Характеристика аэродромных покрытий.
Аэродромные покрытия классифицируют по трём признакам:
1) характеру работы под нагрузкой от колеса самолета; 2) срокам службы (т.е. степени капитальности); 3) способу сооружения.
По 1-му признаку аэродромные покрытия разделяют на жесткие и нежесткие.
Жесткие покрытия- самый распространенный тип аэродромных покрытий, работающих как жесткая плита (штамп), распределяющая нагрузку на большую площадь, причем удельное давление на грунт относительно невелико. К таким покрытиям относятся цементобетонные (неармированные), армобетонные, железобетонные, предварительно-напряженные (сборные и монолитные).
В отличие от жестких нежесткие покрытия_сравнительно слабо сопротивляются изгибу и в основном работают на сжатие. Грунтовое основание под нежестким покрытием испытывает гораздо большие напряжения, а следовательно к нему предъявляют гораздо большие требования. В периоды сезонного (осенне-весеннего) снижения прочности грунтового основания в нежестких покрытиях возникают остаточные (пластические) деформации.
Существенным недостатком нежестких покрытий, является способность накапливать сжимающие деформации при повторных нагруже-ниях, а также связано с деформированием грунтового основания и несвязных подстилающих слоев дорожной одежды. Необходимо в течение всего года непрерывно следить за прочностью и стабильностью грунтового основания.
По 2-му признаку аэродромные покрытия делят на 4 типа:
- капитальные, рассчитанные на длительный срок службы, которые применяют в аэропортах высших классов с интенсивным движением и тяжелыми нагрузками. К ним относят все виды жестких покрытий и асфальтобетонные;
- облегченные покрытия из прочных каменных материалов специально подобранного состава, обработанных органическими вяжущими;
- переходные покрытияиз щебеночных или гравийных материалов, пропитанных органическими вяжущими, а также из грунтов и грунтокаменных смесей, обработанных органическими и неорганическими вяжущими;
- временные покрытияв виде сборно–разборных инвентарных конструкций из металлов или высокопрочных пластмасс на местных авиалиниях в периоды весеннее-осенней распутицы или в труднодоступных районах.
По 3-му признаку железобетонные и предварительно напряженные покрытия могут быть:
- монолитные, устраиваемые на месте специальными комплексами машин и механизмов (цементобетонные и армобетонные покрытия);
- сборные,монтируемые из плит заводского изготовления.
Монолитные и бетонные покрытия
Эти покрытия устраивают однослойными и двухслойными. Обычно однослойные покрытия устраивают толщиной не более 30-35 см. В том случае, когда по расчету требуется толщина больше допустимой, устраивают двухслойные.
Армобетонные покрытия
Эти покрытия обладают следующими преимуществами по сравнению с бетонными:
- повышенная деформативная способность предотвращает образование трещин в плитах;
- арматура препятствует раскрытию случайных трещин, позволяя увеличить размеры плит, тем самым уменьшить число поперечных швов.
Непрерывно-армированные бесшовные аэродромные покрытия (НАБП)
НАБП это разновидность армированных покрытий. Ненапрягаемая стальная арматура размещается непрерывно по всей длине полосы.
Железобетонные покрытия
Эти покрытия обладают наибольшей прочностью и долговечностью по сравнению с бетонными и армобетонными.
Монолитные преднапряженные железобетонные покрытия
Низкая прочность бетона на растяжение и малая растяжимость до разрыва (0,15 мм/м) являются его существенным недостатком.
Сборные покрытия из преднапряженных железобетонных плит
На аэродромах такие покрытия устраивают из плит ПАГ-14 и ПАГ-18, армированных в продольном направлении двухслойной преднапряженной арматурой из прутковой стали периодического профиля, а в поперечном направлении – обычной ненапряженной арматурой.