Составление циклограмм работы автоматических линий
Циклограмму работы АЛ составляют с целью наглядного изображения последовательности и времени работы всех механизмов АЛ. В то же время циклограмма должна быть построена таким образом, чтобы обеспечить наиболее рациональное сочетание последовательности движений, так как от правильности составления циклограммы в некоторой степени зависит производительность АЛ. Циклограмму можно изображать в виде прямоугольников одинаковой высоты с длиной, вычерченной в масштабе времени, чередующихся в той последовательности, в которой происходят движения механизмов. Циклограмма должна отражать перемещения всех механизмов за время несколько превышающее один полный цикл работы АЛ. При этом работу силовых узлов, производящих обработку детали одновременно, можно изображать совмещение одной строкой, соответствующей лимитирующему силовому узлу, без детализации отдельных элементов цикла. Циклограмму начинают составлять с первого движения первого участка АЛ. При наличии параллельных потоков достаточно построить циклограмму работы одного потока и циклограмму работы передающих конвейеров, отразив их работу по передаче деталей между потоками. Циклограмму работы накопителей составляют вне связи с АЛ для режима накопления и расхода.
Все движения, которые должны совершать механизмы АЛ за один цикл, можно условно разделить на лимитирующие и совмещенные. Лимитирующими называют те движения, сумма которых составляет один цикл работы АЛ, а совмещенными — движения, происходящие одновременно с лимитирующими. В простейшем случае лимитирующими являются движения транспортирования, фиксации, зажима, работы силового стола (быстрый подвод, рабочая подача, быстрый отвод), отжима и расфиксации детали. При составлении циклограммы следует стремиться уменьшить время и число лимитирующих движений. Время цикла может быть уменьшено путем сокращения длины хода и увеличения скорости перемещения механизмов, а также ускорением срабатывания аппаратов управления.
Холостые перемещения силового стола в цикле следует выбирать минимальными при соблюдении двух условий: чтобы режущий инструмент в исходном положении выходил за контуры детали и не мешал ее перемещению конвейером и чтобы быстрый подвод был достаточным для освобождения конечных выключателей, контролирующих исходное положение силового стола, от воздействия упора. Для смены режущих инструментов может быть предусмотрен дополнительный отвод, время которого в цикл не входит. При сокращении вспомогательного времени путем увеличения скорости перемещения механизмов во избежание недопустимых ударных нагрузок на механизмы необходимо принимать меры для их торможения в конце хода.
Возврат конвейеров в исходное положение, поворот деталей, работа вытряхивателей и контрольных щупов должны производиться одновременно с лимитирующими движениями. При этом движение должно происходить сразу после того, как будут созданы условия, необходимые для его осуществления. Совмещенные движения, не влияющие, казалось бы, на время цикла, в реальных условиях эксплуатации могут вызвать задержку в работе АЛ, так как они не каждый цикл укладываются точно в заданное время. Поэтому, если циклограмма предусматривает какой-либо запас времени между окончанием совмещенных и активных движений в цикле, то этот запас явится резервом, который компенсирует кратковременные задержки в работе того или иного механизма без увеличения времени цикла. При отсутствии такого запаса любая задержка в каком-либо движении приведет к снижению производительности АЛ. На рис. 12, а показана циклограмма работы одноучастковой АЛ с частичным совмещением движений, в результате чего создан резерв времени для компенсации кратковременных задержек в работе механизмов.
Одноучастковым АЛ с жесткой связью между станками следует отдавать предпочтение перед двухучастковыми. Для создания одноучастковых АЛ часто необходимы проходные поворотные устройства, не требующие разрыва конвейера. При этом уменьшается также число гидростанций, так как транспортирование, зажим и отжим деталей на всей АЛ происходят одновременно и выполняются от одной участковой гидростанции. Циклограмма работы такой АЛ представлена на рис. 48, б.
Однако в некоторых случаях приходится делить АЛ на участки. Для многоучастковых АЛ особо важное значение имеют межучастковые связи, которые определяются конструкцией транспортных устройств. На рис. 49, а приведена циклограмма работы АЛ, состоящей из двух участков, разделенных поворотным столом, при применении которого требуется, чтобы во время поворота смежные конвейеры находились вне стола, а при ходе смежных конвейеров стол находился соответственно в положении приема или выдачи деталей.
Если стол сможет после приема детали совершить поворот, оставить деталь на приемных планках последующего конвейера и вернуться в положение приема детали, а последующий конвейер сможет совершить свое движение вне зависимости от положения стола, то межучастковых связей будет меньше, а резерв времени для компенсации кратковременных потерь будет значительно больше (рис.49, б). Это положение относится и к двум участкам, сокасающимся конвейерами. Конструкция транспортных устройств должна допускать работу соответствующего конвейера непосредственно после получения детали или после освобождения места для выдачи детали, т. е. движение должно совершаться сразу после того, как будут созданы предпосылки для его* осуществления.
При построении циклограммы многопоточных АЛ, объединенных выдающими конвейерами, следует обращать внимание на то, чтобы время работы этих конвейеров было значительно меньше времени цикла работы одного потока. Если эти времена будут соизмеримы, то выдающие конвейеры могут вызвать задержку работы потоков. В таких случаях передачу деталей можно производить многониточными конвейерами с добавлением перекладчиков для осуществления перекрестной работы