Цели и задачи государственного регулирования торговли в Республике Беларусь
В соответствии с Указом Президента РБ от 5 мая 2006 года № 289 «О структуре Правительства РБ»определено, что в систему республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, входят:
- министерства, государственные комитеты, являющиеся республиканскими органами государственного управления;
- объединения юридических лиц, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь.
Органы государственного управления, осуществляющие воздействие на развитие торговли, находятся в подчинении Совета Министров РБ, который осуществляет свою деятельность в соответствии с Законом РБ «О Совете Министров РБ» от 23 июля 2008 г. № 424-Зи Указа Президента РБ от 5 мая 2006 года № 289 «О структуре Правительства РБ».
Совет Министров РБ организует работу по координации торговой деятельности на территории республики через Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь и Управления торговли и услуг обл-, гор- и райисполкомов.
В широком смысле слова под регулированием понимается процесс, обеспечивающий требуемые значения переменных, существенных для объекта управления.
Государственное регулирование представляет собой систему мер, установленных государством с целью создания равных благоприятных условий для всех субъектов хозяйственной деятельности. Это типовые меры законодательного, исполнительного и контролирующего характера, применяемые государственными органами управления. Несмотря на различные точки зрения по поводу государственного регулирования торговли, этот процесс, в той или иной степени, осуществляется во всех странах.
Субъектом при этом выступают государство, общественные организации, законодательные органы, а объектом – экономические, организационные и управленческие отношения в сфере торговли на уровне субъектов хозяйствования.
Система государственного регулирования торговли включает цели, задачи, принципы, функции, методы и формы.
Цели подразделяются на стратегические и тактические.Стратегические целигосударственного регулирования–обеспечение стабильности потребительского рынка товаров и экономической безопасности страны, формирование конкурентной среды.Тактические цели–формирование в торговле рыночных отношений, целостной системы обслуживания населения и нормативно-правовой базы, обеспечивающей развитие торговли и в целом экономический рост страны.
Основными целямигосударственного регулирования торговли являются:
- обеспечение условий равенства для юридических и физических лиц различных форм собственности при осуществлении торговой деятельности;
- создание единого правового поля для предприятий и физических лиц всех форм
- собственности, чтобы все выполняли единые «правила игры»;
- защита прав и интересов потребителей, а также торговых предприятий, участвующих в процессе торгового обслуживания. Каждый потребитель должен знать свои права и пользоваться ими, одновременно все торговые предприятия и физические лица, осуществляющие торговую деятельность, обязаны выполнять Законы Республики Беларусь «О защите прав потребителя» и «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь»;
- обеспечение условий для развития свободной конкуренции и пресечения монополистической деятельности на внутреннем потребительском рынке. Государство должно выступать гарантом развития торговли на основе честной конкуренции, не допуская монополизацию внутреннего рынка отдельными предприятиями или физическими лицами;
- регулирование отношений между субъектами торговой деятельности на потребительском рынке и разграничение функций между различными органами управления. Государство выступает гарантом распределения функций управления торговлей между республиканскими государственными органами управления и органами местного управления и самоуправления.
Задачамигосударственного регулирования являются поддержание стабильности потребительского рынка и обеспечение его социальной направленности.
Основные задачи государственного регулирования торговой деятельности:
1) установление правил торговли, обязательных для всех субъектов хозяйствования, которые осуществляют торговую деятельность на территории республики. Единство норм и правил обеспечивает условия для конкуренции и обслуживания населения на высоком уровне;
2) создание условий, благоприятствующих продовольственной безопасности страны. Государство стимулирует собственного производителя и разрабатывает меры по защите отечественного рынка;
3) проведение государственной политики в области подготовки и повышения квалификации кадров для торговли согласно требованиям перспективного развития сферы торгового обслуживания;
4) стимулирование торговой деятельности при помощи государственногосубсидирования, предоставления льготного налогообложения и других мер, способствующих гармоническому развитию всех направлений торгового обслуживания населения;
5) сбор информации, разработка прогнозов поведения потребительского рынка страны, развитие торговли с целью удовлетворения потребности населения в товарах и услугах на современном этапе и на перспективу;
6) государственное инспектирование качества товаров и услуг, предлагаемых торговыми предприятиями и физическими лицами независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности. Органы государственного управления должны осуществлять контроль за правилами торговли и качеством реализуемых товаров и услуг с тем, чтобы обеспечить безопасность населения (включая экологическую), гарантировать получение добротных товаров и услуг.