Теперь можно сделать несколько выводов об фармацевтическом рынке Росcии.
Фармацевтический рынок состоит из двух сегментов - рынок услуг по оптовой продаже лекарственных средств, территориальными границами которого являются административные границы субъектов Российской Федерации, а субъектами выступают предприятия оптовой торговли и рынок услуг по розничной продаже лекарственных средств, территориальные границы которого находятся в пределах муниципальных образований, а субъектами выступают аптечные учреждения.
В первом сегменте фармацевтический рынок можно характеризовать в целом как умеренно концентрированным, хотя в ряде регионов он является конкурентным, в других регионах - монополизированным. Во втором сегменте фармацевтический рынок является достаточно конкурентным, хотя в ряде имеет тенденцию к концентрации.
Сегмент фармацевтического рынка, связанный с оптовой продажей лекарственных средств, характеризуется, прежде всего, острой конкурентной борьбой между дистрибьюторами за рынки сбыта.
В некоторых регионах крупные дистрибьюторы полностью захватили рынок, то есть их совокупная доля на рынке составила 100%.
Формирование олигопольного рынка может привести к антиконкурентным действиям со стороны крупных дистрибьюторов (соглашениям, разделу рынка и т.д.).
Усиливается тенденция формирования крупных аптечных сетей, которые создают серьезную конкуренцию одиночным аптечным учреждениям особенно государственной и муниципальной форм собственности, а также приводит к усилению конкуренции между самими сетями.
В большинстве регионов отмечается недостаточная величина розничных надбавок (% вознаграждения) к ценам на лекарственные средства, входящих в перечень по ДЛО в аптечных учреждениях, большинство из которых являются государственными и муниципальными, что еще больше ухудшает их финансовое положение.
Рост цен имеет место в тех регионах, где дистрибьюторы занимают олигопольное положение, а сетевые аптеки занимают значительное место среди аптечных учреждений региона, либо в тех регионах, в которых сетевая торговля лекарственными средствами практически отсутствует.
Развитие сетевой торговли может сопровождаться повышением цен, если существуют горизонтальные и вертикальные соглашения.
Таблица 6. Крупнейшие компании по объему экспорта фармацевтической продукции
№ | Компания | Регион | Основной вид деятельности | Стоимость экспорта (млн долл.) | Количество стран-импортеров | Основная страна-импортер | |||
2015 год | 2014 год | 2015 год | 2014 год | 2015 год | 2014 год | ||||
«ИнтерЛек» | Московская область | оптовая торговля | 48,6 | 42,6 | Узбекистан | Узбекистан | |||
«Нижфарм» | Нижегородская область | производство медикаментов | 43,1 | 65,5 | Украина | Украина | |||
«Бест-фарм» | Москва | оптовая торговля | 21,8 | 20,7 | Литва | Литва | |||
«Биофарма» | Ростовская область | оптовая торговля | 17,2 | 8,1 | Украина | Абхазия | |||
Институт полиомиелита и вирусных энцефалитов им. М. П. Чумакова | Москва | производство медикаментов | 15,8 | 12,4 | Нигерия | Нигерия | |||
«БУКАЕВ.РУ» | Нижегородская область | оптовая торговля | 14,5 | 20,1 | Азербайджан | Азербайджан | |||
«Фармкомплект» | Нижегородская область | оптовая торговля | 14,4 | 13,1 | Узбекистан | Киргизия | |||
«Материа-медика» | Москва | производство медикаментов | 8,3 | 11,8 | Узбекистан | Узбекистан | |||
«Фармстандарт» | Московская область | производство медикаментов | 8,1 | 13,1 | Узбекистан | Узбекистан | |||
«Нанофарм» | Ростовская область | оптовая торговля | 7,7 | — | — | Украина | — | ||
«Медипал-онко» | Москва | оптовая торговля | 6,8 | 6,7 | Абхазия | Монголия | |||
«Астика» | Ростовская область | оптовая торговля | 6,3 | 0,0 | Украина | Украина | |||
«Лесан фарма» | Ростовская область | оптовая торговля | 6,0 | 2,9 | Украина | Абхазия | |||
«Полисан» | Санкт-Петербург | производство медикаментов | 5,8 | 9,4 | Украина | Украина | |||
«Фермент» | Московская область | производство медикаментов | 5,7 | 4,8 | Гонконг | Гонконг | |||
«Джонсон & Джонсон» | Москва | оптовая торговля | 4,7 | 3,7 | Бельгия | Бельгия | |||
«Синтез» | Курганская область | производство медикаментов | 4,5 | 10,9 | Азербайджан | Узбекистан | |||
«Бионафарм» | Москва | оптовая торговля | 4,4 | 3,8 | Узбекистан | Узбекистан | |||
«Рекитт Бенкизер хэлскэр» | Москва | оптовая торговля | 4,2 | 6,4 | Грузия | Азербайджан | |||
«Биосинтез» | Пензенская область | производство медикаментов | 3,5 | 7,2 | Азербайджан | Азербайджан |
Источник: АЦ «Эксперт»