Общая характеристика организации досуговых мероприятий.
Билет 9.
Общая характеристика организации досуговых мероприятий.
Досуговое мероприятие - относительно завершенный фрагмент жизнедеятельности детей в определенный промежуток времени, организованный для отдыха, развлечения и развития ребенка.
Организация досуговых мероприятий представляет собой структурирование коллективной жизнедеятельности детей для создания целостности, объединение ресурсов, которые обеспечивают эффективность реализации досуговых целей.
Организация досуговых мероприятий представлена комплексом элементов:
· осмысление и определение схемы организации досугового мероприятия;
· диагностика досуговых интересов потенциальных участников;
· определение цели и задач;
· планирование и подготовка досугового мероприятия (разработка сценария, музыкального и художественного оформления, подготовительная работа с основными участниками, обеспечение присутствия актуальных участников);
· проведение и анализ досугового мероприятия.
При выборе схемы организации досугового мероприятия в первую очередь необходимо исходить из того, кто выступает в качестве его заказчика. Заказчик может быть внешним (общественная организация, орган управления, коммерческая организация) или внутренним (дети, родители, педагоги). Необходимо обсудить с заказчиком его видение мероприятия, установить масштаб организационной задачи (состав и количество участников, территориальное позиционирование – внутришкольное, общегородское или районное, уровень) и определить ресурсное обеспечение организации мероприятия.
Следование запросам, пожеланиям и ожиданиям заказчиков осуществляется организаторами в общих рамках ответственности:
· ответственность за жизнь и здоровье детей – создание безопасных условий жизнедеятельности;
· ответственность за эмоциональное благополучие каждого ребенка – формирование благоприятного психологического климата детско-подростковых объединениях;
· ответственность за обеспечение эффективности процесса организации досуговых мероприятий – включение каждого ребенка в досуговые мероприятия, обеспечение у детей и подростков мотивации участия.
Создание безопасных условий жизнедеятельности в процессе подготовки досуговых мероприятий предусматривает: информирование детей о технике безопасности, знание организаторами особенности здоровья детей, проверка безопасности площадок, учет специфики одежды и обуви, контроль за питанием и питьевым режимом детей, оперативное реагирование в случае возникновения нештатных ситуаций, своевременное информирование экстренных служб.
Формирование благоприятного психологического климата в детско-подростковых сообществах предполагает: трансляцию организаторами позитивного тона взаимоотношений, демонстрацию терпимости, доброго отношения друг к другу, опора на лидеров, психологическая защита детей, ставших объектом насмешек, избежание акцента на религиозных, расовых, национальных различиях.
Обеспечение эффективности процесса организации досугового мероприятиясостоит из следующих мер:
· привлечение в качестве организаторов детей, пользующихся авторитетом среди детей
· стимулирование самоорганизации детей при подготовке и проведении мероприятия
· использование различных схем организации самостоятельной деятельности
· помощь детям, не готовым быстро и ярко продемонстрировать свои возможности
· приучение детей к ответственности и самостоятельности.
Организация досугового мероприятия может рассматриваться в различных качествах: как бизнес по предоставлению услуг в целях получения организатором прибыли, как общественная работа и общественное служение, как профессиональная деятельность.
Задание: составьте сценарий ярмарки (гуляния).
Ярмарка - развернутое на определенной территории коллективное развлечение, предполагающее вовлечение участников в различные аттракционы.
При организации ярмарки целесообразно выделить 3 этапа действа:
1) Официальное открытие (предоставление - старта), которое может сопровождаться карнавальным шествием;
2) Свободное движение участников по ограниченной территории в течение заданного времени;
3) Яркое закрытие (предстваление - финиш).
Ход праздника
Все участники одеты в традиционные русские народные костюмы.
Официальное открытие
Звучит русская народная песня «Камаринская». На сцену с двух сторон выбегают два скомороха. Кувыркаются, останавливаются. Музыка стихает.
Скоморох 1.На ярмарку! На ярмарку! Спешите все сюда!
Здесь шутки, песни, сладости Давно вас ждут, друзья!
Скоморох 2.Эй, не стойте у дверей. Заходите к нам скорей!
Ведущий.И со всех сторон земли Все на ярмарку пришли!
Народ собирается! Наша ярмарка открывается!
Звучит русская народная песня «Барыня». С двух сторон выходят дети в русских народных костюмах. Музыка чуть затихает.
Финал гуляния
Все участники ярмарки встречаются у сцены.
Ведущий.Тары-бары, тарара, Начинается игра.
Звучит русская народная песня «Барыня». На сиене появляется медведь в сопровождении цыгана (цыган босой, ведёт медведя на цепи). Выходит на середину. Музыка стихает.
Поводырь.Расступись, народ честной, Идёт медведюшка со мной!
Медведь кланяется. Зрители удивляются, показывают на медведя.
Поводырь.Много знает он потех. Будут шутки, будет смех!
Миша, ты петь умеешь?
Медведь утвердительно кивает головой (поводырь даёт медведю гармошку. Медведь поёт беззвучно, широко открывая рот).
Поводырь. Больно плохо ты поёшь.
Медведь надевает косынку, берётся за её концы и пляшет. Звучит русская народная песня «Барыня». Все дети хлопают в ладоши, приплясывают вместе с медведем. Выбегают скоморохи. Музыка чуть затихает.
Скоморох 1. Подводят итоги конкурсов, объявляют имена победителей, кто набрал наибольшее количество жетонов.
Скоморох 2. Вручает призы.
Скоморох 1. До свиданья, люди добры!
Скоморох 2.Умолкает барабан, Закрываем балаган.
Музыка вновь звучит громко. В переплясе все участники уходят со сцены.
Билет 9.
Общая характеристика организации досуговых мероприятий.
Досуговое мероприятие - относительно завершенный фрагмент жизнедеятельности детей в определенный промежуток времени, организованный для отдыха, развлечения и развития ребенка.
Организация досуговых мероприятий представляет собой структурирование коллективной жизнедеятельности детей для создания целостности, объединение ресурсов, которые обеспечивают эффективность реализации досуговых целей.
Организация досуговых мероприятий представлена комплексом элементов:
· осмысление и определение схемы организации досугового мероприятия;
· диагностика досуговых интересов потенциальных участников;
· определение цели и задач;
· планирование и подготовка досугового мероприятия (разработка сценария, музыкального и художественного оформления, подготовительная работа с основными участниками, обеспечение присутствия актуальных участников);
· проведение и анализ досугового мероприятия.
При выборе схемы организации досугового мероприятия в первую очередь необходимо исходить из того, кто выступает в качестве его заказчика. Заказчик может быть внешним (общественная организация, орган управления, коммерческая организация) или внутренним (дети, родители, педагоги). Необходимо обсудить с заказчиком его видение мероприятия, установить масштаб организационной задачи (состав и количество участников, территориальное позиционирование – внутришкольное, общегородское или районное, уровень) и определить ресурсное обеспечение организации мероприятия.
Следование запросам, пожеланиям и ожиданиям заказчиков осуществляется организаторами в общих рамках ответственности:
· ответственность за жизнь и здоровье детей – создание безопасных условий жизнедеятельности;
· ответственность за эмоциональное благополучие каждого ребенка – формирование благоприятного психологического климата детско-подростковых объединениях;
· ответственность за обеспечение эффективности процесса организации досуговых мероприятий – включение каждого ребенка в досуговые мероприятия, обеспечение у детей и подростков мотивации участия.
Создание безопасных условий жизнедеятельности в процессе подготовки досуговых мероприятий предусматривает: информирование детей о технике безопасности, знание организаторами особенности здоровья детей, проверка безопасности площадок, учет специфики одежды и обуви, контроль за питанием и питьевым режимом детей, оперативное реагирование в случае возникновения нештатных ситуаций, своевременное информирование экстренных служб.
Формирование благоприятного психологического климата в детско-подростковых сообществах предполагает: трансляцию организаторами позитивного тона взаимоотношений, демонстрацию терпимости, доброго отношения друг к другу, опора на лидеров, психологическая защита детей, ставших объектом насмешек, избежание акцента на религиозных, расовых, национальных различиях.
Обеспечение эффективности процесса организации досугового мероприятиясостоит из следующих мер:
· привлечение в качестве организаторов детей, пользующихся авторитетом среди детей
· стимулирование самоорганизации детей при подготовке и проведении мероприятия
· использование различных схем организации самостоятельной деятельности
· помощь детям, не готовым быстро и ярко продемонстрировать свои возможности
· приучение детей к ответственности и самостоятельности.
Организация досугового мероприятия может рассматриваться в различных качествах: как бизнес по предоставлению услуг в целях получения организатором прибыли, как общественная работа и общественное служение, как профессиональная деятельность.
Задание: составьте сценарий ярмарки (гуляния).
Ярмарка - развернутое на определенной территории коллективное развлечение, предполагающее вовлечение участников в различные аттракционы.
При организации ярмарки целесообразно выделить 3 этапа действа:
1) Официальное открытие (предоставление - старта), которое может сопровождаться карнавальным шествием;
2) Свободное движение участников по ограниченной территории в течение заданного времени;
3) Яркое закрытие (предстваление - финиш).