Особенности проведения торгов в ходе исполнительного производства.
Основные понятия
Кредиторы.
Должник.
Права внешнего управляющего.
План внешнего управления.
Имущественный комплекс.
Продажа предприятия (бизнеса).
Мировое соглашение.
Права конкурсного управляющего.
Градообразующее предприятие.
Сельскохозяйственная организация.
Страховая организация.
Арестованное имущество.
Судебный пристав.
Оценка имущества.
Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве) устанавливает определенные особенности организации и проведения торгов в ходе процедур внешнего управления и конкурсного производства.
В целях восстановления платежеспособности организации и удовлетворения требований кредиторов внешний управляющий вправе:
- после проведения инвентаризации и оценки имущества должника приступить к продаже имущества должника на открытых торгах, если иное не предусмотрено планом внешнего управления;
- уступить права требования должника путем продажи требований на открытых торгах с согласия комитета кредиторов или собрания кредиторов, если иное не предусмотрено планом внешнего управления.
Торги в ходе внешнего управления проводятся в форме аукциона.
Имущество должника, относящееся к ограниченно оборотоспособному, может быть продано только на закрытых торгах.
Внешний управляющий может выступать в качестве организатора торгов либо поручить проведение торгов специализированной организации на основании договора. Специализированная организация, проводящая торги, не может быть заинтересованным лицом к отношении должника и внешнего управляющего.
Начальная цена имущества должника, выставляемого на торга, определяется внешним управляющим, если иное не предусмотрено планом внешнего управления.
Победитель торгов обязан уплатить продажную цену имущества должника в срок, предусмотренный протоколом или договором купли-продажи, заключенным по итогам конкурса, но не позднее чем через один месяц со дня проведения торгов.
Имущество должника, не проданное на первых торгах, выставляется на повторные торги, если иное не предусмотрено планом внешнего управления. Имущество должника, не проданное на повторных торгах, может быть реализовано внешним управляющим на основании договора купли-продажи, заключенного без проведения торгов.
В целях удовлетворения требований кредиторов план внешнего управления может предусматривать продажу предприятия (бизнеса) должника. При продаже предприятия отчуждаются все виды имущества, предназначенного для осуществления должником предпринимательской деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, а также права на обозначения, индивидуализирующие должника, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), другие исключительные права, принадлежащие должнику, за исключением Прав и обязанностей, которые не могут быть переданы другим лицам.
В случае, когда основной вид деятельности должника осуществляется только на основании разрешения (лицензии), покупатель предприятия приобретает преимущественное право на получение указанного разрешения (лицензии).
При продаже предприятия все трудовые договоры (контракты), действующие на момент продажи предприятия, сохраняют силу, при этом права и обязанности работодателя переходят к покупателю предприятия.
Сумма, вырученная от продажи предприятия, включается в состав имущества должника.
Продажа предприятия производится путем проведения открытых торгов, если иное не предусмотрено планом внешнего управления.
Внешний управляющий обязан опубликовать объявление о продаже предприятия на открытых торгах в официальном издании государственного органа по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению не менее чем за тридцать дней до даты проведения торгов.
В случае если в указанные и объявления о продаже предприятия сроки заявка на приобретение предприятия получена только от одного участника, торги по продаже предприятия не проводятся.
Лицо, являющееся победителем аукциона, и организатор открытых торгов в день проведения аукциона подписывают протокол, имеющий силу договора, И случае, если торги проводились в форме конкурса, на основании протокола, подписанного победителем конкурса и организатором торгов в день проведения конкурса, не позднее 20 дней с даты проведения конкурса подписывается договор купли-продажи предприятии.
Сумма задатка, утраченная лицом, выигравшим торги, в связи с его отказом от подписания протокола или договора купли-продажи предприятия, включается в состав имущества должника за вычетом издержек организатора торгов на их проведение.
Если за счет вырученной от продажи предприятия суммы должник имеет возможность удовлетворить требования кредиторов в полном объеме, производство по делу о банкротстве подлежит прекращению арбитражным судом по заявлению внешнего управляющего. Если же сумма, вырученная от продажи предприятия, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов в полном объеме, внешний управляющий предлагает кредиторам заключить мировое соглашение. При недостижении мирового соглашения арбитражный суд по заявлению внешнего управляющего принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
В целях удовлетворения требований кредиторов в ходе процедуры конкурсного производства Закон о банкротстве также предусматривает продажу конкурсным управляющим имущества должника на торгах. Так, после проведения инвентаризации и оценки имущества должника конкурсный управляющий приступает к продаже указанного имущества на открытых торгах, если собранием кредиторов или комитетом кредиторов не установлен иной порядок продажи имущества должника. При этом порядок и сроки продажи имущества должника должны быть одобрены собранием кредиторов или комитетом кредиторов.
Имущество должника, относящееся к ограниченно оборотоспособному, так же, как и при внешнем управлении, может быть продано только на закрытых торгах.
Конкурсный управляющий может либо выступить в качестве организатора торгов, либо поручить проведение торгов специализированной организации на основании договора. Требование о том, чтобы специализированная организация была незаинтересованным лицом, действительно и в отношении конкурсного управляющего.
Имущество должника, не проданное на первых торгах, выставляется на повторные торги или реализуется конкурсным управляющим на основании договора купли-продажи, заключенного без проведения торгов.
Конкурсный управляющий вправе выставить на открытые права требования должника, если иной порядок продажи (уступки) прав требования должника не установлен собранием кредиторов или комитетом кредиторов. Продажа (уступка) прав требования должника на открытых торгах осуществляется с соблюдением правил, предусмотренных для продажи прав требований должника в процедуры внешнего управления, если иное не установлено федеральным законом или не вытекает из существа требований. Продажа предприятия должника в ходе процедуры конкурсного производства также осуществляется в порядке, установленном для предприятия в ходе внешнего управления.
Исключения из общих правил организации и проведения торга по продаже имуществе должника в ходе процедур внешнего управления и конкурсного производства Закон о банкротстве устанавливает применительно к банкротству градообразующих предприятий сельскохозяйственных и страховых организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств.
Так, в целях удовлетворения требований кредиторов в ходе внешнего управления может быть осуществлена продажа градообразующего предприятия, численность работников которого, с учетом членов их семей составляет не менее половины численности населения соответствующего населенною пункта.
При наличии ходатайства органа местного самоуправления или привлеченного к участию в деле о банкротстве соответствующего федерального органа исполнительной власти либо органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации продажа предприятия производится путем проведения конкурса. Обязательными условиями конкурса являются:
- сохранение рабочих мест для не менее чем 70 процентов работников занятых на предприятии на момент его продажи;
- обязанность покупателя в случае изменения профиля деятельности предприятия переобучить или трудоустроить указанных работников.
Иные условия конкурса могут быть установлены исключительно с согласия собрания кредиторов. Если же указанное ходатайство не было подано или предприятие не было продано на условиях конкурса, предприятие подлежит продаже на аукционе.
При продаже имущества должника, признанного банкротом, арбитражный управляющий должен выставить на продажу на первых торгах предприятие как единый имущественный комплекс. Если имущество должника не было продано в указанном порядке, продажа имущества должника осуществляется по общим правилам, установленным Законом о банкротстве для продажи имущества должника.
Законом о банкротстве под сельскохозяйственными организациями понимаются юридические лица, основным видом деятельности которых является выращивание (производство, производство и переработка) сельскохозяйственной продукции, выручка которых от реализации выращенной (произведенной, произведенной и переработанной) ими сельскохозяйственной продукции составляет не менее 50 процентов общей суммы выручки. Особенности банкротства сельскохозяйственных организаций распространяются также на рыболовецкие артели (колхозы), выручка которых от реализации выращенной (произведенной, произведенной и переработанной) сельскохозяйственной продукции и выловленных водных биологических ресурсов составляет не менее 70 процентов общей суммы выручки.
При продаже объектов недвижимости, которые используются в целях сельскохозяйственного производства и принадлежат сельскохозяйственной организации, признанной банкротом, при прочих равных условиях преимущественное право на их приобретение принадлежит сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам, расположенным в данной местности.
Недвижимое имущество, а также имущественные права в отношении недвижимого имущества, входящие в конкурсную массу крестьянского (фермерского) хозяйства, могут быть проданы только по конкурсу, обязательным условием которого является сохранение целевого сельскохозяйственного назначения продаваемых объектов.
Продажа имущественного комплекса страховой организации может быть осуществлена в ходе внешнего управления по общим правилам, предусмотренным для продажи предприятия (бизнеса) должника в ходе внешнего управления. В ходе конкурсного производства имущественный комплекс страховой организации может быть продан, только с согласия покупателя принять на себя договоры страхования, по которым страховой случай не наступил до момента признания страховой организации банкротом.
Покупателем имущественного комплекса страховой организации может выступать только страховая организация. В случае продажи имущественного комплекса страховой организации в ходе внешнего управления к его покупателю переходят все права и обязанности по договорам страхования, по которым на дату продажи имущества страховой организации страховой случай не наступил.
Нормы, определяющие процедуру торгов в ходе исполнительного производства, содержатся в Федеральном законе от 21 июля 1997 г. n 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон об исполнительном производстве), а также в Гражданском процессуальном кодексе РФ и Арбитражном процессуальном кодексе РФ. Однако в случае различной регламентации одного и того же вопроса в Законе и процессуальном Кодексе следует руководствоваться нормами Закона «Об исполнительном производстве» в качестве специальной нормы, имеющей приоритет над общей нормой.
Реализация арестованного имущества должника, за исключением имущества, изъятого законом из оборота, независимо от основания ареста и видов имущества осуществляется путем его продажи. Продажа имущества должника, за исключением недвижимого имущества, осуществляется на комиссионных и иных договорных началах специализированной организацией, уполномоченной лицом, осуществляющим взыскание.
Продажа недвижимого имущества должника осуществляется путем проведения торгов специализированными организациями. Согласно п.2 ст. 63 Закона об исполнительном производстве порядок проведения указанных торгов определяется Гражданским кодексом РФ.
Торги в ходе исполнительного производства регулируются, помимо положений ГК РФ и Закона об исполнительном производств нормами целого ряда подзаконных нормативно-правовых актов принятых Президентом РФ, Правительством РФ, Министерств юстиции РФ, которые конкретизируют соответствующие положения Кодекса и Закона. Однако противоречивость и несовершенство иных подзаконных актов, отсутствие наработанной практики применения норм о торгах в ходе исполнительного производства приводит к серьезным негативным последствиям.
Торги недвижимым имуществом организуются и проводятся специализированными организациями по заявке судебного пристава с указанием минимальной начальной цены продажи имущества, выставляемого на торги.
Реализация арестованного имущества, за исключением имущества, изъятого из оборота, независимо от оснований ареста и видов имущества осуществляется путем его продажи в двухмесячный срок со дня наложения ареста, если иное не предусмотрено федеральным законом (п. 1 ст. 54 Закона об исполнительном производстве). Иное предусмотрено в п. 1 ст. 63 Закона об исполнительном производстве, гласно которому торги должны быть проведены в двухмесячный срок со дня получения специализированной организацией соответствующей заявки от судебного пристава-исполнителя.
Однако законодатель не определяет срок, в течение которого с момента ареста имущества судебным приставом-исполнителем должна быть направлена заявка на проведение торгов, что способствует различным злоупотреблениям ни данном этапе исполнительного производства. Лишь ст. 13 Закона oб исполнительном производстве предусматривает, что исполнительные действия должны быть совершены в двухмесячный срок для поступления к нему исполнительного документа.
Имущество, предназначенное для реализации, подлежит обязательной оценке. Как правило, такая оценка производится по рыночным ценам, действующим на день исполнения исполнительного документа. Если же оценки отдельных предметов является затруднительной либо должник или взыскатель имеет возражения против произведенной судебным приставом оценки, судебный пристав-исполнитель для определении стоимости имущества назначает специалиста. Сторона, оспаривающая оценку имущества, произведенную судебным приставом, несет расходы по назначению специалиста.
Торги недвижимым имуществом организуются и проводятся организациями, с которыми заключен соответствующий договор. (п.1 ст. 62 Закона «Об исполнительном производстве»).
Обязательным действием, совершаемым судебным приставом при подготовке торгов, является направление в адрес специализированной организации заявки на проведение торгов. К заявке должны быть приложены следующие документы:
- копия исполнительного документа (заверяется подписью судебного пристава и печатью подразделения судебных приставов)
- копия акта ареста имущества, составленного судебным, приставом (заверяется подписью судебного пристава и печатью подразделения судебных приставов);
- документы, характеризующие объект недвижимости (различного вида гражданско-правовые договоры на приобретение имущества, свидетельство о праве собственности, справки БТИ и т.д.);
- копии документов, подтверждающих право пользования земельным участком или право собственности на него, в случае отдельно стоящего здания (акты о землеотводе, свидетельство о праве постоянного (бессрочного) пользования на землю, свидетельство о
праве пожизненного (наследуемого) владения на землю и т.д.).
При продаже права долгосрочной аренды судебный пристав в дополнение к указанным документам прилагает:
- копию договора аренды;
- копию свидетельства о регистрации договора аренды;
- копию документа, подтверждающего согласие арендодателя на обращение взыскания на право долгосрочной аренды, либо, документа, из которого следует возможность передачи права долгосрочной аренды без согласия арендодателя, если право аренды было получено арендатором в результате торгов.
При продаже права на объект незавершенного строительства судебный пристав-исполнитель в дополнение к указанным в п. 3 ст. 62 Закона об исполнительном производстве документам прилагает:
- копию решения об отводе земельного участка;
- копию разрешения органа государственной власти и (или) органа местного самоуправления на строительство.
Судебный пристав-исполнитель в случае отложения им исполнительных действий выносит соответствующее постановление, о чем уведомляются стороны, суд или другой орган, выдавший исполнительный документ. Данное постановление может быть обжаловано в соответствующий суд в течение 10 дней.
Приостановление исполнительных действий может иметь место лишь при наличии оснований, указанных в ст. 20,21 Закона об исполнительном производстве. Перечень данных оснований исчерпывающий и расширительному толкованию не подлежит. Согласно п. 2. ст. 24 указанного Закона по приостановленному исполнительному производству никакие исполнительные действия не допускаются.
О приостановлении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок сообщает сторонам, в суд (если вопрос о приостановлении исполнительного производства решался не тем судом, который выдал исполнительный документ) или другой орган, выдавший исполнительный документ.
Порядок расчетов при организации и проведении торгов следующий.
1. Сумма задатка от претендентов перечисляется на счет специализированной организации (продавца).
2. Основная сумма за реализуемое имущество перечисляется победителем торгов на счет продавца.
3. Средства, вырученные от реализации имущества, перечисляются на соответствующие специальные счета лица, осуществляющего взыскание, в срок, установленный со дня поступления этих средств на счет продавца.
4. Сумма денежных средств, полученная продавцом по договору
с органом юстиции субъекта РФ (или лицом, осуществляющим взыскание), не может превышать 5% вырученных денежных средств от реализации имущества.
Согласно п. 3 ст. 449 ГК РФ, если иное не предусмотрено в законе или в извещении о проведении торгов, организатор открытых торгов, сделавший извещение, вправе отказаться от проведения аукциона в любое время, но не позднее, чем за три дня до наступления даты его проведения. В случаях, когда организатор открытых торгов отказался от их проведения с нарушением указанного срока, он обязан возместить участникам понесенный ими реальный ущерб. К сожалению, ни Закон об исполнительном производстве, ни иные нормативно-правовые акты не содержат никаких конкретизирующих данное правило положений применительно к торгам в ходе исполнительного производства.
Законодательство не предусматривает также четкой регламентации оснований и последствий признания торгов несостоявшимися Анализ ст. 403 ГПК РСФСР и п. 35 Временной инструкции позволяет сделать вывод, что торги признаются несостоявшимися в случаях, если:
- в торгах принял участие только один участник;
- в процессе торгов ни один из участников не подал заявку на
приобретение имущества по цене, равной или большей оценочной
стоимости, установленной лицом, осуществляющим взыскание, при
наложении ареста на данное имущество;
- покупатель не внес в установленный срок полностью сумму,
которую им куплено соответствующее имущество.
- В данной ситуации взыскателю предоставляется право оставить имущество за собой в сумме первоначальной оценки (либо по цене переоценки, если таковая состоялась).
Если взыскатель отказывается от имущества, оно возвращается должнику, а исполнительный документ — взыскателю (ст. 26 Закона об исполнительном производстве).