Приемка товаров по качеству.
При обнаружении недоброкачественности и некомплектности товаров приемка приостанавливается. Получатель обязан обеспечить хранение товаров и вызвать представителя поставщика для окончательной приемки. По результатам приемки составляется акт. Приемка товаров по качеству бывает сплошной.
ГЛАВА 5. «Хранение и подготовка товаров к продаже».
Тема: Общие условия хранения товаров в магазине.
Товарные запасы в магазине размещают в торговом зале (рабочий запас) и/или в подсобных помещениях (резервный). Одна из основных задач работников магазина – сохранение количества и качества поступивших товаров.
Необходимо строго соблюдать требуемую температуру и относительную влажность воздуха. Скоропортящиеся продукты хранят при пониженных температурах, в холодильном оборудовании или ледниках.
При повышенной влажности торговые помещения проветривают, отапливают. При пониженной увлажняют – моют полы, разбрызгивают воду. При хранении товаров в магазине соблюдают товарное соседство. В первую очередь продают ранее завезенные товары. Ближе к дверям на нижних полках стеллажей размещают товары краткосрочного хранения – громоздкие, тяжелые, а на верхних полках легкие.
На стеллажах размещают распакованные товары, укладывают их стопками, рядами, маркировкой наружу. Громоздкие товары, ящики, мешки – размещают штабельным способом.
Расстояние от отопительных приборов должно быть не мене 1м, до пола - 20см, до источников освещения - 50см, между рядами – 0,75-1м, от наружных стен – 30-40 см, высота укладки - не более 2м.
При размещении товаров на хранение рекомендуется закреплять за каждым товаром постоянное место. Необходимособлюдать санитарный режим: вентиляция помещения, мытье полов, борьба с грызунами и другими вредителями. Необходимособлюдать предельные сроки хранения товаров, которые указываются в сопроводительных документах, стандартах.
Тема: Особенности хранения продовольственных товаров
Хлеб и хлебные изделия – хранят в чистых, сухих помещениях отдельно от других товаров. Формовой хлеб укладывают в один или в два ряда на боковую или нижнюю корку, подовый хлеб и булочные изделия в один ряд на нижнюю или боковую корку.
Плодоовощнуюпродукцию хранят в хорошо вентилируемых помещениях. Плоды размещают в затаренном виде отдельно от картофеля и овощей. Свежие и сухие фрукты хранят отдельно 80 – 95% влажности, при температуре 1 – 9 градусов.
Молочную и маргариновую продукцию хранят в охлажденных камерах, прилавках, шкафах, изолированно от других продуктов издающих специфический запах. Крупные сыры хранят без тары. Яйца, поступившие с холодильников, повторно не охлаждают. При хранении молочной продукции следует соблюдать сроки, установленные для каждого вида.
Мясо и мясопродукты хранят в охлаждаемых помещениях и оборудовании. Мороженое мясо хранят на подтоварниках штабелями. Нельзя хранить сырые мясопродукты с колбасными и кулинарными изделиями.
Рыбные товары обладающие резким запахом должны храниться в холодильных камерах отдельно от других товаров.
Соль в мешках хранят в отдельной кладовой, на подтоварниках.
Сахар размещают на подтоварниках в сухих помещениях вдали от товаров с резким запахом.
Кондитерские изделия в коробках и банках размещают на полках стеллажей, а в ящиках - на подтоварниках штабелями.
Мешки с мукой и крупой укладывают зашивкой внутрь на подтоварники в штабеля.
Тема: Подготовка товаров к продаже
Поступившие в магазин товары нуждаются в подготовке к продаже:
- распаковка; - сортировка (по группам, размерам, фасонам, сортам, ценам)
При подготовке к продаже производится:
- облагораживание товаров (очистка от пыли, удаление смазки, протирка товаров);
- фасовка;
- предварительная нарезка товаров;
- укладка товаров;
- комплектование подарочных наборов;
- заполнение, прикрепление ярлыков цен.
Подготовка товарок к продаже производиться продавцами в подсобных помещениях. Предварительная подготовка и фасовка товарок к продаже способствует:
– повышению производительности труда продавцов;
- более быстрому обслуживанию покупателей;
– снижению товарных потерь.
Тема: Особенности подготовки к продаже отдельных продовольственных товаров
Хлеб и хлебные товары – выкладывают в шкафах в достаточном количестве. Хлеб размещают так, чтобы покупатели при отборе не касались руками соседних изделий. Отбор хлеба должен производиться специальными вилками. Ярлыки цен крепятся к оборудованию.
Плодоовощные товары – перед подачей в торговый зал сортируют, в магазинах самообслуживания овощи и фрукты подают в торговый зал в расфасованном виде.
Молочные продукты – подают в торговый зал подготовленными к продаже. Масло и маргарин освобождают от тары, пергамента и зачищают со всех стороны от пожелтевшего слоя. Сыры сычужные разрезают на несколько частей. Молоко и кисло – молочные продукты подают в торговый зал в ящиках, корзинах, лотках.
Мясо и мясопродукты - мясо разделяют на сортовые отруба. Мясо птицы освобождается от тары, колбасные изделия и копчености освобождают от увязочного шпагата, их протирают, заветренные срезы зачищают.
Кондитерские изделия в магазинах самообслуживания фасуют в целлофановые и полиэтиленовые пакеты. Торты и пирожные размещают в охлаждаемые витрины и шкафы. Пирожные и рулеты выставляют в фабричных лотках, снабжая их специальными щипцами или лопатками.
ГЛАВА 6. «Размещение и выкладка товаров».
Тема: Общие требования к размещению товаров в магазине.
Предварительно определяются: места размещения каждой товарной группы в торговом зале; площадь необходимая для их выкладки.
При самообслуживании необходимую информацию о товаре покупатель получает не от продавца, а непосредственно знакомясь с выложенным товаром. При размещении пользуются принципами группировки, учитывают направление движения покупательских потоков, правила товарного соседства.
Движение покупательского потока начинается от входа в торговый зал магазина, чаще против движения часовой стрелки. Закрепление за товарами определенных мест помогает постоянным покупателям быстро находить нужные товары.
При размещении товара в торговом зале стремятся максимально использовать под выкладку, каждый квадратный метр торгового зала и облегчить доступ ко всем товарам. Крупногабаритные и тяжелые товары располагают в зоне около узла расчета или близко к выходу из торгового зала.
Товары, требующие частого пополнения, располагают ближе к кладовым помещениям. Товары дорогостоящие и в мелкой упаковке располагают вблизи кабины кассира. Сопутствующие товары располагают рядом. Продовольственные товары, требующие нарезки, взвешивания и упаковки (мясные, рыбные, молочные и др.), размещают за прилавками обслуживания.
Все продовольственные товары размещают с соблюдением правил товарного соседства. Продавцы должны своевременно пополнять товарные запасы. Пополнение производится до открытия и перед закрытием магазина, а при необходимости и в течение рабочего дня.
Тема: Общие требования к выкладке товаров в магазине.
Выкладкой товаров – называют способы показа и укладки товаров, при этом показывают свойства, цвет, форму всего ассортимента товаров. Выкладка может быть:
- товарной;- декоративной
Товарную выкладку применяют при самообслуживании, для одновременного показа и отпуска товаров.
При декоративной выкладке товары располагают в наиболее выгодном для привлечения внимания покупателей положении. Ее применяют только в рекламных целях.
Для осмотра товаров удобной является зона полок, расположенных на уровне глаз покупателя. Нельзя применять декоративную выкладку товаров, предназначенных для самостоятельного отбора, так как покупатели опасаются нарушить выкладку.
При размещении товаров на оборудовании применяют:
- вертикальный способ выкладки; - горизонтальный способ выкладки
Вертикальный способ выкладки предусматривает размещение однородных товаров на всех площадках данной горки по вертикали.
При горизонтальном – группу товаров размещают вдоль оборудования, занимая одну или две полки. Остальные полки этого оборудования на том же протяжении отводят для выкладки товаров других групп.
Тема: Организация и технология розничной продажи товаров.
Все торговые предприятия обязаны соблюдать:
- установленный режим работы; - товарный профиль; - санитарные требования
На входных дверях должна быть вывеска с указанием его названия, принадлежности, режима работы.
Доступ покупателей в магазин может быть прекращен только с наступлением перерыва или по окончании работы. Все покупатели, имеющие на руках, чеки должны быть обслужены.
О закрытии магазина на ремонт покупатели извещаются заблаговременно.
В витринах магазина выставляются образцы только тех товаров, которые имеются в продаже (по требованию покупателя они могут быть проданы после проверки, продаже не подлежат образцы, являющиеся рекламным инвентарём).
Не допускается к продаже товары без сертификации.
Перед открытием магазина должна быть выполнена вся работа по подготовке к обслуживанию покупателей.
На все реализуемые товары должны быть документы с указанием реквизитов поставщика, количество, цены, общей суммы.
В магазинах самообслуживания отбор товаров производят в инвентарную тару.
Алкогольные напитки, табачные изделия, игральные карты продавать несовершеннолетним до 18 лет запрещается и детям до 15 лет запрещается продавать спички, зажигалки, ядохимикаты.
При оплате товара покупателю выдается кассовый чек. Если товар сопровождается паспортом, в нем должна быть сделана отметка о дате продажи.
При расчете с покупателем кассир обязан четко назвать сумму, полученную от покупателя, положить эти деньги отдельно на видное место, выбить чек, назвать покупателю сумму сдачи и вручить ее вместе с чеком, после этого полученные от покупателя деньги можно положить в ящик кассового аппарата.
Продавец должен быть корректным, этичным и вежливым.
Продавец на рабочем месте не имеет права продавать недоброкачественные товары, нарушать установленную форму одежды, обслуживать покупателей сидя, принимать пищу, курить, вести частные разговоры, покидать рабочее место, не закончив обслуживание покупателей.
Тема: Основные элементы процесса продажи товаров
Процесс продажи товаров складывается из следующих элементов:
Встреча покупателя.
Продавцы должны приветливо встречать покупателя. Продавец должен одинаково внимательно относиться к любому покупателю, независимо от стоимости приобретаемого им товара. При появлении покупателя должны быть оставлены все дела – подсчет денег, чеков, заполнение документов, уборка рабочего места, выкладка товаров и т. п.