Регулирование режимов работы трубопроводов изменением параметров трубопроводов дросселированием, байпасированием
Изменения условий перекачки в процессе эксплуатации (изменение расхода, временный выход из строя какой-либо станции и т. д.) могут привести к нарушению нормального режима работы нефтепровода: к кавитации на одних станциях и к давлениям, превышающим предельное, на других. Это означает, что пропускные способности отдельных участков нефтепровода окажутся неодинаковыми. Согласование работы насосных станций (или, что то же, выравнивание пропускных способностей участков нефтепроводов) достигается регулированием. В результате регулирования подпоры перед станциями должны быть не меньше допустимых , а напоры не должны превосходить предельного значения
.
При регулировании изменяется напор на насосной станции и одновременно расход. Регулирование может быть ступенчатое (отключение насосных агрегатов) и плавное, осуществляемое изменением числа оборотов двигателя или насоса, перепуском части потока нефти из нагнетательного коллектора во всасывающий и дросселированием потока.
Регулирование отключением одного или нескольких агрегатов — наиболее экономичный способ. Он применяется в тех случаях, когда необходимо уменьшить напор на величину, близкую к напору, развиваемому по крайней мере одним насосом. Чтобы точно установить нужные напор и расход, ступенчатое регулирование должно быть дополнено плавным регулированием.
Регулирование изменением числа оборотов двигателя не получило распространения, так как существующие схемы пока еще сложны, громоздки и дороги (имеются в виду электродвигатели).
Регулирование изменением числа оборотов насоса осуществляется при помощи специальных магнитных муфт или гидромуфт.
Рассмотрим регулирование при помощи муфт, перепуском и дросселированием, сравнив эти способы по коэффициентам полезного действия,
Пусть в результате регулирования расход и напор должны быть равны и
(рис. 1), которые являются координатами точки А, лежащей на характеристике трубопровода (последняя на чертеже не показана). Тогда при регулировании дросселированием
насосная станция будет развивать напор ; напор Н' должен быть погашен дросселированием. При этом полезная мощность равна
, а затраченная
. Отсюда коэффициент полезного действия
, или
. (1)
При регулировании перепуском подача насосной станции равна , поток нефти с расходом
должен циркулировать по байпасной линии.
Следовательно, при перепуске коэффициент полезного действия
.
Выразим через величины Н' и
Если уравнение характеристики насосной станции написать в виде , то
и
.
Учитывая также, что получим
или
(2)
При регулировании с помощью муфты крутящий момент на валу двигателя передается на вал насоса без изменения, т. е.
Рис. 1. К расчету регулирования работы насосной станции
,
где и
— мощность и число оборотов на валу двигателя, а
и
— то же на валу насоса.
Следовательно, коэффициент полезного действия при этом способе регулирования равен .
Очевидно, что этой же величине равен КПД для всей насосной станции, если на ней установлены одинаковые насосные агрегаты.
Величина — полный КПД (
); он включает в себя КПД регулирования и КПД при отключенном регулирующем устройстве муфты
(максимальный КПД, когда ведомый вал вращается с наибольшим числом оборотов п1.
Итак,
,
где
, а
Максимальный КПД для магнитных муфт равен 0,93—0,95, а для гидромуфт он достигает 0,97—0,98. Коэффициент полезного действия регулирования определяется числом оборотов
за пределами регулирования.
Для центробежных насосов
и
Из этих соотношений имеем:
и
(3)
— уравнение параболы подобных режимов работы насоса (рис. 1— пунктирная кривая). Расход соответствующий числу оборотов
,найдем совместным решением уравнения (34) и уравнения характеристики насосной станции, которое представим в той же форме:
В результате будем иметь:
.
Далее, произведя замену
и
,
получим
Из формул (33), (34) и (35) следует, что и
.
Однако это не означает, что регулирование при помощи муфт всегда выгоднее.
При сравнении регулирования при помощи муфт с остальными способами надо пользоваться не коэффициентом , а полным коэффициентом полезного действия
, который учитывает потери энергии при регулировании и постоянные потери. Последние имеют место не только во время регулирования, но и при работе нефтепровода, когда регулирование не ведется. Чем меньше частота и продолжительность периодов регулирования, тем менее выгодным оказывается регулирование при помощи муфт.
Сравним теперь способы регулирования дросселированием и перепуском.
Из формул
и
следует, что если , то
.
Иными словами, если мощность, потребляемая насосом (насосной станцией), с увеличением расхода возрастает, то регулирование дросселированием выгоднее регулирования перепуском, и наоборот.
Насосы, применяемые на магистральных нефтепроводах, имеют пологие характеристики Q — Н; для них зависимость N = N(Q) — возрастающая функция. Поэтому на магистральных нефтепроводах регулирование дросселированием выгоднее регулирования перепуском.