Рациональное использование и охрана природных ресурсов
1. Подготовка документов территориального планирования и документации по планировке территории осуществляется в соответствии с градостроительным законодательством, земельным, лесным, водным законодательством, законодательством об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, в части соблюдении требований по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности. Подготовка указанных документов выполняется на основании результатов инженерных изысканий.
2. Запрещается проектирование и строительство населенных пунктов, промышленных комплексов и других объектов до получения от соответствующей территориальной геологической организации данных об отсутствии полезных ископаемых в недрах под земельным участком, намечаемым под застройку. Застройка площадей залегания полезных ископаемых, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений осуществляется в установленном порядке только при условии проведения соответствующих обоснований.
При необходимости извлечения полезных ископаемых из недр под ранее застроенными площадями (подработка объектов) меры по обеспечению наиболее полного извлечения запасов полезных ископаемых и безопасности подрабатываемых объектов должны устанавливаться в соответствии с требованиями СНиП 2.01.09-91, других нормативных документов, регламентирующих порядок застройки площадей залегания полезных ископаемых. Пригодность нарушенных земель для различных видов использования после рекультивации следует оценивать согласно ГОСТ 17.5.3.04-83* и ГОСТ 17.5.1.02-85.
3. При градостроительном проектировании следует обеспечивать соблюдение установленных режима особо охраняемых территорий – государственных природных заповедников, в том числе биосферных, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, а также лечебно-оздоровительных местностей и курортов, в соответствии с Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях».
4. В целях защиты особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним земельных участках следует предусматривать охранные зоны или округа с установленным для них режимом деятельности. На особо охраняемых природных территориях, в пределах которых находятся места обитания, размножения и миграции животных, птиц и рыб, особенно редких и исчезающих видов растений и животных, занесенных в красные книги Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, следует предусматривать охранные зоны с запрещением в пределах этих зон любой деятельности, отрицательно влияющей на природные комплексы. Вокруг особо охраняемых природных территорий необходимо создание охранных зон с ограниченным режимом природопользования шириной, км, не менее:
при примыкании к производственным зонам 5
к жилым и общественно-деловым зонам городских поселений 3
5. Размещение зданий, сооружений и коммуникаций инженерной и транспортной инфраструктуры запрещается:
по экологическим требованиям:
на землях заповедников, заказников, природных национальных парков, ботанических садов, дендрологических парков и водоохранных полос (зон), если проектируемые объекты не связаны с целевым назначением этих территорий;
на землях зеленых зон городов, городских лесов, если проектируемые объекты не предназначены для целей отдыха, спорта или для обслуживания пригородного лесного хозяйства;
в первом поясе зоны санитарной охраны источников водоснабжения и площадок водопроводных сооружений, если проектируемые объекты не связаны с эксплуатацией источников;
на земельных участках, уровень загрязнения почв и грунтов которых превышает установленные нормы, без выполнения требований, приведенных в подразделе 4.72. настоящего нормативного документа;
по требованиям безопасности и возможных экологических последствий:
в зонах охраны гидрометеорологических станций;
в зонах отвалов породы горнодобывающих и горноперерабатывающих предприятий, в зонах возможного проявления оползней, селевых потоков и снежных лавин;
в зонах возможного затопления (при глубине затопления 1,5 м и более), не имеющих соответствующих сооружений инженерной защиты;
в охранных зонах магистральных продуктопроводов.
6. В составе округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов выделяются зоны с различным режимом охраны:
первая зона, на территории которой запрещается все виды хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованиями и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически чистых и рациональных технологий;
вторая зона, на территории которой запрещается размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую природную среду, природные лечебные ресурсы и приводящих их к истощению;
третья зона, на территории которой вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных предприятий и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей природной среды, природных лечебных ресурсов и их истощением.
7. Размещение зданий и сооружений в охранных зонах (округах) заповедников и других особоохраняемых территорий допускается, если строительство указанных объектов или их эксплуатация не будут угрожать сохранности этих территорий. Условия размещения таких объектов определяются при устанавливлении границ охранных зон (округов) и режима их хозяйственного использования.
Размещение объектов в пределах водоохранных зон регламентируется Положением о водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах водных объектов, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Размещение объектов в пределах второго и третьего поясов зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществляется в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».
8. В пределах пригородных зон городов на землях лесного фонда следует предусматривать формирование зеленых зон. Планировочная организация зеленых зон городов должна предусматривать разделение на лесопарковую и лесохозяйственную части, выделение мест отдыха населения и охранных территорий, обеспечивающие выполнение оздоровительных и природоохранных функций леса согласно ГОСТ 17.6.3.01. - 78*.
Определение функциональных зон лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых и зеленых зон осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2009 г. №1007.
В зеленых зонах запрещается хозяйственная деятельность, отрицательно влияющая на выполнение ими экологических, санитарно - гигиенических, рекреационных функций.
Вокруг городских и сельских поселений, расположенных в безлесных и малолесных районах, следует предусматривать создание ветрозащитных и берегоукрепительных лесных полос, озеленение склонов холмов, оврагов и балок.
Ширину защитных лесных полос следует принимать не менее, м: для крупнейших и крупных городов – 500, больших и средних городов – 100, малых городов и сельских поселений – 50.
9. Леса зеленых зон городов, округов санитарной и горно-санитарной охраны, леса курортов, относящиеся к лесам первой группы, должны быть использованы в рекреационных, санитарно - гигиенических и оздоровительных целях.
10. Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, в том числе для установления или изменения черты населенных пунктов и их застройки, регулируется Федеральным законом от 21 декабря 2004 года №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».