток существует только в летне-осенний период.
Для того чтобы систематизировать понятие о пассажирско-транспортного комплексе нужно вернуться к его истокам и рассмотреть его формирование.
Древнейшим пассажирским транспортом междугородного сообщения по праву можно назвать речной. До XIX в. не существовало специальных пассажирских перевозок, а были только грузопассажирские и, при том, не регулярные. Однако, не смотря на это, а также на низкую скорость передвижения, гораздо большую часть пути из-за извилистости рек и сезонность движения, речной транспорт активно развивался, поскольку не было альтернативы.